Школа №3 города Чадана



бет1/3
Дата29.07.2023
өлшемі234.9 Kb.
#475877
  1   2   3
doshpuluur - proekt kuular d.r


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 3 города Чадана
Дзун-Хемчикского района Республики Тыва.


Выполнил:
Куулар Дажням Радикович
Ученик 11 класса
Руководитель:
Сарыглар Артур Калдар-оолович,
учитель технологии первой категории
МБОУ СОШ № 3 г. Чадана
Адрес электронной почты:
tyva_school_146@mail.ru
.
Введение
Тувинская традиционная музыкальная культура, как объект не только научного исследования, но и практического освоения, представляет собой уникальное явление в Саяно-Алтайском регионе и по яркости, самобытности и своеобразию отличает тувинцев среди тюркоязычных народов не только Южной Сибири. В отношении инструментальной культуры Тува представляет собой своеобразный центр наиболее активного использования всего комплекса инструментального фонда кочевой цивилизации. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов: смычковые и щипковые хордофоны, ударные и духовые. Большинство из них струнные музыкальные инструменты.
Актуальность темы состоит в том, что в Туве мастеров, которые изготавливают традиционные музыкальные инструменты становится все меньше и меньше. Мы не должны потерять свою этническую самобытность и культуру.
Объект исследования – тувинские национальные музыкальные инструменты.
Предмет исследования – проектирование и изготовление музыкального инструмента дошпулуур.
Цель исследования – исследовать и проектировать традиционный тувинский национальный музыкальный инструмент «дошпулуур».
Дошпулуур – тувинский, традиционный, двухструнный (трехструнный) щипковый инструмент. Инструмент, аналогичный монгольскому и ойротскому топшхуру и горно-алтайскому топшуру, имеет деревянный корпус в форме трапециевидного ящика, изготовленного из древесины сосны, кедра или ели (высота трапеции 20 см, длина меньшего основания 12 см, большего — 19 см). Дно — глухое, дека — с небольшим резонаторным отверстием (высота обечайки 8 'см). В узкой части корпуса укреплена шейка длиной около 30 см, изготовляемая обычно из березы. В верхнем конце шейки имеются три колка для крепления струн. Струны изготовлялись в прошлом из конского волоса, строились либо в кварту, либо в квинту в пределах первой октавы (сообщение М. Мунзука)2.
Звук, извлекаемый на дошпулууре щипком, без плектра, значительно слабее звука казахской домбры, сходной с ним по тембру. Характер использования тощпулура в тувинской народной музыке нам не удалось наблюдать; М. Мунзук сообщает, что на нем исполнялись мелодии любых народных песен2, но наряду с ними и особое остинатногетерофонное сопровождение к мелодии горлового пения «Дембильдей».
В дореволюционной Туве дошпулуур был самым распространенным и любимым музыкальным инструментом тувинцев. Он был почти в каждом аале, если не в каждой юрте. Об этом свидетельствует, в частности, замечание Г. Е. Грум-Гржимайло, относящееся к началу прошлого столетия. Часто он упоминается и в произведениях устного народного творчества, особенно много народных песен о дошпулууре. А в послереволюционной Туве он почти совсем забыт; его вытеснил более полнозвучный и технически более совершенный струнный щипковый инструмент — шанзы.
Тувинское название инструмента шанзы — вариация его монгольских названий: шандза, чанза, шандзе.

Тувинский традиционный дошпулуур состоит из двух основных частейтрапециевидного корпуса, обтянутого с обеих сторон кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь корпус.


Плоский деревянный корпус имеет форму трапеции.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет