Тематический вечер
«Гори, казачества звезда!»
(обычаи и обряды Уйского казачества)
Вед 1: Посидите, наши гости, побеседуйте,
Уж мы расскажем – ка про старую старинушку,
Про старинушку, старопрежнюю.
Бескрайние «дикие» степи хранили вековое молчание. Лишь изредка знойную тишину нарушали ржание степных коней, блеяние овец да гортанный говор кочевых скотоводов. Веками здесь кочевали скотоводческие племена и народности: сарматы и кипчаки, киргиз-кайсакИ, каракалпАки, калмЫки. Всем хватало места для людей и пастбищ для скота.
Но с начала 18 века в степях нынешнего Казахстана стало беспокойно, опасно жить, кочевать и ночевать в кошах и аулах. На севере Китая образовалось мощное Джунгарское государство, населенное агрессивными ойратами. Сильнейший напор воинственных ойратов, реальная угроза потерять независимость, а, возможно, и головы — заставили правителей киргиз-кайсАков искать союза и покровительства своего сильнейшего соседа — России.
Весной 1731 года в ставку хана отправилось российское посольство, чтобы заверить правителей орды в благонадежном к ним отношении российских властей. Почетную русскую миссию возглавил авторитетный деятель края Алексей Иванович Тевкелев. Глава русской миссии уговорил старшин и мурз принять присягу на верность императорскому престолу, дать согласие на строительство у реки Ори первой русской крепости. Новая крепость, названная Оренбургом, была заложена в августе 1735 года.
Вед 2: Мощная, объединенная в единую сеть, Оренбургская военно-пограничная линия протянулась на 1780 вёрст. Начиная от Каспийского моря, Оренбургская линия поднималась вверх по реке Яику, старое название Урала, и до впадения в нее реки ИлЕка — называлась Яицкой или Нижней – тянулась вплоть до Орской крепости, и оттуда, следуя по руслам рек Уй и Тобол, подступала к границам Сибири.
Новые поселения — крепости строились друг от друга на расстоянии 20—40 верст, за счет системы форпОстов, хорошей конной связи, имели тесное и быстрое сообщение между собой.
В 1742 году команда воеводы Исетской провинции Петра Степановича Бахметева начала строительство Уйской крепости, которая входила в Верхнюю Уйскую систему крепостей и стала надежной защитой края вместе с Карагайской, Кизильской, Магнитной, Петропавловской и Степной крепостями.
На заре, на зореньке лучистой
Выйду в поле голубого льна.
Я из той станицы голосистой,
Что столетья на Руси вольна.
Вед 1: Крепость получила название по реке Уй. В ее функции входили охрана подъездных путей, хранение запасов провианта и фуража; она служила местом отдыха обозников, команд, сопровождавших эстафету, почту, знатных особ. Здесь размещалась таможня, казаки несли службу на Уйской дистанции.
Крепость заселили крестьянами, поверстанными в казаки, поставили «на фундаментальное поселение» роту драгун Оренбургского казачьего полка. К августу 1760 года «действительно служилых казаков, кроме престарелых и недорослей, было 137 человек, жительства в коей дворов до ста». Так началась история Уйского казачества…
Вед 2: Уйская крепость была обнесена деревянным заплотом, «имела вид квадрата из лежащих бревен... В каждом углу башни с бойницей, как с западной, так и с восточной стороны есть ворота... В длину и ширину положено восемьдесят сажен, а на внешней стороне имеют быть драгунские и казачьи строения...». Крепость была окружена рвом и рогатками, на угловых башнях были установлены пушки. На маяке на Глазуновской горе ежедневно дежурили уйские казаки. Ночью, в случае опасности, зажигалась пакля, а днем казаки – конники гнали лошадей и поднимали сполох в станице.
Одновременно с жилыми домами строилась деревянная церковь во имя Святого пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1748 году в ней уже велась служба. В станице имелось две казачьих школы: мужская и женская. Среди казачьего населения России оренбургские казаки имели самый высокий процент грамотности. На площади или на главной улице поселка располагалось административное здание станичного правления. Здесь же проводили войсковые смотры и учебу казаков. Кроме того, площадь служила местом проведения ярмарок.
Вед 1: До середины 19 века в станице преобладали двухкамерные - изба-сени или даже однокамерные дома, а также «изба-связь» - две избы через сени. Дома сооружались из крупных, до полуметра в диаметре, сосновых бревен. Первый венец сруба ставился на вкопанные в землю пни или столбы.
По одну сторону дверей, слева от входа, обыкновенно ставилась русская печь, от печи до другой стены — вверху — полати. Дома уйских казаков крыли дранкой или тёсом. Прочие надворные постройки – лубком.
Вед 2: Постепенно уйчане развивали промыслы, совершенствовали навыки хлебопашества, овладевали ремеслами. За службу казаки наделялись землей и освобождались от податей. Кроме того, они получали государственное жалование, а также право самим выбирать атамана.
Войсковое правление поощряло развитие хлебопашества у казаков. В радиусе 10 - 12 верст нарезали пахотные земли и пастбища, и каждый служилый казак брал во владение столько земли, сколько мог обработать.
От животных получали мясомолочные продукты, шерсть, кожу, мех. В Уйской крепости хранились большие запасы хлеба и провианта. Предприимчивые казаки начали строить плотины, на их основе возводить мельницы. К началу 19 века на реке Уй и её притоках действовало 12 мельниц.
Вед 1: Вокруг Уйской крепости началось поселение казаков вблизи малых рек. Многие деревни названы в честь первопоселенцев. На реке Уй за горой на запад поселился казак из Сибири Маслов, вместе с ним поселились казаки: Фомины, Соломины, Буторины, Вандышевы. На землях Уйского юрта было немало коренного населения — башкир, татар и мещеряков, проживавших в деревнях Лапина, Тукеева, Мустаева, Шукурова, Искакова, которые пригоняли на ежегодные трехдневные ярмарки табуны лошадей, гурты овец, привозили кошмы, кожу, а местные торговцы выставляли зерно, фураж, чай, сахар, мануфактуру. В быту и в одежде казаки многое перенимали у коренных народов, живших рядом с ними. В походах у них пища была однообразная: сухари да каша, а вот в родных куренях готовили шашлыки и махан, бешбармак и уху из стерляди; пили квас и горилку.
Жившие в Уйской крепости, а затем в станице казаки, кроме хлебопашества занимались рыбной ловлей и охотой. Натуральное хозяйство казаков требовало развития определенных ремесел. Поэтому уйчане охотно принимали на место жительства в станицу мастеровых: кузнецов, плотников. Казакам приходилось не только содержать себя, но и вести за свой счет фортификационные работы, ремонтировать дороги, заготовлять дрова, осуществлять конвоирование почты и военных чинов.
Вед 2: Вся жизнь сельчан проходила по строгим казачьим законам. Атаман строго следил за порядком в селе. Дома красивые, украшенные палисадниками, улицы широкие, чистые. В каждом доме в горнице стол украшен филейкой. А в праздник дом сиял белизной, как лебедь. Белые скатерти, нарядные, ажурные, словно раздвигали стены и поднимали потолок. Почти в каждом доме – вышитые полотенца – черно-красный крест. Стены украшали старинные ковры.
Вед 1: Уйские казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева. Собирались на посиделки в свободное зимнее время, где девушки пряли, вышивали или вязали, на ходу выдумывали частушки, рассказывали сказки, пели песни о нелегкой судьбе казака.
Вед 2: Из домотканины шили бельё, рабочую и верхнюю одежду. Домотканую одежду изготовляли из льна, шерсти, но лен не везде родился, поэтому в Уйской станице, большое распространение имела конопля. «Конопле» дёргали, когда семя поспевало, молотили цепами, мочили «40 дён» в реке, сушили, снопы возили во двор, пропускали через мялку или мяли ногами, затем чесали гребнем, пряли, скатывали в «мочки». Пряжу наматывали на большую «мотушку», которая стояла обычно в избе в углу. Потом зимой на речке в проруби эту пряжу «мыли», били вальками, сушили, снова мочили - и так несколько раз. Ткали на ножном ткацком станке. Полученное полотно снова мыли, белили - мочили и расстилали на снег, после чего полотно приобретало серо - белый цвет.
Вед 1: Просторные холщовые или суконные штаны позволяли свободно ходить, сидеть в седле, надежно защищали от укусов змей и уколов колючих кустарников. В шаровары тщательно заправляли рубаху. По народному поверью, рубаха не только грела тело, но и отгоняла злых духов, удерживала и сохраняла душу. Все предметы рубахи — ворот, рукава, подол, имевшие отверстия, следовало оградить. Поэтому духовным оберегом служили специальные вышивки — узоры на вороте, рукавах и на подоле, имевшие характер особых священных символов и изображений. Пуговицы делали из дерева, кости или из железа. Рубахи обычно подпоясывали поясом — кушаком. У мужчин — воинов пояс считался важным символом мужского престижа. Бытовало выражение "лишить пояса", что равносильно лишить мужского достоинства и звания. Хорошие, прочные пояса имели и чисто прикладное значение: к ним подвешивались ножи и сабли в ножнах, тесаки.
Вед 2: Казачий костюм - это целый мир. Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение, количество детей — все это отражалось в казачьем костюме. Одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
Почти до конца 18 века казачьи войска не имели установленной формы одежды. Они проявляли волю во всем и одевались в соответствии с требованиями времени года и с учетом своих возможностей, многое перенимая у местных народов.
Коренные изменения казачьей формы произошли в 1871 году. Вместо шапок вводились черные барашковые папахи с суконным верхом. Шаровары стали с более коротким верхом и больше походили на брюки. Цвет их установили серо-синий, а цвет мундира — темно-зеленый. Лампас служил отличительным признаком: помогал при встрече в степи ориентироваться, на большом расстоянии определять: друг или враг скачет на встречу. Со временем приобрел значение опознавательного знака принадлежности к казачьему сословию, а по цвету – к определенному войску. Уйские казаки носили светло - синие лампасы, как символ казачьей воли, независимости и национальной обособленности.
Мы хлебаем горстью огневую кашу,
Из небесной пряжи носим зипуны,
Пьем хмельное зелье солнечною чашей,
Синь лампас – из радуг крадем на штаны.
Вед 1: Ноги казаки обували в войлочные или меховые сапоги. Непременным атрибутом казацкой одежды были добротные, плотные плащи-бурки удобные для ношения в дождь и буран. Обычно они шились из бараньего меха и согревали в холодные дни и ночи, защищали от ветров и буранов. На привалах, на ночевках служили одеялом и палаткой, ею также в непогОдь укрывали своего верного друга — коня.
Вед 2: Нагрудный знак – опознавательный знак принадлежности казака к Оренбургскому казачьему войску. Представляет из себя щит, разделенный на два поля. В верхнем поле – герб Оренбургской губернии 1782 года. В нижнем, золотом поле – лук и две стрелы, обращенные вниз. Щит увенчан оренбургской казачьей папахой и окаймлен голубой эмалевой лентой с надписью «1574» год старшинства войска.
Все обмундирование, снаряжение и вооружение, в том числе строевую лошадь, казак заводил за свой счет. В перечень казачьей справы входило более 40 наименований.
Закрепиться на новых землях, жить и вести хозяйство в окружении враждебно настроенных кочевников можно было только сообща, коллективно, поэтому товарищество, взаимопомощь всегда присутствовали среди казаков. Главные основы казачьего быта: общее владение землей и поголовная служба служили источником казачьей боевой славы. Воин – всадник и землепашец. Эти два занятия прочно вошли в жизнь и быт казачьего населения.
В семье казака работали все, и трудовые мозоли на ладонях носили не только взрослые, но и дети. Воспитывая своих детей, казаки прививали им уважение к труду и любовь к земле. Земля – наша кормилица, каков казак на гумне, таков и на войне, а воинская служба казаку начертана самим фактом рождения в казачьей семье.
Вед 1: «Казаки в станице составляют очередные списки и, помоляся Богу, идут на сборный пункт со своим верным конем и обмундированием, и ни слова негодования, без слез идут служить Царю-Отечеству. «Пришел черед, - говорит отец сыну, провожая на царскую службу, - мы послужили Государю, теперь твой черед.
Вот тебе пика боевая –
подруга славы и побед.
А вот и шашка родовая –
С ней бился я и бился дед».
Казаки с детства начинали готовить себя к военной службе, приучались к военной дисциплине. Начиная с 5—6 лет при прохождении мимо своего атамана или офицера, они уже приветствовали их в соответствии с уставом. Многие к этому времени уже имели военную форму: гимнастерку с погонами, шаровары с лампасами, фуражку с голубым околышем.
Для казака конь — боевой друг и священное животное. Казачонок вырастал вместе со своим конем. Обычно родители старались 12—14 - летнему сыну подарить чуть подросшего жеребенка. И он выхаживал, приручал и обучал его — рос и мужал с конягой. Во время проводов на службу воина родители благословляли не только сына-казака, но и просили коня быть сыну верным, умоляли его не подвести, не оставить в беде. Перед походом хорошо ухаживали, от души, кормили, поили. При проводах мать или жена, бралась за стремя и провожала казака за калитку, молясь в душе Богу, чтобы сохранил и уберег мужа или сына-воина на поле брани...
Вед 2: Согласно уставу о воинской повинности и положению, военная служба казаков в Оренбургском казачьем войске начиналась по достижении ими 18-летнего возраста, вначале в приготовительном разряде, в течение трех лет. В 21 год казак переводился в строевой разряд и нес службу в первоочередных частях 12 лет. В 33 года казак переводился в запасной разряд на пять лет, после чего переходил в ополчение. То есть общий срок службы казака равнялся 20 годам. В военное же время казаки оставались на службе до тех пор, пока была на то необходимость.
Крепка и надежна сбруюшка ратная
Конь мой лихой аргамак
Пика каленая, сабля булатная,
Сам я уральский казак.
В 18 веке войны следовали одна за другой, и Россия нуждалась в сильной армии, на содержание которой требовались большие средства. Казачество являлось уникальной военизированной организацией своего времени. Казак за дарованные ему земли и привилегии обязан был нести военную службу. По приказу властей быть готовым в любую минуту выступить в поход, имея своего собственного коня, снаряжение, обмундирование и холодное оружие. Лишь огнестрельное оружие выдавалось ему в централизованном порядке.
Вед 1: Как все военные люди, казаки строго соблюдали порядки, блюли дисциплину и неукоснительно выполняли требования той общины, в кругу которой обитали. Поэтому с момента появления казачества в их среде назначались и выбирались лидеры — атаманы. Первым атаманом Уйской станицы стал Еремей Тихонов.
Вторым казачьим чином являлся есаул: он — правая рука атамана. Если под командованием атаманов находились тысячи казаков, то отдельными полками во время походов командовали полковые головы, или полковники. Казачий полк состоял из пяти — семи и более сотен человек. В каждой сотне: один сотник, один хорунжий, 6 урядников, 10 приказных и 125 казаков.
В отрядах и полках существовали и такие чины как хорунжий — знаменосец. Знамя — это честь и достоинство казачьего полка. Только человек чести и беззаветной верности мог нести полковое знамя, сберечь его в походе и в боевой обстановке. А, идя впереди атакующих со знаменем, хорунжий рисковал первым сложить голову "за други своя".
Также в станице назначался писарь – это грамотный казак, заведующий всей канцелярией и оформляющий переписку атамана. Умелый и умный писарь — находка для казаков, ибо такие "писарчуки" помогали станичникам вести дипломатическую переписку, выходить хитроумными отписками из трудного и избегать царского гнева и наказания за своевольство и разбой.
Оренбургское казачье войско, рожденное и совершенствовавшееся в боях и походах, крепло и к началу 20 века по численному составу вышло на третье место, после Донского и Кубанского, среди тринадцати казачьих войск России.
Вед 2: Важным условием сохранения единства и крепости казачьей общины были традиции, обычаи и обряды казаков, сформировавшиеся на протяжении многих столетий.
Традиции вольной, свободной жизни и народоправства были особо почитаемы и нерушимы. Одна из форм народоправства казачества — демократический казачий круг. Порядок и регламент казачьих сборов были тщательно продуманы. В назначенный день и час казаки с трезвыми головами и ясным умом собирались у войсковой избы, навстречу им выходил атаман. Присутствующий батюшка читал молитву. Атаман выходил в центр круга, трижды кланялся обществу, крестился, клал к ногам насеку и говорил речь. После этого выкрикивал: "Любо ли вам, атаманы-молодцы, братья-казаки?". Казаки кричали: "Любо!". Тогда приступали к решению неотложных дел. В случае если на станичном сборе после речи атамана казаки кричали "Не любо!", то атаман делал рукой жест разойтись казакам на две стороны: на какой из сторон больше казаков, та сторона побеждала, и вопрос решался по их приговору. Голосование проводилось шашками. Для вновь избранного атамана существовал обряд посвящения: несколько раз размашисто били по спине нагайкой: чтобы вновь избранный атаман помнил о правах общества и не зазнавался.
Атаман лихой у нас наездник
И умом подстать богатырям,
Булава его не заржавела,
Справны сабля, бурка и башлык.
Вед 1: Настоящий казак никак не мог обойтись без веры. Он родился — крестился, рос — молился, женился — венчался, умирал — соборовался и причащался. Перед походом освящали мечи и сабли. Молили Бога уберечь воинов в битве и даровать им победу. По древней русской традиции, уходя в поход, казаки брали с собой небольшую иконку или молитвенник.
Перед битвой или схваткой воины искренне, от всей верующей души, молились, создавая необходимый душевный настрой, окружая себя духовным полем, той неодолимой броней или оберегом, через которые не так-то просто было пробиться вражеской руке или пуле.
Вед 2: Уважение старшего – один из главных обычаев казаков. Обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи. При появлении старика казаки вставали. Казаки при форме прилаживали руку к головному убору, а без формы – снимали шапку и кланялись. Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Однако главенствующая роль принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержание в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех членов.
Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавляли».
Вед 1: Казаки ценили семейную жизнь, и к женатым относились с большим уважением. Рожденного младенца все непременно приходили смотреть. С порога, перекрестившись на иконы, они произносили: «С новорожденным сынком! Дай Бог его вскормить, вспоить и на коня посадить», то есть вырастить хорошего казака-наездника. Если же родилась дочь, то гости желали: «Дай Бог вскормить, вспоить, да за стол посадить», то есть выдать дочь замуж.
Рождение сына приветствовалось выстрелом из ружья, с первого мгновения жизни определялось назначение мальчику быть воином. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар ружье, патроны, порох, пули. Отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая, сажал на коня и потом, возвращая сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - что значит понукать лошадь и стрелять.
Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.
Вед 2: В жизни казаков «гульба», гостеванье, праздничное веселье занимали важное место. Особый «разгул» приходился на праздники. Главными у казаков считались религиозные праздники, когда запрещалось работать. «День свят, и дела наши спят», — учила пословица. Впрочем, часто казакам приходилось встречать праздники на дальнем промысле. В этом случае праздничные дни были днями отдыха.
А в небе костры первых звезд замерцали.
Наверно, и там, на вселенском привале –
Казачьи полки…
Поднимем по кругу заветную чашу
За волю и братство, за прадедов наших.
Гуляй, казаки!
Вед 1: На время праздника в доме открывали «праздничный» вход. Накануне непременно топили баню, обычай обязывал встречать праздник, посещать церковную службу «пригожими», только в хорошем, чистом платье. Если у кого нет сапог, то он займёт, а босой либо в лаптях в церковь не пойдет. Во время праздника люди иначе обращались друг к другу, преобладали величания по имени-отчеству, о насущных делах старались не говорить.
Казачье гостеприимство давно известно простому люду. Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака. У казаков было за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице у него обязательно был родственник, кум, сват, деверь или сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня.
Помни, брат, что у казаков:
Дружба — обычай;
Товарищество — традиция;
Гостеприимство — закон.
Вед 2: Зимние праздники открывали святки. Начинаясь рождественским сочельником в канун 25 декабря и завершались крещенским сочельником в канун 6 января. Непременным атрибутом святочного празднества было колядование: из молодёжи собирались группы колядовщиков, которые обходили все дворы, славили каждого хозяина особыми песнями, желали ему и его семье благополучия и требовали за это шуточного вознаграждения.
Вед 1: Самым разгульным праздником была Масленица. На масленичной неделе строили снежные городки, надевали “харюшки” – войлочные маски, рядились стариком и старухой, катались на лошадях и собаках. На берегу реки делали ледяные горы, «катушки». Сюда приходили покататься все жители селения. Катались по четыре-пять человек на коровьей шкуре. Для девушек и молодых женщин на Масленицу устраивали качели. Уйские казаки делали чучело Масленицы, наряжали его и устанавливали посреди селения, а потом торжественно везли на санях за околицу, в поле. Разводили большой костер и сжигали чучело — под сопровождение песен, шуток, приговоров. В костер бросали также остатки масленичного угощения.
Вед 2: С гораздо меньшим размахом и шумом праздновалась Пасха. Накануне наводили особую чистоту в домах, столы покрывали красивыми скатертями; пекли куличи, красили яйца, готовили пасху.
На Троицу девушки и молодые женщины наряжали березку в девичье платье, украшали лентами, потом водили вокруг нее хороводы. На следующий день березку раздевали и с песнями несли к ближайшему водоему, в котором ее купали. Девушки завивали венки, бросали их в реку. После обедни парни вместе с девушками отправлялись в березовую рощу, где проводили время в песнях и танцах под гармошку.
Вед 1: Наиболее оригинальным и интересным обрядом была казачья свадьба.
Женились казаки в раннем возрасте, обыкновенно 18-19 лет, и только некоторые после военной службы, в 25 лет. Свадьбы отличались буйным разгулом, в котором казаки умели показать себя, погулять, повеселиться вволю.
Наряду с общехристианскими праздниками, отмечали престольный день – традиционный праздник в честь открытия церкви в селе. В Уйской станице это был Иванов день, день Иоана Предтечи. На престольный праздник в гости приезжали родственники и знакомые со всех окрестных мест. У казаков назначались военные смотры и парады, соревнования по выездке лошадей и джигитовке. День престола это настоящий пир, веселое гуляние с ярмарками, качелями, с песнями и танцами.
Вед 2: Кроме того, казак отмечал день своего войска. У Оренбургского казачьего войска, в которое входили уйские казаки — это 6 мая, день Георгия Победоносца.
Когда расседлаем коней у колодца
И, в ночь, провожая закатное солнце,
Проверим клинки,
Поднимем по кругу заздравную чашу
За удаль – Россию, за матушку нашу.
Гуляй, казаки!
Вся жизнь казака была подчинена военной службе. Праздником у уйских казаков считались и проводы казака на службу.
Военная служба для казака – дело серьезное и важное, здесь, как нигде, необходимо благословение, поэтому утром обязательно служится напутственный молебен в церкви, после которого казаков и строевых коней поп кропит святой водой. Дома призывника уже ждут родственники и друзья, высказывают пожелания здоровья, военного счастья, удачи. «Дай Бог послужить тебе за царя-батюшку, не уронить честь казацкую, вернуться домой здоровому и благополучному».
Когда настает отъезд, казак крестится на икону и просит благословления, прощается с родственниками. Все выходят из избы, младший брат или родственник подводит к крыльцу строевого коня. Походный падает в ноги коню: «Не выдай, родимый!» Молодежь заводит прощальную песню, и все выходят со двора.
Возвращение служивого тоже было для станичников настоящим праздником. Обязательно для каждого казака было въехать в станицу на строевом коне, лихо заломив фуражку, покрасоваться, проехать до своего двора. Дома уже полно народу. Начинается широкая гулянка, с хождением по домам, в центре внимания – казак, рассказывает о своих подвигах, о порядках, о полках.
Вед 1: Судьбы уйских казаков, являются частью исторической драгоценности России — казачества, которое являлось признаком самобытности и своеобразия. «Казачество было удивительным сочетанием необыкновенного буйного своеволия, свободной выборности и потом строжайшей иерархии, неукоснительного выполнения государственных задач».
Вся история казачества связана с беззаветным служением своей великой Родине. Свои некоторые особые права и привилегии казаки оплачивали страшной ценой — ценой крови, ценой тяжелого крестьянского труда. Поэтому заслуживает внимание утверждение тех историков, которые считают, что без казаков не было и не могло быть России. Казаки всегда будут оставаться тружениками полей, верными защитниками своего народа и Отечества.
Вед 2: Дорогие ребята! Сегодня вы познакомились с обычаями и обрядами Уйских казаков, которые через века пронесли свою самобытную культуру. И мы с вами должны знать и изучать традиции, быт и военную славу наших предков, живших на этой земле, чтобы сохранить, как бесценное достояние нашей русской культуры.
Вед 1: Большое спасибо за внимание!
Автор и составитель:
зав. ОБИТ Малкова О. А.
Достарыңызбен бөлісу: |