Шевелева М.С.
Психика как объект познания
Вопрос об особенностях психики как объекта познания связан с одним из основных вопросов психологии – определением ее предмета, что вызывало и вызывает значительные трудности (Гиппенрейтер Ю.Б., 2000; Левченко Е.В., 2001; Розин В.М., 1991). Анализ литературы показывает, что большинство авторов выражают согласие по поводу того, что внутренний мир человека, психика и явления психики являются достаточно сложным и необычным объектом познания (Гиппенрейтер Ю.Б., 2000; Климов Е.А., 1997, 1999; Левченко Е.В., 2001; Леонтьев А.Н., 1972; Оганян Г.З., 1980; Рубинштейн С.Л., 2000; Субботский Е.В., 1998). Вместе с тем, вопрос о том, в силу каких особенностей и характеристик психика является сложным объектом, не был предметом специального исследования, поскольку положение о сложности психики как объекта познания рассматривалось авторами как аксиома, не требующая доказательств. Именно поэтому рассуждения авторов об особенностях психики как объекта познания являются лаконичными и мало детализированными.
Особенности психики как объекта познания также отмечают представители современного зарубежного направления «теория теории психики». По мнению психолога из Канады J.Astington (1994), люди в большей мере склонны говорить о поведении, действиях и самом человеке, чем о его психике и явлениях психики. По ее мнению, у каждого человека есть свое представление о психике, своя «теория психики», которой он пользуется в ежедневной жизни, однако люди никогда или почти никогда не размышляют и не говорят о психике. A.Gopnik (2001) полагает, что мы знаем гораздо больше о способности человека понимать физический мир, чем о его способностях понимать то, что мы называем словом «психика».
Трудности познания и понимания человеком психики проявляются и в количестве исследований, направленных на изучение внутреннего и внешнего мира. В современной психологической литературе преобладают исследования, направленные на изучение того, как человек представляет и понимает объективную, окружающую его реальность (Абраменкова В.В., 1990; Белавина И.Г., 1993; Кряж И.В., 1998; Луцковская С.Д., 2000; Стеценко А., 1997; Трофимова Я.И., 1998; Чеснокова О.Б., 2000; Щедрина Е.В., 1991 и др.) Работ, направленных на изучение понимания и восприятия внутреннего мира человека, гораздо меньше (Бергфельд А.Ю., 2002; Левченко Е.В., 2002; Маркова С.В., 2001; Фирулева Е.В., 2000).
Особенности психики как объекта познания отражены также в исследованиях профессионального сознания психологов, интерес к которым возрос в последнее десятилетие (Донцов А.И., Белокрылова Г.М., 1999; Зеличенко А.И., Степанова Г.И., 1989; Можаровский И.Л. 1998). В большинстве работ отмечается, что профессиональное мировоззрение психологов формируется на стыке научно-теоретического и житейского познания.
Таким образом, вопрос об особенностях психики как объекта познания специально не рассматривался, тем не менее данные особенности косвенно проявлялись в небольшом количестве исследований, направленных на восприятие и понимание внутреннего мира человека, а также в описаниях профессиональных представлений психологов, на которые оказывают значительное влияние житейские психологические знания.
Достарыңызбен бөлісу: |