Теоретические и методологические основы дизайна кожгалантерейных изделий (модульное проектирование) 17. 00. 06 «Техническая эстетика и дизайн»



бет1/3
Дата21.07.2016
өлшемі0.68 Mb.
#214280
түріАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи
СЕМЕНОВА

Виктория Викторовна


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙНА КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ (МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ)

17.00.06 – «Техническая эстетика и дизайн»


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

Москва

2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии»

Научный консультант – доктор искусствоведения, профессор

Глинтерник Элеонора Михайловна

Официальные оппоненты:

– доктор искусствоведения, профессор

Назаров Юрий Владимирович
– доктор искусствоведения, профессор

Савельева Ирина Николаевна


– доктор технических наук, профессор

Бастов Геннадий Александрович


Ведущая организация: – Российский государственный

университет туризма и сервиса

Защита состоится ___ _________ 2009 г. в ____ час. на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 Московского государственного университета дизайна и технологии по адресу:

117997, Москва, Садовническая ул., 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан ____ ____________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета С.Ю. Киселев



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования и состояние вопроса Современные условия активного перехода к информационным технологиям проектирования и производства элементов предметной среды, усложнения и дифференциации рынка и конкурентной борьбы, ускоренным процессам смены функциональных вещей престижными модными товарами актуализируют потребность в четком понимании процессов организации и ориентации производства на формирование ассортимента эстетичной, качественной, эргономичной продукции; установление приоритетных задач деятельности дизайнеров массовой моды; поиск инновационных подходов при разработке промышленных моделей.

Эффективное обновление и расширение ассортимента кожгалантерейных изделий является одной из важнейших задач повышения конкурентоспособности продукции. Практика современного дизайнера требует поиска более совершенных методов проектирования, акцентирования внимания на повышении процента удовлетворённости населения качеством продукции. Безусловно, главенствующую роль при этом приобретает информационное обеспечение профессиональной деятельности, позволяющее прогнозировать и корректировать потребности рынка товаров, способствующее совершенствованию, разработке и внедрению инновационных методов проектирования и технологий, повышению качества продукции.

Комплексное исследование развития художественного проектирования кожгалантерейных изделий предполагает анализ и систематизацию научных материалов различных областей знаний. Так, вопросы исследования истории кожевенно-обувной промышленности были затронуты в трудах дореволюционных историков Н. Аристова, В. Бурнашева, Д. Левитинского, Г. Поварина, А. Столярова; в работах 1930–1960 г.г. С. Адлина, В. Афанасьева, Д. Бабурина, Е. Заозерской, П. Любомирова, М. Роеноера, Б. Рыбакова, С. Саковича, В. Флерова и явились основой для выявления особенностей развития промышленного производства в России в XVII–XX в.в.

Исследование исторического развития конструктивных форм изделий и классификацию научных материалов о традиционной русской народной обуви проводили ученые Ю.П. Зыбин, Ф.М. Пармон в 1950–1990 г.г. Систематизация кожаной обуви по естественной, исторически сложившейся системе, разработана в период 1970–1990 г.г. такими авторами, как Ю. Бородай, Е. Оятева, Г. Штыхов, М. Халд, Х. Виклак. Обобщенные результаты современных исследователей Г. Латышевой (Музей истории и реконструкции Москвы, 1965 г.), Т.С. Алешиной (Государственный Исторический музей (ГИМ), Москва, 1997 г.), а так же таких ученых, как А.Г. Векслер, А.Ф. Дубынин, Д.О. Осипов, М.Г. Рабинович, Б.А. Рыбаков стали весомым вкладом в рассматриваемый круг вопросов исторического развития и влияния различных факторов на процессы формообразования обуви и аксессуаров.

При историческом анализе форм автор опирался на труды исследователей, историков моды: А.А. Васильева, Л.М. Горбачевой, Г.П. Дудниковой, Л.В. Ефимовой, Н.М. Каминской, Е.А. Косаревой, Р.М. Кирсановой, М.Н. Мерцаловой; также в качестве источников информации о мировых модных тенденциях были использованы фонды и постоянные экспозиции музеев: Государственного исторического музея (Москва), Кимрского краеведческого музея (Кимры), музея истории города Москвы, Национального музея Республики Татарстан (Казань), Российского этнографического музея (Санкт-Петербург); виртуального музея обуви «Shoe Icons»; иностранных музеев: Birmingham Museums & Art Gallery (Бермингем, Великобритания), Newarke Houses Museum & Gardens (Лестер, Великобритания), The Fashion Gallery at Snibston Discovery Park (Лестер, Великобритания), V&A Museum (Лондон, Великобритания); музеев при фабриках: «Кожгалантерейное предприятие Бебеля» (Санкт-Петербург), «Скороход» (Санкт-Петербург), «Спартак» (Казань).

Источниками ретроспективного анализа явились специализированные каталоги и экспозиции выставок, среди которых следует отметить «Всем богам по сапогам» (Российский Этнографический музей, Санкт-Петербург, 2004 г.), «Бархатная революция моды» (Царицыно, Москва, 2005 г.), «Женщины и итальянская обувь. Сто лет любви (1880–1980)» (Международный музей обуви "П.Бертолини" (Виджевано) и Государственный Исторический музей (Москва, 2005 г.)), «След в истории. Московская обувь XII–XX вв.» (Музей археологии Москвы, 2006 г.), «Черешневый лес. Кинематограф и мода 1930–1940-х» (Петровский пассаж, Москва, 2008 г.), «Два века британской моды» (Музеи Московского Кремля совместно с Музеем Виктории и Альберта (Лондон–Москва, 2008 г.)). Постоянно возрастающее количество международных и всероссийских выставок, проводимых по данной тематике, подтверждает актуальность темы диссертационной работы.

Кроме того, для определения модных форм и конструкций изделий массового производства, автор использовал периодические издания XIX в.: «Дамский альбом рукодельных работ» (издававшийся М. Станюкевич в середине 1850–х г.г.), «Сандрильона» (1857–1859гг), «Монитер, журнал для дам и девиц, посвященный женскому хозяйству, рукоделиям и модам» (выходил с 1861 года под ред. М. Ковалевской), «Ремесленная газета» (основана в 1883 г. под ред. К.А. Казначеева); первой половины ХХ в.: «Журнал для хозяек» и «Дамский мир» (основан в 1907 году под ред. Графини Н.В.Орловой), «Работница» (основан по инициативе В.И. Ленина в 1914 в Петербурге), «Бурда» (основан в 1950 г., Германия, Э. Бурда). Полноте исследований способствовали материалы научно-популярных изданий XX–XXI в.в.: «Швейная промышленность» (основан в 1929 г как орган Всероссийского объединения Госшвейпрома), «Кожевенно-обувная промышленность» (первый номер журнала вышел в свет в августе 1917 г. под названием «Вестник Главного Комитета по кожевенным делам»).

При систематизации формообразующих параметров и характеристик автором также использовались каталоги советских и российских предприятий XX века: Обувной Фабрики (ОФ) «Виктория»; Общесоюзного дома моделей (Москва); ОФ «Кожобувь»; Ленинградского дома моделей; Завидовской ОФ; Зарайской ОФ; Ленинградской швейной фабрики им. Самойловой; ОФ им. Микояна (Ереван); ОФ «Пролетарская победа»; Рижской ОФ; ОФ «Скороход»; Смоленской ОФ; Щёлковской ОФ; кожевенно-обувного комбината «Эльняс»; кожевенно-обувного комбината им. Эйдукявичюса.

При выборе инструментария исследования формообразующих параметров и характеристик объектов, установлении возможных вариантов их взаимодействия во времени и пространстве, существенную помощь оказали труды ученых Т.В. Козловой и Г.И. Петушковой, которыми в 1985–2005 г.г. были предложены новые принципы классификации и исследованы закономерности развития формы костюма на структурно-морфологическом, композиционном, статистическом и прогностическом уровнях, методы составления прогноза в формообразовании костюма, проведены исследования в области элементов симметрии формы головных уборов и обуви. За пределами исследовательских интересов ученых остались вопросы развития модных форм и конструкций обуви и аксессуаров российского массового производства XX века.

Таким образом, в настоящее время практическое решение проблемы формирования качественного ассортимента кожгалантерейных изделий и их комплексной оценки сдерживается неразработанностью многих теоретических и методологических вопросов. Отсутствует система информации о базовых классических формах и конструкциях модных изделий из кожи XX столетия, об особенностях и характере взаимодействия формообразующих параметров обуви и аксессуров в общей системе костюма классического стиля, что препятствует детальному изучению характеристик конструкций.

Не менее остро стоят вопросы исследования процессов моделирования и проектирования кожгалантерейных изделий. Отдельные научные издания по проектированию аксессуаров встречаются в 1914–1916 г.г. у М. Благонравова, Т. Шеиндельса. В период 1931–1940 г.г. возросший интерес правительства к развитию кожгалантерейной промышленности способствовал появлению ряда «руководств» по проектированию изделий (А. Аксенов-Сосов, Н. Акимов, И. Левин, В. Елшанский, К. Михайлов, Г. Фунтиков).

Информация о производстве кожгалантерейных изделий для детей как отдельном направлении художественно-промышленного производства практически отсутствует. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 14 сентября 1935 г. «О средней школе и о снабжении учащихся необходимыми им принадлежностями» оказало влияние на увеличение количества предприятий занимающихся изготовлением продукции для школьников в различных городах Советского Союза. Единственным нучным источником по вопросам моделирования и проектирования портфелей, ранцев и сумок для детей служило исследование И.Г. Левина (1939 г.).

В 1950–1960 г.г. К. Гронеман, А. Соломченко, Л. Селифанова, А. Филаткин поднимали только вопросы художественного оформления изделий из кожи. Единичные статьи публиковались сотрудниками Центральной научно-исследовательской лаборатории кожевенно-галантерейной промышленности (ЦНИЛ-ШОРА) МЛП РСФСР, которые с 1949 г. занимались исследовательской работой в области процессов художественной обработки кожи. В 1978–2004 г.г. специфика художественного проектирования и моделирования изделий из кожи раскрыта в трудах ученых Г.А. Бастова, Ф.М. Пармона. Результаты проведенных исследований сводились главным образом к композиционным преобразованиям формы объектов и формообразованию изделий из кожи в системах «комплект», «ансамбль», но не затрагивали вопросов модульного проектирования рациональных конструкций кожгалантерейных изделий.

Существующие современные научные исследования Г.А. Бастова, Ю.П. Зыбина, Т.С. Кочетковой, X.X. Лиокумовича, В.В. Лукацкой, Я. Кршка, В.С. Макаровой, А.А. Рындича, Б.П. Хохлова, К.И. Ченцовой, М.П. Чумаковой, О.В. Фарниевой, В.А. Фукина, М.Л. Фурмана позволили выделить основные направления развития процесса модульного проектирования изделий из кожи. Анализ литературных источников показал, что несмотря на активное использование термина «модульное проектирование» в кожгалантерейной промышленности, учеными поднимались только вопросы моделирования рациональных конструкций дорожных сумок (как основе модульного проектирования кожгалантерейных изделий). При этом единственным источником могут служить материалы 1975 г., представленные в рамках «Экспресс-информации» ВНИИКП С.Н Темкиным., С.Е. Ставинской.

Научные исследования И.Б. Волкодаевой, В.М. Ключниковой, И.В. Кошеля, Ж.Б. Николаевой, В.В. Рудневой, С.Н. Темкина, Н.Н. Шаповаловой (1975–1990 гг.) раскрывают вопросы классификации, унификации, моделирования и проектирования кожгалантерейных изделий. Вместе с тем, до настоящего времени не систематизирован или недостаточно информативен материал о рациональных деталях и узлах конструкций сумок (мужских, женских, детских), портфелей и папок, соответственно, отсутствует метод модульного проектирования данной группы изделий, что негативным образом сказывается на эффективности проектных решений, влечет большие материальные и трудовые затраты на стадиях предпроектной подготовки, моделирования, проектирования, изготовления и утверждения Художественно-техническими советами предприятий образца-эталона.

Таким образом, рассматривая становление отечественного кожевенно-обувного производства, развитие художественного проектирования обуви и аксессуаров XVIII–XX в.в., современных процессов моделирования и проектирования объектов исследования, был сделан вывод о том, что за пределами внимания современных ученых остались вопросы формирования ретроспективы модных моделей обуви и аксессуаров российского промышленного производства XX столетия; установления базовых приоритетов формообразующих параметров и характеристик промышленных моделей XX века, разработки метода модульного проектирования объектов исследования. Систематизированный обширный исследовательский материал диссертации способствует фундаментальному изучению истории и практики развития форм и конструкций обуви и аксессуаров на протяжении XX столетия, разработке инновационного метода моделирования изделий кожгалантерейной промышленности.



Цель и задачи исследований. Целью данной диссертационной работы является создание теоретических и методологических основ метода модульного проектирования кожгалантерейных изделий с использованием современных информационных технологий и совершенствование проектной деятельности дизайнера обуви и аксессуаров.

В соответствии с целью исследования в работе решены следующие задачи:

  • выявлены особенности развития промышленного производства и формообразования изделий обувной и кожгалантерейной промышленности в России XVII – XX вв. для обобщения теоретических основ и принципов системного подхода применительно к процессу дизайна;

  • разработаны системные классификации и типизация формообразующих параметров и характеристик обуви и аксессуаров;

  • разработан мультимедийный электронный каталог «Российская индустрия моды, XX век. Обувь и аксессуары», в котором предствлена обобщенная информация художественно-конструктивных признаков модных изделий классического стиля;

  • определены значимые формообразующие параметры и характеристики кожгалантерейных изделий для модульного проектирования рациональных конструкций кожгалантерейных изделий;

  • разработана интерактивная диалоговая среда модульного проектирования кожгалантерейных изделий;

  • разработаны практические рекомендации для промышленного проектирования кожгалантерейных изделий;

  • проведена промышленная апробация методов модульного проектирования и flesh-моделирования кожгалантерейных изделий.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – кожгалантерейные изделия промышленного производства.

Предмет исследования – процесс дизайна кожгалантерейных изделий.

Методы исследования Методологической основой представленных в диссертации исследований явились сложившиеся в обувной и кожгалантерейной промышленности системный подход, традиционные и новые научные представления о развитии процессов формообразования, моделирования и проектирования обуви и аксессуаров. Использованы методы: историко-аналитический, классификации, типизации, систематизации, кодирования, унификации, комбинаторного формообразования, модульного проектирования. В работе применены методы экспертных оценок, математической статистики, а так же оригинальные методы и средства интерактивного моделирования. Использованы прикладные программы «Adobe Photoshop», «Adobe Illustrator», «Macromedia Flash MX8»; статистические пакеты «Statistica», EViews 5.1.; операционная система Windows XP.

Научная новизна исследований В диссертационной работе впервые предложена концепция совершенствования предпроектной и проектной деятельности дизайнеров кожгалантерейной промышленности, основанная на сочетании разработанных методов: базовых приоритетов, модульного проектирования, интерактивного flesh-моделирования.

Научная новизна исследований заключается в следующем:

– разработаны теория и методология модульного проектирования кожгалантерейных изделий промышленного производства;

– развиты теоретические представления о процессе формообразования моделей обуви и аксессуаров массового производства в России в XX столетии;

– произведена систематизация и типизация модных форм и базовых конструкций моделей обуви и аксессуаров российского промышленного производства XX века;

– впервые разработан мультимедийный электронный каталог «Российская индустрия моды, XX век. Обувь и аксессуары»;

– в теорию дизайна введен новый метод базовых приоритетов, определяющий взаимодействие в общей системе моды формообразующих параметров и характеристик изделий (для сумок – форма, размер, жесткость, способ закрывания, материал, цвет, декоративное оформление; для обуви – конструкция, виды каблуков, типы носочной части, высота голенища, материал, цвет, декоративное оформление; для перчаток – длина; наличие пальцев; наличие манжет, материал, цвет, декоративное оформление; для головных уборов – способ формообразования, конструкция, объем, материал, цвет, декоративное оформление);

– разработаны методологическое и информационное обеспечение процесса дизайна кожгалантерейных изделий для выбора предпочтительных моделей в зависимости от художественно-конструкторских и технологических решений;

– сформированы базы данных модульного проектирования рациональных конструкций, деталей и узлов сумок (мужских, женских, детских), портфелей и папок, дорожных изделий, отвечающих современным требованиям показателей качества продукции кожгалантерейной промышленности;

– в теорию введен новый метод интерактивного flesh-моделирования, заключающийся в формировании баз данных рациональных конструкций, деталей и узлов, создании многоуровневой интерактивной среды модульного проектирования группы кожгалантерейных изделий для переноски и хранения различных предметов, что позволяет сократить временные и материальные затраты на подготовку нового ассортимента предприятий.

Практическая значимость работы Исследование и формирование представлений об особенностях развития художественного проектирования обуви и аксессуаров в российском производстве способствует совершенствованию дизайнерской практики и процессов моделирования изделий модной индустрии. Разработка нового метода базовых приоритетов позволяет совершенствовать процессы художественного проектирования на основе системного подхода и создает предпосылки для дальнейших исследований по данному направлению.

Содержащиеся в диссертации значительные фактические материалы по истории развития промышленности и формообразования; современным методам моделирования и проектирования используются в научно-исследовательской, учебной, промышленно-производственной, прогностической деятельности специалистов профильного направления.

Сформирован электронный мультимедийный каталог «Российская индустрия моды, XX век. Обувь и аксессуары» в виде баз данных, содержащих справочно-информационные материалы структурированного набора данных взаимодействия форм, конструкций, внешнего оформления изделий, предназначенный для целей предпроектного анализа моделей массового ассортимента.

Сформированы базы данных модульного проектирования кожгалантерейных изделий различных ассортиментных групп и созданы: «Интерактивная среда модульного проектирования кожгалантерейных изделий», а также «Интерактивная среда модульного проектирования кожгалантерейных изделий для детей и подростков», открытые для использования отделами моделирования и маркетинга предприятий для целей разработки новых моделей предприятий. Используются в качестве презентаций вариабельности продукции и ассортимента производства на выставках, на Web-сайте, в CD-каталоге; в качестве рабочей среды дизайнера, модельной и конструкторской групп, коммерческого отдела предприятия; в качестве рабочей среды заказчика; в качестве интерактивного on-line диалога «заказчик–производитель». Предложенный и разработанный инновационный метод интерактивного flesh-моделирования позволяет сократить временные и материальные затраты на подготовку нового ассортимента предприятий (акты внедрения в производство в условиях ООО «Дом моделей кожгалантерейных изделий», ООО «Кожгалантерейное предприятие Бебеля», ООО «Прокс», ООО «Эдминс», ООО ФДО «Скороход»).

Непосредственное применение разработанных научно-практических основ метода базовых приоритетов и инновационного метода модульного проектирования способствует совершенствованию информационного обеспечения, разработке и созданию учебных программ и специализированных курсов теории, истории и практики дизайнеров костюма (обуви и аксессуаров), повышению квалификации преподавателей высших учебных заведений и практикующих промышленных дизайнеров, а также используется в учебном процессе при преподавании следующих дисциплин:

– для студентов спец. 070601 – «Дизайн»: «Художественное проектирование костюма (обуви, аксессуаров)», «Основы теории и методологии дизайна костюма», «Художественное проектирование костюма».

– для студентов спец. 260906 – «Конструирование изделий из кожи»: «Моделирование изделий из кожи», «Проектирование изделий из кожи», «Конструирование изделий из кожи»;

Предложенные методы освоены в учебном процессе:

– Московского государственного университета дизайна и технологии (МГУДТ) на кафедрах дизайна костюма; дизайна аксессуаров Института дизайна;

– Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СПГУТД) на кафедрах дизайна костюма; технологии кожевенного, мехового и обувного производств.



Достоверность проведенных исследований Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций, полученных в работе, подтверждается применением современных информационных технологий, корректным использованием методов статистического анализа для оценки значимости параметров формообразования и формирования баз данных, инновационым подходом к методу модульного проектирования и согласованностью результатов теоретических и экспериментальных исследований, апробацией основных положений диссертации в научной печати, на научно-технических советах предприятий, конференциях, семинарах, а также актами производственной и учебной апробации разработанных методов для решения задач формирования ассортимента продукции и положительной их оценкой на предприятиях обувной и кожгалантерейной промышленности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования Материалы диссертационной работы были доложены в 2000–2008 гг.:

– на Ученом совете научного учреждения «Центр стратегических исследований» при правительстве Санкт-Петербурга;

– Художественно-технических советах предприятий Санкт-Петербурга: ООО «Дом моделей кожгалантерейных изделий», ООО «Интер-степ», ООО «Кожгалантерейное предприятие Бебеля», ООО «Леостиль», ООО «Прокс», ООО «Скороход», ООО «Эдминс».

За период 2000–2008 г.г. автор принял участие в 32 международных, всероссийских научных конференциях и научно-практических семинарах, в том числе:

– международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы науки, техники и экономики лёгкой промышленности» (МГАЛП, 2000 г.);

– шестой Петербургской Биеннали дизайна «Модулор» (Санкт-Петербург, 2007 г.);

– второй международной научно-практической конференции «Развитие современного искусства: проблемы и перспективы дизайн-образования», (СПГУТД, Министерство образования и науки РФ; Delcam plc (Великобритания), 2008 г.).

Являясь фундаментальной основой для учебного курса по истории дизайна обуви и аксессуаров в России, результаты исследования прошли апробацию при подготовке:



лекций для профессорско-преподавательского состава в 2008 г.:

– в рамках семинаров повышения квалификации «Академический рисунок, графика и живопись в подготовке дизайнера», Институт повышения квалификации МГУДТ;



в авторских курсах в 2006 – 2008 гг.:

– модуля «Дизайн модных аксессуаров» магистерской программы «Дизайн костюма и мерчендайзинг», Университет Де Монтфорт (Великобритания) и СПГУТД (Россия);

– «Мир обуви и аксессуаров», «Мировые модные бренды обуви и аксессуаров» для студентов Парижской школы ESMOD INTERNATIONAL и МГУДТ по учебной программе «MASTER OF ARTS: FASHION&MARKETING»;

в подготовке рабочих программ в 2006 – 2008 г.г:

– «Дизайн модных аксессуаров» для магистров и для студентов III курсов по спец. 052401 факультета Дизайна СПГУТД;

«Основы теории и методологии дизайна» для студентов III курсов Института дизайна МГУДТ;

– «Организация проектной деятельности» для студентов II–III курсов Института дизайна МГУДТ.

При апробации методов, предложенных в диссертационной работе, в ходе исследований за период 2002–2008 гг. были подготовлены 34 ученика-лауреата (дипломанта) международных, всероссийских и региональных выставок и конкурсов.

Материалы диссертации разрабатывались в ходе:

– научно-исследовательского проекта Лентек 1.4.01 по теме НИР: «Совершенствование методов автоматизированного проектирования формованных кожгалантерейных изделий для школьников» (СПГУТД 2001–2002 г.г.);

– научно-исследовательской работы по теме «Исследование и разработка новых способов применения CAD-систем для проектирования и изготовления перчаток и деталей одежды в области массового производства технического текстиля» (работа удостоена гранта Германской службы академических обменов (DAAD) и Министерства образования и науки РФ 2008 год, научный партнер Университет Niederrhein (Германия));

– научно-исследовательской работы «Исследование истории, теории и практики развития художественного проектирования изделий из кожи в России» (автор удостоена Государственной стипендией Министерства культуры РФ и Союза Дизайнеров России (2005 г.)).



Публикации Непосредственно по теме диссертации опубликованы 2 монографии и 45 статей, в том числе, 12 – в изданиях, включенных в перечень ВАК, 4 патента и авторских свидетельства.

Личное участие автора в получении изложенных в диссертации результатов Постановка задач, выбор методов и направления исследований, анализ и обобщение полученных результатов, теоретические положения и выводы диссертации принадлежат автору. Проведение экспериментальных исследований, разработка методов осуществлялись непосредственно автором и под его руководством аспирантами кафедры технологии кожевенного, мехового и обувного производств СПГУТД.

Структура и объем работы Диссертационная работа состоит из пяти глав, введения, заключения. Основная часть диссертации изложена на 305 страницах машинописного текста, содержит 125 рисунков, 59 таблиц, список литературы из 298 наименований. Приложения представлены отдельным томом на 150 страницах.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет