Реферат по истории России «Аракчеевщина» Выполнено учеником 9А класса Кизько Борисом Андреевичем Проверил: Евтухова О. Г



Дата19.06.2016
өлшемі119.58 Kb.
#146033
түріРеферат
Средняя общеобразовательная школа №496

Московского района

Реферат по истории России

«Аракчеевщина»


Выполнено учеником 9А класса

Кизько Борисом Андреевичем


Проверил: Евтухова О. Г.

2005, г. Санкт–Петербург

Оглавление.

История термина «Аракчеевщина» ……………………………………………………2

Биография Аракчеева …………………………………………………………………..3

Закат деятельности Аракчеева ………………………………………………………...5

Создание военных поселений …………………………………………………………6

Плоды устройства военных поселений ……………………………………………….7

Вопрос об отмене крепостного права …………………………………………………9

Список используемой литературы …………………………………………………...10


История термина «Аракчеевщина»

Аракчеевщина (в России в начале 19 в.) – режим неограниченного полицейского деспотизма и насилия, произвола военщины [по имени Аракчеева, министра-временщика при Александре I].(по словарю Ожегова)

Термин «аракчеевщина» вошел в русский словесный обиход задолго до 1917 года. Первыми это слово употребляли «прогрессисты» времён александровских реформ (либералы). Аракчеев стал объектом эпиграмм Пушкина и героем народного песенного и стихотворного творчества.

Помимо титула "хитрого временщика" он получил немало других оригинальных определений и прозвищ: "всей России притеснитель" (пушкинская эпиграмма), "гатчинский капрал", "Нерон" (за события 1819 года в г. Чугуеве), "Силы Андреевича", "Змей Горыныч", "человек, наводивший страх не только на военные поселения, но и на все служившее тогда в России".

Пушкин в разговоре со Сперанским в начале апреля 1834 года дал такое сравнение деятелей Александровской эпохи: "...Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага". А через 20 дней он с сожалением писал о смерти графа Аракчеева, так как не мог с ним "видеться и наговориться".

Разными историографами его деятельность и действия на государственном поприще оценивались по-разному, но объединяющим началом всех исследований была в целом негативная оценка Аракчеева. А. А. Кизеветтер отмечал: "Он дал свое имя целому тринадцатилетию нашей истории (1812-1825), которое зовется "аракчеевщиной", подобно тому, как в XVIII столетии время правления Анны было прозвано "бироновщиной" (источник №4). В обобщающих трудах по истории СССР он был отмечен как проводник политики "крайней реакции, полицейского деспотизма и грубой военщины, которая по имени Аракчеева получила название "аракчеевщина". В. О. Ключевский, рассказывая о смерти Павла 27 февраля 1911 года, называет Аракчеева «сволочью» (источник №7).

Мне захотелось узнать, из-за чего же все так нелестно о нём отзываются, и существует ли другое мнение об этом видном государственном деятеле. Поэтому я и выбрал эту тему. Вот перед Вами результаты моих поисков в различных источниках.

Биография Аракчеева

Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834) – граф, генерал от артиллерии. Родился 23 сентября (4 октября) 1769 в селе Гарусово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье отставного поручика лейб-гвардии Преображенского полка А. А. Аракчеева и Е. А. Ветлицкой. Дома был приучен к аккуратности и практичности. Уже в детстве отличался замкнутостью и серьезностью. Грамоте и арифметике учился у сельского дьяка. Увидев в 1782 красивые военные мундиры соседей-помещиков, приехавших в отпуск, умолил отца отправиться в Петербург. Полгода, не имевшие ни знакомых, ни родственников, ни денег, провинциалы ежедневно ходили на прием к начальнику артиллерийского инженерного шляхетского корпуса П. И. Мелиссино. Наконец, сжалившись над нищим дворянином, тот принял его в корпус. Аракчеев занимался иностранными языками и военно-математическими науками, в чем показал большие успехи. По окончании курса в 1787 Аракчеев был оставлен в корпусе преподавателем (написал учебное пособие для артиллеристов), а помимо этого заведовал библиотекой. В 1792 Мелиссино отправил Аракчеева как способного артиллериста к великому князю Павлу Петровичу. Взлет карьеры Аракчеева произошел после того, как его часть, единственная, осталась на плацу, в то время как остальные ушли без приказа (Павел Петрович забыл его отдать, покинув смотр).

После восшествия Павла I на престол Аракчеев получил чин генерал-майора, анненскую ленту и вотчину Грузине с двумя тысячами крепостных. Требовательный, суровый и жесткий исполнитель по насаждению в армии прусских порядков, Аракчеев занимал сразу три должности: коменданта Петербурга, командира Преображенского полка и генерал-квартирмейстера всей армии. Павел I пожаловал Аракчееву графский титул и сам вписал девиз в его герб: "Без лести предан". Дважды Аракчеев увольнялся со службы: из-за доведения до самоубийства Георгиевского кавалера Лена и за попытку путем подлога избавить от наказания своего брата. В 1799 - 1803 жил в своем имении Грузине. Был возвращен на службу Александром I и назначен инспектором всей артиллерии. Аракчеев никогда не участвовала в боевых действиях. В 1805 при Аустерлице Аракчееву, находившемуся в императорской свите, было предложено командование одной из колонн, но он отказался. Большинство современников и историков объясняют это патологической трусостью Аракчеева. Есть и другое объяснение: при Аустерлице Аракчеев видел такой беспорядок, что никаким личным участием ничего изменить не мог; если бы ему приказали, он бы выполнил долг, но раз спросили его мнение, то он был искренен. Факт этот не помешал близости Александра I и Аракчеева. В 1806 - 1810 Аракчеев как военный министр много сделал в комплектовании и обучении строевого состава, введении технических новинок в артиллерию. Он писал статьи по вопросам технологии изготовления пороха, селитры и выполнения боевых стрельб, принял участие в создании "Артиллерийского журнала". Деятельность Аракчеева по совершенствованию рус. артиллерии сыграла свою роль в успешном исходе Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Аракчеев участвовал в рус.-шведской войне (1808 - 1809), выезжал в Финляндию и лишь благодаря его настойчивости рус. войска перешли лед Ботнического залива, чем благополучно решили исход всей кампании. Аракчеев был пожалован орден Андрея Первозванного, от к-рого он отказался, т.к. не принимал непосредственного участия в военных действиях. По окончании войны с Наполеоном Александр I подолгу жил за границей, и Аракчеев стал играть особую роль в управлении империей. Аракчеев безукоризненно выполнял все решения императора, касались ли они военных поселений или разработок проектов освобождения крестьян. Время его правления получило название "Аракчеевщина". Не бравший взяток, Аракчеев фанатично проводил в жизнь проект учреждений военных поселений, вопреки отчаянному сопротивлению солдат и крестьян.

В своем имении Грузино Аракчеев наладил идеальный порядок. Он создал подобие кредитного банка, где каждый при опрелённых условиях мог получить ссуду для приобретения сельскохозяйственного инвентаря или для улучшения своего хозяйства. Также в Грузине широко использовался вольнонаёмный труд. Собственным крепостным, находившимся на оброке, Аракчеев платил (!) за выполнение работ, хотя мог бы рассматривать это как барщину. При ведении хозяйства Аракчеев стремился использовать наиболее передовые методы (источник №6, с.100).



Закат деятельности Аракчеева

Вступление на престол не благоволившего к Аракчееву Николая I означало для него конец карьеры. В 1826 Аракчеев подал в отставку и до конца жизни жил в Грузине. О себе Аракчеев написал: "В жизни моей я руководствовался всегда одними правилами - никогда не рассуждал по службе и исполнял приказания буквально, посвящая все время и силы мои службе царской. Знаю, что меня многие не любят, потому что я крут, да что делать? Таким меня Бог создал! Утешаюсь мыслью, что я был полезен". Завещал 50 тыс. руб. и проценты с них на написание и издание истории императора Александра I к столетней годовщине его смерти, т.е. к 1925. Узнав о кончине Аракчеева, А.С. Пушкин написал: "Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться". Жизнь Аракчеева еще раз убеждает: нельзя, невозможно осчастливить людей против их воли. Тут, если угодно, один из главных уроков отечественной истории. Когда в 1918 году большевики вывесили в центре Москвы знаменитый лозунг "Железной рукой загоним человечество к счастью", они лишний раз подтвердили и свое явное умственное родство с незабвенным графом, и свое непонимание опыта истории...

Но не все негативно относились к Аракчееву. Например, в 1817 г. российский мореплаватель О. Коцебу, совершавший кругосветное плавание на бриге «Рюрик», открыл и назвал именем Аракчеева небольшой атолл (Тихий океан, группа Маршалловых островов). А ведь граф Алексей Андреевич был Коцебу не сват, не брат, не родственник и даже не начальник… Наверное, капитан просто уважал этого человека.

Но эта биография не была бы полной, если не рассказать о двух самых главных проектах, одному из которых, и обязан граф своей непопулярностью – проекте военных поселений, который был доверен ему Николаем I, и проекте отмены крепостного права.



Создание военных поселений

История военных поселений восходит еще к довоенному периоду, когда в одном из уездов Могилевской губернии было решено в качестве эксперимента поселить запасной батальон одного из армейских полков (1810 - 1812 гг.). Солдаты этого батальона должны были заняться сельскохозяйственным трудом и таким образом кормить своих товарищей из двух других батальонов, расположенных на постой в том же селении. Когда закончилась война, вопрос о военных поселениях встал особенно остро: страна находилась в тяжелом финансовом кризисе и перевод армии на самоокупаемость (а именно это было главной целью военных поселений) казался удачным выходом из положения. Однако теперь было решено создавать военные поселения на новых основаниях. Если во время первого опыта солдат поместили в дома государственных крестьян, переселенных в Новороссийскую губернию, то после войны сочли, что это слишком дорого и легче самих государственных крестьян превратить в военных поселенцев. Военные поселения создавались с 1816 г. в Петербургской, Новгородской, Могилевской, Слободско-Украинской, Херсонской, Екатеринославской и др. губерниях. К концу правления Александра подобным образом была расселена треть русской армии и, как свидетельствуют документы, эти планы распространялись на всю армию. Военные поселяне должны были, кроме всего прочего, снабжать продовольствием действующую армию. Для них строились дома с хозяйственными строениями. В поселениях пехоты надел составлял 6,5 десятин пашни, в кавалерийских - колебался от 36 до 52 десятин. Формально переведенные в поселенцы государственные крестьяне освобождались от крепостной зависимости и становились лично свободными, освобождались от всех податей и повинностей, однако в реальности их положение оказывалось хуже прежнего. Поселенцы не имели права заниматься торговлей, уходить на промыслы; на прежнее место жительства возвращали даже крестьян, давно покинувших родные места и ушедших на заработки в город. Помимо обязанностей, связанных с ведением сельского хозяйства поселяне должны были выполнять все воинские уставы, являясь одновременно и крестьянами и солдатами. Детей поселян с шестилетнего возраста обучали военному искусству, с двенадцати лет их переводили в разряд кантонистов и отбирали у родителей, с восемнадцати - они уже считались военнослужащими. Каждое военное поселение представляло собой роту. Поселенный батальон включал 4 роты, полк составлял округ.

По мысли инициаторов строительства военных поселений, их успех должен был избавить от рекрутских наборов, поскольку возникала как бы самопополняющаяся армия, фактически военное сословие. Считалось, что таким образом сразу и решится проблема формирования армии, и облегчится положение крестьян, освобожденных от рекрутчины. Александр I был, видимо, убежден, что, ликвидировав рекрутчину и переведя казенных крестьян на положение вольных, он делает еще один шаг к их освобождению. Это было очередным и, может быть, одним из самых глубоких заблуждений царя, ибо военные поселения очень быстро стали предметом ненависти, причем не только тех, кто жил в них, но и общества в целом. Показательно, что против поселений были настроены даже члены царской семьи, как правило, выступавшие оппонентами всех либеральных начинаний Александра. Главным организатором военных поселений, непосредственным исполнителем воли царя был Аракчеев. С именем этого нелюбимого и презираемого человека связывались царившие в поселениях жестокость и произвол. Вместе с тем необходимо признать, что главная цель Аракчеева - сократить расходы на содержание армии - была достигнута. Военные поселения были упразднены только в 1857 г.

Плоды устройства военных поселений

Результатом политики строительства военных поселений стали восстания поселенцев, самое крупное из которых произошло на Украине (Чигиринское восстание 1819 г.). Восстание охватило значительные районы и относительно большое количество воинских частей; после его подавления было арестовано более 2 тысяч человек, из которых 275 были приговорены к смертной казни, замененной иными наказаниями. В следующем, 1820 г. страну потрясло известие о восстании в лейб-гвардии Семеновском полку - одном из двух старейших, основанных еще Петром I привелегированных полков русской регулярной армии. Шефом его был сам император Александр I, формально числившийся в списках 1 гренадерской роты и много внимания уделявший подбору офицеров и солдат. Во время войны 1812 - 1814 гг. полк участвовал во всех походах русской армии, был при Бородине, в крупнейших сражениях в Европе. Это полк пользовался большим авторитетом и был живой историей русской армии.

В апреле 1820 г. новым командиром полка был назначен полковник Ф. Е. Шварц, потомок незнатного дворянского рода из Смоленской губернии, чьи предки, выходцы из Дании, поселились в России еще в XVII в. Боевой офицер, участник Отечественной войны и заграничных походов Шварц был известен как человек храбрый, но малообразованный и беспощадный к солдатам. Воспоминания современников об обращении Шварца с нижними чинами заставляют думать, что ко времени назначения в Семеновскнй полк он страдал психическим расстройством, сделавшим его особенно жестоким и изобретательным на разного рода издевательства и унижения. Вступив в командование полком, Шварц стал с еще боль рвением, чем прежде, применять здесь жестокую муштру, устраивать бесконечные учения, смотры, проверки и пр. Жизнь полка резко переменилась: солдаты и офицеры не успевали выспаться, отдохнуть, привести в порядок обмундирование. В полку, где были развиты понятия чести, человеческого достоинства, где отсутствовали традиции рукоприкладства в отношении солдат, быстро росло недовольство новым полковым командиром, вылившееся в октябре 1820 г. в открытый бунт. От имени всего полка 1-я гренадерская рота заявила требование сменить командира полка, отменить ненавистные всем дополнительные смотры, введенные Шварцем, и принять меры к улучшению материального положения солдат. Все попытки увещевать гренадеров, предпринимавшиеся высшими военными чинами Петербурга, результатов не дали, рота был арестована и отправлена в Петропавловскую крепость. На следующий день к ней были присоединены еще две роты того же батальона, отказавшиеся повиноваться и требовавшие освобождения своих товарищей.

Слухи о происшедшем в полку быстро распространились по всей России, и действия семеновцев вызвали в обществе активную симпатию. Даже специально назначенная для следствия комиссия вынуждена была фактически оправдать солдат, и ее пришлось заменить другой. Приговор бунтовщикам был вынесен лишь в конце лета 1821 г.: девять с трудом выявленных комиссией “зачинщиков” были шесть раз прогнаны сквозь строй батальона и затем отправлены на каторгу в Сибирь; еще несколько сот человек распределены по различным армейским частям.

Элитные части русской армии, не выдержав муштры и прочих бедствий, поднялись против тех, кому должны были служить опорой. Вот почему аракчеевщина – период истории Российской империи, о котором принято отзываться с недовольством, возмущением и скептицизмом.

Вопрос об отмене крепостного права

В 1818 – 1819 гг. необходимо было срочно решать крестьянский вопрос. С этой целью в конце 1817 года Александр I поручил нескольким гос. деятелям представить свои предложения об отмене крепостного права. При этом отмена кр. права производилась не для улучшения отношений с Европой, а как определённая и целенаправленная политика. Самое интересное в том, что позиция Аракчеева не понятна общественности. С одной стороны, он – жестокий и самовластный помещик. С другой – он старался воздерживаться от защиты кр. Права, никогда не выступал в Государственном совете в поддержку крепостнической оппозиции. После выхода в 1818 г. книги декабриста Н. И. Тургенева «Опыт теории налогов», где говорилось о необходимости освобождения крестьян, Аракчеев не участвовал в порицании автора крепостниками.



К сожалению, полный текст проекта утерян, судить о нём можно только по анонимной записке о деятельности Аракчеева в крестьянском вопросе 1818 года и по упоминанию в «Записке о разных предположениях по предмету освобождения крестьян» 1861 г. Основной принцип предложения – никакого насилия государства по отношению к чиновникам. Аракчеев считал, что гос-во покупало помещичьи имения в казну ил «по добровольно установленным ценам с помещиками», или на некоторых «особенных правилах». На эти цели предлагалось выделять по 5 млн руб. ассигнациями в год. Однако, в то время средняя по России стоимость души составляла 100 руб. ассигнациями. Значит, за 1 год правительство не могло бы выкупить больше 50 тыс. крепостных. Двигаясь такими темпами, гос-во не освободило бы всех крестьян и к 2018 году. Видимо, это понимал и сам Аракчеев, но, скорее всего, он считал, что медленные темпы ускорятся многократно. По крайне мере, идеи Аракчеева были одобрены Александром I.

Список используемой литературы.

  1. Ячменихин К.М. Алексей Андреевич Аракчеев // Вопросы истории. 1991.

  2. Томсинов В.А. Временщик: (А.А. Аракчеев). - М.: ТОО "ТЕИС", 1996.-272с.- (Гос. деятели России).

  3. Ковалевский Н.Ф. История государства российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII – начала XX века. – М.: изд. «Книжная палата», 1997.

  4. Кизеветтер А.А. Император Александр 1 и Аракчеев в их взаимоотношениях - СПб., 1911.- (Отт. из "Рус. мысли", 1911, кн. 2, с. 1- 33).

  5. Мироненко. С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. – Москва, изд. «Наука», 1989

  6. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Том 9, «Дневники и дневниковые записи», «Дневниковые записи 1902-1911 гг., 27 февраля, с. 362







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет