Рустам Минниханов: "Сабантуй это праздник дружбы для всех народов"



бет1/5
Дата01.07.2016
өлшемі2.03 Mb.
#169622
  1   2   3   4   5
Сабантуй в сети Интернет
О празднике Сабантуй
Сайт Президент РТ http://president.tatarstan.ru/news/view/107453

Рустам Минниханов: "Сабантуй - это праздник дружбы для всех народов"
Пресс-служба Президента РТ, 2 июля 2011 г.

Сабантуй является праздником, объединяющим народы России и позволяющим сохранить им свои национальные традиции и обычаи. Такое мнение высказал сегодня Президент Татарстана Рустам Минниханов на праздновании федерального Сабантуя в Екатеринбурге. В празднике также приняли участие Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, губернатор Свердловской области Александр Мишарин.


Празднование Сабантуя традиционно проходит в Свердловской области. В этом году столица Урала впервые принимает федеральный Сабантуй. Праздник проходит на территории стадиона "Локомотив" и прилегающего парка. Здесь разместились многочисленные подворья, тематические площадки, проходят традиционные для Сабантуя спортивные состязания. В праздновании принимают участие представители 34 регионов Российской Федерации.

Сайт Официальный Татарстан - http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm


http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id=2480 Сабантуй
"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия" Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев.




 Официальная эмблема праздника Сабантуй
Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - одновременно древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан - плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).
Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.
В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.

С 2001 года проводится Федеральный Сабантуй, в 2011 году XI Федеральный Сабантуй пройдет в Тюменской области. В 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй, который прошел в с.Алькино Самарской области.























Сайт Казань 1000 лет» - http://www.kazan1000.ru/rus/holiday/plough.htm
«Национальный праздник "Сабантуй"»

"Сабантуй – это настоящая жемчужина национального духа, живой неиссякаемый родник самобытной культуры татарского народа, состояние его души и прекрасная возможность для раскрытия талантов, состязания в силе, ловкости и смекалке…Надеюсь, о Сабантуе узнают во всем мире, и он займет достойное место в Списке Всемирного наследия".

Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. Любимейший праздник татарского народа Сабантуй - праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды.
Название праздника происходит от тюркских слов: сабан- плуг и туй - праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же - в честь их окончания (в июне).

Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгары послом из Багдада.

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии. Аксакалы, своего рода совет Сабантуя, назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний.Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается в селах, поселках, районах, городах, столице Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В настоящее время Сабантуй приобрел статус государственного праздника: издаются указы и постановления о подготовке, сроках и местах проведения, назначаются оргкомитеты из руководителей самого высокого ранга на каждом уровне (село, поселок, район, город, республика), определяются источники финансирования. Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В Республике Татарстан Сабантуй проходит, как правило, в июне, в три этапа. В первую субботу по окончании весеннего сева праздник проводится в селах и деревнях республики, через неделю - в крупных городах Татарстана, а еще через неделю в столице республики г.Казани проходит главный Сабантуй. Во всех административных районах города организуются майданы для проведения состязаний, площадки для выступления мастеров культуры и искусств Татарстана, народные гулянья. На центральном ипподроме города проводятся скачки.

Во время своего визита в Казань в июне 2003 года Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура поддержал инициативу Президента Татарстана М.Ш.Шаймиева о выдвижении татарского национального праздника "Сабантуй", являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа, в число претендентов на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО.
Сайт Культура Татарстана - http://culture.tatar.ru/brands/show/4

Сабантуй Р.Мустафин

Сабантуй бывает разный.

А не знаешь – не толкуй!

Александр Твардовский



Из глубины веков

Все, вероятно, слышали об этом ярком татарском национальном празднике. Но что означает слово «Сабантуй»?

«Сабан» по-татарски «плуг». А слово «туй» означает «праздник», «свадьба». Причем второе значение, как считают языковеды, более древнее. Можно предполагать, таким образом, что это слово некогда означало «свадьбу», своего рода «бракосочетание» плуга земледельца с землей-кормилицей. В более широком значении – человека с природой. Вовсе не случайно поэтому, что праздник этот всегда проводится на лоне природы: на лугах, опушках леса, у подножия холмов в самых красивых, живописных местах.

Полагают, что празднование Сабантуя восходит еще к языческим, доисламским временам. Судя по некоторым косвенным данным, Сабантуй широко отмечался и в эпоху Великой Булгарии. Во всяком случае, о весенних скачках, национальной борьбе на кушаках (курэш), состязаниях лучников и бегунов в ряде исторических источников упоминается неоднократно.



Сабантуй 1505 года

Первое красочное описание Сабантуя, как полагают историки, оставил безымянный русский летописец в своем знаменитом «Сказании о царствии Казанском». Автор «Сказания», проживший более 20 лет в нашем городе и даже принявший мусульманство, пишет, что Сабантуй проводился в двух местах – на так называемом Царском (или Ханском) лугу (ныне это район за железнодорожным вокзалом, оставшийся под водой) и на Арском поле, начинавшемся тогда сразу же за нынешней площадью Свободы. Главным считался праздник на Арском поле, он продолжался несколько дней. Так, в 1505 году на празднике было расставлено более тысячи шатров, в которых веселились и отдыхали и хан с его приближенными, и приехавшие из окрестных мест гости, и беки, шейхи, саиды, и простые горожане. В шатрах же были устроены, говоря современным языком, торговые палатки, в которых торговали съестными товарами, прохладительными напитками и всяким вещами, в том числе заморскими.

Сайт Авиа РТ Журнал для пассажиров авиакомпании «Татарстан» - http://www.avia-rt.ru/index.php?option=com_numbers&view=article&id_article=160

Праздник плуга 31 Мая 2011, №8



Наверное, у каждого народа есть свой, особенно любимый праздник, известный на весь мир. У японцев это время цветения сакуры, у греков – Олимпийские игры, у испанцев – коррида, у русских – Масленица. «Фирменный» праздник татар – это Сабантуй. Кстати, его не только знают, но и отмечают – во всём мире.

Задобрить духов
Это сейчас мы празднуем Сабантуй летом, когда окончены тяжелые полевые работы и можно немного расслабиться. А раньше (кстати, раньше – это очень давно, у Сабантуя тысячелетняя история: в 921 году его описал ученый Ибн Фадлан, а ведь праздник существовал и до этого) Сабантуй отмечали в апреле, перед началом весеннего сева – чтобы задобрить духов плодородия, «ответственных» за хороший урожай.

Об этом говорит само название мероприятия: «сабан» – яровые или плуг, «туй» – свадьба, торжество. И хотя некоторые историки утверждают, что название следует переводить как «свадьба сабана» (была такая народность), «аграрная» версия происхождения праздника является общепризнанной.

Кстати, подобные традиции есть практически у всех приволжских народов: в Чувашии отмечают Акатуй, а в Удмуртии такой праздник называется Гербер.

Древние традиции…
Первоначальный Сабантуй довольно сильно отличался от того, каким мы привыкли его видеть сейчас. К примеру, в древности непременным его атрибутом были… яйца. Их, крашеными или сырыми, аксакалы брали с собой на кладбище, поминая усопших, или отдавали мулле, чтобы он своими молитвами обеспечил благополучие для семьи.

Праздновали Сабантуй всей деревней, вскладчину, и длилось торжество несколько дней. Женщины красили яйца, готовили конфеты, баурсак – орешки из теста с медом, различные сладости и печенья, угощали ими детей – те, как на колядки, ходили по домам с мешочками, в которые собирали угощения, а также разные крупы, масло, сметану – из них потом готовили кашу для всего села.

Юноши состязались в собирании яиц – тот, у кого будет больший «улов», считался победителем. Им также отдавали вещи, предназначенные для победителей соревнований: платки, отрезы ткани, чулки, рубашки, а самым ценным считалось вышитое полотенце. Это был целый ритуал: джигиты проезжали по деревне с прибаутками, песнями, в каждом дворе их встречали с почетом, отдавая лучшее из того, что есть. Иногда подарки привязывали к длинному шесту и с ним проезжали по деревне, чтобы все видели, каков, так сказать, призовой фонд.

Кстати, призы и подарки молодухи готовили в течение всего года, с особым старанием. Фабричные полотенца никогда не считались хорошей наградой. Потому что, во-первых, для лучшего в деревне батыра стоило постараться! А во-вторых, полотенца вышивали молодые женщины, зная, что подарок будет вручаться принародно, и все увидят и смогут оценить умение и мастерство хозяйки. Полотенцем, которое вручалось победителю состязаний, одинаково гордились и батыр, и его дарительница, и с ним не могло сравниться ни одно другое, пусть даже очень ценное, изделие.

Затем народ собирался на майдане, где устраивались игрища и состязания – скачки на лошадях, выступления музыкантов и певцов, борьба джигитов. Люди надевали самые лучшие наряды и украшения. Особенно старались молодые девушки – после «официальной» программы обычно следовали молодежные вечеринки, на которых молодые люди выбирали себе невесту, так что стоило быть «во всеоружии». А у многих тюркских народов был обычай: во время конных скачек джигит должен был догнать и поцеловать любимую девушку (этот обряд символизировал еще более древнюю традицию похищения невесты). Обычай назывался «кыз куу». Если парень не догонял девушку, то на обратном пути уже она гнала свою лошадь, старалась его догнать. И сбить нагайкой шапку у него с головы. И если сбивала – для парня это был ужасный позор.

Завершался праздник поздней ночью. К слову, одной из главных особенностей татарского Сабантуя всегда было полное отсутствие пьяных или буйных гуляк – таких, если они появлялись, немедленно выдворяли с майдана при всеобщем осуждении. Общественный порядок был просто образцовым.

Сразу после завершения Сабантуя в селах начинался сев – пора тяжелой страды, которая длилась до середины лета. В этом татарский Сабантуй несколько напоминает русскую Масленицу: как русские люди лакомились блинами и прочими яствами перед Великим постом, так и селяне-татары набирались сил, отдыхали и веселились перед тем, как начать долгий и ответственный труд.

и современность



Сейчас Сабантуй остался любимым праздником татар всего мира. Он является государственным в Татарстане, его отмечают татарские общины в Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале, Торонто, Праге, Стамбуле и многих других городах. Этот древнейший праздник претендует на включение в Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО. В татарском Сабантуе с удовольствием принимают участие высокие официальные лица. К примеру, во времена оны Борису Ельцину удалось лихо расколотить битой глиняный горшок – с первого удара. А Владимир Путин «нырял» в плошку с катыком и достал-таки оттуда зубами монетку!

В этом году Сабантуй пройдет в 12 странах, в 155 населенных пунктах России, и повсеместно будет посвящен 125-летию со дня рождения светила татарской литературы – Габдуллы Тукая. Проведение праздника плуга взято под официальный контроль руководства Татарстана. В странах Балтии пройдет Всебалтийский Сабантуй, несколько сабантуев пройдут в Китае, с размахом встретят праздник Турция и Польша. Всероссийский сельский Сабантуй в этом году состоится 19 июня в чувашском селе Шыгырдан. А общефедеральный праздник плуга намечен на 2 июля – в Екатеринбурге.

Современный Сабантуй проводится в воскресенье, и, хотя традиции претерпели некоторые изменения, главное осталось – это по-прежнему всенародный праздник, всеобщее гулянье. Сохранились и основные его составляющие: сбор подарков, состязания на майдане, молодежные забавы. Традиционно к Сабантую в селах тщательно готовятся: убирают в доме, готовят угощения для гостей, надевают лучшие наряды и идут на майдан – целыми семьями, обычно с самоваром, чтобы, уютно расположившись на траве, пить чай со вкусностями и наблюдать за зрелищами – там есть на что посмотреть!

Все – на майдан!
Программа праздника Сабантуй – довольно насыщенная. С утра народ собирается на майдане, чтобы послушать выступления уважаемых людей, поздравляющих всех с окончанием весеннего сева, а также музыкантов, артистов, чтецов. Потом начинается самое интересное – традиционные соревнования.

Самым любимым состязанием всегда была татарская национальная борьба – куреш, в которой соревнуются мужчины, начиная с самого младшего возраста и заканчивая, как правило, средним – старики-аксакалы входят в состав жюри и выбирают победителя. Самой зрелищной, конечно, становится последняя схватка – когда сражаются два вышедших в финал борца. Победителю достается приз. И не полотенце или рубашка, как раньше, а, к примеру, телевизор, стиральная машина или наиболее почетная награда – живой баран, которого традиция обязывает поднять над головой (а весит он, к слову, несколько десятков кило), чтобы еще раз продемонстрировать свою мощь и силу. Соревнуются батыры и в подъеме тяжестей – тягают гири и штанги. Ну и, конечно, самые отважные и ловкие состязаются в скачках на лошадях. Как говорят, Сабантуя не бывает без борьбы и скачек.


Кроме «серьезных», Сабантуй подразумевает и множество шуточных соревнований. Это и бег с яйцом
в ложке, зажатой во рту, и бег в мешках, иногда по двое, забеги с ведрами на коромыслах, полными воды. Перетягивание каната, излюбленный бой мешками на перекладине с завязанными глазами, лазанье на столб за сапогами, доставание ртом монеток из сосудов с катыком или простоквашей, ходьба по гладкой перекладине над водоемом – программа игрищ весьма разнообразна. Бег наперегонки, кстати, с древних времен – очень популярная забава на Сабантуй. Раньше это было целое действо. Бежало много народу, на дальнее расстояние – до двух километров, а победителям доставались ценные призы.

Как правило, соревнования заканчиваются после обеда, и тогда начинаются гулянки, посиделки, вечеринки. Народ расходится по домам, чтобы веселиться в теплых компаниях. А под вечер молодежь, особенно в селах, собирается на «кичке уен» – вечерний Сабантуй, чтобы потанцевать, поиграть, повеселиться и завязать новые романтические знакомства с прицелом на будущее.

Наверное, нет ни одного жителя Татарстана, который не бывал хоть раз на Сабантуе. А для тех, кто с Сабантуем по причине «неместного происхождения» еще не знаком, но жаждет узнать, что это такое, прочувствовать ни с чем не сравнимую атмосферу истинно народного праздника, некоторые турфирмы организуют специальные «Сабантуй-туры». Программа включает в себя, помимо присутствия на торжестве, еще и несколько экскурсий по Казани, посещение Казанского кремля, мечети Кул Шариф, Петропавловского собора, знаменитого Раифского монастыря и т. д. В этом году в  районах республики праздник отметят 11–13 июня, в городах – 17–19, а в столице, в Казани, праздничное действо развернется 25 июня.

Те, кому захочется увидеть праздник плуга в общероссийском масштабе, могут отправиться в Екатеринбург – там пройдет федеральный Сабантуй. Торжества состоятся 1-2 июля, и программа уже утверждена. Основной площадкой станет стадион «Локомотив», а гвоздем программы обещает стать национальная татарская и башкирская борьба. Нашу республику представит Нижнекамский район. Скучно не будет – кроме традиционных состязаний, для гостей предусмотрены выставки ремесел, выступления артистов, дегустация национальной кухни и еще много всего интересного. Елена Рычкова

Сайт ТемаКазань - http://www.temakazan.ru/useful_info/article/1/



Из истории Сабантуя

Любимым праздником татарского народа издавна являлся Сабантуй. По мнению ряда  исследователей, он имеет тысячелетнюю историю. Во всяком случае, еще в 921 году этот праздник описал багдадский посол Ибн Фадлан,  прибывший в древний Булгар. Сейчас Сабантуй приходится на июнь, когда заканчиваются посевные работы, а в прежние годы праздновался перед их началом, в конце апреля.  Отмечали этот праздник в большинстве деревень казанских татар и  татар-кряшен.  Его название происходит  от татарских слов «сабан» («яровые» или «плуг») и «туй» («торжество», «свадьба»).  Татарский Сабантуй во многом напоминает чувашский Акатуй, башкирский Хабантуй и удмуртский Гербер.

  Наши предки, чье благополучие  зависело от того, каким будет урожай, старались задобрить духов плодородия. Поклоняясь освободившейся от снега земле, в которую скоро упадут хлебные зерна, люди старались заслужить благосклонность природных сил. Постепенно древние обряды забывались, но следующие поколения продолжали с удовольствием отмечать праздник весеннего плуга перед началом нелегких полевых работ. К XIX веку он превратился в веселое народное гулянье, хотя некоторые отголоски древних верований сохранялись.  Как только сходил снег на полях, старики-аксакалы договаривались о сроках проведения Сабантуя.

 Праздничный цикл обычно начинался  с символического прокладывания первой борозды деревянным плугом. Сабантуй состоял из целой последовательности обрядов. В заранее определенный день дети отправлялись по домам односельчан собирать продукты, из которых потом  готовилась особая каша.  В восточных и юго-восточных районах Татарстана она называлась  карга боткасы – «грачиная каша» или «воронья каша», что свидетельствует о связи Сабантуя с архаичным культом птиц. На следующее утро дети снова ходили  по домам и собирали крашеные яйца.   Все  хозяйки приветливо встречали ребятишек и угощали специально приготовленными лакомствами.  В этот же день  деревню объезжали юноши верхом на лошадях, останавливаясь у каждого дома и требуя у хозяев угощения. Когда время уже  близилось к севу, юноши верхом на лошадях собирали подарки для победителей состязаний.

 Самым ценным подарком считалось узорное полотенце. Такие полотенца непременно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в течение последнего года. Сбор подарков сопровождался  песнями и шутками. Наконец, наступала кульминация праздника. Майдан, место состязания, устраивался на лугу или лесной поляне.  Все  собирались здесь после полудня, когда старики выходили из мечети по окончании молитвы.  

  Праздник обычно открывался состязанием в беге (югереу), причем участники группировались по возрастам.  Впереди скакал всадник и показывал бегущим путь. Призы победители часто тут же преподносили почетным гостям или старшим родственникам, а те в ответ одаривали их деньгами. В  центре майдана  шла борьба (курэш). Борцы перекидывали друг другу через спину кушак (бильбау), концы которого держали в руках, обмотав вокруг кисти, и пытались положить  соперника на лопатки. Те, кому удалось одолеть  противников, затем состязались между собой. В результате оставался один победитель – батыр, который становился главным героем праздника. Порой  знаменитые батыры приезжали  издалека, чтобы  помериться силой и ловкостью. Лучшие призы предназначались батыру, а также победителю  скачек (бэйге). Лошадей, участвующих в скачках, отводили за несколько километров от деревни. На финише молодой парень или девушка держали на шесте вышитый разноцветным шелком белый платок, который  доставался победителю.

  Среди других состязаний можно назвать  добывание ртом монет из  наполненных кумысом котлов и перетягивание веревки. После состязаний присутствующих ожидало традиционное угощение  – бишбармак и конские колбасы. На этом праздник не завершался.  До глубокой ночи молодежь пела песни и танцевала, народные  музыканты и певцы демонстрировали свои таланты.

 В отдельных селениях даты праздника не совпадали. Это делалось намеренно, чтобы сельчане успели побывать на весенних торжествах по всей округе, навестить друзей и родственников. Поэтому на майдане всегда было многолюдно. Из сундуков доставали  лучшие наряды, украшенные  яркой вышивкой, которая всегда отличала  и женский,  и мужской татарский костюм. У молодежи во время праздника была возможность приглядеть жениха или невесту. Именно на Сабантуе завязывались знакомства, намечались будущие семейные пары. При таком скоплении народа конфликты возникали крайне редко, поскольку за порядком тщательно следили, и  вокруг неизменно царила атмосфера радушия и доброжелательности.

  Можно заметить,  что в разных районах праздник имел свои особенности. Например, во многих селах Балтасинского и Арского районов за неделю до майдана устраивались скачки юношей на конях, а сбором подарков для победителей занимались двое-трое взрослых мужчин. Чтобы все могли видеть собранные подарки, их привешивали к шесту, который несли на плече.  В некоторых деревнях Зеленодольского и Высокогорского районов накануне праздника было принято посещать кладбища. Женщины-соседки поздравляли друг друга с приходом весны и угощали сметаной, крашеные яйца раздавались детям родственников.

 В XXI веке история древнего праздника  продолжается. В наши дни Сабантуй отмечается не только в городах и селах Татарстана, но и далеко за его пределами, привлекая людей различных национальностей. По-прежнему  звучат песни и смех, скачут на резвых конях джигиты и шумит майдан…

Сайт Татаринформ - http://www.tatar-inform.ru/news/2011/07/04/276945/
Космический Сабантуй (в Екатеринбурге)

.На праздник плуга в столицу Среднего Урала прибыло более 1,5 тыс. гостей из 34 регионов России. Зрителями официального открытия грандиозного праздника одновременно стали более 5 тыс. человек, а всего за день мероприятия посетили более 50 тыс. свердловчан и гостей региона.

На отдельных площадках были развернуты майданы Нижнекамского района РТ и Республики Башкортостан, выставочные павильоны «Народные промыслы и ремесла», специальная фольклорно-этнографическая площадка «Национальные уральские подворья» - интерактивная зона национальных подворий (татарское, башкирское, русское, украинское, удмуртское, немецкое и объединенное кавказское подворье) с демонстрацией традиций и быта, этнографических зарисовок, дегустацией блюд национальной кухни.

Центральное место среди национальных майданов заняла площадка Татарстана, которую  организовал и представил Нижнекамский район. Майдан республики занял самую большую площадь на территории стадиона «Локомотив» и прилегающего парка. Мимо яркого оформления, зажигательных плясок и песен на татарском и русском языках гости праздника пройти просто не могли. 

Сайт газеты Казанские истории -

http://history-kazan.ru/2002/06/%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%83%D0%B9-%E2%80%93-%D0%B2-%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%88%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B2/

Сабантуй

Казанский Совет народных депутатов на XI сессии решил представить национальный праздник Сабантуй в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

Депутаты отметили, что Сабантуй имеет выдающуюся ценность с исторической, художественной и этнологической точек зрения. Он является подтверждением культурного единства народа, живущего в Казани и Татарстане. Празднование Сабантуя — давняя историческая традиция, поэтому праздник необходимо сохранить для всех последующих поколений и мирового сообщества.

Совет народных депутатов дал поручение администрации Казани — не позднее 1 октября этого года представить документацию в российскую национальную комиссию по делам ЮНЕСКО и секретариат ЮНЕСКО.



Олимпийские игры по-татарски

Вот что такое Сабантуй

Список шедевров устного и нематериального наследия человече­ства был создан по инициативе Генерального дирек­тора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры. По решению ЮНЕСКО странам предложено вносить в него свои предложения. Это могут быть песни, историчес­кие эпосы, национальные праздники, народные традиции, уходящие в глубокое прошлое и требующие сохранения.

К такому наследию, безусловно, отно­сится и наш татарский национальный праз­дник Сабантуй.

Как вспоминает заместитель председателя Казанского Совета народных депутатов Л.Андреева, впервые предложение о включении Сабантуя в Список шедевров было высказано заместителем Генерального директора ЮНЕСКО М. Бушенаки в ходе его визита в Казань в июне 2001 года. Тогда он прибыл сюда для вручения сер­тификата и флага Всемирного центра на­следия и ООН Казанскому кремлю. Побывав на национальном празднике, он выразил свое восхи­щение массовостью и красочностью древ­него торжества, заявив, что Сабантуй имеет полное право занять достойное мес­то в списке подобного рода шедевров. Эта идея получила активную поддержку со сто­роны руководства Казани. В Комиссию Российской Федерации по делам ЮНЕСКО было направлено письмо с просьбой включить предложение Татарстана в специ­альный лист ожидания. В Казань уже поступили необходимые официальные доку­менты, а теперь есть и решение городского Совета.

Есть надежда, что к 1000-летию ос­нования Казани решение ЮНЕСКО по Сабантую будет принято, и это станет одним из ярких событий в юбилейных мероприятиях города.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет