В широком комплексе источников по истории казахского общества XV-ХГХ вв. устные народные или национальные источники занимают важное место. Сведения, содержащиеся в различных памятниках устного творчества казахов и предшествовавших им степных народов Великого степного пояса, незаменимы при реконструкции исторического прошлого. Как особая форма литературного творчества и одновременно, как суммарная историческая память, эти знания в большей части передавались из поколения в поколение в устной форме. Общие контуры устного творчества содержат в себе как целые циклы исторических преданий и легенд, так и широко популярных эпических рассказов, поэм, толгау, пословиц и поговорок, а иногда и каких-либо метких оценок. Стало традицией отмечать художественную сторону, нежели историческое содержание. Мы в настоящем издании не раз будем ссылаться на все доступные памятники историко- литературного творчества казахов. Из указанного объема устных народных источников особую ценность для изучения казахского общества в прошлом представляет казахское шежире. В недавнем прошлом по причине, с одной стороны, диктата методологических положений марксизма-ленинизма, с другой — в силу нашей колониальной зависимости, шежире, как суммарное знание о национальном прошлом, вычеркивалось из научной проблематики. Лучшие достижения казахских этнографов связаны с изучением родоплеменного состава казахов. Необходимо сказать, что до сих пор каких-либо серьезных исследований в исторической науке Казахстана по шежире пока нет. Современный историографический подход требует от исследователей отношения к шежире как к базовому, основному, стержневому источнику по истории казахского народа. Структура исторического исследования о прошлом нашего народа должна базироваться на материалах шежире, подлинного хранилища историко-культурных традиций. Вовлечение в научный оборот материалов шежире требует серьезной теоретико-методологической работы. Казахское шежире, как историко-генеалогическое знание казахов о своем прошлом, привлекло внимание собирателей и исследователей с середины XIX в..
Изучение устной исторической традиции приобретает междисциплинарный характер. Здесь задействованы самые разные специалисты: историки (источниковедческая отрасль исторической науки), этнографы (исследования проблем этногенеза, народных знаний, традиций, этнической психологии и прочее), фольклористы (исследование жанровых особенностей, внутренних структур фольклорных произведений), литературоведы (расматривающие образцы устной исторической традиции в контексте генезиса литературных традиций), языковеды (изучающие исторические основые развития языка). И в силу такого междисциплинарного характера данной проблемы сформировались своеобразные термины, самостоятельно обозначающие устную традицию как социокультурное явление: «степная историческая традиция» (Ч.Валиханов), «исторический фольклор» (Е.Бекмаханов, Л.Толстова и другие), «степная устная историография» и «степная устная историология» (В.Юдин), «жанры несказочной прозы» (С.Каскабасов), «народная этногония» (Потапов), «сказительская традиция» (К.Путилов) и т.д. Нередко используются значения «устное народное творчество», «народные генеалогии», «этногенетические предания», «генеалогическая летопись» и др. Следует делить эти понятия; разграничить понятия «устное народное творчество» и «устная историческая традиция», «бытовой фольклор» и «исторический фольклор» и определиться с дефинициями.
С. Қасқабасов Қалмақтарға қатысты соғыс ұрыстарға байланысты туған аңыздар (Абылай, Қазыбек, Әбілқайыр, Бөгенбай, Қабанбай аттарына қатысты әңгімелер) [311, 126-127 бб.]. «Ақтабан шұбырынды» [32, 25б]. Тарихи оқиғаларға негізделіп құрылған аңыздарға сүйене отырып
М. Тынышпаев «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама» оқиғасының басталу уақытын, яғни 1723 жылдың сәуір айы деген қорытындыға келеді. Бұл жерде М.Тынышпаев өз руының аңыз-әңгімелерінің бірнешеуін дәлел ретінде келтіріп өтеді.
Достарыңызбен бөлісу: |