Урок по теме : «основные принципы работы над полифонией в старших классах дмш»



Дата16.01.2024
өлшемі50 Kb.
#489172
түріУрок
otkrytyy urok po teme osnovnye printsipy raboty nad polifoniey v starshih klassah dmsh (1)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Сосновская детская музыкальная школа

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ :




«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ
В СТАРШИХ КЛАССАХ ДМШ»

12.12.2015г.

Подготовила и провела
преподаватель фортепиано
СДМШ Воробьёва И.Е.
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФОРТЕПИАНО ВОРОБЬВОЙ И.Е. ПО ТЕМЕ :


«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ
В СТАРШИХ КЛАССАХ ДМШ»
12.12.2015г.


Иллюстрируемый материал: И.С.Бах «Прелюдия и фуга» d-moll из «ХТК» II том.


Ученик – иллюстратор: Тепцова Елена, 8 класс.


Цель урока: Работа над полифоническим произведением и исполнительские приёмы необходимые для воплощения замысла композитора.


Задачи: Помочь исполнителю определить методические линии голосов, значение каждого, слышать их взаимосвязь и находить средства исполнения. Создающие дифференциацию голосов, разноплановость их звучания.

Особое место в фортепианном классе занимает работа над полифонией. Изучение многоголосной музыки – это основа основ воспитания и обучения пианиста. Необходимо развивать у учеников умение слышать и вести одновременно несколько музыкальных линий, что представляет немалую трудность.


Прежде, чем приступить к разбору конкретного произведения ученик должен знакомиться об истории создания цикла.
Цикл «Прелюдий и фуг» И.С.Баха «Хорошо темперированный клавир» занимает совершенно особое место в мире музыки: это не просто один из бессмертны шедевров мировой музыкальной литературы, это в полном смысле слова энциклопедия полифонического искусства, его альфа и омега; это настольная книга каждого мыслящего музыканта, необходимое – на всю жизнь – пособие и вместе с тем неиссякаемый источник наслаждения. Л.Бетховен изучивший «Хорошо темперированный клавир» с детства, называл его своей «музыкальной библиотекой».
Теперь кратко познакомимся со II томом «ХТК», который был закончен Бахом в 1744 году, т.е. через 22 года после создания 1 тома. Оба тома скомпонованы по одинаковому формальному признаку. Каждая прелюдия и фуга составляет отдельное музыкальное произведение, объединённое общей тональностью, например: Прелюдия и фуга До мажор, Прелюдия и фуга до минор, Прелюдия и фуга до # мажор – до # минор и т.д. Таким образом, последовательно. В хроматическом порядке охватывается весь круг диезных и бемольных тональностей мажорного и минорного ладов.
Причиной к созданию 2 тома «ХТК» явилось его желание собрать воедино, в одно целое написанное в разное время и затерявшиеся среди старых бумаг прелюдии и фуги. К тому же Бах хотел основательно переработать эти прелюдии и фуги, придать им окончательную форму. Применив накопленный с годами опыт. А опыт был поистине всеобъемлющим.

Вопрос ученице: Дай определение словам «полифония» и «гомофония».


Ответ: Полифония – это многоголосие, одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Гомофония – склад музыки, в котором один голос главный, а другие его сопровождают.

Вопрос: А теперь вспомни, что такое Прелюдия 17-18 века?


Ответ: В переводе с латинского слово «прелюдия» означает делаю вступление. В 17-18х веках прелюдиями были небольшие поступления импровизационного характера перед основным произведением. Например перед хоралом, сюитой, фугой.

Педагог: Да, в творчестве Баха прелюдии становятся самостоятельными произведениями с ярко выраженным господством одного образа и однотипностью фактуры и даже самостоятельным жанром.


А теперь предлагаю исполнить наизусть Прелюдию ре минор из 2 тома «Хорошо темперированного клавира».
Твоё исполнение уверенно, но недостаточно внятное. Предлагаю поработать над отдельными фрагментами и деталями текста.
Нужно помнить значение всех прелюдий является, как организация органиста перед началом службы и Бах превратил эту импровизацию в отдельный жанр, где главным средством выразительности становится импровизированный характер развёртывания музыкального материала – повторение ритмической формулы, гаммообразные пассажи.
Прелюдия может трактоваться как портал (вход) а фуга, как храм.

Прелюдия ре минор двухголосная. Имеет трёх частную форму. 1 часть звучит в основной тональности, 2 часть в Доминантовой к ре минору и 3 часть в основной тональности.


Прелюдию отличает чёткий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую оживлённость и подвижность. Именно такой непрерывно текущий характер движения присущ прелюдиям полифонического склада.
Лена, при игре 16 не надо «застревать» и нарушать общей плавности звучания, нужно добиваться выравненого звука.
Принцип работы у Баха – ощущение каждого пальца в отдельности, игра не вялыми пальцами, особенно на «спусках», играть чётко.
Артикуляция у Баха – игра или произношение более мелких интервалов слитно, т.е. на легато.
Восьмые ноты звучащие на стаккато не нужно играть очень остро, ведь длинна звука не должна укорачиваться. Стаккато у Баха не традиционно, так такового стаккато нет а играется Восьмая как шестнадцатая, четверть как восьмая! Играть нужно стремительно к сильной доле, т.е к украшению.
В прелюдии ре минор проходят скрытые голоса почти на протяжении всей пьесы. Давай поработаем над этими голосами. Мы знаем о том , что у Баха не было крещендо и диминуэндо, это «руки» редактора. У Баха Динамика – по ступеням или по мотивам – это его НОРМАТИВНЫЙ стиль! Т.Е. Игра по правилам.

Иногда бывает полезно перенести всё произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы.


Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны.
Педагог предлагает сыграть прелюдию на октаву выше. Звучание совершенно другое - лёгкое, серебристо – рассыпчатое.

Энергичная и оживлённая ФУГА имеет заметно сходство с прелюдией.


- Расскажи значение слово «фуга»?
Ученица: - Фуга с латинского означает «бег». В музыке фуга это сложное музыкальное произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.
- в основе большинства фуг лежит одна тема, которая является тем «зерном», из которого вырастает всё произведение.

Фуга ре минор трёхголосная. Названия голосов те же что и название голосов в хоре: сопрано, альт, бас.


Фуга начинается с одноголосного изложения темы в среднем (альтовом) голосе в основной тональности.
Второе проведение поручено верхнему (сопрановому) голосу в доминантовой тональности ля минор. Здесь тема получает название «ответа» или «спутника». В 6 такте третье проведение темы в басу.
Поочерёдное изложение темы в каждом из голосов составляет первый раздел фуги – экспозицию. Изучение данной фуги можно применить следующие приёмы:
Итак, тема, она по характеру очень волевая, звучит как настойчивое убеждение. Её не следует играть суетливо. Обязательно надо чувствовать единый стержень. Пальцы очень активные, не должны вязнуть в клавишах. Начало в Фуге не акцентировать на каждую сильную долю в триоли, ведь у Баха каждый мотив смотрит в следующий такт.
В Трёхтактовая интермедии правой руке звучит двухголосие, нужно проработать каждый голос отдельно. Интермедия соединяет экспозицию со средним разделом фуги – разработкой.
В разработке тема проходит в различных тональностях и в изменённом виде. Звучание темы в разделе С исполняется в обращении – показать каждой рукой отдельно. Здесь звучит и кульминация.

С возвращением основной тональности наступает третий раздел фуги – реприза. Тема звучит в низком регистре и только в основной тональности.


В последней строчке, последнее проведение темы – СТРЕТТО – наложение одного голоса темы на другой. Важно показать самое начало проведения каждой темы.

Заключительная часть:


Удивительная, прекрасная, вечная музыка И.С.Баха, наполняющая наши сердца любовью, радостью, добротой. Любого слушателя она не оставляет равнодушным, хотя каждый чувствует и понимает её по-своему.


Музыка Баха ничего не даст ученику, если у него не возникает душевный контакт с нею, если он не проникнется её пафосом, не почувствует её величия и вместе с тем очарования. Но для того, чтобы восприятие произведений Баха было эмоциональным, необходимо их понимать. Творчество композитора по самой своей природе непосредственно обращено к нашей интеллектуальной сфере.
В заключении я приведу слова Н.Герасимовой – Персидской о связи поколений посредством великих художественных творений: «Чем глубже идейно-художественные концепции. Тем выше эстетическое наслаждение для того, кто столкнулся с безграничным миром гения. И наши потомки будут находить всё новое и новое. Созвучное их времени. Так титаны музыки – вечные современники – связывают нас не только с прошлым, но и с будущем, и мы глубже ощущаем непрерывное движение человеческой культуры и осознаём своё место на её пути!»
Спасибо за внимание!

Список литературы:





  1. Я.Мильштейн «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха», «Музыка», 1967г.




  1. В.Галацкая «Музыкальная литература зарубежных стран», выпуск 1 «Музыка», 1985г.




  1. А.Швейцер «Иоганн Себастьян Бах» «Музыка», 1964г.




  1. В.Б.Носина «Символика музыки И.С.Баха» Тамбов, 1993г.




  1. Музыкальный энциклопедический словарь под общ. редакцией В.Г.Келдыша «Советская энциклопедия», 1990г.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет