ТУЯКБАЕВ ГАБИТ АНЕШОВИЧ
заведующий кафедрой казахского языка и литературы и журналистики, кандидат филологических наук
ЗНАЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА В ИССЛЕДОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Фольклор - сокровищница народа, национальное богатство, передающееся из века в век, из поколения в поколение; он является показателем уровня творческого мышления народа. В фольклоре, как в зеркале, отражаются особенности нравов, обычаев, традиций, культуры, этнографии и быта каждого народа.
Произведения фольклора играют особую роль в понимании волшебных тайн, загадок и секретов природы, окружающего мира, раскрывают суть и цели явлений общественного бытия, объясняют истину и противоречия прошлого, передают потомкам наследие их предков и помогают его изучить.
Но главная особенность данного вида искусства заключается в том, что произведения фольклора являются результатом коллективного труда.
М.Горький, указывая на значение фольклора в жизни человека, общества, на высокое художественное достоинство фольклорных произведений, отметил: « Мощь коллективного творчества всего ярче доказывается тем, что на протяжении сотен веков индивидуальное творчество не создало ничего равного "Илиаде" или "Калевале" , и что индивидуальный гений не дал ни одного обобщения, в корне коего не лежало бы народное творчество, ни одного мирового типа, который не существовал бы ранее в народных сказках и легендах» [1.61].
Наряду с тем, что произведения устного народного творчества имеют познавательно-эстетическое значение, велика их роль в освещении истории, т.е. можно сказать, что фольклор имеет важный исторический характер.
Одним из первых на историзм произведений казахского фольклора обратил внимание Ауельбек Коныратбаев:«Каждый народ желает рассказать о том, что он пережил. С позиций историзма произведения фольклора гораздо достовернее, художественнее, и они оказывают большее воздействие, чем произведения конкретных авторов. Знакомясь с произведениями фольклора, можно создать точное представление об обычаях и нравах, сознании, мыслях и чувствах народа. Историзм казахского фольклора проявляется именно в этом» [2.11].
Главная задача каждого народа- правдиво описать свою историю. Конечно, у любого народа сохранились лепописи, легенды, предания о его прошлой истории, о борьбе за национальную независимость, о выдающихся личностях, посвятивших свою жизнь борьбе за будущее своего народа - ханах, батырах, биях и других замечательных личностях.
Но необходимо весь этот материал записать,переработать и придать ему научный характер.
Исследование истории казахского народа началось в 19 веке. Первыми исследователями были российские ученые-ориенталисты, чиновники.
В связи с недостатком письменных источников и литературы они при описании истории казахского народа использовали материалы фольклорного наследия. Эта традиция была продолжена и отечественными историками.Например, историк Е. Бекмаханов пишет так: « При изучении истории Казахстана большую роль в качестве источника играет фольклор. Причина этого в том, что до второй половины 19 века у казахского народа не было письменной литературы. Следовательно, сведения о значительных событиях передавались из поколения в поколение в устной форме. Они сохранились в памяти народа в дастанах, стихах, эпических поэмах (хисса), в героических жырах, сказках, преданиях и легендах. В перечисленном фольклорном материале отразились общественные и социальные явления, быт, нравы, обычаи, а также важные исторические события в жизни народа» [3.42].
Так оценивается роль произведений устного народного творчества в изучении и описании истории нации.
Одной из актуальных проблем отечественной исторической науки является всестроннее изучение опыта национально-освободительной борьбы народа за свою независимость на протяжении ряда веков.
И в решении данной проблемы особое значение придается изучению исторического эпоса (жыр). Произведения этого жанра отличаются богатым содержанием, которое наиболее приближено к реальной действительности.
В исторических жырах повествуется о реальных исторических событиях. Они сохранились в народе и рассказывают о выдающихся личностях, об их герических подвигах и борьбе. Подобных сюжетов в казахском историческом эпосе немало, и их отличает реалистический характер.
«Известно, что в эпосе, масштабном жанре устной литературы, всестронне описываются история народа, исторические события, дается оценка деятельности выдающихся личностей, выражаются мечты и чаяния народа. Эпос можно назвать художественной, преувеличенной историей народа. Хотя в сравнении с письменной историей здесь меньше конкретного, несколько нарушена хронологическая система, но сохранена истина, поэтому в некоторых случаях художественная правда, описанная в эпосе, важнее того, что описано в официальных летописях и мемуарах» [4.65].
Если обратиться к нашему прошлому, то увидим, что в истории нашего народа было более трехсот восстаний и движений за свободу и независимость. И особое значение среди них имеет национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова.
Причины этого восстания были в том, что Российская империя уничтожила ханскую власть, в пограничных зонах были построены военные укрепления, насильственно захватывались казахских земель, обострились социальные отношения в казахском обществе.
Если сравнить это восстание с другими, происходившими в 18-19 веках, то его отличает то, что в нем приняли участие народные массы всех трех жузов.
Целью восстания, которым руководил Кенесары Касымов, было возродить целостность территории казахского ханства, сформированной при Абылай хане, сохранить независимость казахских земель, не вошедших в состав России.
Сведения об этом восстании с научной точки зрения были изложены в работах Е.Бекмаханова. В своей монографии « Казахстан в 20-40 годы 19 века» он указывает на то, что при написании главы, посвященной восстанию под руководством К.Касымова, в качестве исторического источника им был использован дастан (поэма) Нысанбай жырау « Кенесары- Наурызбай» [3.46]. Ученый отмечает, что события и даты, имена батыров в армии Кенесары, их подвиги и борьба соотвествуют действительности.
«... В поэме правильно описаны значительные исторические события. Например, для ведения переговоров с киргизами Кенесары отправил посольство во главе с Жеке батыром. Сведения о том, в каких местах вел борьбу Кенесары, где он погиб, нам стали известны лишь из подробных повествований Нысанбай жырау. Достоверность этих фактов подтверждается архивными материалами»-, делится своими наблюдениями ученый [3.45-46].
Поэме Нысанбай жырау «Кенесары- Наурызбай», которую Е. Бекмаханов использовал в качестве исторического документа, С.Муканов дал следующую оценку: « Поэма Нысанбай жырау имеет наряду с историческим важное литературное значение. Достоинство поэмы заключается в том, что она основана на реализме, поэт смог реальным событиям придать богатый сюжет, который имеет стройную композицию, в поэме четко показаны образы людей, их внешние и внутренние качества» [5.107].
Одно из важных событий в нашей истории – восстание под предводительством Есета Котибарулы (1855-1858). Есет батыр совместно с Жоламан батыром в 1838 году поднял восстание и атаковал крепость Елек. В 1847-1848 годах вместе с Жанкожа батыром вел борьбу против Кокандского и Хивинского ханств. В 1847-1858 годах руководил восстанием казахов против колониальной политики Российской империи. Это восстание охватило территории западного побережья Аральского моря, Большие и Малые пески Борсык, горы Мугалжар, территории вдоль рек Жем, Сагыз, Иргиз, Елек, Ойыл, Кыйыл.
При описании данных исторических событий российские ученые взяли в качестве исторического источника поэму «Бекет батыр». Впервые эта поэма была записана русским ориенталистом И.В. Аничковым и издана в Казани [6]. Ещё один вариант поэмы был записан А. Диваевым и издан в 1897 году.
Турецкий ученый Н. Банарлы высказал следующую точку зрения об исторических поэмах: « Поэмы- это история, увиденная глазами народа, прочувствованная душой народа и преобразованная в его мечтах в сказку.
В турецких поэмах часто сохраняется исторические факты» [7.3].
Легенды, предания,сказки, летописи есть у каждого народа. В них говорится об исторических событиях, подвигах батыров, быстрых скакунах, хватких ловких птицах, земле и воде, луне и солнце, звездах. В зависмости от характера содержания их можно разделить на мифические и исторические.
Летописные, эпические формы преданий легли в основу исторической науки. Это подтверждается тем, что при написании истории Казахстана в качестве исторических источников служат легенды и предания.
Из истории известно, что в 18-19 веках отношения Казахского ханства с Джунгарией, Россией, Хивой, Бухарой, Китаем то обострялись, то налаживались. Это зависело, в первую очередь, от опыта в деле управления государством ханов и султанов, правивших в тот период. В этот сложное время на историческую арену вышли Тауке хан, Абылхаир хан, ханы и батыры Есет, Жанибек, Жоламан, Бокенбай, Бухарбай, Кабанбай, Сырым, Арынгазы.
Начало политической деятельности Арынгазы Абилгазыулы, его влияния на социально-политические, экономические проблемы младшего жуза совпали с важными историческими событиями начала 19 века в Западном Казахстане.
Смерть хана Жанторе, восстание Каратая Нуралыулы против российской власти, взятие в плен Ормана Нуралыулы, его сына Шукурали, сына Есимхана Кара султана – все эти события не могли не оказать влияния на деятельность хана Абылгазы и его сына султана Арынгазы, правивших на берегах Сыра.
В 19 веке российские власти начали исследовать историю Казахстана на государственном уровне, что было связано с запланированными действиями в области колониальной политики.
В 1820 году в Бухару было направлено посольство во главе с А.Ф. Негри.
Капитан Е.К. Мейендорф, входиший в состав посольства, по возвращении в Россию начинает публиковать с 1822 года материалы, собранные во время путешествия в Бухару.
Монография Е.К. Мейндорфа в 1826 году была издана в Париже.
Ценность монографии заключается в том, что в ней автор описал свою встречу с Арынгазы, дал оценку его роли в истории казахской государственности. В качестве исторических документов Е.К. Мейндорф использовал народные предания о ханах, биях, султанах, записанные им со слов Арынгазы во время их встречи [8].
Материалы, собранные А.Ф. Негри и Е.К. Мейндорфом во время путешествия в Бухару, были обсуждены властями Оренбурга и переданы чиновнику Министерства внешних дел А.И. Левшину, который в свое время собирал материалы о казахах в Москве. А.И. Левшин дополнил этот материал в Оренбурге и написал историю казахов до 1824 года [9].
Конечно, в этой работе есть недочеты, но ученый тщательно изучил историю и быт народа и конкретно все описал. Называя казахов кайсаками, он отмечает, что это название неверно, т.к. сам народ называет себя казахами.
Надо заметить, что появлению научного труда, почти полностью отражавшего историческую действительность, способствовали легенды, предания, записанные со слов Арынгазы хана.
В истории казахов сохранились имена батыров, которые вели борьбу с внутренними и внешними врагами, боролись за национальное освобождение.
Один из них – Жанкожа Нурмухамедулы.
В1893 году российский ученый Н.Г. Веселовский записал в Казалинске
у Мусабай жырау жыр « Жанкожа батырдын толгауы»(Размышления Жанкожа батыра), в результате чего в 1894 году в Петербурге была опубликована работа «Киргизский рассказ о русских завоеваниях в Туркестанском крае». Объем произведения около 170 строк.
В том же году 24 сентября И.В. Аничков записал этот же жыр у Мусабай жырау и в 1895 году издал в Санкт- Петербурге отдельной книгой под названием «Песня о киргизском батыре Джанходже Нурмухамедове».
Здесь необходимо обратить внимание на следующее. Некоторые исследователи считают, что названное произведение (жыр) было опубликовано в 1894 году в Казани. В 1894 году в Казани была опубликована работа И.В. Аничкова «Киргизский герой Джанходжа Нурмухамедов (Очерк из первых шагов русских на Сыр-Дарье)», которая считается первым исследованием о Жанкоже батыре и его борьбе против российской колониальной политики. И.В. Аничков так пишет об истории написания данного исторического очерка: « …Второй источник – бытующие в устной форме в народе легенды и предания о жизни батыра, порой напоминающие удивительные сказки. Многие из них я услышал от старого батыра Изтлеуа Байжанулы, который в свое время был воином в отряде Жанкожа батыра (о чем свидетельствует копье на стене его жилища); сегодня он проживает в своем ауле в Жанарыке» [11.10-11].
Сотрудник газеты «Түркістан түземдік газеті» Молла-Алим- Махмуд-Кажы в 1928 году издал труд ««Тарих-Түркістан», посвященный истории ферганских ханов 19 века до Худияр хана. По словам автора, раздел о Кенесары хане он написал на основе рассказов Бухарбай батыра. Имеются сведения о том, что автор работы в 1870 году встречался с Бухарбай батыром, беседовал с ним о национально-освободительном восстании под предводительством Кенесары хана; Бухарбай батыр исполнил жыры, которые были распространены в то время среди воинов Кенесары [3.19].
Надо отметить, что исторические поэмы ( жыры) в зависимости от характера описываемых в них событий неоднородны.
Например, во многих жырах, относящихся к периоду Ногайского государства, исторические события показаны не совсем точно. Причина этого в том, что несмотря на то, что сюжет произведения основан на конкретном историческом событии, сказители дополняют свой рассказ мифологическими сюжетами.
В произведениях 18 века преобладают художественно-исторические образы, что также связано с творчеством сказителей. В этот период сказания (жыры) подвергались литературной обработке, поэтому персонажи в них выступают то как литературные образы, то как реальные исторические личности.
Этим и можно объяснить существование нескольких вариантов поэм-жыров. Но во многих произведениях отображается реальная действительность.
Литературные произведения, описывающие исторические события 19 века, отличает их историко-реалистический характер.
В основе народных легенд, сказаний лежат исторические события.Конечно, нельзя не признавать того, что со временем сказители вносят в их содержание некоторые изменения. Но все-таки нет сомнений в том, что в основе легенд и сказаний лежит реальная действительность, которая отражает исторические события, происходившие в жизни народа.
Использованная литература
-
М.Горький. Әдебиет туралы. Естеліктер, мақалалар. «Жеке адамның күйреуі». Алматы. Жазушы. 1984. 424 б.
-
Ә.Қоңыратбаев. Қазақ фольклорының тарихы. Алматы. Ана тілі. 1991. 288 б.
-
Е.Бекмаханов. Қазақстан ХІХ ғасырдың 20-40 жылдарында. Алматы. Санат. 1994. 416 б.
-
Р.Бердібай. Бес томдық шығармалар жинағы. Екінші том. Кәусар бұлақ. Алматы. 2005. 472 б.
-
Нысанбай жырау. Зерттеулер мен ғылыми мақалалар. С.Мұқанов. «Кенесары – Наурызбай туралы жыр». Алматы. Арыс. 2013. 248 б.
-
И.Аничков Киргизская былина о Бекет батыра. Памятники киргизского творчества. Казань, 1896.
-
N. Banarli. Resili Turk Edebiyati Tarihi. 1987 Istanbul.
-
Е.К.Мейендорф. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Москва. Наука. 1975. 180 стр.
-
А.И.Левшин. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацских Орд и степей. Алматы. Санат. 1996. 656 стр.
-
И.В.Аничков. Қазақ батыры Жанқожа Нұрмұхаммедұлы. Казань. Типо-литография Императорского университета, 1894, 31 б.
-
И. В. Аничков. Қазақ батыры Жанқожа Нұрмұхамедұлы. Алматы. «Терме» бірлестігі. 1991.
Ключевые слова: история, фольклор, легенды, предания, жыр, летописи, исторические события, национально-освободительное движение, ханы, батыры, ученый, обычаи, традиции, культура, этнография.
Резюме
В статье автор останавливается на вопросе изучения национальной истории, в частности истории казахского народа. Он отмечает, что большую роль при описании истории народа играют произведения устного народного творчества. В них из поколения в поколение передаются в устной форме рассказы о реальных событиях, имевших место в истории. Конечно, автор отмечает, что со временем в их содержание вносятся некоторые изменения, но все же в их основе лежат реальные исторические события.
Автор отмечает роль российских и отечественных ученых в изучении и описании истории народа и показывает, что многие из них в качестве исторических источников использовали произведения фольклора
Достарыңызбен бөлісу: |