ИННОКЕНТИЙ ГИЗЕЛЬ,
исторін ншнс-русскон литературы ХѴІІ вѣнаі.
Вь Малоросс!а ХѴіГ стаііііп иесьиа немнопа лпца поль- Зй&а.шсь столь оО-шари^й д поч&геіой и,вѣстаостьу>г какь кіеио-не чергкііі аркимандригь ІІшішгеитій Гизе/іь, Ему писали письма ао- скі>всі;ьгі Шфт. и пзітрілрхъ. гагмзам искали у него еоьѣта и посред- тічс-птиа. Выеілія духовния ища, иіевскііі интрощлаз'ь и че)іяп- іояскіи архіепипкоиъ, дпрожнла его расілгіажсЕпемъ. У^еняе ягіо- сѵраііЕЩ язлллиеь къ леяу сь поклоеюнъ илег вступали сь а:імъ ръ дѣлоиуго переписку. Ьезъ преувелич&тт. Гибель долгое время омлъ въ ІІалороссіл духаднылъ гнѣгп чемъ, ойіцелризнацныяъ руководителем*, по суш истины. правду, любву і;ъ б.зцікиему, Пстпуикъ южно-русской це|жі:и и исюрикъ южно-русской ліггературы съ одаилвов^мъ нктересомъ останавливаются а а Г^зелі. ш?ршГг, яй- тояу что Гизе ль участвовала ш> меіоічтѵь пажнг.іхті церксшнихъ соомтія^ъ XVII сгатЬла, второй п:>ті»яу, что «Сангхісисъі Гнзеля иміілъ гиілгае на ра^внтіе русской исторіог^афііЕ. лотоиу еще. что нъ «Ліирѣа Гнзеля до цѣкоглрой степени (шпаруязнпатотся удонастрое икі ц нравственный характеръ эпохи.
Гибель прпнадлежитъ кь числу тѣхт. зіеигссггихъ тль ежи ей ігеторіл штсгралцевч.. китчі}і;.іе. поселнаитась въ Госсііі. отдал іг ей ьеп» с я і.^і уагтиегшый труд к всю свою зЕісрічао по святил и кл П'мьуу своего рлшл) отечества. Ііь Малоросса і.ь XVII ст. Сіл.г-іі- два тйкітхъ иностранца,. Шшокенгій Гибель и Адлмъ Угрпикакь; очіа німЦЕіГ. сіс.і придала праіюславк'. и тотъ н другой писали вь за- ]ц ;ту нравославіа.
ІІЕШскеЕЕтій. ГіЕзелъ рг-діглся въ ГГруссііі, иъ рефор матскомъ пст>вѣдяг»ш. и тамх-же шэлучилъ сервоначальпое образа вАЕ«е. Вх молодое годы оггъ притіюлъ ьь Кіевъ и здѣсь принять православие, Какія обстоятельства привели Ѵидаля ігъ Украииу. что побудило .оічі придать православіе, когда произошла иерем'Ьиа г:ѣроисповѣ- данія,—зсе :іто вопросы открытые. па которые дрекпіе аг[іу и лѣ- шипі ]и; даготъ нпиакпім щ-вѣта. Молодость Гизоля покрыта таки мъ-зке густимъ мракомъ ноизвѣстиасти. в акт; молодость з [ел мелит ыхъ его совремскЕпишвъ, Барнзюввча п Галятовскасо, Гизетя могла приъсети съ Малоросс ё го жажда иознанш, стремдеиіе ознакомиться съ прАЕИНмаиіемъ среди прямыхъ сеч* последователей п исповЪдеінкіжь. стремление ознакомиться вообзце сь релпгіозпкин исповѣлаиіями вь южной и за над ею Гі Гиесіы. исповѣдауіяхн разнообразными и многочисленными, съ разными сектаитска ми отгонами. Могъ Гилс.іі. паяться въ Ѵк^айну. какъ іеростой, парный до- селенсцъ. Что нѣмецкізг поседей ія були вь Малороссии уже въ XVI и XVII ст.. доііазивасгі современный .чалоруссшй нзыегъ, вь лезгсическозіъ составь которап» нЬмецкія слоил состав.]яготь значительны и лроиегзтъ. Какід-бы оде а во обстоятельства ни привели Гизеля въ Малороссію, для Малоросс іи человЬкъ этоть оказался дорогнні' пріобрѣтеніемъ. Онъ слился душей сь лрігстивтимъ его иародом-к при пял ъ ого вѣру л сталь служить своему ] голому отечеству честно и уеердяо,
Въ стол], бурную эпоху, какъ XVII вѣкъ въ Малорогсш, въ псріодь военгЕОй и рс.шчошой борьбы, мол;но было выдвинуться или подвигами военными или трудами богословскими, Нензвѣстныя нааъ обстоятельства, л можетъ оі.іть лпчешя наклонности в ду- инпзния свойства Гизеля привели его на этотъ послЬдиШ путь, до- етлвию-ееііГг ему впое.тЬдстнін сто.іь славную инвестность: опъ принять монашество. по.іучавъ, нірсіягко. при этоыъ имя 11п:зокецпЕ, им-Ьсто Еічеіш, ітолучеііЕіаго при крещенін, коюрое осталось пси-:' вѣстиыаъ. и попгелт, въ натку.
Особсаннм.ъ счастьемъ для Гизеля било то, что оггъ нрипголъ въ ЛІалороесію въ эпоху наибо.іьгиаго религіозно-уметвенпаго ея гозбужденія и когда судг,бы: южно-русской церкви находились въ рукаѵь такого ішсско-даровнтаіо, у и ер гя ческа го и просвещения го хЬягеля, г;аз;имъ би.іъ Детрь 'Могилп. сперса нечерскіГг артѵап-
инноккнтш гігігль
лритъ. нотомъ кіскпіій митроиолягъ. ІЬгЬя въ ілзду утредитъ въ Іиевѣ коллеіію и нуждаясь въ .шающахъ п сппсобпы.ѵь учЕт-лихъ. ІІстръ Могила мораль иѣсколъко способа ыхъ іо.тодихъ людей и послалъ яхъ да свой счегъ границу для усовершсяствованія аъ ізаѵкаѵь и ир н готовлен ія къ учительству. Къ числу йісіъ л го,теп принадлежал:, Иннокеитій Гиое.іь. па что имѣетса цѣлдое доку- ментальное указапіе. Гавріилъ Дг»мецкій. который савъ учился въ кЕею-братссолъ училшцѣ. въ коеіцЪ семнадцатая вѣгм нпсалт. къ новгородскому мвтрополггту Тову: < IIославъ ІІетръ Могила отъ всея кяннтулЕа кіезскія ігь Царырадь къ св. патріарху. исп|юги отъ него благословеиіе завести: школы въ Кіевѣ латвнскихъ и доль- скихъ училящъ я прежде нзб]іа-вп ігонаховъ угодя е^ъ, разослал ъ съ разиие государства ради наукъ. меиіду которыхп оы.іъ поеіой- нпкъ ИізЕіокентіц Гизеть». Неизвестно, кто били товарпщя Гизелл ею заграинчлому иутешсствію: ыитіюполитъ МакарШ полапістъ, довольно гадательно. что. гсромѣ Гнг,еля, за границу были отправ- леінл С<н)нроиІі1 Почаскін. ІІгнатій Оксеновпчг Старуншчъ и Іосифъ Ііоноеіовеічъ Горбадкін Ч Это оеіілп «іеодег. испытанные въсептоігъ босточноуъ гграиославіи, искусные въ знавіи свобода и хъ наукъ іт благочестивые >. какъ засвидѣтельствовалъ- самъ яитппдолитъ ІГсаія Кеппнскш, со веѣыъ духовсаствояъ, еъ своенъ письменномь удо* счовѣреніа отъ о января 1632 г. Неизвѣстяо. въ какихъ загранич- іш.чъ универсптетахъ учился Гязе.ть, сколько времени опъ провелъ на ^ападіі и к&кія познан ія вынесъ отсбода Е). По его «Синопсису». іт> которомъ опъ обшіруікплъ наклонность къ деятельности нсто- ріографа, и * Мпру ^. въ которомъ онъ трактуетъ о правахъ и ■ ■оязанпостякъ хрнстіааина. можно заключить, что Газель, кромѣ богос.ЮЕіія. слуігіалъ за границей исторіго е Еорпспруденщм. Понят Его. что пройденаая пмъ въ молодости школа по тому ьремеяи не могла быть иною, какъ только схоластическою, п Гизель во к по а; пунь не могь отрѣшаться отъ вынесен наго изъ нея доктринерства, формализма, нсумѣрелной наклон ез ости къ мелочяыігъ де-
]) Макарій. И'.т. рус. ц, т. XI, стр. 409.
Св. Днжптрій Р«сті>вскіі1 аалѣталъ ьъ своей «ШраявдЪ, что Гнзель учился <вь разгаіъ школиъ, до кпгорцгь и череаъ хоря пгтопгествовэл^. <С>ллв. Ш. (32 С). Ложно зуяатъ* чю Гітзель Сшъ вт. Аіг.іііг
.
Достарыңызбен бөлісу: |