МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
Актюбинский региональный государственный университет им. К.Жубанова
Факультет «Иностранный язык: два иностранных языка»
РЕФЕРАТ
на тему : «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
Выполнил: Студент группы 103(1)
Нурман Нейла
Проверила преподаватель:
Садретдинова Т.А.
Актобе
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....3
В поисках добродетельного города……………………………………….......3-5 2.1 Только добрые люди могут построить добрый город…………………...3-5
Философская основа концепции Аль-Фараби «Добродетельный город».....5-8
Заключение…………….……………………………………………………..…..8
Список использованной литературы……………………………………………9
ВВЕДЕНИЕ
“ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА” (араб. Китаб 'ара' 'ахл ал-мадйна ал-фадила) — одно из основных сочинений ал-Фарабй, завершенное в 948 (рус. пер. в изд.: Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970). Первый вариант текста 942 известен как отдельное сочинение “Китаб ас-сийаса ал-маданпййа” — “Гражданская политика” (рус. пер.: Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973). Представляет собой систематизированное изложение воззрений ал-Фарабй на мир, общество и человека, адресованное, однако, не знакомым с философией — отсюда подчеркнуто пропедевтический стиль изложения и педантично выделяющая выдвигаемые положения структура.
В ПОИСКАХ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА
2.1. Только добрые люди могут построить добрый город
Это афористичное высказывание великого аль-Фараби также лаконично, образно, как и множество иных, вошедших в антологию мировой философской мысли.
Но нельзя не отметить, что в большинстве переводов с арабского все-таки вместо слова «добрый» употребляется слово «добродетельный». Видимо, потому, что в трудах мыслителя доброта — это одна из сторон более широкого понятия — добродетель.
«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» -таково название знаменитого произведения философа, не утратившего своей актуальности и сегодня. Исследователи его творческого наследия единодушны в том, что это — одно из самых зрелых произведений аль-Фараби, ставшего своего рода квинтэссенцией его рассуждений о гражданской политике.
Человек есть «разумное существо», если его брать изолированно, и «политическое» или «гражданское животное», если его брать в составе общества. Это постулат древнегреческих философов стал исходным пунктом его рассуждений. Отдельный человек может достичь «необходимого в делах и получить наивысшее совершенство только через объединение многих людей в одном месте проживания».
Понятия «общество» и «город» — различны. Общество в философской системе аль-Фараби стоит на более низкой ступени. Величайшее благо и высшее совершенство могут быть достигнуты в первую очередь городом — более высокой ступени организации людей.
Но и города различаются между собой. Классификация городов по аль-Фараби глубока, обладает огромной этической значимостью.
Добродетельный город противоположен невежественному городу, городу безнравственному, городу обмена и заблудшему городу.
Невежественным городом является тот, жители которого никогда не знали счастья и им и в голову никогда не приходило к нему стремиться. Они никогда его не ведали и никогда в него не верили. Что касается благ, то они знают лишь те из них, которые только по видимости слывут в мнениях людей за блага, и которые лишь в мнении людей выступают как цели жизни, — таковы телесное здоровье, богатство, наслаждения, свобода предаваться своим страстям, почести и величие. Каждое из этих благ является уже счастьем в глазах всех жителей невежественного города.
Невежественный город подразделяется на несколько городов. Город необходимости — это такой город, жители которого стремятся ограничиться лишь необходимыми вещами, которые нужно телу для его существования — едой, питьем, одеждой, жилищем…
Жители города обмена стремятся помогать друг другу для достижения зажиточности и богатства как цели всей жизни.
Город низости и несчастья — это тот город, жители которого стремятся к наслаждениям — в еде, питье, половых сношениях, короче — они стремятся к такому наслаждению, которое действовало бы на чувства и воображение, стремятся возбудить веселье и утешаться забавами.
Жители честолюбивого города стремятся помогать друг другу. Но лишь для того, чтобы их почитали, восхваляли, и чтобы их знали другие народы. А сами они выступали в великолепии и блеске — либо в глазах чужих, либо друг перед другом.
Во властолюбивом городе жители стремятся к тому, чтобы другие покорялись им, а сами они не покорялись никому. Сластолюбивый — это такой город, жители которого стремятся к тому, чтобы каждый из них свободно мог делать то, что он хочет, ничем не сдерживая свою страсть.
Особое внимание в своем трактате аль-Фараби уделяет описанию безнравственного города. От иных он отличается тем, что люди знают, в чем истинное счастье, знают великого и всемогущего Аллаха… Но поступают так же, как и жители невежественных городов.
А есть еще города переменчивые и заблудшие. Переменчивый — это город, воззрения и действия жителей которого были в прежние времена теми же, что и у жителей добродетельного города, но в него проникли иные идеи, и действия его стали совсем другими. Заблудший — это тот, в котором люди имеют настолько порочные представления, что таковые не могут стать основой благочестия.
Обрести истинное счастье можно только в добродетельном городе. Его нельзя достичь в одиночку. В добродетельном городе есть добро, справедливость и красота. «Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество. Народ, все города которого помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельный народ. Таким же образом вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья».
3.ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ АЛЬ-ФАРАБИ «ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ГОРОД»
Автор – Пиримбек Сулейменов из Казахского национального университета им. Аль-Фараби (Республика Казахстан, Алматы) – посвятил свою статью философскому анализу «Трактата о взглядах жителей добродетельного города» философа аль-Фараби, чье полное имя – Абу Насер ибн Мухаммед аль-Фараби Узлах ибн Тархан. Его родиной является древний город Отрар (территория современного Казахстана), который арабы называли Бараб-Фараб поэтому имя Абу Наср аль-Фараби означает «Абу Наср из города Фараб». Иногда его называли просто Тархани. Абу Наср начал свое образование в раннем возрасте в своем родном городе Отраре, а затем переехал в Хорасан. Позже, чтобы улучшить свои знания, он отправился в Багдад – культурный центр арабского мира, – где учился у высокообразованных людей. Например, он изучал медицину и логику под руководством христианского ученого Юханны Ибн Хайлана, естественные науки и греческий язык – у известного переводчика Абу Башара Матты. Также известно, что у аль-Фараби были хорошие отношения со знаменитым ученым Абубакаром бин Сираджем. Аль-Фараби учил его логике, а сам изучал у него астрономию. Аль-Фараби был в основном самоучкой и при этом успешным человеком. Он сосредоточился на греческой науке и философии, а также на богатом наследии Аристотеля и Платона. К Аристотелю он составил множество комментариев, из-за чего получил звание «Учитель Востока» и почетное прозвище «Второй учитель» (с. 147).
Аль-Фараби также оставил множество собственных произведений, например: «Книга о законах», «Книга об определении и классификации наук», «Книга о смысле философии», «Книга о том, что нужно знать для изучения философии», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» («Kitab Ara’ Ahl al-Madinah al-Fadilah») и мн. др. «Трактат о взглядах...» был написан в Египте в 948 г. В нем аль-Фараби, находясь под влиянием идей Платона о правильной социальной структуре, законодательном праве и правильном мнении граждан, рассматривает с философской точки зрения идеальное общество, которое он назвал добродетельным городом, или Мадиной Фадила (с. 149). Мыслитель широко обсуждает средневековые арабские идеи о государстве, лидерстве и законе. В то время как арабские философы не делали различий между государством и властью и рассматривали эти понятия как синонимы, он вводит между ними философское различие.
Идеи аль-Фараби о совершенных и несовершенных городах основаны на теории идеального общества и типах обществ Платона и Аристотеля. Синтез греческой философской традиции с мусульманской политикой повлиял на все части арабо-мусульманской философии. Аль-Фараби дает следующее определение добродетельного города: «Город, в котором каждый сотрудничает, чтобы обрести счастье, – это добродетельный город; и общество, в котором все люди сотрудничают, чтобы достичь счастья, – добродетельное общество» (с. 149). Философ сравнивает добродетельный город с телом здорового человека, «все органы которого работают совместно, чтобы обеспечить жизнь тела и сохранить жизнь человека» (там же). По сравнению с городом-государством Платона и идеальным государством Аристотеля добродетельный город аль-Фараби состоит из пяти сообществ: добродетельные, ораторы, оценщики, воины и богатые. Так что: добродетельные – мудры, благоразумны, они думают об основных вопросах и являются носителями религии; ораторы – это лингвисты, поэты, музыканты, писцы и все те, кто занимается подобной работой. Оценщики – бухгалтеры, инженеры, врачи, астрономы и подобные им. Воинами являются солдаты, стражи и даже бандиты. Богатые люди – это те, кто захватывает городскую недвижимость, например фермеры, скотоводы, торговцы и все, кто занимаются подобной деятельностью (с. 150).
В добродетельном городе аль-Фараби есть не только духовное неравенство, но и неравенство богатства. Причем философы своим бытием в нем разделяют человеческое общество примерно на две категории: полное и неполное. Все общества делятся на три типа сообществ: большие, средние и маленькие. Большое сообщество охватывает всех людей, населяющих Землю. Среднее сообщество представлено знающим населением, а наименьшая единица представляет собой конкретный город и семью. Аль-Фараби также различал четыре неполных общины – городской квартал, улицу, дом и деревню. Несмотря на то что последняя не является частью города, это неполное сообщество обслуживает город. Человек может достигнуть самого высоко уровня развития и благополучия только в городе (с. 151). Сам мыслитель жил в крупных городах свой современности и посещал крупнейшие города – культурные центры своего времени: Ташкент, Самарканд, Бухару, Багдад, Исфахан, Тегеран, Дамаск, Алеппо, Ашкелон, Каир и др.
Аль-Фараби проповедует совершенство, указывая, что «счастье является самой достойной, самой большой и самой зрелой добродетелью» (с. 154). Но только люди добродетельного города могут иметь право преследовать совершенство, и только добродетельные могут получить доступ к счастью. Основное отличие добродетельных городов от других – это строгий порядок и культура людей, их добрая воля, благосостояние и мудрость правителей. Поэтому аль-Фараби утверждает, что существование таких городов имеет прямое отношение к добродетельности их правителей. Причем он не исключает применения насилия в совершенном, равно как в несовершенном городе.
Как утверждает Мехди Санай, если рассматривать добродетельный город аль-Фараби как нереальную общественную мечту, он должен быть описан как утопическая доктрина. Однако необходимо различать утопические и другие специфические аспекты его учения. В работах разных авторов описаны различные проявления идеального общества. Мечта об утопии, как и мечта об идеальных общественных связях, является частью общей духовной жизни человечества. Она включает в себя все религиозные верования, этические и правовые теории, систему образования – другими словами, любые знания и творчество, которые присутствуют в жизни человека. Трудно представить себе период в истории человечества, когда оно не мечтало бы о земном рае. Появление утопии в духовной жизни не случайно, для него есть социально-исторические причины (с. 155).
В заключение Сулейменов отмечает, что научное наследие аль-Фараби оказало большое влияние на развитие политической мысли всего человечества. Именно он подчеркнул важность морали в политике и понял, что многие социальные, политические и этические требования добродетельного города относятся и к его верховному правителю. Эти идеи могут быть широко использованы при внедрении новых идей в современную политологию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Трактат” содержит, хотя и не выраженный прямо, постулат всего дедуктивно устроенного учения ал-Фарабй: вселенная как вещно-физический мир, куда входит и человек с его даром мышления, необъяснима без и вне истолкования этой способности мыслить как особого случая движения, потому необходимо допущение некоторой сверхчувственной сущности, функцией и самим бытием которой является особого рода деятельностьпо переводу потенциального состояния в актуальное. Вслед за Аристотелем ал-Фарабй считает возможным существование только одного, но двухуровневого (подлунный и надлунный) мира, извечное и динамичное бытие которого обусловлено неотделимой от этого мира сверхчувственной сущностью, у Аристотеля названной Перводвигателем, у ал-Фарабй — Первопричиной, Необходимо-Сущим. В отличие от платоновско-плотиновского принципа порожденного демиургом, или Единым мира, ал-Фарабй принимает аристотелевский принцип вечного, а не порожденного мира. Задачей философии он считает описание и объяснение этого существующего вечно и извечно бытия через качественный анализ различных частей вселенной, качественное описание в деталях процессов в ней, понимаемых как актуализация хотя и потенциально, но уже существующего. Этическая в современном понимании категория “добродетель” для ал-Фарабй есть ключ к телеологическому истолкованию бытия как вселенной, так и человека самого по себе, и человека в обществе, поскольку и насколько этой добродетелью является мышление, знание.
Список использованной литературы
1.Изд.: Alfarabi's Abhandlung; der Musterstaat. Zeiden, 1895 (араб. текст). Г. Б. Шаймухамбетова
2.Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
3.apgazeta.kz Нина МИТЧИНОВА.
Достарыңызбен бөлісу: |