Голубева Н.А., преподаватель ДШИ №3 г. Мытищи
СЦЕНАРИЙ
ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА
районного музыкального лектория «Мировое наследие»
«Бах – музыкальная фамилия»
к 330-летней годовщине И.С.Баха
Цели мероприятия: развитие познавательного интереса школьников; расширение кругозора учащихся (участников и слушателей); актуализация знаний, полученных в учебном курсе музыкальной литературы; активизация концертно-просветительской деятельности учащихся; вовлечение родителей и членов семей в круг учебных интересов ребенка. Концертные номера подобраны в соответствии с исполнительскими возможностями учащихся ДШИ №3.
Фонограмма на открытие занавеса: «Бразильская бахиана №5», Э. Вила-Лобос
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в рамках Районного музыкального лектория мы продолжаем цикл концертов под рубрикой «Большая музыка для маленьких».
Мы открыли концерт «бахианой» бразильского композитора 20 века, Эйтора Вила-Лобоса, сочиненной под впечатлением от музыки великого немецкого композитора 17-18 века, Иоганна Себастьяна Баха. У каждого, кто получает музыкальное образование или просто знаком с классической музыкой, есть своя «бахиана» - история знакомства с его биографией и музыкой, комплекс впечатлений, представлений, знаний о композиторе и эпохе, в которую он жил, есть свои любимые произведения И.С.Баха. Сегодняшней лекцией-концертом мы хотели бы дополнить вашу «бахиану» некоторыми штрихами, добавить к ней новые, может быть, неизвестные вам странички. Но уговоримся с самого начала, что вы будете помогать мне рассказывать, добавляя то, что знаете.
Наш концерт откроется одним из самых известных сочинений И.С.Баха, ставшим его «визитной карточкой» - Токкатой ре минор (из цикла «Органная токката и фуга ре минор»).
-
Токката ре минор
Исп. Ева Тер-Погосян, синтезатор
Неудивительно, что пьеса прозвучала в переложении для синтезатора – этот электронный инструмент позволяет в наших условиях хотя бы приближенно воспроизвести звучание «короля инструментов» - органа. Орган – клавишно-духовой инструмент; разнообразие его регистров давало возможность сочетать большое количество тембров. Для музыкантов 17-начала 18 века, еще не имевших в своем арсенале возможностей и мощи большого симфонического оркестра, именно орган заменял оркестр по глубине, красочности, многообразию и силе звучания.
А теперь попрошу вас напомнить мне имя великого Баха. Конечно, все вы назовете имя Иоганн Себастьян. А между тем:
- кто в 1746 г. получил лестное приглашение занять должность церковного органиста в г. Галле без испытания? Конечно же, «высокопочтеннейший и ученейший» господин Бах – Вильгельм Фридеман!
- его сочинения, правда, иногда путают с сочинениями Баха, капельмейстера Бюккебургской капеллы– Иоганна Кристофа!
- кто был главой городских музыкантов в г. Эйзенах (вы знаете, что это город, в котором родился И.С. Бах) – конечно, Бах – Амброзиус!
- кто занимал должность «придворного и городского органиста» в этом же городе? Конечно, Бах – Иоганн Кристоф! Но не тот, которого мы уже упоминали – тот стал известен на 60 лет позже.
- кто в 1706 году поступил гобоистом на службу к шведскому королю Карлу XII, дошел с его войском до России, участвовал в сражении под Полтавой, оказался в турецком плену и умер, вернувшись в Стокгольм, в чине придворного музыканта? Бах Иоганн Якоб.
- кого современники, в том числе Вольфганг Амадей Моцарт, называли «величайшим композитором для клавишных инструментов, который когда-либо существовал»? Карла Филиппа Эммануэля Баха!
И этот список Бахов-музыкантов можно ещё продолжить! Кто же они, все эти Бахи – родственники или однофамильцы? Может, Бах – это вообще не фамилия, а какой-нибудь синоним к слову «музыкант»? Нет, все названные мною музыканты (капельмейстеры, городские трубачи, хормейстеры, органисты, клавесинисты, скрипачи, флейтисты, композиторы и педагоги)– члены одного семейства, несколько поколений которого верой и правдой служили музыкальному искусству. Вот почему с полным основанием можно утверждать: Бах – музыкальная фамилия! (хотя на русском языке она звучит и не очень музыкально, а с немецкого переводится как «ручей»).
Многие Бахи принесли славу своему имени, но вершиной над всеми возвышается фигура ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА. «Не ручей – море должны его называть за безграничное, неисчерпаемое богатство звуковых комбинаций и гармоний!» - воскликнул Людвиг ван Бетховен, и это относилось уже к И.С.Баху. В нашу программу мы включили еще один маленький шедевр великого музыканта.
-
И.С.Бах Скерцо из сюиты си минор
Исп. студентка 5 курса МГК Ольга Селезнева, флейта,
концертмейстер – студентка 2 курса МГК Дарья Селезнева
Наши концерты-лекции не ставят своей целью знакомство с биографией композитора. Мы стремимся показать, какую музыку «большие» музыканты создавали для маленьких исполнителей и слушателей. Но разве И.С.Бах сочинял музыку для детей? Разве не с Р.Шумана началось создание «детского репертуара»? – удивитесь вы. И будете правы, но лишь отчасти. И.С.Бах многие годы заведовал в Лейпциге хоровой школой для мальчиков при церкви св. Фомы – «Томасшуле». У него всегда было множество учеников, и обучением у самого И.С.Баха гордились многие музыканты. Четверо сыновей И.С.Баха стали известными музыкантами, и вся его семья, включая дочерей и жену, учились музыке.
«Все они – прирождённые музыканты, и смею заверить, что силами своей семьи могу организовать вокальный и инструментальный концерт, тем более что моя теперешняя жена поет хорошим чистым сопрано, а старшая дочь ей неплохо помогает» (из письма И.С.Баха).
Конечно, Иоганн Себастьян был не только великим музыкантом, композитором, импровизатором, но и выдающимся педагогом.
А начиналось музыкальное образование сыновей Иоганна Себастьяна, как и его самого, как и многих музыкантов последующих поколений, с хоровой школы при церкви. В церковные хоры набирали по всей округе мальчиков с хорошими музыкальными данными, и родители, как правило, рады были такому предложению, поскольку это давало возможность ребенку получить гарантированный кусок хлеба, а в будущем – неплохую профессию. Именно в хоре, начиная с 6-8 лет, мальчики обучались нотной грамоте, там развивался их музыкальный слух и голос. Я недаром говорю именно о мальчиках, поскольку именно хор мальчиков сопровождал церковную службу. Почему? Женщины к пению в храме не допускались, поэтому исполнение высоких дискантовых и сопрановых партий в многоголосных композициях поручалось мальчикам. Чистые, высокие и звонкие голоса мальчиков напоминали ангельское пение!
Мальчикам приходилось немало трудиться: к каждому воскресенью они разучивали новую кантату – многочастное хоровое произведение на богослужебные тексты. К тому же, хор мальчиков использовался и при проведении городских торжеств, и по заказу частных лиц (похороны, венчание…). Так что музыкальная практика у этих детей была богатая.
Что же пели мальчики на основном месте своей «работы» - в храме? Прежде всего, там звучал протестантский хорал – молитвенное пение протестантской церкви. Что такое «протестантская церковь» и чем она отличается от католической и православной, вы прочитаете самостоятельно. А я должна объяснить, что представляет собой протестантский хорал с музыкальной точки зрения. В основе его текста лежит молитва или библейский сюжет, но облеченные в поэтическую, легкую для запоминания форму. В основе музыки – также простая, доступная мелодия, иногда заимствованная из народных песен. Несложное трех-четырехголосие давало возможность каждому прихожанину участвовать в исполнении хорала. Хоралы пелись не только в церкви, но и дома.
Мы хотели бы предложить вашему вниманию пример такого пения.
-
И.С.Бах «Нам день приносит свет зари»
Исп. хор мальчиков ДШИ №3, руководитель Мельникова Н.М.,
концертмейстер Южакова К.А.
Исполнению хорала часто предшествовала органная прелюдия, призванная настроить прихожан на нужный эмоциональный лад, дать время открыть свои хоральные книжечки, чтобы следить за текстом, настроить хор в нужную тональность. Прелюдия обычно была краткой, свободного строения. Только И.С. Бах, бывший замечательным импровизатором, так порой увлекался, что его прелюдии превращались в самостоятельные концертные номера, за что он неоднократно получал замечания от начальства. Одна из таких прелюдий прозвучит в нашем концерте. Кстати, старшее поколение вспомнит, что именно эта музыка звучала в фильме А.Тарковского «Солярис».
-
И.С.Бах Органная хоральная прелюдия фа минор «Взываю к тебе, Господи»
Исп. Надежда Охримчук, синтезатор
Итак, начальное музыкальное образование ученики И.С.Баха получали в хоре. Но для овладения клавишным инструментом, конечно, необходимы были индивидуальные занятия. И здесь у Иоганна Себастьяна существовала собственная методика обучения, суть которой выразил его знаменитый сын Филипп Эммануэль:
«Лучше, если умелый учитель постепенно будет приучать своих учеников к все более трудным вещам,... тогда ученик даже не заметит, что его ведут к еще большим трудностям. Мой покойный отец с успехом пользовался этим способом.»
Сегодня такой подход, принцип постепенности и последовательности в обучении, кажется прописной истиной. Но во времена Баха учили не так! Учеников сразу знакомили с серьезными «взрослыми» произведениями, на которых они осваивали и технику игры, и технику композиции.
Педагогическую систему И.С.Баха наглядно демонстрируют сборники пьес, которые дошли до нас в рукописях и которые называются «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана» и «Нотные тетради Анны Магдалены».
«Нотные тетради Анны Магдалены», второй жены И.С. Баха, представляют собой своеобразные альбомы для домашнего музицирования: они заполнялись на протяжении многих лет и в них вносились как сочинения самого Иоганна Себастьяна, так и его современников, и даже первые «опусы» его сыновей. По записям в этом альбоме мы можем судить о том, какие пьесы – очевидно, любимые Анной Магдаленой – звучали в исполнении членов музыкального семейства. Это маленькая энциклопедия семейного творчества. Большое место в этих тетрадях занимают несложные короткие арии, хоралы, небольшие прелюдии или пьесы танцевального характера.
Европа второй половины 17 века была захвачена танцевальной модой, законодателем которой был, конечно же Версаль! Король Франции Людовик XIV – «Король-Солнце», как он сам себя называл – и его королевская резиденция в Версале, где был разработан и доведен до совершенства придворный этикет, стали предметом зависти и подражания для всех княжеств и королевств Европы. Бальные танцы были частью этого этикета. Поэтому в то время стали во множестве сочиняться менуэты, гавоты, бурре, мюзеты, паспье и прочие танцы, названия которых сегодня знакомы разве что ученикам музыкальных и хореографических школ. Весьма популярны во все времена были и марши, поскольку военные походы также были частью жизни эпохи. Послушаем несколько произведений из «учебного» репертуара И.С. Баха.
-
И.С.Бах Марш
Исп. Тинатин Цикаришвили, скрипка
Конц. Южакова К.А.
-
И.С. Бах Бурре
Исп. Филипп Логинов (скрипка) и Хадишат Картоева (альт)
-
И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
Исп. Анна Шуршина
А теперь еще одна маленькая прелюдия, но в переложении для аккордеона:
-
И.С.Бах Маленькая прелюдия до минор
Исп. Алексей Асаев
Вы обратили внимание, что небольшие пьесы из педагогического репертуара И.С.Баха используются музыкантами всех специальностей. И не всегда это переложения клавирных произведений: И.С.Бах действительно сочинял музыку для разных инструментов, и его ученики также обучались и на клавире, и на скрипке, и на духовых. Кстати, прелюдия, исполненная на аккордеоне, была первоначально сочинена для лютни. Музыканты вплоть до конца 18 века были поразительными универсалами! Еще не существовало разделения на композиторов, исполнителей и педагогов, а каждый музыкант обязан был не только владеть всеми инструментами своего времени, но и быть импровизатором. Флейтист Кванц – современник И.С.Баха – в автобиографии упоминал о том, что он учился не только игре на скрипке, гобое, трубе и клавире, но «не пренебрегал» также изучением корнета, тромбона, охотничьего рога, флейты с наконечником, фагота, немецкой басовой виолы, виолы да гамба и других инструментов, «на коих всех хороший музыкант уметь играть должен».
А сейчас мы предложим вашему вниманию совершенно необычное прочтение баховской пьесы – в переложении для шумового оркестра. Необычным для того времени выглядит и жанр – это полонез. Откуда в немецкой музыке 18 века мог появиться польский танец? В начале 18 века курфюст Саксонский Фридрих Август I при поддержке русского императора Петра I стал королем Польши, и в сюитах немецких композиторов все чаще стали появляться польские танцы. Встречаются они и у И.С.Баха.
-
И.С.Бах Полонез
Исп. учащиеся 3 класса общеэстетического отделения
Преп. Литвинова И.В., Новоселова Т.С.
После того, как ученики научились играть менуэты, арии и маленькие прелюдии, наступал черед более сложных пьес. Специально для этого этапа обучения И.С.Бах сочинил для своего старшего сына два цикла пьес – так появилась «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана». Эту «книжечку» Иоганн Себастьян начал, когда его старшему сыну было 9 лет, и окончил через 2,5 года. Книжечка была задумана как «семейный учебник» для занятий на клавире. В нее вошли двух- и трехголосные пьесы, которые Бах назвал сначала «преамбулы» и «фантазии», а во второй рукописи, переписанной его рукой двухголосные пьесы названы «инвенциями», а трехголосные – «синфониями», что означает «многозвучие». Сейчас пьесы обоих циклов принято называть инвенциями – двухголосными и трехголосными.
Слово «инвенция» мы привыкли переводить как «выдумка», «изобретение». Но во времена Баха этот термин более всего относился к поэзии и риторике и означал «начало», «нахождение исходной идеи». Это значение логично переносится и на музыкальную педагогику: инвенция – начальная ступень обучения. В данных пьесах И.С.Бах мастерски сочетал различные приемы полифонического письма для того, чтобы ученик изучал их и учился голосоведению. Инвенции являются идеальными упражнениями для развития независимости и полного равноправия обеих рук, как приготовительные упражнения перед фугой. На титульном листе книжечки И.С.Бах написал: «Искреннее наставление, посредством коего любителям клавира, особенно же стремящимся к обучению, указывается ясный способ не только (1) научиться чисто играть на 2 голоса, но и -- при дальнейших успехах -- (2) правильно и хорошо управляться с тремя облигатными партиями и в то же время не только получать хорошие [мелодические] изобретения, но и хорошо оные проводить, а более всего -- обрести напевную манеру игры и, вместе с тем, вкус к композиции.»
10. И.С.Бах Двухголосная инвенция
Исп. Анастасия Башмур, фортепиано
Следующей по сложности ступенью в музыкальной педагогике И.С. Баха были сюиты: циклы, состоящие из танцевальных пьес в полифоническом изложении. Вы помните названия «обязательных» частей сюиты: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Между ними могли добавляться «вставные» номера. Все эти пьесы чередовались по принципу контраста – характера, темпа, размера.
-
И.С.Бах Аллеманда из Английской сюиты
Исп. Анастасия Васильева, фортепиано
Наконец, преодолев трудности первых этапов обучения, ученик поднимался к вершине полифонического искусства своего времени – фуге. В фуге несколько голосов (чаще 3-4) проводят одну краткую выразительную тему в разных регистрах, тональностях, с использованием приемов инверсии (когда все мелодические интервалы темы «переворачиваются», меняют направление движения), ракохода (проведение темы «задом наперёд», от последнего звука к первому), ритмического увеличения и уменьшения, наложения. При этом создается впечатление всестороннего глубокого обсуждения какой-то мысли, вникания в ее суть, анализа и вывода. Русский писатель и музыкант В.Одоевский заметил: «Музыка Баха производит то же впечатление, что разговор доброго, умного человека». Фуге предшествовала прелюдия в той же тональности – небольшая пьеса свободного характера.
-
И.С.Бах Прелюдия и фуга до минор, ХТК 1 том
Исп. Анастасия Куликова, фортепиано
Объявляя этот номер, я произнесла название сборника прелюдий и фуг: «ХТК – Хорошо темперированный клавир, 1 том». Что означает это странное название? Клавир – общее название клавишных инструментов эпохи. Темперированный – значит, выровненный по строю. Инструменты того времени были настроены так, что полутоны внутри одной октавы были неодинаковы – например, диатонический полутон «фа-диез – соль» звучал уже, чем хроматический полутон «соль-бемоль – соль». То есть, фа-диез и соль-бемоль по звучанию не совпадали! Это было связано с естественным, так называемым натуральным, строем, который используется в хоровом звучании. В результате, те инструментальные произведения, которые хорошо и чисто звучали в тональностях с 1-2 знаками, в тональностях с большим количеством знаков звучали ужасно фальшиво. «Зачем же нужно сочинять в тональностях с большим количеством знаков?» - спросите вы. Но музыканты с развитым слухом знают, что каждая тональность имеет свой колорит, даже, как считают многие, свой цвет! Известно, что чем больше бемолей в минорной тональности, тем она мрачнее; чем больше диезов в мажорной тональности, тем она ярче. И вот, один из мастеров-изготовителей клавишных инструментов – немецкий мастер Векмейстер - предложил настраивать их так, чтобы выровнять все полутоны. И Бах с энтузиазмом поддержал эту идею, в подтверждение правоты которой он создал цикл прелюдий и фуг во всех 24 тональностях и назвал его «Хорошо темперированный клавир». А через несколько лет повторил этот опыт, сочинив второй том ХТК. И.С.Бах продемонстрировал, какие богатые красочные возможности дает композитору использование всех возможных тональностей. На титульном листе рукой Иоганна Себастьяна выведено: «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам, как с большой терцией, то есть Ut Re Mi, так и с малой терцией, или Re Mi Fa. Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером и руководителем камерной музыки. В 1722 году.»
Ученик, играющий прелюдии и фуги из ХТК, считался достигшим вершин мастерства и мог «отправляться в самостоятельное плавание» в музыкальной профессии. Так и сыновья И.С.Баха покинули родительское гнездо, получив от отца надежное наставление в будущей профессии и до конца его жизни поддерживаемые его заботами, хлопотами о их судьбе. В одном из писем И.С. написал: «В свое время вы будете стараться передать то немногое, что получили от меня, другим хорошим людям».
Что ж, пришло время проследить, как сложилась судьба сыновей И.С., замечательных и славных музыкантов своего времени.
Вильгельм Фридеман Бах, старший сын Ионганна Себастьяна, его гордость, обучался в Томасшуле, в 19 лет поступил в Лейпцигский университет. В 23 года по рекомендации отца проходит свои первые испытания на должность органиста в Дрездене, блестяще выигрывает их. Фридеман очень талантлив, он приобретает известность как исполнитель и педагог. Через 13 лет с почетом приглашен без испытания занять должность церковного органиста в Галле. Он так и остался в истории под именем «галльского Баха». Еще через 16 лет В.Фридеман получает приглашении на должность капельмейстера при княжеском дворе, но вскоре неожиданно для всех бросает службу, надеясь на славу своего имени, которое даст ему достаточный доход от уроков и концертов. Пожалуй, именно В.Фридеман, а не Бетховен, становится первым свободным художником-музыкантом нового времени. Увы, унаследовав талант отца, будучи прекрасным импровизатором, он не унаследовал его трудолюбия и усердия. В.Фридеман беспорядочен в делах, любит выпить. Он продает доставшиеся ему в наследство рукописи, а многие из них просто теряет. Кстати, именно у В.Фридемана купила часть рукописей его ученица Сара Леви, в будущем - внучатая бабушка Ф.Мендельсона, который и открыл их миру спустя почти сто лет после смерти Иоганна Себастьяна. Вильгельм Фридеман, стяжавший славу у современников, не оставил после себя сколь-нибудь значительного наследия. В наш концерт мы включили небольшую клавирную пьесу Вильгельма Фридемана Баха. Обратите внимание, как будет звучать синтезатор – мы попробовали представить музыку в двух вариантах звучания: клавесина и клавикорда.
-
В.Ф.Бах «Весна»
Исп. преп. Валентина Иосифовна Малкова, синтезатор
Карл Филипп Эммануэль Бах, второй сын Иоганна Себастьяна, также прошедший Томасшуле и университете, менее одарен, чем его старший брат. Но зато он более систематичен и деятелен. В 24 года Ф.Эммануэль приглашен на службу к будущему прусскому королю, знаменитому Вильгельму Фридриху II. Король известен своей любовью к музыке, он сочиняет музыку, любит оперу и мастерски играет на флейте. Каждый день, пять дней в неделю, он играет новый флейтовый концерт, и присутствие на концерте обязательно для всех придворных. Ему нужен хороший аккомпаниатор – на эту-то должность и приглашен Ф.Э.Бах. 30 лет он служит при дворе короля Фридриха! Его прозвище в истории музыки – «берлинский Бах». За это время сочинено огромное количество произведений для флейты и для клавира. Филипп Эммануэль, в отличие от старшего брата, бережно хранит рукописи отца, некоторые из них публикует. «В композиции и клавирной игре у меня не было другого учителя, кроме моего отца» - признается благодарный сын. Интересно, что за три года до смерти Иоганн Себастьян приезжал навестить своего сына, и это был единственный раз, когда Фридрих отменил свой концерт! Со словами «Господа, старина Бах приехал!», Фридрих с почетом принял великого музыканта, музицировал с ним несколько часов и даже дал И.С.Баху тему для импровизации. Иоганн Себастьян тут же сымпровизировал на эту тему трехголосную фантазию, а потом, уже дома, переработал тему в виртуозное по композиторской технике сочинение и послал его королю под названием «Музыкальное приношение».
-
Ф.Э.Бах Соната для флейты и бассо континуо ми минор, 3 часть.
Исп. Ольга Селезнева, партия ф-но Дарья Воронцова
Отдал дань К.Ф.Эммануэль и любимому инструменту своего отца – органу, хотя и не служил придворным органистом. Одна из органных пьес Ф.Эммануэля также включена в наш концерт.
-
К.Ф.Э.Бах Маленькая органная фантазия ре минор
Исп. Олеся Ванакова, синтезатор
Ф.Эммануэль прославился как превосходный исполнитель, замечательный композитор и педагог, человек широкого круга общения. Его книга «Опыт истинного искусства игры на клавире» стала настоящим руководством для Й.Гайдна: «Тот, кто меня хорошо знает, поймет, сколь многим я обязан Эммануэлю Баху». Им восхищается Моцарт, по его книге обучает Кристиан Нефе юного Бетховена. В своем фундаментальном труде К.Ф.Э. дал подробные указания по овладению разными приемами игры на основных разновидностях клавира: клавикорда и клавесина, и высказался о достоинствах и недостатках обоих инструментов. На протяжении всего нашего концерта мы употребляли термин «клавир», обобщая этим термином все разновидности клавишных инструментов эпохи Баха и его сыновей. Но основных разновидностей было две, они отличались по способу звукоизвлечения и по характеру звучания – вы имели возможность приблизительно оценить их в пьесе В.Фридемана.
Клавикорд, в котором струны звучали, когда к ним прикасался тангент (металлический штырёк, похожий на гвоздик), давал звук мягкий и нежный, выразительный. Именно за это его ценили музыканты. Вот как отзывался о нем Бетховен: «Клавикорд – единственный клавишный инструмент, звуки которого имеют силу выразительности». Клавикорд очень ценился в домашнем музицировании, его можно было легко взять с собой в дорогу, но звук его был очень тихий. В больших помещениях он заглушался даже голосом, не то что оркестром.
Клавесин, имевший множество разновидностей в разных странах (чембало, верджинел, спинет и др.), обладал, наоборот, ярким, блестящим тембром. Струны в нем защипывались плектром – язычком, изготовленным из разных материалов, чаще всего – из вороньего пера, а также из кожи, металла. На клавесине музыкант мог добиться отчетливости звучания, развить беглость и силу пальцев. Но сила нажатия на клавишу почти не отражалась на силе звучания! Поэтому выразительности, гибкости динамики на этом инструменте достичь не удавалось. Правда, мастера придумали изготавливать инструменты с несколькими клавиатурами, которые отличались по тембру с помощью различных приспособлений. Но все же музыканты продолжали искать такую конструкцию клавишных инструментов, которая сочетала бы достоинства и клавикорда, и клавесина. «Играя постоянно на клавикорде, привыкаешь «ласкать» клавиши: вследствие этого при исполнении на клавесине иногда могут пропадать детали… Если же клавирист постоянно играет только на клавесине, то он привыкает исполнять все в одних красках…», - подметил Ф.Э.Бах
Такую конструкцию еще при жизни И.С.Баха изобрел Зильберман. Это было молоточковое фортепиано («пианофорте»), близкий предок современных инструментов. И.С. при дворе короля Фридриха играл на таких инструментах и высоко оценил их, но тогда фортепиано еще не получило широкого распространения.
Зато одним из первых с сольным концертом для молоточкового фортепиано выступил младший сын Иоганна Себастьяна – Иоганн Кристиан Бах.
Младший сын был любимцем Иоганна Себастьяна. Отец замечал в нем не только выдающиеся музыкальные способности, но и выдающуюся предприимчивость. «Старина Бах» скончался, когда тому было 15 лет. В наследство ему одному отец оставил три клавира! Что ж, в отличие от старших сыновей, Кристиана Бах не успел «пристроить» на хорошую службу. Иоганн Кристиан поступил на воспитание и обучение к Филиппу Эммануэлю и был лучшим учеником лучшего учителя. В 21 год он отправляется учиться в Италию, его берет на обучение известнейший музыкант, академик падре Мартини. Кристиан получает стипендию от мецената графа Аугустино Лита. Уже в 25 лет И.К.Бах получает предложение занять место органиста в Миланском соборе! Правда, чтобы стать органистом в католическом храме, нужно было быть католиком. Что ж, ради выигрышного места Иоганн Кристиан меняет вероисповедание и называет себя на итальянский манер – Джованни Бакки. Правда, работа органиста недолго привлекала Иоганна Кристиана: в моде была опера, и он принялся сочинять оперы, в чем очень преуспел, получил широкую известность как композитор. Модного композитора пригласила к себе на службу юная мекленбургская принцесса София Шарлотта. Она выходила замуж за будущего английского короля и, уезжая в Англию, хотела взять с собой немецкого композитора. В Лондоне Иоганн называется уже Джон Бах, и потомкам он известен как «лондонский Бах». Он много сочиняет, в том числе сонаты и концерты для молоточкового фортепиано. Королеве Софии Шарлотте он посвятил оду «Thanks be to God» - англиканское молитвенное песнопение на английском языке. Джон Бах дает дорогие уроки, ездит в собственном экипаже и имеет собственный дом в Сохо. Он устраивает концертное предприятие, которое приносит значительный доход. В 1864 г. в Лондон приезжает маленький Моцарт. Его знакомят с именитым музыкантом, и они довольно много и с взаимным интересом занимаются.
-
И.Кр. Бах Концерт для клавира с оркестром
Исп. камерный оркестр ДМШ, руководитель Прокашев Ю.А.
Солист -
И все же, Иоганн Кристиан Бах, самый младший из сыновей И.С.Баха, «баловень судьбы», скончался раньше всех своих старших братьев…
Из детей великого Иоганна Себастьяна еще один стал известным композитором: это младший брат Филиппа Эммануэля и старший брат Иоганна Кристиана – Иоганн Кристоф Бах. Жизнь этого человека была полной противоположностью жизни младшего брата. И.Кристоф, не успев окончить университет, в 18 лет поступил на придворную службу в г.Бюккебург, где и остался на всю жизнь. Капелла графа бюккебургского была одной из лучших в Европе, и музыка, которую сочинял ее капельмейстер, исполнялась во многих городах Германии. Честный и усердный труженик, И.Кристоф во всем продолжил дело своего отца: трудиться «Всевышнему в прославленье, а ближнему в наставленье». Он единственный из всех братьев воспитал музыкантом своего сына! Но произведения его ныне почти забыты и редко исполняются.
Такой след в истории музыки оставило семейство талантливых музыкантов с фамилией Бах. Иоганн Себастьян Бах, по данным исследования New York Times, возглавил десятку самых великих композиторов всех времён и народов. Его музыка в числе лучших творений человечества записана на золотой диск «Вояджера» (найдите самостоятельно информацию об этом американском проекте!).
Не забудем, что талант всех представителей музыкальной фамилии был приумножен терпением и усердным трудом на протяжении всей жизни, с самого детства. «Мне пришлось много трудиться; кто будет столь же усерден, добьется того же» - эти известные слова И.С.Баха могут стать девизом и наставлением для каждого из нас, особенно в годы учения. Остатки захоронения И.С.Баха после второй мировой войны, в 1949 году, были перезахоронены в церкви св.Фомы в Лейпциге – той самой, где он столько лет занимал должность кантора, и в школе при которой занимались его сыновья.
Мы завершим наш концерт хоровым сочинением И.С.Баха и вместе с этой музыкой пусть в вашем сердце останется радость, верность, оптимизм, простота и сочувствие – те черты, которые пронес в своем творчестве один из многих тружеников-Бахов, преданных своему искусству.
-
И.С.Бах «Солнце сияет»
Исп. старший хор ДШИ №3
Рук. Мельникова Н.М., концертмейстер Южакова К.А.
Лектор и ведущая – Голубева Н.А.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: части1 и 2. – М.: Музыка, 1988
Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Пер. и комментарии Е.Юшкевич. – СПб., 2005
Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – СПб: Композитор, 1997
Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. – М.: Музыка, 1982
Зильберквит М. Рождение фортепиано. – М.: Дет.лит., 1984
Кац Б. Времена – люди – музыка. – Л.: Музыка, 1988
Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. – СПб.: Композитор, 2001
Шабалина Т.Б. Хронограф жизни и творчества Иоганна Себастьяна Баха. – СПб., 1997
Достарыңызбен бөлісу: |