Павлов Н.В., д.и.н., проф.
СВЯЗАННЫЕ ОБЩЕЙ СУДЬБОЙ
(страницы истории российско-германских отношений)
При упоминании слов «Германия» и «немцы» у русского человека возникает такое количество ассоциаций, которое не снилось ни какой другой стране и никакому другому народу. Это и традиционное пиво с сосисками (хотя Германия – признанная страна виноделия, что было воспето еще в «Песне немцев»), баварские Альпы и долина Рейна со скалой Лорелей. Это – древние университетские традиции, вагабунды, всемирно известные сказочники, мыслители, поэты, писатели, музыканты, ученые и короли, императоры, диктаторы и демократы. Германия – это великолепные замки, города-музеи, карнавалы и пивные праздники. Это и Гамбургский порт, Кёльнский собор, Дрезденская картинная галерея, Бранденбургские ворота в Берлине, дворец Сан-Суси в Потсдаме и Лейпцигский вокзал, и небоскребы Франкфурта-на-Майне. Это и надежные автомобили, высочайшего качества техника и станки, это и нюрнбергские пряники, и тюрингская колбаса, и любекские марципаны. Но, прежде всего, это люди, отличительной чертой которых является дружелюбие, бесхитростность, трудолюбие, добросовестность, педантичность и основательность. Недаром эти качества являются в России предметом многочисленных дружеских подтруниваний и подначиваний.
В качестве примера приведу лишь один из многих анекдотов еще советского периода, на который, в частности, ссылается в послесловии к «Дипломатии» Г.Киссинджера (родившегося, кстати, в Германии) академик Г.Арбатов. Однажды был объявлен конкурс на книгу о слонах. Русский написал труд «Россия – родина слонов», болгарин – «Болгарский слон – лучший друг российского слона». Француз, как и полагается, сочинил трактат - «Любовная жизнь слонов». Американец представил 20-страничную брошюру «Все о слонах, что вы хотели знать, но стесняетесь спросить» и т.д. А немец положил на стол трехтомник под названием «Введение в слоноведение».
Все это и многое другое, но, главное, полуторатысячелетняя совместная история русских и немцев, которая знала и взлеты, и падения, до сих пор вызывает огромный интерес к Германии, к ее традициям, истории, опыту современного демократического строительства, динамичному развитию экономики, социальной сферы, заботы о своих гражданах. Факт остается фактом: ни с одной страной Европы и, тем более, мира у России не было такого богатого опыта взаимодействия, – позитивного ли, негативного ли – как с Германией.
Нигде в мире немецкий язык как иностранный не популярен так, как в России. Сейчас его изучают на разных уровнях около 4,5 млн. россиян, не говоря уже о многих миллионах, худо ли бедно ли, но могущих изъясняться на немецком языке. Примерно 1,1 млн. студентов занимаются им с научной точки зрения, что делает российскую германистику крупнейшей в мире. Но понятие «германистика» в России гораздо шире. Помимо высших учебных заведений, где изучаются иностранные языки и, соответственно, идет специализация по определенным странам, имеются и специализированные школы, гимназии и колледжи с преподаванием ряда предметов на немецком языке, есть бизнес-школы и другие учебные заведения, ориентированные на международное сотрудничество, в том числе, а иногда и, прежде всего, с Германией. Множество министерств, ведомств, предприятий и фирм, общественных и политических организаций ведут постоянный диалог с германскими коллегами по самым разным вопросам.
Еще раз повторю: у нас богатая совместная история, в которой были и славные, были и черные страницы. Многие уже и не помнят, что немало немцев принесли славу нашей стране, верой и правдой служили российскому государству и в до- и в послепетровские времена, и в ходе превращения России в могучую империю. Как не вспомнить знаменитого Христофора Антоновича Миниха (Бурхарда-Кристофа Мюнниха), который строил Кронштадт и Ладожский канал, не менее известного немца Хайнриха Иоганна Фридриха Остермана, крупного русского государственного деятеля, известного дипломата, пребывавшего на российской службе с 1703 года. Именно он заключил Ништадтский мир, который закрепил выход России к Балтийскому морю. Декабристы П.Пестель и В.Кюхельбеккер были потомками тех немцев, которые оказались в нашей стране еще при Петре I. В жилах Бенкендорфа, Нессельроде, Александра Герцена также текла немецкая кровь.
Вообще нужно отметить, что при Романовых германские княжеские дома стали, по словам крупного немецкого землевладельца фом и цум Штайна, «кобылиным стойлом для царских семей» в России1. Из последних шести царей только один – Александр III выбрал себе в жены датскую принцессу. Из 30 членов царствующей семьи с 1800 года 18 имели немецких супруг (супругов). Огромное количество русских дворян носили немецкие фамилии. На рубеже двадцатого века в России насчитывалось 25 тыс. наследных и 17 тыс. почетных дворян, имевших немецкие корни. Согласно переписи населения, проведенной в 1897 году, в России насчитывалось 1 млн. 800 тыс. российских подданных немецкого происхождения, большинство из которых проживали в европейской части России, на территории Польши и в Прибалтике. Среди них 50 000 имели высшее образование, 35 000 находились на военной и государственной службе. В какой то период в немецких руках находилось 57% руководящих постов в министерстве иностранных дел, 46% – в военном министерстве, 62% – в министерстве по делам почты. Из 12 министров финансов 5 были немцами, среди них и Сергей Витте, ставший после первой русской революции премьер-министром. Более того, нам известны имена таких российских государственных деятелей немецкого происхождения, как министр внутренних дел Вячеслава фон Плеве, военный министр Александра Рёдигер и министр иностранных дел Владимир Николаевич граф Ламбздорф.
Тема российско-германских отношений всегда волновала историков и международников уже хотя бы потому, что от их состояния зависел мир и благополучие в Европе. Два народа, две культуры, два общества, две судьбы постоянно пересекались во времени и пространстве, порой сотрясая основы европейской цивилизации. Что это было – запрограммированное соперничество, логичное партнерство или случайное стечение обстоятельств? Шагать нам вместе или жить каждому в своей конуре? Чего нам ждать от этого взаимодействия в ближайшей и отдаленной перспективе – прорыва к новым берегам обоюдовыгодного сотрудничества на благо всего человечества или новой конфронтации, которая неизбежно затронет всех наших соседей по европейскому дому и отзовется эхом в дальних уголках планеты? Кто мы, наконец, – извечные соперники или все-таки стратегические партнеры, радеющие за новое совместное будущее? На эти вопросы и пытаемся ответить в в этом небольшом исследовании, посвященном истории российско-германских отношений.
ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ ДО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА
Как не подлежит сомнению, что древняя Русь берет свое начало в «стольном граде Киеве», так неоспорим факт рождения русско-германских контактов с учреждением государственности на германской и российской земле. За точку отсчета можно взять IX век н.э., т.е. образование Киевской Руси в 862 году.
Однако еще до образования Киевской Руси посольство варягов-руссов, говоривших на шведском языке, впервые было направлено в 838 – 839 гг. в столицу государства франков г. Ингельгейм (точнее, Нидер-Ингельхайм в провинции Рейн-Гессен в 15 км к западу от Майнца) к франкскому императору Людвигу I Благочестивому. Сведения об этом содержатся в Бертинской хронике, принадлежащей перу епископа Пруденция. Там, в частности, говорилось: «Неведомые пришельцы сказали, что называть их надо Рос»2. Послы представляли древнерусское государство, киевского князя – кагана. По-видимому, пребывание русского посольства в землях франков (вынужденное или целенаправленное) проходило под знаком установления Русью отношений «дружбы» с франкским двором. Не исключено, что целью посольства являлся сбор определенной информации для правильной политической ориентации Руси, искавшей внешнеполитических контактов.
Несколько позже, в 959 году, Великая княгиня Ольга отправила своих послов к германскому королю Оттону I. Древнерусское государство в Х в. настойчиво расширяло свои международные связи, стремилось усилить влияние на Западе, поднять свой международный авторитет. В свете этих тенденций появление русской миссии в землях Оттона I было вполне закономерно, тем более что сам германский король проводил активную политику на Востоке. Посылка Ольгой посольства на Запад явилась попыткой вступить с Германией в отношения «мира и дружбы», какие были установлены с Византией после нападения Руси на Константинополь в 860 году. Их суть сводилась тому, чтобы ввести между государствами регулярные посольские обмены, содействовать развитию торговле. В рамках этих «миролюбивых и дружественных отношений» Русь допустила в 961 году в Киев немецкую миссию. Глава миссии – Адальберт из трирского монастыря Максимин был типичным «миссийным епископом», которого германский король Оттон I пытался превратить в организатора Церкви на Руси. Эта попытка не удалась: слишком прочна еще была языческая толща на Руси, слишком сильной оказалась оппозиция новой религии со стороны правящей верхушки, и в том числе молодого князя Святослава. Однако, несмотря на эту неудачу, политические контакты Руси и Германской империи с того времени стали регулярными: миссии «мира и дружбы» сыграли свою роль3.
В 962 году Оттон I был провозглашен императором Римской империи, которая могла представлять угрозу Византии. В условиях римско-византийских противоречий германская дипломатия начала искать контакт со своим естественным союзником – Русью. Римские круги старались найти подход к Великому Киевскому князю Ярополку. В 973 году в Кведлинбурге на германском императорском съезде вновь побывали российские послы, что наряду с приемом в Киеве послов от Папы Римского Бенедикта VII указывает на новые акценты во внешнеполитической линии Ярополка, противоречившие прежней провизантийской религиозно-политической ориентации правителей Руси4.
В дальнейшем контакты Руси с немцами носили спорадический характер. Лишь в период междоусобицы 1015—1019 гг. Ярослав в своей борьбе со Святополком и Польшей постарался заручиться поддержкой германского императора Генриха III. С тех пор интерес германских земель к Руси неизменно возрастал. И с середины XI в. можно говорить о постоянных и довольно тесных связях династии Рюриковичей с «Цесарской страной» и лично с «цесарями». Со своей стороны Русь Ярослава Мудрого продолжала линию Ольги, Ярополка и Владимира на укрепление связей с западным миром, стремилась установить с империей политические контакты, расширить торговые связи. В начале 40-х гг. XI в. русские посольства вновь появляются в Германии. Примерно к этому же времени относятся и первые робкие попытки установления династических уний между немецкой и русской элитами. Однако преувеличивать эти связи в эпоху Ярослава не приходится.
Вторая жена Владимира I была дочерью немецкого графа Куно фон Эннингенского. Ярослав Мудрый пытался сосватать одну из своих дочерей за Генриха III, но затея не удалась. Зато немецкие историки пишут, что дочь графа Штаденского из саксонской правящей династии по имени Ода и графиня Орламиндская Кунигунда где-то около середины XI века вышли замуж за российских князей, но, овдовев, возвратились в Германию, где вскоре сочетались браком с немецкими принцами. По всей видимости, Ода была супругой Вячеслава, а Кунигунда – супругой Игоря – младших сыновей князя российского Ярослава Мудрого. Известно, что оба они скончались в юношестве. Однако Ода успела родить Вячеславу сына, которого она впоследствии воспитывала в Саксонии. Скорее всего, это был Борис Вячеславович, который мог до того времени жить в Германии.
Германский король и император Священной Римской империи Генрих IV, прославившийся своим спором с папой Григорием VII («покаяние в Каноссе»), обращался к Великому князю Всеволоду I (1078 – 1093) за помощью против Папы Григория VII и норманнов Северной Италии, надеясь на влияние русского князя, его военную силу и связи с норманнскими правителями. Всеволод, желая освободиться от засилья византийской церкви, связывавшей ему руки, дал обещание помочь немцу против венгров (Ладислава I Святого, союзника папы) и отдать за Генриха IV младшую дочь красавицу Адельгейд (Агнессу), на которой тот женился в 1087 году после смерти своей первой жены. Впоследствии, правда, она ушла в монастырь под именем Евпраксия и умерла игуменью.
Тесное взаимодействие наших народов в далекой древности не могло не сказаться на взаимном обогащении языка, нравов и обычаев, да и в целом культурного достояния русских и немцев. При этом, справедливости ради, следует заметить, что наши предки в большей степени были склонны к заимствованиям у германских народов, которые в силу объективных исторических причин опережали славян в темпах восхождения по лестнице европейской цивилизации. Так, обычай российских князей иметь вокруг себя многочисленную дружину восходил к древней германской традиции, описанной еще Тацитом. При Ярославе Мудром российские законы, и прежде всего в области уголовного права, имели много общего с древними немецкими законами. Ну а о языковых заимствованиях и говорить уже не приходится. Об этом детально пишет Н.М.Карамзин в своей «Истории государства российского».
Самостоятельную страницу в истории русско-германских отношений периода феодальной раздробленности на Руси составляет период общения с немцами северных русских городов, прежде всего Новгорода. Собственно, именно в это время происходит и массовое переселение немцев на берега Балтийского моря и начинает формироваться государственность в Прибалтике, что в конечном итоге вылилось в основание на северо-востоке континента различных немецких княжеств, в первую очередь Восточной Пруссии. Именно в этом регионе и произошла завязка основных контактов между немцами и русскими, во многом определивших весь ход европейской истории. Но это – отдельная история, которая заслуживает самостоятельного рассмотрения.
Начиная с XIII в. политическое развитие российского и германского государств пошло в прямо противоположном направлении: в то время как Священная римская империя начала распадаться, пока, наконец, в XVII столетии в ходе Тридцатилетней войны она не превратилась в арену сражений чужеземных войск, Московское царство, которое, преодолев период «большой смуты» и польского вмешательства, напротив, смогло превратиться в новый гравитационный центр в Восточной Европе. Оно начало «собирать российские земли», наращивать политический вес и укреплять свои позиции в новых геополитических условиях. И хотя христианство было доминирующей религией среди русских и немцев, его две важнейшие ветви (как и две составные части Римской империи) – римское католичество и греко-византийское православие – в своем неприятии друг друга поставили мощный заслон на пути сближения двух народов. И если одна стала прародительницей Реформации и раздробленности Германии, то вторая (напомним, что в 988 году при Владимире I произошло крещение Руси) оберегала традиции христианство в его первозданном виде, стала залогом укрепления национального единства и духовной независимости перед лицом экспансионистских устремлений католического Рима и всего латинского Запада. При этом важно иметь ввиду, что стремление русских к полной независимости, в том числе от греко-византийского влияния, прослеживалось еще при Ярославе Мудром, который пытался, правда, безуспешно, ввести автокефалию. В конечном счете, отделение Русской православной церкви от греческой де-факто состоялось в 1448 году (де-юре с 1589 года). В обстановке объединения русских земель Великим князем Иваном III (1440 – 1505 гг., Великий князь Московский с 1462 года) в целях укрепления западной границы Русского государства и обеспечения выхода к Балтийскому морю Москва стала проводить активную политику на северо-западных рубежах, построив в 1492 году на правом берегу Нарвы сильную крепость Ивангород, заключив с датским королем союз, направленный против Ливонии и Швеции, и, наконец, в 1494 году закрыв и конфисковав ганзейскую торговую контору в Новгороде.
Своей политикой Иван III обратил на себя внимание германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III из рода Габсбургов (1440 – 1493). После того как в 70-е годы XV столетия турки стали осуществлять разбойничьи набеги на Штирию, а венгры – на Австрию (наследные земли Габсбургов), Фридрих хотел привлечь на свою сторону великое княжество Московское против Польши, также активизировавшей свои захватнические устремления. С этой целью он отправил в Москву в 1489 году большое посольство во главе с рыцарем Николаусом Поплау (в русской литературе – Николай Поппель), который побывал в России за три года до этого, и предложил Ивану III быть коронованным Императором Священной Римской империи в качестве «русского короля», на что получил исполненный большого достоинства твердый и категорический отказ. Это не помешало, однако, установить между обеими сторонами дипломатические отношения и обменяться послами в 1489 – 1490 гг. Послом Московского двора стал в 1489 году Юрий Дмитриевич Малой Траханиот (грек Георгий Траханиотис), а Римского короля Максимилиана, сына германского императора, в 1490 году – Георгий Делатор. Именно им было дано поручение отвезти в Австрию на утверждение первый союзный договор с Веной.
Примерно в то же время произошел обмен посланиями и были установлены регулярные торговые отношения с епископством Любекским. Восстановление отношений и торговли между Ганзой и Русским государством произошло только 19 февраля 1509 г. по решению Великого князя Всея Руси Василия III.
Иван III продолжал развивать торговые, политические и культурные связи с Германией. Стремясь удовлетворить возросший спрос на книги, русский царь предпринял попытку начать печатание книг, для чего пригласил немецкого книгоиздателя Варфоломея Готана. В 90-е годы XV в. тот привез в Новгород ряд публицистических сочинений. А царский посланец Юрий Траханиот занимался в 1489 году в немецких землях привлечением на работу в Россию специалистов горного и железнорудного дела, литейщиков и пороховщиков, каменщиков и плотников. Георгий Траханиотис, которого, кстати говоря, лично принимал во Франкфурте германский король Максимилиан – сын Фридриха III, привез с собой в Москву помимо заказанных немецких ремесленников еще и мастера по строительству органов и врача.
В годы правления Василия III (1479 – 1533 гг., Великий князь Московский с 1505 года) дом Габсбургов продолжил обмен посланцами. Московский князь предложил императору возобновить союзнические отношения двух держав. В Вене ухватились за эту идею и нацелились на то, что договор с Москвой будет направлен против Литвы и Польши. Предполагалось, что к империи отойдет Пруссия и Силезия, а к Москве – Киев с областью. Это было первое по времени предложение такого рода. Стороны обязались не разрывать сего вечного союза, а также условились о свободе и безопасности для путешественников, послов и купцов в обеих землях. Максимилиан и Василий именовали друг друга братьями, Великими государями и Царями.
Позднее предложения раздела Польши повторялись периодически. Так, в грамоте от 20 ноября 1572 года Максимилиана II к Ивану Грозному предлагалось уже разделить всю Польшу пополам, имея ввиду присоединение всех этнических польских земель (Великой Польши, Мазовии, Куявии, Силезии) к Империи, а Литвы и ее земель (Белоруссии, Подляшья, Украины) – к Московскому царству. Таким образом, идея раздела Польши жила и муссировалась в русско-германских отношениях более 250 лет, пока, наконец, не была реализована в конце XVIII века5.
Когда польский король Сигизмунд I после битвы под Оршей в 1514 году захватил в плен знатных русских воинов и отправил их в Рим в качестве подарка Папе Льву X, Максимилиан I отдал приказ освободить пленников и возвратить их в Москву. В 1515 году Максимилиан принял в Инсбруке посланцев Василия. После этого дважды, в 1517 и 1526 годах, Василий III встречался с главой германского посольства бароном Сигизмундом фон Герберштейном, который оба раза провел около семи месяцев на русской земле. Первый раз Герберштейн был послан Максимилианом I, во второй раз – его внуком Фердинандом I, который представлял в Германии своего брата императора Карла V (1519 – 1556).
И при Иване IV, прозванном «Грозным» (1533 – 1584) немецкие «колбасники» нередко соседствовали с русскими «бражниками». Царя при дворе окружали советники из Германии. Благодаря стараниям западных мастеров (которых русские скопом окрестили «немцами», в шутку называя их еще «безбородыми») царь смог модернизировать производство оружия. Наконец, Иван Грозный дозволил «немцам» обосноваться на берегах Яузы, где примерно в 1576 году была возведена лютеранская церковь Святого Михаила, а затем вокруг нее выросла Немецкая слобода. Во главе прихода встал тюрингский пастор Веттерман. Царь настолько ценил Веттермана, что поручил ему формирование своей библиотеки.
Ливонская война заставила русскую дипломатию активизироваться в 1573 – 1575 гг. Иван Грозный заключил давно запланированный им союз с императором Максимилианом II, которого вынудил признать себя царем «всея Руси», и подписал соглашение о возможном разделе Речи Посполитой. Россия должна была получить Литву и Ливонию, а Священная Римская империя германской нации – Польшу до Буга и Познань. Границы предполагавшегося раздела Польши почти точно совпадали с разделом на сферы влияния, осуществленным спустя 365 лет по договору Молотов-Риббентроп6.
Сын Ивана Грозного Федор I не жаловал иностранцев, однако уже следующий правитель – Борис Годунов окружил себя личной гвардией из немцев и держал шестерых высокооплачиваемых немецких лейбврачей. Он же был первым, кто послал молодых русских обучаться на Запад, в том числе в Любек и Австрию. Из них, правда, никто не вернулся на родину, зато немецкие военнопленные с удовольствием оседали в России, получая в свое распоряжение земли и крепостных.
Отношения Московского царства с двумя небольшими немецкими государствами – Бранденбургским курфюршеством и герцогством Пруссией, первоначально совершенно разными, отдельными, но затем постепенно слившимися и объединившимися под главенством одной династии – Гогенцоллернов и превратившимися в королевство Пруссию – ядро будущей Германской империи, были установлены в самом начале XVI в.: с Тевтонским орденом (будущей Пруссией) – в начале 1516 года, а с Бранденбургом – в 1517 году.
Причина, побудившая крепнущее Московское царство искать контакты с небольшими немецкими княжествами, заключались в том, что у тогдашней России были с этими немецкими землями общие, важные интересы, им противостоял одни общий, сплоченный, очень сильный и опасный сосед – Литовское и Польское государство. Вот почему до тех пор, пока Польша и Литва в XVI – XVII вв. были одним из главных противников России и с ними приходилось вести нескончаемые войны, отношения Русского государства с Бранденбургом и Пруссией оставались неизменно союзными и дружественными. Русские и немцы нуждались друг в друге как союзники против польской и литовской агрессии. И хотя помощь маленького Бранденбурга и составленной из нескольких клочков Пруссии не могла быть для России сколько-нибудь серьезной, эти немецкие княжества, где с XII в. культивировался наступательный порыв на восток и имелся значительный опыт войн с польскими и литовскими армиями, представляли для России немалый политический и военно-инструкторский интерес и рассматривались русской стороной как своего рода необходимый противовес – «второй фронт» против польско-литовской военной угрозы. Так было в XVI и XVII вв.7
ЭПОХА РОМАНОВЫХ
Начало Нового времени в истории человечества внесло коррективы в российско-германский диалог. Он приобретает принципиально новые черты со стабилизацией государственности на русской земле. Можно сказать, что с XVII в. начинается второй период в двусторонних отношениях, который приходится на правление в России ориентированного на Запад и имевшего прочные династические связи с немцами дома Романовых. Общим для этого периода (за исключением редких фаз конфронтации) является формирование на регулярной основе структуры русско-германских отношений. Она включала в себя, во-первых, династические узы и в определенном смысле «германизацию» России (приток из Германии специалистов, переселенцев и беженцев и как следствие – расширение немецкого влияния на российский госаппарат), во-вторых, военно-политическое сотрудничество, в-третьих, расширение торгово-экономических связей, в-четвертых, углубление технического и культурного взаимодействия.
Фактически в рамках этого периода можно выделить две фазы. В ходе первой, в XVII – XVIII вв., идет становление института русско-германского сотрудничества, наблюдаются его взлеты и падения, пока, наконец, при Екатерине II отношения между Россией и Германией не выходят на уровень стабильного добрососедства, учитывая, что они обретают, правда, за счет трех разделов Польши общую границу. В ходе второй фазы, в XIX в., особенно с подъемом национально-освободительной борьбы против Наполеона, налицо устойчивое наращивание сотрудничества и взаимодействия между Россией и Германией по всем азимутам, пиком которого стали объединение германских земель под эгидой Пруссии и создание Германской империи, а также превращение России в могущественнейшую мировую державу.
На рубеже XX столетия, однако, происходит размежевание между русским и германским императорами, следствием чего стало формирование, с одной стороны, австро-германского альянса, с другой – «тройственной Антанты». Причем этот политический дрейф в прямо противоположные стороны протекал на фоне стабильного роста делового торгово-экономического сотрудничества. Результатом такого развития событий явилась Первая мировая война, имевшая самые катастрофические последствия для двух стран. Оба государства оказались в стане побежденных, империи были сокрушены на волне социалистических революций, а народы, их населяющие, подверглись чудовищным социально-политическим и экономическим испытаниям.
После воцарения на русском престоле новой правящей династии (21 февраля 1613 г. на царство был посажен шестнадцатилетний боярин
Достарыңызбен бөлісу: |