Тема формирование режима личной власти в риме I в. До н. Чной власти в риме I века. Диктатура л. Корнелия суллы. Диктатура г. Юлия цезаря



бет1/4
Дата27.06.2016
өлшемі196.5 Kb.
#160412
  1   2   3   4

Тема 9. ФОРМИРОВАНИЕ РЕЖИМА ЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РИМЕ I В. ДО Н. ЧНОЙ ВЛАСТИ В РИМЕ I ВЕКА. ДИКТАТУРА Л. КОРНЕЛИЯ СУЛЛЫ. ДИКТАТУРА Г. ЮЛИЯ ЦЕЗАРЯ




ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН





  1. Политический кризис конца II в. до н.э. и консульства Мария.

  2. Политическая борьба и гражданские войны 80-х гг. I в. до н.э. Борьба между марианцами и Суллой.

  3. Диктатура Л. Корнелия Суллы.

  4. Римская республика в 70–50-е гг. I в. до н.э. «Принципат» Помпея.

  5. Диктатура Цезаря и его реформы.



ИСТОЧНИКИ





  1. Аппиан. Гражданские войны / Пер. под ред. С.А. Жебелева, О.О. Крюгера // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.

  2. Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки: Веллей Патеркул, Луций Аней Флор, Луций Ампелий / Изд. подг. А.И. Немировским. М., 1996.

  3. Ливий, Тит. История Рима от основания города / Пер. под общей ред. Е.С. Голубцовой. Т. I–III. М., 1989–1993.

  4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / Пер. под ред. С.П. Маркиша, С.И. Соболевского, М.Е. Грабарь-Пассек. Т. I–III. М., 1961–1964. Биографии Мария, Суллы, Красса, Помпея, Цезаря.

  5. Саллюстий Крисп, Гай. Сочинения / Пер. В.О. Горенштейна. М., 1981.

  6. Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати Цезарей / Изд. подг. М.Л. Гаспаровым, Е.М. Штаерман. М., 1964.

  7. Флор, Луций Анней. Две книги римских войн // Малые римские историки: Веллей Патеркул, Луций Аней Флор, Луций Ампелий / Изд. подг. А.И. Немировским. М., 1996.

  8. Цезарь, Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей / Пер. М.М. Покровского. Т. I–II. М., 1991.

  9. Цицерон, Марк Туллий. Речи в 2-х томах / Отв. ред. М.Е. Грабарь-Пассек. Т. I–II. М., 1993.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. Изд. 3-е. М., 1994. Гл. 12–14.

2. Ковалев С.И. История Рима / Под ред. Э.Д. Фролова. Изд. 2-е. Л., 1986. Ч. I, Гл. 22–25.

3. Машкин Н.А. История древнего Рима. Изд. 3-е. М., 1969. Гл. 16–21.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. Буассье Г. Цицерон и его друзья: очерк о римско обществе времен Цезаря / Под. ред. Э.Д. Фролова. СПб., 1993.

5. Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Л., 1985.

6. Машкин Н.А. Принципат Августа: происхождение и социальная сущность. М.–Л., 1949.

7. Моммзен Т. История Рима / Пер. с нем. Т. II–III. СПб., 1994–1995.

8. Парфенов В.Н. Рим: от Цезаря до Августа. Саратов, 1987.

9. Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне надения Республики. М., 1952.

10. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965.

11. Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

12. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

13. Ферреро Г. Величие и падение Рима / Пер. с франц. Т. I–II. СПб., 1997.

14. Циркин Ю.Б. Гражданские войны в Риме. Побежденные. СПб., 2006.

15. Чеканова Н.В. Римская диктатура последнего века Республики. СПб., 2005.


ЛЕММА
Тема является ключевой для понимания периода гражданских войн и перехода от Республики к Империи. Марий, Сулла, Помпей, Цезарь и их военно-политическая деятельность стали этапами этого перехода. Неудача гракхианских реформ привела к небывалому обострению начавшегося кризиса, а в конце II в. до н.э. к внутренним проблемам добавились и внешние. За позорной Югуртинской войной (113–105 гг. до н.э.), обнажившей пороки римской политики, последовала тяжелая война с кимврами и тевтонами (115–101 гг. до н.э.), едва не поставившая Рим на грань катастрофы. Военные неудачи и нерешенность вопросов (аграрный и судебный вопросы, проблема союзников, кризис комициальной и военной системы) вызвали мощную антиаристократическую волну, на гребне которой выдвигается Гай Марий, автор военной реформы и победитель в Югуртинской, а (позже) и в Кимврской войнах. «Новый человек» среди римской политической элиты, Марий становится лидером всех сил, находящихся в оппозиции к сенату и оптиматам. Пять консульств Мария (107, 104, 103, 102 и 101 гг. до н.э.) стали временем, когда его положение было близко к положению военного диктатора. В 102 и 101 гг. до н.э. Марий разгромил германцев при Аквах Секстиевых и Верцеллах, а в 100 г. до н.э. в союзе с популярами попытался продлить свой статус и обеспечить землей своих ветеранов. В 100 г. до н.э., после разгрома Сатурнина и Главции, закончился и этот своеобразный «принципат Мария».

Наиболее острая фаза кризиса пришлась на 80-е гг. I в. до н.э. Тяжелейшая Союзническая война (91–88 гг. до н.э.) привела к огромным людским и материальным потерям и заставила Рим предоставить италикам права римского гражданства. Однако союзный вопрос обострил противоречия между марианцами и популярами, с одной стороны, и оптиматами — с другой. Постепенно на роль лидера оптиматов выдвигается другой выдающийся полководец, Луций Корнелий Сулла, ставший достойным противником Мария. В 88 г.до н.э. Сулла захватил Рим, а вскоре после этого отправился на войну с Митридатом. В 87 г. до н.э. марианцы снова взяли власть в свои руки, после чего Марий устроил жесточайшую резню политических противников. Казалось, что Рим снова ожидает диктатура Мария, но в начале 86 г. до н.э. старый полководец умер. Его место занял новый лидер, Луций Корнелий Цинна, а вслед за его гибелью в 84 г. до н.э. — Гай Папирий Карбон. По форме диктатура марианцев напоминала «принципат» Мария (Цинна был консулом 87, 86, 85 и 84 гг. до н.э., а Карбон — 85, 84 и 82 гг. до н.э.), однако его преемники старались придать политике менее радикальный и репрессивный курс и консолидировать все слои римского общества вокруг новой власти.

В 83 г. до н.э., закончив войну с Митридатом, Сулла вернулся в Италию и захватил власть после кровопролитной гражданской войны 83–82 гг. до н.э., снова опустошившей территорию Италии. Победив, Сулла восстановил древнюю и забытую должность диктатора, которая была фактически не ограничена в сфере компетенции, а возможно, и по времени. После жесточайшего террора, полностью уничтожившего всевозможную оппозицию, диктатор провел ряд ультраконсервативных реформ, целью которых были установление неограниченного господства его «партии» и ликвидация всех преобразований гракхианского и постгракхианского периодов. Еще одной крайне болезненной для общества акцией стала ветеранская колонизация Суллы, давшая землю десяткам тысяч его солдат, но лишившая земли огромное число жителей Италии. В 79 г. до н.э. Сулла сложил с себя власть, а в 78 г.до н.э. умер. Войны 80-х гг. I в. до н.э. и сулланская диктатура поставили Рим на грань катастрофы — погибло свыше полумиллиона человек, а Италия оказалась на грани экономического коллапса и социального взрыва. Наследием Суллы было обострение положения на границах державы, восстания в провинциях, расцвет пиратства и движения рабов.

После смерти Суллы у власти оставался сулланский сенат, управляемый олигархией сулланских военачальников, среди которых было немало способных полководцев и политиков (Кв. Цецилий Метелл, Кв. Лутаций Катул, Сервилий Исаврийский, Гней Помпей, Марк Лициний Красс, братья Лукуллы и др.). В ходе войн 70-х гг. I в. до н.э. они сумели вывести Рим из внешнеполитического кризиса, а в 70 г. до н.э., в консульства Помпея и Красса, были отменены наиболее одиозные и консервативные реформы диктатора. Пожертвовав ими, постсулланская элита сумела сохранить в своих руках основные рычаги управления. На фоне олигархического режима происходит постепенное выдвижение нового лидера. Своего рода символом 70–60-х гг. I в. до н.э. становится Гней Помпей. В конце 80-х гг. Помпей был одним из тех, кто выиграл гражданскую войну в Италии, а в 70-е гг. I в. до н.э. вместе с Метеллом Пием вел самую трудную войну этого периода, Серторианскую (Помпей воевал с 77 по 71 гг. до н.э.). В 67 г. до н.э. Помпей провел грандиозную операцию против пиратов, а в 66–62 гг. до н.э. довел до конца III Митридатову войну и восточный поход. Более чем 20 лет он сосредотачивал в своих руках чрезвычайные полномочия, основой которой была проконсульская власть (в 77–71 гг. до н.э. — в Испании, в 67–62 гг. до н.э. — на Востоке). Это положение он сохранил и в 50-е гг. I в. до н.э.

«Революция» 70 г. до н.э. открыла путь в политику популярам, марианцам и другим оппозиционерам, на сцену выходили политики очередного поколения. Разрозненная оппозиция постепенно консолидируется вокруг нового руководителя, которым стал племянник Мария, Гай Юлий Цезарь. В 60 г. до н.э. антисенатские и антиоптиматские силы объединились, а выражением этого союза стал I триумвират Цезаря, Помпея и Красса, созданный вначале как неформальное объединение влиятельных политиков, а затем — как соглашение лиц, наделенных чрезвычайными полномочиями.

В 59 г. до н.э. при поддержке коллег по триумвирату и огромном энтузиазме рядовых избирателей Цезарь стал консулом и начал политические реформы, которые он продолжит в период диктатуры. С 58 г. до н.э. начались знаменитые галльские войны, завершившиеся только в 51 г. до н.э., итогом которых стало покорение огромной территории Галлии, примерно соответствующей современным Франции, Бенилюкса, Швейцарии и западной Германии. Это была одна из крупнейших побед Рима на протяжении всей его истории, а новый буфер на севере надежно защитил Италию и западные провинции. В ходе войны Цезарь создал одну из лучших армий, которой когда-либо располагал Рим, и сильную «личную партию». Политическое равновесие 50-х гг. I в. до н.э. завершилось новой гражданской войной, в ходе которой Цезарь одержал полную победу. Как и Сулла, Цезарь стал диктатором.

Итогом галльских (58–51 гг. до н.э.) и гражданской (49–45 гг. до н.э.) войн стало создание системы военной безопасности сверхдержавы. Цезарианские армия и «личная партия» стали основой политической и государственной системы Рима переходного периода, а политические, экономические и финансовые реформы Цезаря заложили основу экономического процветания ранней Империи. Именно Цезарь начал масштабное предоставление прав римского гражданства жителям провинций. После Цезаря переход от республики к монархии и от полиса к всемирной Империи стали необратимыми.

Особенностью периода является обилие источников, вызванное как значимостью происходивших событий, так и яркими личностями их героев. К этому времени относятся многочисленные сочинения современников (речи и письма Цицерона, исторические монографии Саллюстия и мемуары Цезаря) и весьма основательные труды историков эпохи Империи (Аппиана, Диона Кассия и Плутарха), а также значительные разделы в сочинениях ранних (Веллей Патеркул, Флор) и поздних (Евтропий, Аврелий Виктор) бревиаторов римской истории. Именно поэтому мы намерены ограничиться наиболее суммарными характеристиками авторов, опуская подчас важные исторические детали.

В центре внимания будут находиться два реформатора — Сулла и Цезарь, по-разному использовавшие находящуюся в их руках абсолютную власть, чтобы ускорить объективно назревшие преобразования. Оба выдающихся деятеля стали предметом самых разных оценок. Суллу считали консервативным реформатором, «архаистом с машиной времени»; или, напротив, полагали, что даже помимо своей воли он расчищал дорогу новым преобразованиям. Еще более разнообразны оценки Цезаря, что характерно уже для античной традиции. Противники видели в нем демагога и тирана, ввергнувшего общество в пучину гражданской войны и уничтожившего свободную республику; позитивная традиция создавала образ лидера здоровых демократических сил, покончившего с ненавистным господством олигархов (Саллюстий), спасшего Рим от кризиса и ужасов междоусобной брани (Аппиан) и ставшего одним из строителей нового общества эпохи Империи. То, что в современном мире именуется «модернизацией» общества, в случае с Римом было совершено именно Цезарем.

Будучи носителями разных политических идей, целей и способов их достижения, вступая друг с другом в союзы или ведя непримиримую борьбу, эти силы и лидеры были сходны в одном — все они использовали в качестве средства единоличную власть, основанную на республиканских полномочиях, будь то консульство (Марий, Цинна), диктатура (Сулла, Цезарь) и проконсульская власть (Помпей). Рим последовательно шел к режиму личной власти, а контуры будущего принципата уже отчетливо ощущались сквозь сумерки Республики.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет