Д.В. Кузнецов
ВОЙНА ВО ВЬЕТНАМЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АМЕРИКАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
1980-е годы – десятилетие, в течение которого появилось наибольшее число фильмов, так или иначе, связанных с войной во Вьетнаме. Как и прежде, их подавляющая часть вышла в США1, где обнаружились весьма противоречивые тенденции, характеризующие развитие американского кинематографа на «вьетнамскую тему».
С одной стороны, массовое сознание американцев все еще находилось под воздействием «вьетнамского синдрома», вследствие чего американский кинематограф по-прежнему способствовал появлению соответствующих фильмов.
С другой стороны, наблюдался процесс переоценки событий, связанных с участием США в войне во Вьетнаме и, пожалуй, ярче всего это видно на примере американского кинематографа.
Действительно, в 1980-е годы, в том, что касалось образа войны во Вьетнаме и ее участников в американском кино, были обнаружены качественные изменения. Если ранее ветераны войны во Вьетнаме в фильмах преимущественно изображались настоящими психопатами с разрушенной психикой и не способные адаптироваться к мирной жизни, то теперь общий лейтмотив значительной части фильмов на «вьетнамскую тему» стал совершенно другим. Фильмов подобных тем, что появились в предыдущее десятилетие, снималось гораздо меньше.
В 1980-е годы участники войны во Вьетнаме стали позиционироваться Голливудом как уверенные в себе герои, мужественные, физически крепкие и продолжающие борьбу за «благородное дело». По большей части, это происходило с подачи тогдашнего руководства США во главе с Р. Рейганом, ставшего инициатором мощнейшей по своему характеру пропагандистской кампании, направленной на своеобразную «реабилитацию» войны во Вьетнаме в американском обществе.
Примером этого может служить известная, снятая на основе произведений Дэвида Моррелла, трилогия «Рэмбо», освещающая пост-вьетнамский период жизни главного героя – ветерана войны во Вьетнаме, Джона Рэмбо, которого сыграл Сильвестр Сталлоне: «Рэмбо: Первая кровь» (First Blood), США, 1982, р. Тед Котчефф (Ted Kotcheff), «Рэмбо: Первая кровь 2» (Rambo: First Blood Part II), США, 1985, р. Джордж Пан Косматос (George P. Cosmatos), «Рэмбо 3» (Rambo III) США, 1988, р. Питер МакДональд (Peter MacDonald).
Столкнувшись после возвращения домой с проблемами адаптации в американском обществе, почувствовавший на себе, что означает быть участником непопулярной в обществе войны, Джон Рэмбо бросает вызов системе, олицетворение которой он видит в представителях власти.
Попавший в тюрьму по ложному обвинению, вкусивший унижений со стороны администрации, Джон Рэмбо объявляет войну – войну существующему отношению к ветеранам, беспределу официальных структур и главе местной полиции лично. Совершив побег из тюрьмы, Джон Рэмбо начинает партизанскую войну в местных лесах. Очень скоро ситуация выходит из под контроля властей и в маленький город вводят части регулярной армии.
Симптоматично, что, вопреки сюжету книги, в фильме главный герой, постоянно находящийся на грани жизни смерти, вовсе не погибает. Америка 1980-х годов остро нуждалась в героях, подобных Джону Рэмбо и его «возрождение» стало еще одним знаком того, что в стране идет процесс восстановления былого общенационального консенсуса, разрушенного в ходе войны во Вьетнаме.
Из вышедших в 1980-е годы трех частей трилогии о Джоне Рэмбо, пожалуй, только первая содержит определенный смысловой подтекст. Что же касается второй и третьей частей, то их скорее следует расценивать как обычные для того времени боевики, максимально наполненные сценами насилия (в течение этих фильмов погибает, соответственно, 69 и 132 человек)2, содержащие, однако, ярко выраженную патриотическую составляющую. Приключения Джона Рэмбо во Вьетнаме и Афганистане, в ходе которых он вел борьбу с «внешними» врагами Америки укрепили его геройский статус. Считается, что одна из этих двух частей привлекла внимание Президента США Р. Рейгана, который похвалил Сильвестра Сталлоне за создание портрета Джона Рэмбо как символа американской армии.
Схожими по тематике оказались также фильмы из серии «Без вести пропавшие» (Без вести пропавшие (Missing In Action), США, 1984, р. Джозеф Зито (Joseph Zito), Без вести пропавшие 2: Начало (Missing In Action 2: The Beginning), США, 1985, р. Лэнс Хул (Lance Hool), Брэддок: Без вести пропавшие 3 (Braddock: Missing in Action III) США, 1988, р. Аарон Норрис (Aaron Norris) с Чаком Норрисом в роли ветерана Вьетнама Джеймса Брэддока, бывшего военнопленного, возвращающего в Индокитай, чтобы спасти старых друзей, все еще находящихся в плену у вьетнамцев. Последние, кстати, очень похожи на коварных японцев, которые ранее изображались в фильмах, посвященных Второй мировой войне.
Таким же бескомпромиссный является снятый по произведению Уингса Хаузера фильм «Редкая отвага» (Uncommon Valor), США, 1983, р. Тед Котчефф (Ted Kotcheff) с Джином Хэкмэном в главной роли отставного полковника Кэла Роудса, который верит в то, что его сын, пропавший без вести во время войны во Вьетнаме, все еще жив, в результате чего, он созывает пятерых бывших сослуживцев и убеждает их отправиться вместе с ним на поиски сына.
Тема американских военнопленных была продолжена в фильме «Побег из лагеря для военнопленных» (Behind Enemy Lines), США, 1986, р. Гидеон Амир (Gideon Amir). События, показанные в этом фильме, происходят в 1973 г. В ходе операции по спасению американских военнопленных отряд полковника Купера (Дэвид Кэрредин) попадает в засаду и оказывается в руках вьетконговского командира Вина, который, как выясняется, не прочь предать своих товарищей по оружию и эмигрировать в США.
Другой фильм – «Ханой-Хилтон» (The Hanoi Hilton), США, 1987, р. Лайонел Четвинд (Lionel Chetwynd), - драма, сюжет которой строится вокруг группы американских военнопленных, содержащихся в знаменитой тюрьме, расположенной в Ханое и пытающихся всеми возможными средствами, но преимущественно опираясь на свои убеждения, оказать сопротивление врагам.
В 1988 г. в прокат вышел фильм «Командир взвода» (Platoon Leader), США, 1988, р. Аарон Норрис (Aaron Norris), в центре которого находится личность молодого лейтенанта Джеффа Найта (Майкл Дудикофф), выпускника Вест-Пойнта, попавшего во Вьетнам и четко выполняющего свой воинский долг.
Основанный на реальных событиях фильм «Позывной Бэт-21» (Bat 21), США, 1988, р. Питер Маркл (Peter Markle), также находится в ряду фильмов, посвященных войне во Вьетнаме, которые были призваны укрепить патриотический дух американской нации. История полковника ВВС США Айсила Хэмблтона (Джин Хэкмэн), теоретика войны, ни разу не участвовавшего в реальных боевых действиях, вылетающего на боевое задание во Вьетнам и, в результате, сбитого, вынужденного пробираться к своим по джунглям, которые кишат вьетнамцами, традиционно, согласно канонам Голливуда, заканчивается хэппи-эндом.
Кроме того, можно упомянуть о типичных для 1980-х годов фильмах, снятых в жанре боевика – «Железный треугольник» (The Iron Triangle), США, 1988, р. Эрик Уэстон (Eric Weston), «Солдатские бирки» (Dog Tags), США, 1988, р. Романо Скаволини (Romano Scavolini), «Ад в джунглях» (Hell on the Battleground), США, 1989, р. Дэвид А. Прайор (David A. Prior), «История Вьетнамской войны: Последние дни» (Vietnam War Story: The Last Days), США, 1989, р. Дэвид Бертон Моррис, Сэнди Смолан, Луис Сото (David Burton Morris, Sandy Smolan, Luis Soto), «Глаз орла» (Eye of the Eagle), США, Филиппины, 1986, р. Сирио Сантьяго (Cirio H. Santiago), «Инстинкт убийцы» (Killer Instinct), США, Филиппины, 1987, р. Сирио Сантьяго (Cirio H. Santiago), «Последняя схватка в Ланг Мэй» (Last Stand at Lang Mei), США-Филиппины, 1989, р. Сирио Сантьяго (Cirio H. Santiago).
Вызывающим сильнейшие патриотические чувства является фильм «В стране» (In Country), США, 1988, р. Норман Джуисон (Norman Jewison), - экранизация одноименного романа Бобби Энн Мэйсон. Представляя жанр драмы, этот фильм, в котором отсутствуют сцены боевых действий, позволяет взглянуть на войну во Вьетнаме сквозь призму широкой гаммы человеческих чувств. По сюжету, юная Саманта Хьюз, живет со своим дядей Эмметом Смитом (Брюс Уиллис), ветераном вьетнамской войны, в небольшом городке в штате Кентукки. Девушка одержима мыслями об отце, которого она никогда не знала, и о войне, которая отняла его у нее, войне, которую никто не хочет вспоминать. Девушка пытается понять, что представлял собой ее отец, разговаривает с его фотографиями, рассказывает о своей жизни, пытается узнать побольше об отце у его брата Эммета. В финале девушка отправляется в Вашингтон, чтобы посетить мемориальное кладбище ветеранов Вьетнама.
В целом, указанные выше фильмы действительно способствовали своеобразной «реабилитации» войны во Вьетнаме и ее участников в глазах американцев. Однако, не следует считать, что этот процесс происходил только благодаря выходу соответствующей кинопродукции, поскольку в целях преодоления последствий «вьетнамского синдрома» в США тогда использовались самые разнообразные средства.
Другая тенденция в развитии американского кинематографа на «вьетнамскую тему» в 1980-е годы была представлена фильмами, имеющим более глубокий смысл, пытающимся ответить на весьма острые вопросы, поставленные самим участием США в войне во Вьетнаме. Эти фильмы фактически продолжили линию, начатую в американском кинематографе еще в 1970-е годы.
Так, снятый на основе опубликованной в 1977 г. автобиографической повести Филиппа Капуто телевизионный сериал «Военный слух» (A Rumor of War), США, 1980, р. Ричард Т. Хеффрон (Richard T. Heffron), представляет взгляд на войну во Вьетнаме со стороны обычного американского парня, который оказался подвержен воздействию пропагандистских усилий руководства США в русле антикоммунистических взглядов и, в результате, принял участие в борьбе против «международного коммунизма», оказавшись во Вьетнаме в числе первых регулярных частей вооруженных сил США 8 марта 1965 г.
Кроме того, в 1980-е годы появился также ряд фильмов, в том числе телевизионных - «Девятая конфигурация» (The Ninth Configuration), США, 1980, р. Уильям Питер Блэтти (William Peter Blatty), «Обещание любви» (The Promise of Love), США, 1980, р. Дон Тейлор (Don Taylor), «Скрытые пасы» (Inside Moves), США, 1980, р. Ричард Доннер (Richard Donner), «Медаль Почета» (Medal of Honor Rag), США, 1982, р. Ллойд Ричардс (Lloyd Richards), «Не плачь, это просто гром (Don't Cry, It's Only Thunder), США, 1982, р. Питер Уэрнер (Peter Werner), «Ну и герой» (Some Kind of Hero), США, 1982, р. Майкл Прессман (Michael Pressman), Американа (Americana), США, 1983, р. Дэвид Кэрредин (David Carradine), День памяти (Memorial Day), США, 1983, р. Джозеф Сарджент (Joseph Sargent), а также «Прекращение огня» (Cease Fire), США, 1985, р. Дэвид Наттер (David Nutter). Подавляющая их часть показывает проблемы, с которыми столкнулись вернувшиеся из Вьетнама домой американцы, представляя собой драмы о судьбах ветеранов войны во Вьетнаме, пытающихся изо всех сил вернуться к нормальной жизни.
В центре сюжета фильма «Неудачники» (Streamers), США, 1983, р. Роберт Олтмен (Robert Altman), действие которого происходит в 1965 г., судьба нескольких новобранцев, собранных из разных частей страны, ждущих отправки во Вьетнам. Все они из разных областей страны, разного происхождения и принадлежат к разным социальным слоям, представляя в своем лице отдельные группы американского общества. Картину дополняет личность жестокого сержанта, ветерана Корейской войны. Напряжение с каждым днем возрастает, завязывая в тугой узел расовые, сексуальные и социальные проблемы, грозящий в любой момент закончится жестокой и кровавой бойней.
История двадцатидевятилетнего сержанта Дона Хардиана, призванного в армию во Вьетнам, молодого хирурга, которого никто не подготовил к тому ужасу, который он увидел на войне показана в фильме «Пурпурные сердца» (Purple Hearts), США, 1984, р. Сидни Дж. Фьюри (Sidney J. Furie). Главного героя ждут тяжелейшие испытания, опасные вылазки, страшные смерти друзей-солдат. Справится ли он со всем этим? Сможет ли остаться великодушным и отзывчивым человеком, таким, каким он и был в мирной жизни? Сохранит ли любовь, найденную в этой чужой для него стране?
На вторую половину 1980-х годов в американском кинематографе приходится появление нескольких «громких» работ на «вьетнамскую тему». Речь в первую очередь идет о так называемой «вьетнамской трилогии», состоящей из фильмов, снятых режиссером Оливером Стоуном (Oliver Stone): «Взвод» (Platoon), США, Великобритания, 1986, «Рожденный четвертого июля» (Born on the Fourth of July), США, 1989, «Небеса и земля» (Heaven & Earth), США, Франция, 1993.
Первый из этих фильмов, - «Взвод», - получил четыре премии «Оскар» (1986 г.) в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшие звуковые эффекты» и «Лучший монтаж», две премии «Золотой глобус» (1986 г.) за лучший фильм и за лучшую режиссуру, а также приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру 37-го Берлинского кинофестиваля 1987 г., однако, вызвал острые споры в американском обществе, оказавшееся в состоянии фактического раскола3.
«Взвод» - военная драма о войне во Вьетнаме, сценарий которой был написан самим Оливером Стоуном еще в 1976 г. Сюжет картины заключается в следующем. В сентябре 1967 г. куда-то в приграничный район между Вьетнамом и Камбоджой прибыл рядовой Крис Тэйлор (Чарли Шин). Прибыл, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит подлинный Ад. Не потусторонний, вымышленный, сочиненный писателями или художниками, а натуральный, здешний, вполне земной Ад, на территории которого схлестнулись друг с другом сержант Боб Барнс (Том Беренджер) и сержант Илайес Гродин (Уильям Дефо). Взвод разделен на две неофициальные группы, возглавляемые сержантами Робертом Барнсом и Илайес Гродином, которые олицетворяют собой два разных варианта адаптации человека к ужасам войны, ведущей к моральной деградации в той или иной форме.
Пожалуй, это первая по-настоящему сильная работа на тему войны во Вьетнаме после довольно длительного периода, после таких «рубежных» фильмов, как «Таксист», а также «Охотник на оленей» и «Апокалипсис сегодня». Отличительная черта «Взвода» - это попытка показать «окопную правду» войны во Вьетнаме. «Взвод» - непревзойденный по степени драматизма показ «окопной правды», жесткая визуализация грязи и крови военных действий в джунглях.
На примере «Взвода» прекрасна видна антирэмбистская тенденция. Этот фильм представляет собой образец так называемого окопного кинематографа, т.е. кино, созданного непосредственными участниками событий и преследующего цель с максимальной достоверностью рассказать о событиях. В марте 1987 г. режиссер О. Стоун получая «Оскар» за свой фильм «Взвод» заявил: «Хотелось бы верить, что эта награда означает, что Вы наконец поняли, чем был для Америки Вьетнам. И что это не должно никогда повториться».
Совершенно иной по сюжету второй фильм «вьетнамской трилогии» Оливера Стоуна - «Рожденный четвертого июля», снятый по мотивам автобиографической книги Рона Ковика, ветерана войны во Вьетнаме, получившего серьезное ранение, парализованного, столкнувшегося с серьезными проблемами в процессе адаптации к мирной жизни.
Этот фильм также имел большой успех, получив две премии «Оскар», включая премию Оливеру Стоуну за лучшую режиссуру, а также четыре премии «Золотой глобус» за лучший фильм и за лучшую режиссуру, за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль в драматическом фильме.
История Рона Ковика (Том Круз), выросшего в небольшом городке Массапика на Лонг-Айленде в католической семье, в атмосфере гордости за свою страну, - настолько пронзительна, что, даже сейчас, спустя несколько десятилетий после появления этого фильма, многие кинокритики называют его в числе лучших фильмов о войне во Вьетнаме. Оливер Стоун последовательно показывает как менялся Рон Ковик, который не сомневался, когда ему, одаренному студенту, предложили поехать во Вьетнам и защитить там интересы Америки. Но во Вьетнаме, участвуя в кровавых зачистках деревень, допустив по неосторожности смерть товарища и получив тяжелое ранение, Рон Ковик сталкивается с настоящей войной. Попав в госпиталь, он обнаруживает наплевательское отношение персонала, нехватку оборудования и лекарств, грязь и запустение. Но даже вернувшись домой в инвалидном кресле, он еще верит в свои былые идеалы, возмущается антивоенными выступлениями студентов-пацифистов. Лишь вернувшись к мирной жизни он начинает чувствовать, что его идеалы разрушаются, что правительство бросило и подставило его во Вьетнаме, навсегда испортив его жизнь из-за малопонятных международных амбиций. В результате, главный герой превращается в агрессивно настроенного психически неуравновешенного человека. После множества драматичных по своему характеру событий, он решает покаяться перед родителями убитого им сослуживца и присоединиться к антивоенному движению ветеранов, и только тогда он снова обретает себя.
Третий фильм «вьетнамской трилогии» Оливера Стоуна - «Небеса и земля», также как и предыдущий, основан на реальных событиях. В центре сюжета этого фильма – драматическая история вьетнамской женщины на протяжении 30 лет – три разных периода ее жизни. Когда-то ее жизнь была безмятежной и прекрасной, но ее мир рухнул, когда началась Вьетнамская война. Ее судьба – это судьба женщины Ле Лай, оказавшейся на родной земле между двух огней – Севера и Юга. Работая в богатом доме в Сайгоне, она «прижила» ребенка от хозяина. Лишь выйдя замуж за американского сержанта Стива Батлера (Томми Ли Джонс), героиня фильма узнала, что такое любовь и уважение. Вскоре она уезжает с мужем в Америку, где ее ждут новые испытания. После многочисленных ссор и конфликтов, муж уходит от нее и в депрессии совершает самоубийство. Прожив еще несколько лет в США, женщина приезжает на родину, где встречается со своими родственниками.
По своему настрою близкими к «вьетнамской трилогии» Оливера Стоуна оказались такие фильмы, как «Доброе утро, Вьетнам!» (1987 г.), «Цельнометаллическая оболочка» (1987 г.), «Высота ʺГамбургерʺ» (1987 г.), «Военные потери» (1989 г.), показывающие реализм войны во Вьетнаме, а также «Птаха» (1984 г.), «Сады камней» (1986 г.), «Стилет» (1989 г.), раскрывающие сущность и проявления «вьетнамского синдрома».
Так, фильм «Доброе утро, Вьетнам» (Good Morning, Vietnam), США, 1987, р. Барри Левинсон (Barry Levinson) представляет собой драму с элементами комедии, прослеживающую изменения во взглядах ведущего армейской радиостанции «Сайгон» Эдриана Кронауэра (Робин Уильямс) относительно происходящего во Вьетнаме. События, представленные в фильме, относятся к раннему этапу войны во Вьетнаме, который, однако, важен тем, что именно тогда, в 1965 г. наблюдалась эскалация конфликта, сопровождавшаяся постепенным все большим вовлечением США в события в Юго-Восточной Азии.
Пытаясь своими шутками, непредсказуемым поведением, а также отличной музыкой в стиле рок-н-ролл поднять настроение американских солдат, главный герой, тем не менее, с каждым днем все больше понимает, что происходящее во Вьетнаме похоже на настоящую трагедию, политическую игру, за которой стоят политики, и цену за которую своими жизнями платят американцы и вьетнамцы. Попытка сказать правду своим слушателям приводит к конфликту с военными властями, что приводит к его отправке на родину.
Классикой признан фильм «Цельнометаллическая оболочка» (Full Metal Jacket), США, 1987, р. Стэнли Кубрик (Stanley Kubrick) – экранизация романа Густава Хэсфорда. Фильм представляет собой попытку показать, как происходит процесс превращения обычного человека в настоящего убийцу. Действие жесточайшей, бесчеловечной системы, основанной на муштре, показано на примере американской базы подготовки новобранцев Корпуса морской пехоты США, которых готовят к отправке во Вьетнам. Постоянно подвергая их жестокому психологическому прессингу, в сочетании с изнурительным тренировкам, военные добиваются поставленной цели.
В ряду фильмов, показывающих «окопную правду» войны во Вьетнаме находится картина «Высота ʺГамбургерʺ» (Hamburger Hill), США, 1987, р. Джон Ирвин (John Irvin), с максимальным, насколько это возможно посредством кинематографа, реализмом рассказывающая о сражении одного из подразделений 101-й воздушно-десантной дивизии Армии США за высоту 937 («Гамбургер») в долине А-Шау (10-20 мая 1969 г.).
Другой фильм, также основанный на реальных событиях, истории, случившейся со взводом американских солдат во время войны во Вьетнаме, - «Военные потери» (Casualties of War), США, 1989, р. Брайан Де Пальма (Brian De Palma), - раскрывает не менее острый аспект этого конфликта – тему военных преступлений, совершенных американскими военнослужащими. Рядовой Макс Эрикссон (Майкл Джей Фокс) становится свидетелем изнасилования и убийства вьетнамской девушки во время боевой операции и, отстаивая свою позицию, вынужден противостоять всему взводу и его командиру – сержанту Тони Мисерву (Шон Пенн) – человеку, давно забывшему о таком чувстве, как сострадание. Добиваясь правосудия, главный герой, однако, и спустя годы после трагической истории, участником которой он стал, не может простить себе, что он все-таки сделал не все, чтобы спасти эту одну из многочисленных жертв войны.
Исключительно драматичным по своему сюжету является снятый по одноименному роману-бестселлеру Уильяма Уортона (1978 г.) фильм «Птаха» (Birdy), США, 1984, р. Алан Паркер (Alan Parker), получивший приз жюри Каннского кинофестиваля (1985 г.). Это история о дружбе двух непохожих друг на друга юношей – впечатлительного Птахи (Мэттью Модайн) и задиристого Эла (Николас Кейдж), которые попадают во Вьетнам. После своего возвращения домой оба меняются кардинально: война ломает их судьбы, обостряет чувства. Птаха и вовсе уходит в себя, фактически сходит с ума, возомнив себя птицей. Его друг, ради прежней дружбы пытается достучаться до него, вернуть ему здравый рассудок, вытащить человека из птичьей клетки, в которую тот добровольно заключил себя, прячась от ужасов войны.
В фильме
Достарыңызбен бөлісу: |