Е.Ю.Фомина
Преподаватель немецкого языка
Тюменского нефтегазового колледжа
ТюмГНГУ
ЗНАКОМСТВО С ФАХВЕРКОВЫМ АРХИТЕКТУРНЫМ
СТИЛЕМ ГЕРМАНИИ И ИСКУССТВОМ LÜFTMALEREI
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Большое значение для работы преподавателя иностранного языка имеет самостоятельное изучение культуры и особенностей зарубежных стран. Большую помощь при этом может оказать посещение этих стран с целью туризма и ознакомления с историческими и культурными ценностями с тем, чтобы в дальнейшем донести эту интересную и полезную информацию до своих учеников, обогащая их знания и кругозор.
Минувшим летом мне посчастливилось побывать на юге Германии - в землях Баден-Вюртемберг и Баварии, а также в Швейцарии: проехать с немецкими друзьями на машине и по железной дороге по красивейшим местам старой доброй Европы, побывав в крупных городах этих земель (Мюнхене, Штутгарте) и небольших городках (Мессинген, Тюбинген, Эссинген, Ульм, Штайн-ам-Райн и т.д.), посетить живописные места на Боденском озере и в Шварцвальде, полюбоваться самым большим водопадом Европы на Рейне (Rheinfall), осмотреть уникальные исторические, культурные, архитектурные и природные достопримечательности, познакомиться с бытом этих стран.
Вернувшись из этой сложной, насыщенной и очень яркой поездки, хочется мысленно повторить ее и вербализировать, вспомнив до мелочей свое путешествие, а слова и названия смогут вызвать образы гор, рек, озер, творений рук человеческих, самобытных и неповторимых.
Каждый город в Германии и Швейцарии предстает перед нашими глазами нарядной декорацией. Здесь не нужно искать достопримечательностей. Каждый дом имеет собственное лицо, демонстрируя историю страны, традиции местности, пристрастия и образ жизни хозяина. Бережное отношение к своей культуре, желание сохранить ее и донести до следующих поколений чувствуется во всем.
Что поражает более всего – так это разнообразие архитектурных стилей Германии, особенно старинный архитектурный стиль, который называется фахверковый и который очень заинтересовал меня, заставив углубиться в чтение специальной литературы.
Утвердившееся в Европе много веков назад христианство оставило многочисленные памятники архитектуры. Это - соборы, церкви, монастыри, крепости. Их шпили, купола, башни, расположенные в самых высоких, живописных местах, определяют силуэты городов.
Последующие исторические события часто стирали следы предыдущих эпох. Вторая мировая война привела к массовому уничтожению городов и культурных объектов. Но в Германии бережно хранят исторические памятники. Восхищает их воссоздание из руин в полном блеске представляемой ими эпохи. Здесь уже давно поняли значение связи времен, независимо от оценки событий последующими поколениями.
Чтобы окунуться в историю, нужно только пройтись по старинным немецким улочкам. Дома во многих немецких городах – это так называемые фахверки с красными черепичными крышами, наружные стены которых украшены особой живописью - Lüftmalerei. (воздушная живопись).
При всем архитектурном многообразии современных городов старинные фахверковые дома и сегодня бросаются в глаза своим необычным, как иногда говорят, «пряничным» видом, вызывая у многих искреннее восхищение и желание лучше познакомиться с этим интересным явлением в градостроительстве.
Любуясь фахверковыми домами, обращаешь внимание на эти непривычные для жителя России постройки с трудно запоминающимся названием - фахверковая архитектура. Бытует мнение, что фахверк – редкое искусство домостроения, но это не так. Сегодня в Германии насчитывается более 2 миллионов домов и сооружений, выполненных по всем правилам фахверкового строительства. Они встречаются повсюду от Эльбы до Шварцвальда в виде вкраплений в застройку или целыми ансамблями - улицами и площадями.
В Германии дома с деревянным прочным «скелетом» строили еще с XII века, а вскоре немецкое название «фахверк» вместе с технологией распространилось по всей Европе.
Фахверковые дома можно встреть не только в Германии, но и во Франции, Англии, Австрии, Бельгии, Голландии, Скандинавских странах. Об их популярности свидетельствует хотя бы то, что этот тип конструкции широко использовался при строительстве жилых домов, хозяйственных построек, башен, ратуш, церквей, гостиниц, больниц, мельниц, аптек и даже небольших дворцов. В Британии и Голландии фахверковые дома стали даже популярней, чем в Германии. Но немецкий стиль повсюду узнаваем.
Название фахверк звучит по-немецки. И действительно, Fachwerk - это немецкое слово. Оно происходит от Fach - панель, секция и Werk - сооружение. Большинство ранних дошедших до нашего времени фахверковых зданий было построено в XV веке. В действительности фахверки появились в Европе еще раньше. Есть документальная информация о здании, построенном в 1250 г., а отдельные дома, выстроенные в конце XIII века, можно и сейчас видеть в Лимбурге. Вероятно, начали строить такие здания много раньше, просто более ранние образцы не дошли до наших дней.
Фахверковые здания в Германии встречаются чаще в деревнях и маленьких городках. В крупных городах, где современные требования к архитектуре диктуют другие формы, масштабы и объемы, таких построек осталось меньше. Деревенское зодчество по большей части консервативно и надолго сохраняет традиционные варианты построек. Известно, что богатые люди могли позволить себе строить каменные дома. Бедные люди строили фахверковые, т.к. леса было много, он был недорог и поэтому доступен.
Фахверки представляют собой каркас-раму из вертикальных, горизонтальных и косо поставленных балок. Балки делали чаще всего из дуба, отличающегося долговечностью и прочностью. Для верхних этажей могла использоваться древесина сосны или ели.
Фахверки в Европе имеют свои национальные особенности. Во Франции и Великобритании, например, они имеют подчеркнуто вертикально-полосатый вид. В Германии существует несколько вариантов конструкции фахверков.
Промежутки между балками заполнялись в разное время различными наполнителями - конструкцию из прутьев между балок заполняли смесью из глины, песка, щепы. В Англии для тепла добавляли овечью шерсть. Заполнение между балок было пористым, имело маленькие промежутки, которые позволяли стенам «дышать». Благодаря хорошей теплоизоляции в фахверковых домах зимой сохраняется тепло, а летом в них нежарко.
Позднее появились заполнения из кирпича. Причем кирпичная кладка часто представляла собой тоже орнамент, удивляющий своим разнообразием. Обычно фахверковые конструкции не выше 3-х этажей
И всё же совсем обойтись без камня в этих постройках было нельзя. Дома имели каменные цоколи, которые служили для защиты деревянных конструкций от гниения при непосредственном соприкосновении с грунтом. Если здание рассчитано на два или три этажа, то первый этаж часто строился каменным.
На внешний облик строений часто оказывал влияние лидирующий в каждую эпоху архитектурный стиль, так называемый «большой стиль» - крупные архитектурные течения (готика, ренессанс, барокко и др.) Очень заметно, например, активное влияние стиля ренессанс на особенности фахверков. На фасадах зданий той эпохи можно увидеть во множестве декоративные элементы, типичные для оформления ренессансных зданий - розетки, раковины, акантовые листья, колонки, венки, гирлянды, вазы с цветами. Барочный стиль привнес в оформление домов аллегорические фигуры и высокие фронтоны с мощными завитками-волютами по краям.
Чем больше всматриваешься в эти дома, тем больше ценишь их особую привлекательность. При единстве конструктивных решений нет домов-близнецов. Особой частью декора являются расположенные на фасадах даты, гербы и целые доски с надписями. Они должны были объяснить прохожему, чей это дом, какому ремесленному цеху принадлежит домовладелец или каким родом деятельности занимается. Такие надписи выполняли функцию появившихся много позже номеров. Иногда к этой информации прибавлялись пожелания благополучия или благочестивые высказывания.
В Германии с 1990 года существует туристический маршрут Deutsche Fachwerkstraße – Немецкая дорога фахверков. Это - условное понятие, означающее, что памятники фахверкового строительства могут быть представлены в виде улицы. Эта воображаемая улица протянулась почти на 2600 км в разных федеральных землях Германии и проходит через более 100 городов, в которых сохранились тысячи фахверковых строений XV-XVI веков.
Даже небольшой отрезок этого необычного туристического маршрута оставляет незабываемое впечатление - все покоряет своей необычной красотой и как будто специально создано для туристов и путешественников.
Центром фахверковой архитектуры Германии является древний город-памятник Кведлинбург (нем. Quedlinburg) в земле Саксония-Анхальт. В 1995 году историческая часть Кведлинбурга была внесёна в список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Баден-Вюртемберг также богат памятниками фахверковой архитектуры. Тюбинген, Швебиш Халль, Бад Вимпфен, Эсслинген, Ульм, Шондорф, Мосбах, Марбах, Бад Урах, Вайблинген – вот лишь некоторые города и городки, где можно полюбоваться великолепными старинными фахверковыми постройками.
Живописна историческая часть Эсслингена с чудесными фахверковыми домами. Здесь их более 200, сооруженных в период с XIII по XVI века, и среди них - старейший фахверковый дом в Германии, построенный в 1261 году. Особенно впечатляют здания Старой ратуши (1420) и Кильмейерхаус (Kielmeyerhaus, 1582) на Марктплатце.
Великолепен Штуттгарт, на старинных улочках которого также сохранились и прекрасно себя чувствуют настоящие шедевры фахверковой архитектуры.
К середине XVIII века с появлением новых стилей в архитектуре фахверковые строения начали казаться старомодными и бедными и стали выходить из моды. Их стали строить меньше. Стены таких домов казались строителям последующих эпох не очень приспособленными для проведения современных инженерных коммуникаций: электрического освещения, канализации и т.д. Кирпично-каменные, а затем и бетонные постройки стали более привлекательными для состоятельных горожан и составили серьезную конкуренцию домам с каркасом из деревянных брусьев.
Однако позже дома эти вновь привлекли к себе внимание. Оказалось, что при их реконструкции можно оставить только нарядные внешние стены, а всю «начинку» выполнить с учетом современных требований.
Специалисты по истории архитектуры возражали против подобной реконструкции, считая путь приспособления старых домов к использованию их в новых условиях неверным, но, думается, что это разумный способ дать этим прекрасным творениям рук человеческих новую жизнь.
С другой стороны, нарядность и красота старинных фахверков, их средневековый колорит заставили архитекторов и инженеров разработать способы, позволившие соединить старину и современность.
Во многих городках Германии появились прекрасно реставрированные и реконструированные фахверковые дома. В них, фактически, оставили лишь внешние стены, а внутри они имеют современный вид. Довольны все: и жители исторических домов, и толпы туристов, для которых фахверки продолжают оставаться визитной карточкой Германии.
Многие фасады старинных фахверковых домов расписаны необыкновенными картинами - фресками. При этом используется особая техника - роспись по сырой штукатурке, называемая в Германии Lüftmalerei. Ее применил в XVIII веке и ввел в моду художник Франц Цвинк (Franz Zwinck. 1748-1792), расписавший фасады для местной знати. Это были изображения святых или целые сцены из Библии. Интересно, что со временем сюжеты стали менее строгими и стали носить более светский характер, в соответствии с фантазией автора и пожеланиями хозяев, например, сцены из жизни простых людей, которые после трудового дня неплохо проводят время, с удовольствием выпивают под звуки гитары, мужчины флиртуют с понравившимися женщинами и т.д. Часто роспись на фасадах сопровождается цветочными композициями, которые помогают созданию атмосферы праздника.
Многие из расписанных домов имеют свои названия. Например, Франц Цвинк жил в доме Zum Lüft (нем. к воздуху), благодаря которому и появилось слово Lüftmalerei.
Сама техника росписи возникла не в Германии, она известна со 2-го тысячелетия до нашей эры. Сначала ее использовали в эгейском искусстве, а позже, в начале нашей эры, эту технику стали применять народы Востока.
Нам наиболее знакомо слово «фреска», которое ассоциируется с эпохой Возрождения, Италией, росписью храмов. Слово «фреска» переводится с итальянского как «сырой». Само название уже определяет способ нанесения настенной живописи. Данная техника требует собранности и напряжения, ведь времени для работы очень мало, оно ограничено коротким периодом, пока не застынет штукатурка. В этой технике творили великие мастера Возрождения - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Первая мысль, которая приходит в голову любому человеку, увидевшему это чудо старинных немецких городов: как же сохраняется роспись годами, в некоторых случаях веками, не подвергаясь воздействию погодных катаклизмов?
Аккуратные и трудолюбивые немцы каждый год, вооружившись кистями, подновляют их, поддерживая изображения в идеальном состоянии с помощью росписи по сырой штукатурке.
Изображения часто бывают над окнами второго этажа, если перила балконов сплошь увешаны яркими корзинами, а в палисаднике довольно внушительного размера высажены крупные и рослые цветы - лиловые георгины, желтый подсолнечник, синий аконит.
Поражает, с какой любовью немцы оформляют не только фасады, но и вход в дом. Здесь все средства хороши — и устройство палисадника, и контейнерные композиции, и забавные фигурки, выполненные из различных материалов. В Германии не увидишь трехметровых заборов, характерных для нашей страны. И немудрено - нельзя лишать удовольствия людей, проходящих мимо, насладиться изобретательностью и вкусом хозяев. Часто используются живые изгороди из хвойных (туй. можжевельников, карликовых форм сосны и ели) и вечнозеленых лиственных кустарников (самшитов, лавровишни), стриженных очень низко, чтобы не загораживать обзор дома. Если фасад не расписан, он нередко выкрашен в белый цвет, на фоне которого прекрасно смотрятся любые растения. Очень часто встречаются и эффектно цветущие кустарники - розы, используются контейнерные композиции, размещенные часто прямо на тротуаре или на лестнице. Балкон обязательно увешан ящиками с петуниями, бегониями, пеларгониями ярких окрасок, тщательно подобранными по цвету. Чаще всего это контрастные композиции из красных, желтых, белых, синих цветов, хотя встречаются и однотонные. Особенно популярен красный, привлекающий внимание, будоражащий и дающий заряд энергии на целый день.
Побывав в Германии, еще раз убеждаешься, что совсем не важно, какими средствами достигается эффект - росписью, деревянными или керамическими фигурками, шикарными или скромными вазонами с цветами. Главное - делать это с любовью, не забывая, конечно, о пропорциях и чувстве меры, а искусство «Lüftmalerei» превратило каждый дом в сказку на фоне чарующей природы и вечно прекрасных Альп. На это стоит посмотреть!
домов
Достарыңызбен бөлісу: |