Руководством о книге В. Н. Семёнова



Дата19.06.2016
өлшемі38.5 Kb.
#146279
ПОД МУДРЫМ РУКОВОДСТВОМ
О книге В.Н.Семёнова «Правители земли Саратовской» Саратов: ООО «Волга», 2014. – 272 с.
Вопреки устоявшейся традиции написания рецензий я начну с перечисления замеченных недостатков. Конечно, не обошлось без опечаток и фактических неточностей. Впрочем, их количество сравнительно невелико и, в целом, не портит впечатление от книги по сравнению с другими изданиями. В ряде случаев путаются имена и отчества персонажей, не все даты выверены. В частности, начало деятельности Ю.П. Киселёва в нашем городе отнесено к 30-м годам, хотя, согласно «Театральной энциклопедии», он стал работать в саратовском ТЮЗе только с 1943 года. Не оговаривается, по какому календарю приводятся даты – то ли по юлианскому, то ли по григорианскому. Не для всех персонажей приводится точная дата рождения и смерти. В ряде случаев это объясняется отсутствием соответствующих сведений, но, в целом, хотелось бы видеть большую добросовестность. Но не «ловля блох» является задачей рецензента. Главное состоит в оценке не только содержания представленной книги, но и концептуального подхода, и стилистического решения.

С этой точки зрения труд Виктора Николаевича Семёнова имеет несомненное преимущество перед большинством работ как местных краеведов и журналистов с их поверхностностью и легковесностью, так и представителей саратовской исторической науки с их казёнными штампами, суконным, псевдонаучным, неудобочитаемым языком. Книга Семёнова читается на одном дыхании, вызывает трепет и восторг перед славной историей родного города и нашего края. С первого взгляда труд писателя укладывается в официально предложенную версию российской истории: Россия развивается в едином потоке от киевских князей до современных президентов в едином поступательном стремлении. Но подход Виктора Николаевича значительно тоньше: какие бы мятежи, стихийные бедствия, перевороты ни происходили, какие бы уроды ни правили нашим городом, Саратов стоял, стоит и будет стоять, возрождаясь из пепла как птица Феникс.

Да, наш город возник по царскому указу в 1590 году как сторожевой пост на пути кочевых орд и разбойничьих шаек (к монгольскому Увеку он не имел никакого отношения). Но дальнейшее его развитие было связано с трудом и упорством служилых людей, ремесленников, крестьян, торговцев, а впоследствии – лиц интеллигентных профессий, немало способствовавших его украшению и процветанию. Сколько раз наш город горел – и вновь отстраивался заново. Сколько раз голодал – и не терял присутствия духа. Сколько раз подвергался моровым эпидемиям – и вновь поднимался с новыми силами.

О первых двух столетиях жизни Саратова сохранились весьма скудные сведения, но Семёнову удалось подать их выпукло и объёмно. Так и видятся бородатые казаки, долгое время не получающие жалования, но добросовестно несущие свою службу, охраняя русские земли от «супостатов». Они питаются со своих огородов, занимаются рыбной ловлей и охотой. Небольшой ещё город привлекает к себе «работных людей», которые получают кров и пищу, а взамен возводят различные постройки, ведут земляные работы. Постепенно Саратов становится не только военно-административным пунктом, но и крупным поволжским хозяйственным центром. Без влияния центральной власти здесь, конечно, не обошлось. По мере расширения Российского государства правительство выдвигало новые задачи по освоению окраинных территорий, но выполняли эти задачи вполне обычные люди. Эти простые люди не требовали от властей слишком многого: достаточно было навести элементарный порядок и позволить им кормиться собственным трудом. Но даже этих условий деспотическая власть не всегда была в состоянии предоставить. Итогом становились ропот, недовольства, бунты, восстания, принимавшие подчас характер массовых народных вооружённых выступлений (Степан Разин, Емельян Пугачёв).

Так что первым воеводам и комендантам Саратова, упомянутым в книге краеведа совсем не позавидуешь: это была вовсе не «хлебная должность»! За редким исключением не сохранилось их портретов, да и воспоминания современников до нас не дошли, поскольку современники были малограмотными, а то и вовсе неграмотными. Для описания губернаторов XIX и начала ХХ века приводятся более обширные сведения, причём автор не даёт читателю утонуть в потоке информации, тщательно отбирает наиболее существенные факты и высказывания. В результате перед нами предстают живые люди со своими достоинствами и недостатками, большими достижениями и мелкими страстишками. Я думаю, что, применительно к дореволюционному прошлому Саратова, вклад первых лиц города и губернии показан объективно и всесторонне. В результате к началу ХХ столетия наш город из захудалой крепостишки превратился в один из крупнейших торговых, промышленных и культурных центров.

После 1917 года наступило время революционных романтиков, желавших извести под корень весь старый мир и построить нечто совсем не виданное. Как правило, подавляющее большинство из них было изведено впоследствии железной сталинской рукой, и был установлен единообразный тоталитарный «порядок». Руководителями Саратовской области попеременно становились серые мышки, изображавшие горных орлов, знавших лишь один метод управления – «давай, давай». Они прошли незримым списком, оставив после себя груды репрессированных и стройки первых пятилеток.

Наиболее колоритным руководителем советского периода являлся Алексей Иванович Шибаев. В отличие от своих предшественников он обладал кое-каким образованием и отличался неуёмной энергией. К чести Алексея Ивановича, он не только стремился беспрекословно исполнять указания Центра, но и сделать что-то необходимое для подвластного ему города и региона. Шибаев сыграл определённую роль и для моей семьи. В детстве я жил вместе с четырьмя родственниками в сыром подвале площадью 9 квадратных метров. Мама работала на заводе приёмно-усилительных ламп. Так как я постоянно болел, она от отчаяния пошла на крайнюю меру: написала письмо Л.И. Брежневу с просьбой предоставить отдельную квартиру и отвезла его в приёмную ЦК КПСС. Письмо, естественно, вернулось Шибаеву. Алексей Иванович позвонил директору завода Екимову и распорядился: «Заткни пасть этой дуре!» Руководство завода рассматривало два варианта: либо поместить мою маму в психушку, либо всё-таки выделить какую-то жилплощадь. В конце концов, сошлись на втором варианте. А могли бы и ножичком полоснуть!

Первый руководитель постсоветского периода в саратовской истории Николай Сидорович Макаревич обладал человеческим лицом, но был лишён таланта организатора. После него настала эра куроводов – Юрия Белыха и Дмитрия Аяцкова. Надо сказать, что они (особенно последний) навели кое-какой порядок в своём курятнике. Были даже некоторые достижения, например, футбольные. Критических замечаний в адрес Аяцкова (например, статьи профессора Николая Троицкого) Виктор Николаевич не приводит. О Павле Ипатове и Валерии Радаеве каких-либо сведений, кроме послужного списка, Виктор Семёнов пока привести не решился.



Что же можно сказать в итоге? Пока пишутся такие книги – Саратов жив и будет жить!

Юрий ЕПАНЧИН




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет