Учебный терминологический словарь по философии и концепциям современного естествознания для бакалавров технических вузов Нижний Новгород Издательство фгоу впо «вгавт» 2009



бет1/3
Дата27.06.2016
өлшемі221.5 Kb.
#160213
  1   2   3


Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра философии и социальных наук

С.В. Грибанов, И.Н. Борисов

УЧЕБНЫЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ПО ФИЛОСОФИИ И КОНЦЕПЦИЯМ
СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Для бакалавров технических вузов

Нижний Новгород

Издательство ФГОУ ВПО «ВГАВТ»

2009

УДК 1(038)

Г82

Рецензент – доктор филос. наук, профессор А.С. Балакшин



Грибанов, С.В.

Учебный терминологический словарь по философии и концепциям современного естествознания / С.В. Грибанов, И.Н. Борисов. – Н. Новгород : Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. – 36 с.

Представлены термины по всем основным темам учебных дисциплин «Философия» и «Концепция современного естествознания».

Для бакалавров технических высших учебных заведений.
Раздел «Философия» подготовил С.В. Грибанов; раздел «Концепция современного естествознания» – И.Н. Борисов.

Работа рекомендована к изданию кафедрой философии и социальных наук (протокол № 3 от 28.10.2008 г.).

© ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009

Раздел I. ФИЛОСОФИЯ


Тема 1. Философия, её предмет, проблемы

и место в культуре человечества
АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях и оценочной деятельности.

ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношение познания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

ДУАЛИЗМ – философское учение, признающее равноправие двух начал – духа и материи.

ИДЕАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности духа по отношению к материи.

ЛОГИКА – наука о законах и формах мышления.

МАТЕРИАЛИЗМ – направление в философии, исходящее из признания первичности материи по отношению к духу, сознанию.

МЕТАФИЗИКА – 1) синоним философии; учение о «сверх-опытных» («умозрительных») принципах и началах бытия; 2) противоположность диалектики.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на объективный мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности.

МИФОЛОГИЯ – способ понимания (в общественном сознании) природной и социальной реальности с использованием средств фантазии и сверхъестественных сил.

МОНИЗМ – мировоззренческая позиция, исходящая, в противоположность плюрализму, из какого-то одного начала.

ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, содержащий учение о бытии.

ПЛЮРАЛИЗМ – разнообразие мнений, точек зрения, видов или начал бытия, форм знания, мировоззрений.

ПРАКСЕОЛОГИЯ – раздел философии, исследующий общие начала социальных действий людей; понятие, близкое по значению к понятию «философия социального действия».

РЕЛИГИЯ – форма общественного сознания, в основе которой – вера в существование сверхъестественного (бога), специфические действия (культ), особые социальные институты (церковь).

СИНКРЕТИЗМ – нерасчлененность, смешение разнородных элементов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.

ФИЛОСОФИЯ – исторически изменяющаяся система идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях.

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ – свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном житии, отношениях к другим людям и богу.

ЭСТЕТИКА – философская наука о прекрасном, гуманистически важном в сфере ценностного отношения и художественной деятельности людей.

ЭТИКА – философская наука о морали и нравственных действиях людей.

УНИВЕРСУМ – философский термин, обозначающий мир как целое; мысленная вселенная.


Этапы исторического развития философии

Тема 2. Античная философия


АНТРОПОЛОГИЗМ – сведение всех проблем философии к проблемам человека.

ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление.

КОСМОЦЕНТРИЗМ – объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество внешних сил космоса и зависимость всего сущего от космоса и космических циклов.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – древнейшая философская школа в Греции (6 в. до н.э.), представители которой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) были стихийными материалистами: единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений считали нечто вещественное, телесное, особенное – воду, воздух и т.д.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – философские концепции анализа природы; философские проблемы естествознания.

НЕОПЛАТОНИЗМ – основанное на идеях Платона учение о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала.

ПИФАГОРЕЙЦЫ – последователи древнегреческого философа Пифагора, выдвигавшие в качестве первоосновы всего понятие числа: «все имеет количественную определенность, все можно измерить и сосчитать, все можно объяснить как число или пропорцию».

ПОЛИТЕИЗМ – многобожие.

СОФИСТИКА – разновидность метафизического мышления с субъективистским применением гибкости понятий, исключающим какую-либо конкретность и определенность.

УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ – учение Платона, согласно которому настоящим, реальным является лишь мир идей, а мир конкретно-чувственных вещей (материальный) – его бледным отражением.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ – система логически связанных друг с другом воззрений.

ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА – совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми принципами.

ФИЛОСОФСКОЕ ТЕЧЕНИЕ – совокупность различных модификаций одних и тех же принципов.

ФИЛОСОФСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – совокупность философских течений, которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают общие основополагающие принципы.


Тема 3. Философия Средних веков
АПОЛОГЕТИКА – христианская философия, нацеленная на защиту христианства от язычества и ересей.

БОГ – высший объект религиозной веры, образ сверхъестественного всемогущего существа, творца мира.

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ – (в философии Ф. Аквинского) феномен присутствия Бога во всех вещах, подвластных ему.

ДЕИЗМ – философская позиция, согласно которой бог является «пусковым механизмом» процессов возникновения мира, но в дальнейшем он не вмешивается в законы природы и общества и они развиваются по своим естественным закономерностям.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление схоластики, согласно которому «общее» вне вещей реально не существует, оно существует в самих вещах и выделяется нашим умом.

НОМИНАЛИЗМ – направление средневековой схоластики, отрицавшее реальное существование общих понятий.

ПРИНЦИП АБСОЛЮТНОЙ ЛИЧНОСТИ – человек понимается как свободная личность, отвечающая за свои грехи.

ПАТРИСТИКА – философско-теологические учения «отцов церкви» (Аврелия Августина Блаженного, Василия Великого и др.).

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – понимание истории как осуществления предусмотренного Богом плана спасения человека.

РЕАЛИЗМ – направление средневековой схоластики, утверждавшее, что существует лишь общее, которое носит идеальный характер, а реальные вещи – только проявление общего как идеального.

СХОЛАСТИКА – философия оправдания веры посредством разума; стремление построить картину мира чисто рациональным способом, без обращения к опыту.

ТЕОЛОГИЯ – учение о Боге.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.

ТЕОДИЦЕЯ – доктрина оправдания Бога в отношении допускаемого им зла на земле (Бог милосерден, он не творит зло, оно – результат человеческой деятельности, его грехопадения).

ТОМИЗМ – учение Фомы Аквинского (по латыни «Фома» звучит как «Тома»).

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия (напр. бог, человек, дом и т.п., в отличие от конкретного человека, дома и т.п.).


Тема 4. Философия Нового времени
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром и целью мироздания.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – (у Гегеля) – безусловная полнота всего сущего.

АНТИНОМИИ – противоречащие друг другу утверждения.

АПРИОРИ – знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально.

АПОСТЕРИОРИ – знание, полученное из опыта.

ВОЛЮНТАРИЗМ – философское направление, выдвигающее понятие воли в качестве высшего принципа бытия.

«ВЕЩЬ-В-СЕБЕ» – в философии И. Канта – вещи, как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего сознания; объекты трансцендентного (внечувственного) мира.

«ВЕЩЬ-ДЛЯ-НАС» – вещи в том отношении, как они раскрываются человеком в процессе познания и тем самым становятся частью сознания и бытия субъекта.

ВСЕЕДИНСТВО – философская концепция, заключающаяся в представлении мира, человека, а также сферы сверхбытия в виде единого, органического целого.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – направление в современной философии, выступающее как учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития.

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – непостигаемое разумом, невыразимое в логических понятиях.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философские концепции, утверждающие, что бытие алогично, абсурдно, хаотично, незакономерно, и считающие основными способами познания интуицию, вчувствование, эмпатию, любовь, внезапное озарение.

КАРТИНА МИРА – совокупность представлений о мире (обыденные, научные, философские, религиозные картины мира).

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ (исторический материализм) – социальная философия марксизма, исходящая из признания определяющей роли способа производства в жизни общества.

МЕХАНИЦИЗМ – сведение высших и сложных форм движения и развития к более простым, а в итоге, к механическому движению.

ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение деятельности человека и её результатов в отделённую от него и враждебную ему силу.

ПАНТЕИЗМ – учение, отождествляющее Бога с природой.

РАЗУМ – способность интеллекта мыслить в противоречиях; ум, спо­собность понимания и осмысления.

РАССУДОК – способность оперировать готовым знанием.

РАЦИОНАЛИЗМ – философские направления, считающие разум основой познания и поведения людей и полагающие, что разумность устройства бытия, логический порядок вещей, закономерность – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главным источником достоверного, истинного знания, а рассудок и разум выполняют лишь функции оформления чувственных ощущений и данных опыта в идеи.

СНЯТИЕ – диалектико-логическая операция, ведущая к появлению нового, более развитого качества и исчезновению (относительному) старого качества.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – смена одной общественно-экономической формации другой.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – исторически определенный способ добывания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ – (у Канта) – то, что предшествует опыту, изначально, априори, но дает возможность и делает возможным познание в пределах опыта.

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ – запредельное, внечувственное, т.е. все то, что «выходит» за рамки опыта, чувственности; то, о чём можно только размышлять, философствовать; (бесконечность Вселенной, непостижимость Бога, т.е. «вещи-в-себе»).

ЭМПИРИЗМ – направление в философии, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового.
Тема 5. Философия Новейшего времени
ВЕРИФИКАЦИЯ – проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментами.

ГЕРМЕНЕВТИКА – направление в философии; искусство объяснения, поиск смысла понятий, текстов, культурных символов.

НЕОТОМИЗМ – современный этап в развитии учения Фомы Аквинского.

ПЕРСОНАЛИЗМ – философское направление, согласно которому личность как духовная определенность человека, есть первичная реальность и высшая духовная ценность.

ПОЗИТИВИЗМ – философское направление, представители которого (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус и др.) считали, что единственным источником истинного знания являются конкретные эмпирические науки, исследующие факты, реальность в её положительной представленности.

НЕОПОЗИТИВИЗМ, или логический позитивизм (эмпиризм) – философское направление, представители которого (члены Венского кружка): 1) стали использовать математическую логику для критики традиционной философии; 2) обратились к логическому анализу языка науки.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ – совокупность методологических концепций, занимавшихся разработкой философских проблем науки, ее языка, существования и роли в современном мире (фальсификационизм К. Поппера, концепции «научных революций» Т. Куна, «неявного знания» М. Полани и многих др.).

ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое течение, утверждающее, что истинность знания проверяется его пользой.

ПСИХОАНАЛИЗ – философская концепция, обращенная к осмыслению культуры, человека, общества, мировоззренческих и нравственных проблем сквозь призму «бессознательного» – глубинной структуры психики человека.

РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки лишь относительны, условны.

СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в философии и конкретно-научных исследованиях (языкознании, литературоведении, структурной лингвистике), представители которого предприняли попытку поднять гуманитарное знание до уровня строгой теории.

СЦИЕНТИЗМ – мировоззренческая позиция; представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – философское учение о феноменах сознания (с греч. «являющее себя» (моему сознанию)) как идеальных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистические концепции, ставившие перед собой задачу построения целостного миропонимания на основе понятия жизни как первичной реальности.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – философское направление, в центре внимания которого – проблемы смысла жизни, свободы и ответственности человека.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – форма позитивизма; субъективно-идеалистическое течение (Э. Мах, Р. Авенариус), истолковывающее мир в виде совокупности ощущений человека.
Теория современной философии

Тема 6. Учение о бытии


БЫТИЕ – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего).

ВРЕМЯ – форма бытия движущейся материи, выражающая последовательную смену ее состояний и длительность процессов.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

МАТЕРИЯ – субстрат объективной реальности, формирующийся в результате полевых, информационных взаимодействий и воспринимаемый нами в виде вещей, предметов и тел.

ПРОСТРАНСТВО – атрибут материи, представляющий собой форму сосуществования её объектов и процессов и характеризующий их структурность и протяженность.

СУБСТАНЦИЯ – неизменная первооснова всего существующего, сохраняющаяся при всех превращениях, в отличие от конкретных изменяющихся предметов и явлений.

СУЩНОСТЬ – категория диалектики, обозначающая общее и необходимое начало в явлениях, их устойчивую основу; смысл данной вещи, т.е. то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи под влиянием тех или иных обстоятельств.


Тема 7. Учение о развитии
АБСТРАКТНОЕ – мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков.

ДИАЛЕКТИКА – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

ДВИЖЕНИЕ – атрибут материи, способ ее существования; процесс, охватывающий все типы изменений и взаимодействий.

ЕДИНИЧНОЕ – философская категория для обозначения относительной обособленности, дискретности, отграниченности объектов друг от друга в пространстве и во времени.

ОБЩЕЕ – сущность объекта и его связь с подобными объектами или группой типичных объектов.

ЗАКОН – 1) существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение; 2) нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективная устойчивая упорядоченность процессов.

КАЧЕСТВО – внутренняя определенность вещи, придающая ей отличие от других предметов.

КОЛИЧЕСТВО – внешняя определенность вещи, придающая ей общность с иными предметами.

МЕРА – категория диалектики, означающая единство количественной и качественной определенности предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения без изменения самой вещи.

ОТРИЦАНИЕ – действие, при котором происходит превращение вещи в нечто существенно иное.

ПРИНЦИП – основное, исходное положение, главная идея.

РАЗВИТИЕ – поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому.

СОФИСТИКА – разновидность метафизического мышления с субъективистским применением гибкости понятий, исключающим какую-либо конкретность и определенность.

ЭКЛЕКТИКА – форма существования некоторых теорий; приём, заключающийся в смешении различных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зрения.

ЯВЛЕНИЕ – категория диалектики, обозначающая обнаружение предмета, внешней формы его существования.


Тема 8. Природа человека
АНТРОПОГЕНЕЗ – учение о происхождении и развитии человека.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.

ИНДИВИД – 1) человек, обладающий только ему свойственными характеристиками, как внешнего, так и внутреннего характера; 2) отдельно взятый человек, как представитель человеческого рода, представитель общества, народа, класса, социальной группы.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличающих его от других людей.

ЛИЧНОСТЬ – это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности.

СОЦИОГЕНЕЗ – учение о происхождении и развитии общества.

ЧЕЛОВЕК – обобщающее понятие для высшей формы живого на Земле, сущностью которой является коллективный, целесообразный и осознанный способ существования.
Тема 9. Система «общество – природа»
ОБЩЕСТВО – совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей.

ПРИРОДА – 1) всё сущее, весь мир в многообразии её форм; употребляется в одном ряду с понятиями: материя, универсум, вселенная; 2) объект естествознания; 3) естественная среда обитания человека, материальная, предметная основа его жизнедеятельности, развивающаяся по своим собственным закономерностям; вторая природа – созданные человеком материальные условия его существования.

ПРОГРЕСС – направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

ПРОИЗВОДСТВО – процесс создания материальных благ и культурно-духовных ценностей.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – система субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, определяющими из которых являются отношения собственности; составляют экономический базис общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ – относящийся к обществу (социуму).

СУБЪЕКТ – обладающий сознанием и волей, активно действующий и познающий, созидающий себя и культуру индивид или группа людей.

ТРУД – целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Тема 10. Общество как система
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – 1) объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их «подъема» на уровень передовых стран Запада; 2) господство США над всеми остальными народами и культурами с целью их эксплуатации.

ИДЕОЛОГИЯ – общественное сознание в модусе выражения групповых интересов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – концепция постиндустриального общества; историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

КУЛЬТУРА – способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ – качество граничности, междисциплинарности, периферийности.

НАСЕЛЕНИЕ (НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ) – непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо её части (стране, части страны, группе стран и т.п.).

НАЦИЯ – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ – совокупность экономических, политических, экологических условий жизни, отношений и действий людей.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом становятся знания, информация, научные разработки.

СЕМЬЯ – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм, процесс формирования личности (от младенчества до глубокой старости).

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС – положение человека в обществе; определённая позиция (занимаемая человеком) в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА – совокупность функционально взаимосвязанных элементов (социальных статусов, ролей, социальных групп), составляющих строение общества.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений (семья; политика; экономика; наука, культура; религия).

СТРАТА – термин, используемый в социологии для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками (занятость, доходы, образование и др.).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству.


Тема 11. Ценностное отношение человека

к миру (аксиология)
ГУМАНИЗМ – представление о человеке как высшей ценности.

ДУХОВНОСТЬ – гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры.

ИДЕАЛ – понятие, обозначающее совершенство в какой-либо области.

КАНОН – совокупность правил и норм в искусстве, морали, религии, философии, в культуре в целом, являющаяся господствующей в данный период, служащая образцом для деятельности.

МОРАЛЬ – нормы нравственного поведения людей.

НИГИЛИЗМ – метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности.

НРАВСТВЕННОСТЬ – практическое выражение морали в поступках и нравах; свободное волеизъявление поступать так или иначе: согласуя свое поведение с нормами морали, с нормами человеческого общежития, считаясь со свободой, интересами и чувствами других людей, или игнорируя их.

САМОСОЗНАНИЕ – структура человеческой психики, направленная на выделение человеком себя из окружающего мира; осознание себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.

СВОБОДА – высшая духовная ценность, наличие которой дает возможность человеку или социальной группе действовать на основе своих собственных интересов, желаний и потребностей, исключительно по своей воле, без принуждения извне.

СОВЕСТЬ – способность человека осознавать предъявляемые к нему нравственные требования и, исходя из них, контролировать свою деятельность.

ЦЕННОСТЬ – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта.
Тема 12. Познавательное отношение человека

к миру (гносеология)
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом.

АГНОСТИЦИЗМ – идеалистическое учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей.

АДЕКВАТНЫЙ – соразмерный, соответствующий.

ВОСПРИЯТИЕ – форма чувственного познания, дающая целостный образ предмета.

ДУХ – сознание в модусе высшего средоточения интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях.

ДУША – нравственно-психологическая структура сознания человека, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания объекту; мысль, суждение, концепция, в правильности которой познающий субъект до определенного периода не сомневается.

ИДЕЯ – мысль, стремящаяся к реализации в социальных действиях.

ИММАНЕНТНЫЙ – понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее объекту.

ИНФОРМАЦИЯ – некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

ИСТИНА – адекватное, подтвержденное практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

МЫШЛЕНИЕ – творческая способность человека «отражать» мир в абстракциях (понятиях, суждениях, теориях), связанных с решением задач познавательного и практического характера.

ОБЪЯСНЕНИЕ – рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания объясняемого явления.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – неполное, неисчерпываюшее, неточное, приблизительно верное знание.

ОТНОШЕНИЕ – взаимозависимость и взаимоопределённость элементов какой-либо системы.

ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности взаимодействующих вещей воспроизводить (в себе) характерные особенности друг друга.

ОЩУЩЕНИЕ форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире.

ПОЗНАНИЕ – процесс творческой деятельности людей по освоению действительности, формирующий знания о ней.

ПОНИМАНИЕ – универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы.

ПОНЯТИЕ – форма логического мышления: мысль, отражающая в обобщенном виде предметы действительности и связи между явлениями посредством фиксации их существенных признаков.

ПРАКТИКА – совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный эксперимент) и с обществом (социальное взаимодействие).

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – форма чувственного познания, сочетание в образе ранее воспринятого предмета и фантазии.

ПСИХИКА – свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.

СОЗНАНИЕ – высшая форма отражения действительности, данная в системе эмоциональных и понятийных (языка и речи) форм, присущих только человеку; внутренний мир человека – мир чувств, мыслей, оценок, идеалов и других духовных феноменов, которые существуют в идеальной форме и в этом отношении противопоставляются материальному.

СОЛИПСИЗМ – позиция субъективного идеализма, согласно которой мир существует только в сознании субъекта (сводится к комплексу индивидуальных, субъективных ощущений).

СКЕПТИЦИЗМ – учение, отрицающее возможность окончательного решения вопроса об истинности познания окружающей действительности.

СУЖДЕНИЕ – форма логического мышления, выступающая как связь понятий.

ТВОРЧЕСТВО – социальная деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма логического познания; умственное действие по выводу из данных суждений новой мысли.
Тема 13. Научное познание
ДЕДУКЦИЯ – логическая операция и метод познания, в ходе которого частное, конкретное знание выводится из общего, из универсальной теории.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, которые имеют прообразы в реальном мире (например, идеальный газ, абсолютная текучесть и т.д.).

ИНДУКЦИЯ – метод исследования, обеспечивающий переход от единичных фактов к общим положениям, к теории.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на объект.

ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, без доказательств и анализа.

МЕТОД – путь, способ достижения какой-либо цели.

МЕТОДОЛОГИЯ – учение о методе.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание.

НАБЛЮДЕНИЕ – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого субъект (человек) получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

ОБЪЕКТИВНЫЙ – принадлежащий объекту, независимый от субъекта, от его интересов и желаний.

ТЕХНИКА – совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности.
Тема 14. Будущее человечества
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – совокупность жизненно важных проблем человечества (политические, социальные, экономические, экологические, демографические и научно-технические).

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ – сверхвысокие темпы роста численности населения на определенной территории.

ДЕМОКРАТИЯ – форма государства, основанная на признании народа источником власти при обеспечении прав и свобод человека как гражданина.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС – единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.

НАРКОМАНИЯ – хроническое прогродиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся наличием нескольких поэтапно формирующихся синдромов: 1) синдром изменённой реактивности; 2) синдром психической зависимости; 3) синдром физической зависимости; 4) синдром последствий хронической наркотизации.

ТЕРРОРИЗМ – идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.

ФУТУРОЛОГИЯ – система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА – изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природных систем (ландшафтов) и приводящее к негативным социальным, экономическим и иным последствиям.


Раздел II. КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет