свадебный пѣсни
ВЪ ЛУБЕНСКОМЪ УѢЗД®, ПОЛТАВСКОЙ ГУВЕРНІИ.
СОБРАЛЪ р.
СО ДЕР Ж АНСІЕ.
Взтупленіе: сватовство, розгдядыны, домашнія приготовлѳнія къ свадьбѣ.— Суббота: приготовлевія къ свадьбѣ съ участіемъ сосѣдей, вѣнки, приглашеніе молодой къ сѳбѣ ва свадьбу, лѣсни ва улицѣ, возвращевіе молодой и дружекъ съ обхода села,—Гильце, лѣсни въ весцльномъ домѣ, удалевіе дружекъ, изготовлевіе шишекъ и коровая.—Воскресенье: поклопеніе молодой, молодая ва посадѣ, пѣснн До пріѣзда жениха; поклонѳвіе молодого, молодой ва посадѣ, нришиваніе лентъ боярамъ, осыпаніе' овсомъ молодого, выѣздъ молодого. — Пѣсни ва поѣядѣ.—Молодой у воротъ, у порога, въ сѣняхъ, въ хатѣ,—Пришвваиіе вѣнка къ шалкѣ молодого.— Молодые во дворѣ.—Молодые за столомъ, раздѣлъ коровая, расплѳтаніе косы, отъ- ѣздъ молодыхъ, пѣснв на поѣздѣ, встрѣча молодыхъ, обрядъ первой ночи, торжество молодой, позоръ молодой.—Поиедѣльникъ: утро молодой, бесѣды (балы), ожи- даніе шишки родителями молодой,—ІІерѳзовъ.—Вторникъ: пропнваніе родителей.
Приведенныя ниже сьадѳбныя ііѣсни заиисаны мною въ прошед- шѵиъ 1889 году, въ сѣверной части лубснскаго уѣзда, преимущественно въ м. Онѣтинѣ и окрестныхъ селахъ,—мѣстности, никогда еще не изслѣдованной въ этнографическомъ отнопіеніи,—отъ сдѣдую- щихъ козачекъ и крестьянокъ: Уляны Выборной и Даріа Котовой, изъ м. Снѣтина, снѣтинской волости; Евгеніи Недилысиной, Евдокіи Паныковой, Ѳедосіи Палехиной, Орины Недилькиной, Степаниды Шевченковой, Маріи Юрченковой, Настасіи Коломійцевой, Орины Мартыщенковой и Варвары Иваненковой, жительницъ с. Литвяковъ, волчковской волости; Евгеніи Заикиной, хут. Волчей долины, той же волости; Уляны Молькиной, изъ с. Волчка; Елены Дмитренковой и Устиньи Калениченковой, изъ с. Березоточи, той же волости; Маріи Гри- ценковой изъ с. Засулья, засульской волости; Пала геи Куліевой, изъ с. Пѣсокъ, той же волости; Акулины Бѣлокуровой, изъ с. Луки, тиш- ковсвой волости; Варвары Максимейковой изъ с. Исачекъ, той же волосги и Прасковьи Заикиной, живущей въ хут. Кремянкѣ, матя- шовской волости и другихъ.
Свадебный обрядъ, объясняющей эти пѣсни и имѣющій притомъ въ лубенскомъ уѣздѣ нѣкоторыя особыя черты, отличающія его отъ обрядовъ другихъ уѣздовъ полтавской губерніи, изложенъ мной какъ по личнымъ наблюденіямъ, такъ и по разсказамъ и указаніямъ тѣхъ же лицъ, преимущественно Уляны Выборной, Даріи Котовой, Варвары Максимейковой и Евгеніи Нѳдилькиной, также козака Михаила Пулехи и крестьянъ: Самсона Иваненка и Мирона Печеного.
До свадьбы. Розглядыны.
Народному свадебному обряду (закону) въ лубенскомъ уѣздѣ нредіиествуютъ, какъ и повсемѣстно въ Малороссіи, нѣкоторые обряды при сватовствѣ и вѣнчаньи. Какъ извѣстно, женихъ обращается къ родителямъ невѣсты со своимъ предложеніемъ чрезъ старостъ, всегда представляюющихъ его личное, семейное и имущественное положеніѳ въ выгодномъ свѣтѣ. Оогласіе дѣвушки въ общемъ смыслѣ, въ прин- ципѣ, выражается замѣной хлѣбовъ; но, затѣмъ, показаніе старостъ повѣряется разепросомъ сосѣдей жениха и осмотрогь его жилья родителями невѣсты и ея родственниками, или сосѣдями. Этотъ осмотръ (розглядыны) производится иногда со вниманіемъ и строгостью, напоминающими обыскъ. Пріѣзжіе осматриваютъ огородъ и дворъ, запасы хлѣба и сѣна въ стогахъ, надворныя постройки, щупаютъ палками хлѣбъ въ закромахъ коморы, иногда лазятъ даже въ погрсбъ и на чердакъ (горыщѳ). Окончательное согласіе дѣвушки выражается дачею ею „рушныкйвъ“ старостамъ и „хустокъ“ молодому и боярину, какой обычай большею частью совпадаетъ съ вѣнчаньемъ, но можетъ предшествовать ему, если вѣнчанье и свадьба происходить въ одно и тоже
воскресенье. Въ пврвомъ случаѣ промежутокъ времени между вѣн- чаньемъ и свадьбой родители нолодыхъ наполняютъ домашними при- готовленіями: колютъ кабана, привозятъ муку изъ мельниц», рѣжутъ локшину, цѣдятъ брагу и покупаютъ водку; только въ субботу къ участію въ приготовлѳвіяхъ приглашаются сосѣди, свадьба оглашается по селу и всѣ послѣдующія дѣйствія пріобрѣтаютъ публичный характера
Суббота. Вѣнки.
Въ субботу, послѣ обѣда, старшая дружка невѣстн, большею частью ближайшая родственница, обращается къ наіюлняющимъ ве- сильный домъ гостямъ съ просьбой:
-
Старосты, пани старосты! благословить молодій випкы по-
выть? 1).
На что присутствующіе отвѣчаютъ:
Тогда старшая дружка откалываетъ съ головы молодой двѣ ленты: красную и зеленую, быстро собираетъ ихъ на иголку и дѣ-1 лаетъ вѣнки,—два цвѣтка, похожіе на полный макъ, и подаетъ на тарелкѣ молодой, которая проситъ у родителей и у всѣхъ приеут- ствующихъ: благословить винш поносить. Затѣмъ старшая дружка пришпиливаетъ ей къ волосамъ оба вѣнка, которые невѢЬта не сни- маетъ до пріѣзда жениха. Надѣвъ вѣнокъ, молодая угощаетъ по- другъ водкой, пирогами, кнышами и сметаной.
Когда вьютъ вѣнки, то дружками поются слѣдующія пѣсни:
1.
2.
(Сообщено Уляной Выборной).
Благословы Боже, Пречыста Госпоже, Виночкы повыты,
Сей домъ звеселыты
Изъ субботонькы на недилоньку Ростворылося небо,
Тамъ выдно хресты золотіи,
И престолы святіи.
Кинець престол
а
*) Въ и. Саѣтинѣ вѣнки вьютъ къ вечеру.
Маты Хрыстова Плете виночки, стоя;
Плете виночкы Та зъ шавліечкы,
Та зъ лиліечкы,
Та зъ червовой стричкы.
Та зъ руточкы, зъ мяточкы Васильку до шапочкы,
А зъ шавліѳчкы, та зъ лиліечкы Та Маруси до стричечкы.
(Ею же).
3.
Пишла наша Маруся у садочокъ, Изрываш полуцвиткивъ на вино-
чокъ,
А за нею ридный батенько у слидо-
чокъ:
На що жъ тоби, дытя мое. Полуцвитовъ цвитъ1?
Що ты сана якъ калына,
Якъ рожевый цвитъ.
На що тобй, дытя мое, той вино-
чокъ?
Ужежъ тоби не ходыты у таночокъ, Ужежъ тоби не водыты подру- жечокъ.
Ой е въ мене мій батеньку меньшая
сестра,
Вона моихъ виночкивъ доносыть, Вона моихъ подружечокъ доводить.
(Ею-же).
4.
Звылы Маруси два виночкы
Въ руточкы, мяточкы сердечка, Та. й покотылы по столу По жыльчастому скатертю; Руточка ясна, калыночка красна, Съ кымъ тебе позбираты?
Та просы Мару сю батенька, Щобъ номоглы руты збираты.
Не буду я их/ь прохаты,
Не вмилы мене кохаты.
А ни кохаты, ни зодягаты,
Ни нры соби держаты.
(Евдокія Павывова). б.
Жалуй мене, моя матинко,
Я гисть у тебе.
Шануй моихъ подружечокъ Теперъ у себе.
Якъ но стане, моя матинко Мене въ тебе,
То не будуть подружечкы Бильшъ ходыты,
.Та й не будуть кватырочкы од-
суваты,
Бо ни кого на улыцю выклыкаты. Якъ итымуть подружечкы, Мынатымуть двиръ,
Та Й нестымуть смородыну зеле- неньку,
Та й заплачешъ, моя матинко, жа- либненько;
Та й нестымуть смородыну зъ ягидкамы, Умыесся, моя матинко, слизонькамы,Та й нестымуть смородыну съ спи- Не разъ, не два ты за мною тай ленькымы, заплачошъ,
Та й умыесся, моя матинко, дриб- Не разъ, не два тай затужышъ ненькымы. Покы мене черезъ люды перечуешъ. Тадаешъмене, матинко, сама бачышъ (Настасья Коюмійцева).
Суббота. Приглашеніе на свадьбу.
Кончивъ вить вѣнки, дружки рѣзвой, нарядной толпой сопро- вождаютъ молодую по селу. Она заходитъ въ хаты приглашать къ себѣ сосѣдей и родственниковъ „на хлибъ, на силь, на весилья“, а дружки остаются на улицѣ и возвѣщаютъ о свадьбѣ громкимъ пѣніемъ. Дружекъ бываетъ обыкновенно много 15, 25, даже 50, такъ какъ въ дружки идутъ всѣ дѣвушки, сосѣдки невѣсты, но если въ одной и той же части села одновременно празднуется нѣ- сколько свадебъ, то пѣсенное число „симъ сотъ и чотыри и вси чорнобриви“ можетъ уменьшиться въ дѣйствительности даже до семи.
На улицѣ поютъ:
у) Вар. с. Пѣсокъ: Нехай перейде родына,
Щобі наша Маруся щаслыва.
(Палагея Куліева).
Достарыңызбен бөлісу: |