ВСЯ ЖИЗНЬ – ТЕАТР
Евгений КНЯЗЕВ - личность неординарная. Играет на сцене знаменитого театра, снимается в кино, ректор Театрального училища им. Б. Щукина при Театре им. Е. Вахтангова. Лауреат Государственной премии России, народный артист России, профессор. Первый лауреат премии имени К. Станиславского. Казалось бы, достиг таких высот, что уже пора почивать на лаврах. Ан нет. Князев продолжает учить новые роли, выкраивать время, чтобы сняться в новом фильме, обучать молодых своей профессии, одновременно занимаясь хлопотливой административной и хозяйственной работой.
-
А как любимый театр, Евгений Владимирович?
-
Все, как прежде - играю.
-
Откройте секрет: как вы стали артистом?
-
Вероятно, судьба привела меня в театр. Я родился недалеко от Ясной Поляны, в трех километрах от нее. В то время там работали мои родители. Лет в семь я впервые попал в театр. Меня просто привели в него, как приводят детей на спектакль. Хорошо помню свои первые впечатления - вдруг в зрительном зале погас свет и открылся занавес. Зрители здесь, на одной стороне, а по ту сторону оказалась совершенно другая, непонятная, красивая и сказочная жизнь, в которую мне ужасно захотелось попасть. Вот и запало в душу.
Родители мои никакого отношения к театру не имели, отец работал на шахте, и мне даже в голову не пришло ему сказать, что волшебство театра так мне понравилось. И, никому не говоря о своей тайне, даже родителям, стал записываться в кружки и в студии, которые имели отношение к театру. Был в клубе чтецов, учился читать стихи, но думаю, что в то время ужасно и плохо читал стихи наизусть. Окончив школу, захотел поступить в театральный институт. Купил программы для поступающих в вузы, искал театральные вузы и самостоятельно подготовил на свой вкус стихотворение, басню и прозу. С тем и пришел в знаменитое училище...
-
Совершенно случайно выбрав «Щуку»?
Да, случайно, мне было 16 лет. После второго тура мне сказали: «Вы очень молоды, и хотя вы нам понравились, принять вас в этом году не можем». А так как я учился в школе хорошо, то решил, что не поступить ни в какой вуз не имею права, и поступил в Горный институт. Вначале выбор вуза мне казался верным, но чем дальше, тем больше понимал, что быть инженером не хочется. В те времена принимал участие в студенческих театрах. Помнится, был у нас «Поиск» - студенческий театр эстрадных миниатюр. Участвовал в конкурсах чтецов в межвузовской самодеятельности, получал даже награды, на конкурсе чтецов занял первое место. Но чем дальше учился в Горном, тем больше понимал, что занимаюсь не своим делом. На практику по специальности уехал в Ленинград, на завод имени Котлякова, где делали эскалаторы. А специальность у меня была такая: транспортные машины и оборудование.
-
Итак, вы окончили Горный институт?
-
Да, получил первый диплом и первое высшее образование, став инженером. Работал в конструкторском бюро, но понимал: должен что-то со своей жизнью делать - либо вновь попытать свое счастье, либо смириться с судьбой. Тогда и подумал: «А чем черт не шутит? Попробую еще раз поступить в театральный». И - поступил.
- А почему снова выбрали Щукинское училище?
- Раскрою тайну. В те времена продавались открытки с фотографиями известных артистов, и там указывалось, кто какой вуз окончил. Мне больше всего попадались открытки, где указывалось Училище имени Щукина, реже другие. Так оно и было, потому что наша школа вы пускает блистательных артистов, которые очень много снимались в кино.
Это весь Театр им. Е. Вахтангова - Михаил Ульянов, Василий Лановой, Юрий Яковлев, актрисы Ирина Купченко, сестры Вертинские и другие. Наше училище окончили Ролан Быков, Наталья Гундарева, Евгения Симонова, Александр Збруев, Леонид Филатов. Конечно, хотелось поступить именно сюда, словно предчувствуя, что здесь - моя настоящая судьба.
- Были уверены, что поступите?
- А дальше начались новые мучения, потому что в то время для получения второго высшего образования нужно было разрешение Министерства высшего образования. Пришлось походить по кабинетам. Получилось так: сегодня мне выдали разрешение, а завтра был последний день приема документов. Просто повезло.
- Не припомнили, что вы пришли во второй раз?
- Нет, конечно. Идет поток поступающих за потоком, как река.
- Евгений Владимирович, а не уменьшился ли поток поступающих в наши дни?
- Практически ничего не изменилось. Как и тогда - много желающих, много случайных людей, которые хотят поступить, но осознанных не так уж и много. Актерская профессия, конечно, притягивает - всегда на виду, слава, узнаваемость, ведь молодые думают о внешнем представлении профессии, не зная, что она очень тяжелая, трудная, я бы сказал, ремесленническая. Да, что-то изменилось. Сейчас намного проще стало сниматься в кино. Сложнее, как и тогда, стать хорошим актером. Нужно запастись огромным терпением, усидчивостью, избавиться от амбиций, чтобы не было больно за то, что не берут сниматься, не дают главных ролей. Нужно ждать и быть готовым к тому, чтобы пришел тот самый случай, который повернет твою судьбу и сделает так, что ты будешь своей профессией и работой заниматься с огромным удовольствием. Она вернет тебе все сторицей, ведь существует закон сохранения энергии: сколько ты сам отдаешь - столько получаешь обратно. На мой взгляд, этот закон существует в любой профессии.
-
Как сложилась ваша актерская биография после училища?
-
До сих пор играю в Театре Вахтангова, считая его основным местом своей работы. Это единственный мой театр. Как окончил в 1982 году училище, так и работаю здесь. Никогда не было желания уйти в другой театр.
-
Вы приросли к своей «Щуке»?
Согласен, прирос. Да и тогда, когда был моложе, когда очень хотелось состояться, не было желания уйти. А в нашем театре очень трудно было состояться. Это сейчас молодые хотят быстрого успеха, чтобы у них сразу все складывалось, а в наше время не было никаких антреприз, нельзя было работать в другом театре. Первым и, пожалуй, единственным, может, был Михаил Ульянов, который в Театре на Малой Бронной играл Наполеона, - и все. Получалось, что бросаешь свой театр и уходишь в другой. А в нашем театре, когда я пришел, в расцвете были настоящие звезды! Михаилу Александровичу Ульянову было 50 лет, Василию Лановому еще меньше, Юрию Яковлеву около 50. Это я называю первый эшелон. А какие артисты второго эшелона - Осенев, Тимофеев, Дугин! Потрясающие мастера! А нам, молодым, надо было ждать своих ролей. Я имею в виду мое поколение, когда мы вместе с Сережей Маковецким и с Володей Симоновым играли в сказках, в массовках бегали.
-
Вы много сыграли ролей?
-
Много, огромное количество.
-
Не пересчитывали?
-
Никогда не занимался статистикой, но у меня не было года, чтобы я не сыграл в театре. Каждый год обязательно была новая роль. Роли были замечательные. Я играл Гаэтано в пьесе «Роза и крест», Казанову в пьесе «Три возраста Казановы», Дон Гуана в «Каменном госте», Шопена в «Лето в Ноане», поручика в спектакле «Дамы и гусары», Обольянинова в «Зойкиной квартире», Незнамова в «Без вины виноватые» и много других. Последняя премьера у меня в пьесе Редигана «Глубокое синее море».
При этом снимаюсь, руковожу таким прославленным училищем. Первое ощущение было: «Как же справлюсь?» Это же легенда! И в голову не могло прийти, что мне доведется руководить своей мечтой. Сейчас к этому уже отношусь спокойнее, наверное, потому что весь в проблемах. Надо содержать в порядке здание, поддерживать атмосферу в училище, бюджетные классификаторы, искать бухгалтера. Все это висит на мне. Нужно за все отвечать: от поведения студентов до ответственности перед начальством за расходование бюджетных средств.
-
В каком году вы стали ректором?
-
Меня выбрали ректором на общем собрании коллектива четыре года назад. Работал тогда простым преподавателем. Педагоги кафедр попросили меня выставить свою кандидатуру.
- Говорят, что «Щука» демократична по сравнению с другими вузами?
-
Пожалуй, так. Она в природе нашего вуза. У нас всегда было вполне демократичное общение со студентами. Вуз небольшой, мы всех студентов знаем по именам.
-
Как трудоустраиваются ваши выпускники?
-
Каждый год несколько выпускников берет Театр имени Вахтангова.
-
Всего-то? А как же остальные? Выходит, вы работаете на заказ?
-
И на заказ тоже. Есть у нас курс для театра «Около». Это театр Юрия Николаевича Погребничко, который готовит для себя курс. Есть у нас сейчас студия театра «Ромэн». Набрали курс для Театра кукол Образцова. Наших выпускников театры с удовольствием приглашают: «Щукинское? Приходите!» У нас серьезное образование и серьезная подготовка. А как же иначе? Тот, кто решил серьезно заниматься актерской профессией, прекрасно понимает, что без самоотдачи ее не постичь. Кстати, у нас есть свой театр, на сцене которого играют студенты и ставят спектакли. Наша задача - воспитать личностей, не просто ремесленников, а таких, которые могли бы по большому счету стать хорошими актерами.
-
Евгений Владимирович, вы сразу определяете, что у человека есть способности?
-
Нет, мы не боги. Но мы знаем критерии, по которым смотрим, есть ли у человека задатки. Ну что для артиста важно? Чтобы у него были внешность, голос, чтобы была пластичность, музыкальность. Вот эти качества мы определяем, потом смотрим, как он умеет распорядиться ими, как умеет думать, когда он читает текст, как умеет мыслить, - вот на что обращаем внимание. Важно, чтобы набранный курс устроил и художественного руководителя. На мой взгляд, должна группа крови сойтись у этих людей.
- У вас преподают известные актеры?
- Вы знаете, актер и преподаватель – разные профессии. Можно быть очень талантливым актером и одновременно плохим преподавателем и наоборот. Но счастье, когда все это совпадает. У нас кафедрой художественного чтения заведует Василий Семенович Лановой, преподают Александр Ширвиндт, Юрий Авшаров, Юрий Погребничко, Валерий Фокин. У нас целая плеяда и своих замечательных педагогов - Родион Овчинников, Михаил Малиновский, Михаил Семаков, Владимир Поглазов, Валентина Николаенко, Михаил Борисов, Галина Сазонова. Они и актеры, и преподаватели! Есть и совсем молодые способные педагоги и другие звонкие имена. Кафедрой актерского мастерства заведует Павел Любимцев, кафедрой движения Андрей Дрознин, наш профессор и профессор Гарвардского университета. У нас замечательная профессура: Галина Загянская преподает изобразительное искусство, Раиса Кирсанова - историю костюма. Может быть, вам эти имена ничего не говорят, но это фигуры.
-
Как вам все удается - и руководить, и играть?
-
Помогает закон сохранения энергии, который, верю, существует. Где силу и энергию брать? Тогда, когда ты выходишь на сцену, и спектакль получается. А когда получается? Когда твоя энергия, твои затраты идут в зал, к зрителю, а в зале тысяча зрителей, и если тебе хватает энергии дойти до всего зала и если зал тебя начинает воспринимать и слушать, отдавая тебе свои эмоции, слышать тебя, то, что ты делаешь, распространяется на весь зал. Когда спектакль заканчивается, вся эта увеличенная энергия возвращается.
-
Ваши ближайшие планы?
- Выпустить одних талантов, набрать других. А личные? Продолжаю сниматься на студии «Амедиа». Вот вышла картина «Агония страха», где я снимался у Севы Плоткина. У Веры Сторожевой я сыграл всего лишь эпизод. Признаюсь, мне очень понравилось работать с этим режиссером. Ищу себе работу для театра, пьесу и режиссера, чтобы начать следующую работу. Словом, спешу работать.
Беседу вел Виктор ДЖАНИБЕКЯН
«Тверская, 13», 27 марта 2008 г.
Достарыңызбен бөлісу: |