Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Философский
«Индийская философия древности и средневековья»
Учебно-методический комплекс
для специальности 520400 «Философия»
подготовки бакалавра
Автор к.филос.н., доцент Канаева Н. А.
Kumari53@yandex.ru
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
_____________________________ ________________________________
Председатель Зав. кафедрой
_____________________________ ________________________________
«_____» __________________ 2008 г. «____»_______________ 2008 г.
Утверждена УС факультета
_________________________________
Ученый секретарь
_________________________________
« ____» ___________________2008 г.
Москва - 2008
Индийская философия древности и средневековья. Учебно-методический комплекс / Сост. кандидат философских наук, доцент Канаева Н. А. — М.: ГУ-ВШЭ, 2008. — с. 49.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Философия»(520400). Комплекс содержит организационно-методические указания для студентов и преподавателей, распределение бюджета учебного времени, программу дисциплины, планы семинарских и практических занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, темы эссе с методическими рекомендациями по их исполнению, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачету, а также перечень рекомендованной для изучения литературы.
Ответственный редактор:
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ 5
2. Организационно-методические указания 5
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА 7
4. Содержание разделов и тем 8
программы СПЕЦкурса «ИНДИЙСКАЯ Философия ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 8
Тема 1. Дофилософия и предфилософия в Индии 8
Тема 2. Эпохи первых философов и первых школ 9
Тема 3. Учение чарваков-локаятиков 10
Тема 4. Философия джайнизма 11
Тема 5. Буддийская философия 12
Тема 6. Философия вайшешики и ньяи 13
Тема 7. Системы санкхья и йога 15
Тема 8. Системы миманса и веданта 15
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 17
План семинарского занятия 17
по теме 1: «Дофилософия и предфилософия Индии» 17
План семинарского занятия 18
по теме 2: «Эпохи первых философов и первых школ» и 18
по теме 3: «Учение чарваков-локаятиков» 18
План практического занятия 19
по теме 4: «Философия джайнизма» 19
План практического занятия 20
по теме 5: «Буддийская философия» 20
План семинарского занятия 21
по теме 6: «Философия вайшешики и ньяи» 21
План семинарского занятия 22
по теме 7: «Системы санкхья и йога» 22
План семинарского занятия 22
по теме 8: «Системы миманса и веданта» 22
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 23
7. РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ 34
ПРОБЛЕМНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА 34
8. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ 34
9. Методические рекомендации по 35
подготовке ЭССЕ 35
10. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 36
ПО СПЕЦКУРСУ «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 36
ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 36
11. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО СПЕЦКУРСУ «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 39
ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 39
12. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СПЕЦКУРСУ «ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 40
ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ» 40
13. УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ 47
Философия, как известно, возникла в трех культурных центрах — в Древней Греции, Индии и Китае — примерно в одно и то же время (в первой половине I тысячелетия до н.э.), но каждая из философских традиций оказалась не похожей на остальные. Почему? Потому что философия — не просто знание, а знание о «жизненном мире» человека, таком, каким он открывается человеку, о разнообразных формах отношений человека к миру и другим людям, а миры трех древних цивилизаций были разными. Являясь самосознанием и духовной основой индийской культуры, индийская философия получила от нее самобытный характер и способствовала формированию в Индии собственной системы жизненных ценностей. Эти выверенные тысячелетиями ценности способны, по мнению многих современных философов, скорректировать ориентиры зашедшей в тупик западной техногенной цивилизации (см., например, сборник: Modern India and the West. A Study of the Interaction of their Civilizations. — London — New York — Toronto, 1968. P. 93).
Процессы глобализации, отмеченные сегодня в экономике, политике, коммуникациях, культуре и т.п., делают пространство сосуществования различных культур более тесным и более напряженным. Строить позитивные отношения с иными культурами можно только на основе хороших знаний о них, в первую очередь, знаний об их фундаментальных принципах, которые рефлексируются именно в философии. Обе названные причины делают знакомство с индийской философией занятием не только интересным, но и чрезвычайно полезным.
Сегодня изучать индийскую философию гораздо легче, чем 30 лет назад, поскольку последнее десятилетие ХХ в. и начало ХХI в. для отечественной индологии были чрезвычайно плодотворными: опубликованы переводы на русский многих базовых философских текстов, появился ряд фундаментальных исследований по главным системам (даршанам). Доступная текстологическая база дает возможность достичь главной цели курса: адекватно представить отличную от западноевропейской философскую традицию и через сопоставление двух традиций лучше понять специфику философского знания и его роль в формировании универсалий культуры.
Ее достижению служат основные задачи курса:
- приобретение навыков чтения индийских философских текстов в переводах;
- достижение понимания их проблематики в контексте индийской культуры;
- получение навыков компаративного исследования.
Достарыңызбен бөлісу: |