От Иерусалима до края земли
История миссионерского движения
Христианство и миссионерство... Эти два понятия неразрывно связаны между собой.
Как пишется история христианского миссионерского движения, история десятков тысяч людей, на протяжении двух тысяч лет отправлявшихся сотнями миссионерских организаций во все страны мира? История миссионерского движения - это не просто собрание сухих фактов. Это захватывающий рассказ о борьбе людей, их горестях и радостях, рассказ о трагедиях и приключениях, наполненный романтикой и печалью.
Предисловие
Как пишется история христианского миссионерского движения, история десятков тысяч людей, которых вот уже две тысячи лет отправляют во все страны мира сотни миссионерских организаций? Это очень объемная тема, чуть не загубленная историками, пытавшимися втиснуть в одну книгу слишком большое количество дат, событий, названий организаций и имен. Но история миссионерского движения - это не просто собрание сухих фактов. Это захватывающий рассказ о чувствах и борьбе людей, их горестях и радостях; рассказ о трагедиях и приключениях, наполненный романтикой дальних странствий.
Христианство стало преобладающей мировой религией именно благодаря неустанному труду своих миссионеров - факт, изменивший лицо мира. "Мировое христианство, - пишет Лесли Ньюбигин (Leslie Newbigin), - является результатом величайшего размаха и развития миссионерского движения, происшедшего за последние две сотни лет. Такое развитие, независимо от отношения людей к христианству, - одно из самых замечательных факторов в человеческой истории. То, что это явление зачастую не принимается во внимание или недооценивается, можно рассматривать как из ряда вон выходящий случай в современной жизни".
Не замечали и недооценивали не только само распространение христианства, так же относились к тем мужчинам и женщинам, что способствовали этому распространению. То были целеустремленные люди, полностью преданные делу, ведомые ощущением необходимости, так редко встречающимся даже в самом патриотическом и боевом настрое на выполнение своего долга. "Ранние миссионеры рождались воинами и великими людьми, - писал Перл Бак (Pearl Buck), человек, которого трудно назвать энтузиастом миссионерского движения. - Переплывать моря, чтобы добраться до чужих стран, пренебрегать смертью и опасностью не могли робкие и слабые души; они несли религию как знамя, и под ним даже сама смерть становилась победным концом. Идти вперед, взывать, предупреждать и спасать других - все это являлось потребностью для душ уже спасенных. В этом присутствовало безрассудство необходимости - агония во имя спасения".
Кем же были эти миссионеры, которые жертвовали своей жизнью, чтобы нести Евангелие даже до края земли? Были ли они духовными гигантами, блестяще преодолевавшими все препятствия на своем пути? Нет. Это были обыкновенные люди, с обычными человеческими слабостями и недостатками. Они не казались сверхлюдьми или суперсвятыми. Так же, как и яркие персонажи библейских событий, начиная с Книги Бытие и кончая Новым Заветом, они имели самые разные недостатки и странности, человеческие слабости. Но все они хотели, чтобы Бог использовал по Своему усмотрению их самые лучшие качества. Именно поэтому они сумели оставить неизгладимый след в истории миссионерства.
Когда думаешь о великой миссионерской волне, которая в течение последних столетий захлестывает мир, то сразу вспоминаешь имена великих людей - Дейвида
Брейнерда, Уильяма Кэри, Адонирама Джадсона, Дейвида Ливингстона и Хадсона Тейлора. Но женщины, одинокие и замужние, составляли почти две трети армии миссионеров в Северной Америке. Значительная доля трудов миссионеров была посвящена семье и детям. "Семейные проблемы, - пишет Гарольд Дж. Уэстинг (Harold J. Westing), - являются проблемой номер один в списке приоритетов в миссионерской работе". Именно поэтому в историческом повествовании о христианских миссионерах большое внимание уделяется их семейной жизни.
Самым трудным вопросом в подборе биографий деятелей христианского миссионерского движения стала необходимость ограничения списка тех личностей, о которых можно рассказать в одной книге. В конечном счете выбор персонажей, обсуждаемые вопросы и события жизни миссионеров, описанные в повествовании, определились субъективным решением самого автора. К сожалению, в объеме одной книги невозможно рассказать об огромном количестве великих миссионеров и миссионерских обществах; рассказ о многих выдающихся личностях включен в книгу с далеко не полным описанием их больших заслуг. Но хотелось бы надеяться, что это повествование послужит начальным этапом знакомства читателей с теми, кто так отважно служил на передней линии распространения христианства.
Вполне закономерно, что биография является элементом, связующим в единое целое историю христианских миссий. Эмерсон (Emerson) однажды сказал, что "собственно истории нет, а есть биография". Это замечание, в основном, применимо к любой области истории. Миссионерская биография увековечила христианское миссионерское движение. Фактически, утверждает Джеффри Мурхаус (Geoffrey Moorhouse), рассказ об этих людях "стал самым эффективным стимулом" для избрания этой профессии огромной армией верующих на протяжении всего XIX в. Мы также надеемся на то, что эта книга не только познакомит читателей с миссионерским движением, расширит их кругозор, но и вдохновит многих посвятить свою жизнь этой области служения, величайшей из всех великих дел во всей человеческой истории.
Благодарности
Выражаю сердечную признательность всем тем, кто советом и поддержкой помогал мне как в исследованиях, так и в написании этой книги.
Я особенно благодарна за помощь, которую оказала мне моя деноминация, Хрис-тианско-миссионерский союз, и маленькая Объединенная церковь в Грин-Гроув в северном Висконсине, где с раннего детства я видела проявление глубокой заботы и любви по отношению к зарубежной миссионерской деятельности.
Особая благодарность тем людям, кто так помог в моих трудах: пастору Дейвиду Лотту (David Lott), чье приглашение поделиться знаниями о христианских миссиях с прихожанами его церкви стало тем катализатором, что был так необходим для написания этой книги. Благодарность Стэну Гандри (Stan Gundry), исполнительному редактору "Академических книг" в Зондерване за его горячую поддержку этого проекта с самого начала; Халу Олсену (Hal Olsen), другу, коллеге и миссионеру в Африке с большим стажем работы за его постоянное участие и советы; Дону Ричардсону, Оливу Флемингу Лайфедду (Don Richardson, Olive Fleming Liefeld) за их рассказы о личном миссионерском опыте; двум библиотекарям, оказавшим мне огромную помощь, - Галину Уилсону из Центра Билли Грэма и Воните Эннепер (Galen Wilson and Vonita Enneper) из Библейской и музыкальной школы в Гранд-Рапидс. И большое спасибо Ральфу и Роберте Уинтер за их бесценную помощь и поддержку именно тогда, когда это было так необходимо.
Я также выражаю большую признательность моим студентам из Библейской и музыкальной школы в Гранд-Рапидс и Троицко-евангелической теологической школы, которые с большим упорством проработали рукопись, обеспечив честную, прямую и конструктивную критику по всем темам.
Но больше всего я благодарна моему мужу, Рэнди Такеру (Randy Tucker), за те долгие часы, что он провел над подготовкой к печати, редактированием и работой над сносками этой книги, за его горячую любовь к миссиям вообще и к этому проекту в частности.
Достарыңызбен бөлісу: |