МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА «ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК»
Учебно – методическое пособие по предмету «История Узбекистана»
для студентов 1 курса факультетов «Фармация» и «Промышленная фармация»
Ташкент - 2013
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА «ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК»
«Утверждаю»
проректор по учебной работе
Ташкентского фармацевтического
института профессор Зайнутдинов Х.С.
«____»___________________2013
Учебно – методическое пособие по предмету «История Узбекистана»
для студентов 1 курса факультетов «Фармация» и «Промышленная фармация»
Ташкент – 2013
Составитель: старший преподаватель С.Х.Кадирова
Рецензенты: к.и.н. Шамсиева И.М. – доцент кафедры Общественно – гуманитарных наук, Налоговая академия.
к.э.н. Исмаилов К.К. – доцент, зав. кафедрой Общественных наук Ташкентского фармацевтического института.
к.ф.н. Умарова Ш.З. – доцент, зав. кафедрой ОЭФ Ташкентского фармацевтического института.
Настоящее учебно – методическое пособие ставит своей целью ознакомить студентов с историей Отечества. Одной из актуальнейших проблем, стоящих перед народом Узбекистана является задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости. Ее решение невозможно без обращения к богатейшей истории нашей страны. Узбекский народ - один из древнейших народов мира, имеет богатую и содержательную историю, уходящую в глубину веков
Обращаясь к истории, необходимо помнить, что это "память народа" и поэтому требует к себе бережного и уважительного отношения. В пособии дан теоретический и методический материал, библиографический список к каждому занятию, указаны вопросы и задания для контроля, темы семинарских и самостоятельных работ, тесты для промежуточного контроля (преднамеренно не даны ответы к тестам, т.к.это часть самостоятельной работы студентов), глоссарий, общий список литературы, а также примечательным является то, что данным методическим пособием могут пользоваться и выпускники института, т.к. там мы даем вопросы ГАК, критерий оценки знаний выпускников и некоторые методические советы.
Работа предназначена для студентов фармацевтического института, а также всех интересующихся историей Отечества.
Рассмотрено на Центральном методическом совете института
Протокол №
Рассмотрено и одобрено на учёном совете Ташкентского фармацевтического института
Протокол №
Введение
Обретение Узбекистаном государственной независимости кардинально изменило положение в обществе, создало возможности для национального возрождения, развития духовности.
Одной из актуальнейших проблем, стоящих перед народом Узбекистана является задача воспитания молодежи в духе идеологии национальной независимости. Ее решение невозможно без обращения к богатейшей истории нашей страны. Узбекский народ - один из древнейших народов мира, имеет богатую и содержательную историю, уходящую в глубину веков
Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, чувства национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории родного края.
Обращаясь к истории, необходимо помнить, что это "память народа" и поэтому требует к себе бережного и уважительного отношения.
История требует к себе серьезного подхода и заставляет задуматься над политическими и экономическими мотивами происходящего, за которыми и радости, и страдания рода человеческого. Следовательно, взгляд на непрерывную цепь веков должен оставаться ясным, пытливым и пристальным, чтобы сквозь мишуру увидеть тенденции развития.
Таким образом, история формирует мировоззрение, совершенствует наш интеллект и культуру в целом. Культурного человека отличает осознанное служение Отечеству - земле, на которой он родился и вырос.
Высшая школа призвана готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих широким кругозором, глубокой социально-гуманитарной подготовкой, современным мышлением. Выпускник вуза должен быть творчески мыслящим специалистом, постоянно обогащающим свои знания. Важное место в достижении этого отводится курсу истории Узбекистана. На современном этапе жизни нашего общества выросли требования к профессиональным качествам будущего специалиста. В новых условиях широкомасштабных реформ выполнение задач, поставленных правительством Республики Узбекистана перед высшей школой, требует от преподавателей глубоких знаний, творческого подхода к воспитанию студентов, основанных на достижениях отечественной и мировой науки, новых педагогических технологий.
В истории нашей страны начался новый период- период независимого развития. Пройдя первые испытания на пути построения демократического правового общества, наш народ движется по пути углубления демократических реформ.
Благодаря независимости коренным образом изменилось отношение к изучению и преподаванию истории Отечества. Выработана единая концепция изучения и преподавания истории Узбекистана.
Предлагаемое учебно – методическое пособие ставит своей целью научить молодежь анализировать исторические события, имевших место в жизни наших предков, осмысление их причин и сути, а также на постижение общих законов развития общества. В то же время она поможет молодежи в более глубоком понимании истоков идеи национальной независимости. Важное место отводится вопросам изучения процесса формирования узбекской государственности, этнической консолидации узбекского народа. Для современной молодежи процессы получения знаний в области истории Отечества являются важнейшими показателями развития культуры и становления высокой духовности. Как указывает Президент : «Наша цель – формирование свободно мыслящей личности».1
1. Каримов И.А. Свое будущее мы строим своими руками. – Т. «Узбекистан»,т.7,с.92,1999.
Распределение часов лекционных и семинарских занятий
по предмету «История Узбекистана»
№
|
Название темы
|
Лекционные часы
| -
|
Введение. Предмет курса История Узбекистана, методологические принципы, источники и значение его изучения.
|
2
| -
|
Центральная Азия – один из мировых очагов цивилизации.
|
2
| -
|
Формирование узбекской государственности и ранние этапы ее развития .
|
2
| -
|
Этническое формирование узбекского народа.
|
2
| -
|
Эпоха возрождения в жизни народов Средней Азии в IX-XII веках. Расцвет науки и культуры.
|
2
| -
|
Развитие узбекской государственности при Амире Тимуре и тимуридах. Социально-политическая, экономическая и культурная жизнь.
|
2
| -
|
Распад Средней Азии на ханства, его причины и последствия
|
2
| -
|
Завоевание Туркистана царской Россией. Национально-освободительное движение народов Туркистана против царского гнета. Джадидизм.
|
2
| -
|
Установление в Туркистане тоталитарной советской власти.
|
2
| -
|
Социально-политическая и экономическая политика Советской власти в Узбекистане (20-е – 30-е годы). Политические репрессии.
|
2
| -
|
Экономическая и культурная жизнь Узбекистана в послевоенные годы. Последствия экономической и духовной зависимости.
|
2
| -
|
Обретение Узбекистаном государственной независимости. Становление в Узбекистане основ правового демократического государства. Формирование гражданского общества.
|
2
| -
|
Экономическая, духовная и культурная жизнь Узбекистана в годы независимости.
|
2
| -
|
Узбекистан и мировое сообщество.
|
2
|
№
|
Название темы
|
Семинарские часы
| -
|
Центральная Азия – один из мировых очагов цивилизации.
|
2
| -
|
Формирование узбекской государственности и ранние этапы ее развития .
|
2
| -
|
Великий Шелковый путь и современность.
|
2
| -
|
Эпоха возрождения в жизни народов Средней Азии в IX-XII веках. Расцвет науки и культуры.
|
2
| -
|
Борьба против монгольского завоевания.
|
2
| -
|
Развитие узбекской государственности при Амире Тимуре и тимуридах.
|
2
| -
|
Завоевание Туркистана царской Россией. Национально-освободительное движение народов Туркистана против царского гнета.
|
2
| -
|
Движение джадидизма в Туркистане.
|
2
| -
|
Социально-политическая и экономическая политика Советской власти в Узбекистане (20-е – 30-е годы).
|
2
| -
|
Вклад узбекского народа в победу над фашизмом.
|
2
| -
|
Экономическая и духовная зависимость Узбекистана от центра и её последствия.
|
2
| -
|
Обретение Узбекистаном государственной независимости.
|
2
| -
|
Становление в Узбекистане основ правового демократического государства. Формирование гражданского общества.
|
2
|
Лекции: 28 часов
Семинары: 26часов
Итого: 54 часов
Темы лекций и семинарских занятий
Тема I. Введение. Предмет Истории Узбекистана. Методологические принципы, источники и значение его изучения
Место проведения: аудитория, оснащенная компьютером и проектором
Оснащение занятия: текст лекции, раздаточный материал, презентация ,новые педагогические технологии (ролевые игры, мозговой штурм, сопоставление фактов, анализ,резюме,вывод).
Время занятия - 2 часа.
Цель темы:
Разработка у молодежи самостоятельного, современного мышления. Привить молодежи любовь к Отечеству, к его богатому историческому наследию.
Задачи темы :
- объяснение содержания предмета курса;
- характеристика основных периодов курса;
- ознакомить с основными проблемами курса;
- дать методологические принципы и источники курса.
Студент должен знать:
что такое история, историческая память, основные периоды истории, что помогает нам изучать историю, для чего нужен объективный подход к изучению истории , почему без исторической памяти нет будущего.
Студент должен выполнить :
слушать, участвовать, конспектировать, задавать вопросы.
Необходимость (мотивация) темы :
Развитие человеческой цивилизации невозможно без знания истории, ибо История Узбекистана является частью мировой истории.
Связь с другими науками и применение на практике :
История Узбекистана взаимодействует с культурологией, религоведением, археологией, этнографией, идеей национальной независимости.
План :
1.История Узбекистана как наука.
2.Предмет и объект обучения истории Узбекистана.
3.Методологические принципы изучения истории Узбекистана.
4. Роль и значение истории Узбекистана в воспитании современной молодежи.
1 тема : Предмет Истории Узбекистана. Методологические принципы, источники и значение его изучения
1.1.История Узбекистана как наука.
Требования к подготовке высококвалифицированных специалистов с широким современным кругозором, претворение в жизнь Национальной Программы по подготовке кадров тесно связаны и с изучением курса «Истории Узбекистана». Без знания отечественной истории нет и не может быть грамотного современного специалиста, отвечающего мировым требованиям. Курс Истории Узбекистана выполняет 4 основные функции: познавательная, интеллектуально-развивающая; мировоззренческая функция; воспитательная функция; практически-политическая функция. Изучение истории позволяет раскрыть соотношение интересов различных слоев общества и их лидеров на конкретных примерах общественных явлений. Именно поэтому история всегда была, есть и будет орудием идеологической борьбы, средством влияния на политические настроения людей. В силу этого необходимо учитывать все аспекты, чтобы вырабатывать взвешенный политический курс, не сталкивать народы, не пытаться навязывать кому-либо свои концепции, взгляды, представления об образе жизни, не толкать на различного рода конфликты, а способствовать динамичному развитию общества. Непреходящее значение в изучении истории имеют общечеловеческие ценности – такие как гуманизм, патриотизм, принципы идеологии национальной независимости. Именно история Отечества, играя важную роль в духовном возрождении общества, имеет огромное значение в воспитании и формировании полноценной, всесторонне развитой личности.
1.2.Предмет и объект обучения истории Узбекистана.
Предмет История Узбекистана рассматривает общественные процессы и движения, социально-экономическое и культурное развитие народов, испокон веков живущих на территории Узбекистана. Содержание курса охватывает длительный исторический период с древнейших времен и до наших дней. Как и любое государство, и народ, Узбекистан и его народ имеет неповторимую богатую историю. Если история изучает жизнь и события, происходящие в жизни тех или иных людей, изменения которые происходят в их жизни, то история Узбекистана изучает жизнь народов проживающих на этой территории : их быт, культуру, события социально – экономической жизни , духовность. Очень уместны тут высказывания Президента И.А.Каримова : «Территория, теперь которая носит название Узбекистан, является колыбелью цивилизации не только Востока , но и мировой цивилизации. На этой земле проживали выдающиеся ученые, просветители, политики, военачальники. Основа религии и религиозных знаний заложены и воплощены именно на этой территории ».
До нашей эры и в нашей эре были сооружены ирригационные сооружения, позволившие очень рано развиться орошаемому земледелию, культура ремесла, произведения архитектуры и градостроительства свидетельствуют о высокой степени искусства. Все это, созданное, одним словом материя не связанная с нашим сознанием является объектом изучения истории Узбекистана.
Всем известно, что объявление независимости республики Узбекистан проходило в очень сложном для страны периоде. Многие считают, что независимость завоевана очень легко. Хотя на первый взгляд так оно и кажется. А на самом деле борьба за независимость в нашем регионе шла всегда и ни на миг она не утихала.
Предмет истории Узбекистана – это не только синтез различных знаний, но и неразрывно связанная с внутренними законами, накопленными веками, система знаний. Следовательно, история Узбекистана как самостоятельная наука имеет свой объект и предмет изучения.
1.3.Методологические принципы изучения истории Узбекистана.
В изучении истории Узбекистана необходимо знать её методологические и теоретические основы. Основными ключами в изучении истории Узбекистана являются методы научности, объективности, историзма.
Научность и объективность – главные методы в изучении истории. Это когда исторические события изучаются без искажений, так как они происходили. Научность и объективность определяются не субъективными выводами. Метод научности предполагает изучать историю подразделяя ее на периоды.
История Узбекистана делится на следующие периоды:
1.Первобытнообщинный строй (палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронза, железо). 2.Древний период (ранние государственные образования Великий Хорезм, Древняя Бактрия и т.д.).
3.Средние века (период развития феодализма V – XV века )
а).ранний феодализм V – IX
б).развитой феодализм IX – XV века.
4. Колониальный период (середина XIX в. – октябрь 1917 года).
5.Советский период (октябрь 1917 года – 31 августа1991 года).
6. Период независимости (1 сентября 1991 года - ….).
Еще одним из методологических приёмов освещения событий и фактов является диалектический подход. Этот метод позволяет подходить к истории как к целостному историческому процессу, но одновременно рассматривать события и факты в их постоянном развитии. Например, историю Узбекистана в первую очередь связывают с историей Центральной Азии, а они в свою очередь с мировой историей. Так как издревле на территории Центральной Азии располагались Афганистан, Иран, северная Индия народы этих стран, влияли друг на друга, были тесно связаны единой экономикой культурой, особенно с историей каракалпаков, туркмен, таджиков, персов, арабов и других народов.
Главное методологическое правило – правдивое, справедливое, независимое изучение истории.
Метод правдивости – изложение, основанное на точных фактах путем критического сравнения и сопоставления с другими периодами.
Метод историзма – изучение событий явлений с учетом времени и обстоятельства. Обязательно связываются события и явления , так как они являются составляющими единого исторического процесса. С точки зрения, например, когда возникло это событие или явление, каким изменениям подвергалось и т.д.
Нельзя рассматривать историю только с отрицательной стороны. Даже к деятельности великих ханов, беков, эмиров необходимо подходить с точки зрения социальной справедливости. Осуждать их только за происхождение будет неверным, так как история подтверждает, что в истории было много выдающихся и справедливых правителей это - учённые, великие полководцы, государственные деятели. Ибо ни одно государство как в прошлом ,так и в настоящем не обходилось без государственного правителя в какой бы то ни было форме в нашем случае это наш Президент.
В изучении истории большое место занимает изучение национальных ценностей, традиций, обычаев, религии, религиозных знаний и т.д. Необходимо к ним подходить осторожно, цивилизованно.
История свидетельствует о том, что на протяжении многих тысячелетий духовная культура делилась и изучалась как культура эксплуататоров и эксплуатируемых. Не всегда очернялась культура эксплуататорского класса. А это в конечном итоге приводило к истощению и искажению в целом духовной культуры.
Наряду с вышеперечисленными правилами изучения истории Узбекистана существуют и следующие приёмы это – сравнительный анализ, логическое умозаключение, социологическое исследование, статистические и математические приёмы.
Следовательно, методологическими и научно-теоретическими основами изучения истории Узбекистана являются: диалектический и конкретно-исторический подход к явлениям общественной жизни, принципы объективности, историзма, научности, предопределяющие изучение всей совокупности процессов и фактов. Задачей курса является изучение истории Узбекистана в тесной взаимосвязи с процессами, происходившими как в близлежащих районах, так и во всем мире. Огромное значение для изучения истории Узбекистана занимают произведения Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, имеющие принципиальное методологическое значение. Сегодня важным условием изучения истории Узбекистана является изучение студентами памятников истории и культуры Узбекистана, памятников материальной культуры, хроник, рукописей, выдающихся письменных источников прошлого. Среди них выделим вещественные, письменные, этнографические, лингвистические, устные, кино-фото, фоно - материалы и видеофонограммы.
1.4. Роль и значение истории Узбекистана в воспитании современной молодежи.
История Узбекистана имеет огромное значение в воспитании студенческой молодежи. Особенно в патриотическом воспитании, в выработке у молодежи любви к Родине. Почти каждая тема курса связана с воспитанием. Римский ученый Лукиан по этому поводу сказал следующее: «То, что я скажу вам очень старые слова, но вся правда в сердце. Сын, который не любит отца, не умеет уважать чужого отца, тот кто не любит свою Родину, тот не может ценить чужую Родину». Эти слова сказаны 2 тыс.лет назад, но настолько современны они сегодня.
«Мозговой штурм»
Что такое Родина?
Родина – это место, где родился и вырос: отечество, город, село, кишлак, дом, семья.
С Родиной обычно связывают очень близкие понятия и ценности –такие как , Родная история, Родная литература, Родная земля, чувство Родины и т.д. Поэтому история Узбекистана, как история нашей Родины, имеет очень большое значение. Границы Родины определяет её история. Поэтому остановить или повернуть историю нельзя. Известный казахский поэт Олжас Сулейменов говорит: «Наша древняя история целиком не вошла в мировую историю. История тюркских народов должна еще шире и глубже освещаться».
Поверхностное неуважительное отношение к истории и культуре своего народа привели к тому, что не только молодежь, но и старшее поколение, интеллигенция, очень плохо знают нашу историю. Так как в советское время мы очень хорошо изучали и хорошо знаем историю Юлия Цезаря, Великого Карла, Наполеона, Ивана Грозного, Петра I, Бориса Годунова, но очень плохо знали историю Амира Тимура, Улугбека, Навои, Бабура. Мы очень хорошо знали историю предводителей народных восстаний таких как: Жанна Д,Арк, Спартак, Ивана Болотникова, Степана Разина, но из родной истории таких как: Тумарис, Муканна, Махмуда Тарабий, Темура Малика, Джалолиддина Мангуберди - этих легендарных героев знаем очень плохо. Конечно это не призыв изучать только родную историю, но не зная родной истории , мы не сможем оценить мировую историю.
Новые пед.технологии: «Мозговой штурм»
Выводы: История требует к себе серьезного подхода и заставляет задуматься над политическими и экономическими мотивами происходящего, за которыми и радости, и страдания рода человеческого. Следовательно, взгляд на непрерывную цепь веков должен оставаться ясным, пытливым и пристальным, чтобы сквозь мишуру увидеть тенденции развития.
Таким образом, история формирует мировоззрение, совершенствует наш интеллект и культуру в целом. Культурного человека отличает осознанное служение Отечеству - земле, на которой он родился и вырос.
Высшая школа призвана готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих широким кругозором, глубокой социально-гуманитарной подготовкой, современным мышлением. Выпускник вуза должен быть творчески мыслящим специалистом, постоянно обогащающим свои знания. Важное место в достижении этого отводится курсу истории Узбекистана.
Достарыңызбен бөлісу: |