Музыкально-инструментальное искусство



Дата18.07.2016
өлшемі89.01 Kb.

МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО


Квалификация: бакалавр

(очная и заочная формы обучения)



ОРКЕСТРОВЫЕ ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Экзамены:

  1. Специальность (исполнение программы)

  2. Коллоквиум

  3. Сольфеджио (письменно и устно)

  4. Гармония (письменно и устно)


Духовые инструменты

Исполнение программы


Поступающий должен исполнить программу, по степени трудности соответствующую выпускной программе выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования в области оркестрового струнного искусства:

  1. Флейта

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: Э. Келлер, 12 этюдов средней трудности (2-я и 3-я тетради); Н. Платонов, 24 этюда; 30 этюдов (с № 10 по № 30), этюды П. Ягудина, В. Цыбина;

  2. Одну-две части сонаты или концерта или вариации и пье­су в сопровождении фортепиано, например: И. С. Бах, Соната № 4 До мажор; Г. Гендель, Сонаты №№ 5, 7; концерты И. Гайдна, В. Моцарта; В. Цыбин, Концертные аллегро №№ 1, 2, 3; Р. Глиэр, Мелодия. Вальс; Н. Раков, Три пьесы.

  1. Гобой

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: Л. Видеман, 37 избранных этюдов (под ред. И. Пушечникова); Ф. Ферлинг, 48 этюдов; этюды И. Люфта, Н. Назарова;

  2. Одну-две части сонаты или концерта или две пьесы в со­провождении фортепиано, например: I и II части концертов Г. Генделя, И. Гайдна; II и III части из концертов В. Моцарта; Г. Гендель, Сонаты №№ 1, 2; И. Шишков, Этюд, Элегия; А. Парцхаладзе, Песня, Танец; Р. Глиэр, Песня без слов; С. Рах­манинов, Вокализ.

  1. Кларнет

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: К. Берман, Этюды (4-я тетрадь); А. Штарк, 40 этюдов; С. Розанов, Школа игры на кларнете;

  2. Одну-две части сонаты или концерта и пьесу в сопровож­дении фортепиано, например: К. Вебер, Вариации. Концертино. Концерт № 1; Н. Римский-Корсаков, Концерт; А. Комаровский, Импровизация; С. Василенко, Восточный танец; А. Гендике, Этюд; И. С. Бах, Адажио; Л. Бетховен, Адажио; П. Чайковский, Песня без слов, Романс; Л. Компанеец, Башкирский напев и пля­ска.

  1. Фагот

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: Ю. Вайсенборн, Этюды (I и II части); А. Богданов, Этюды;

  2. Одну-две части сонаты или концерта или вариации и пье­су в сопровождении фортепиано, например: А. Баланчивадзе, Концертино; К. Вебер, Концерт; Б. Дварионас, Тема с вариация­ми; В. Моцарт, Концерт; Р. Глиер, Экспромт и Юмореска; П. Чайковский, Ноктюрн. Полька; И. Гайдн, Анданте.

  1. Валторна

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: К. Копраш, Этюды №№ 12, 13, 14,16, 19, 21, 26, 35, 36, 42, 45, 50; К. Клинг, Этюды №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10,22; Этюды К. Стари;

  2. Одну-две части сонаты или концерта или две пьесы раз­личного характера, например: Концерты И. Гайдна, В. Моцарта, Р. Штрауса, Р. Глиера; Г.Гендель, Соната № 4; А. Корелли, Со­ната № 2; Л. Бетховен, Соната; Р.Глиер, Экспромт. Ноктюрн. Интермеццо и Юмореска; А. Глазунов, Мечты; П. Чайковский, Ноктюрн. Осенняя песня.

  1. Труба

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: Ж. Арбан, Этюды; С. Баласанян, Избранные этюды; М. Брандт, Оркестро­вые этюды;

  2. I или II - III части сонаты или концерта или две пьесы различного характера, например: концерты И. Гайдна, Г. Генделя, А. Арутюняна, В. Пескина, В. Щелокова; Г. Гендель, Соната № 6 (переложение Г. Орвида); С. Рахманинов, Весенние воды; А. Арутюнян, Скерцо; Н. Раков, Рондо. Вокализ. Тарантелла.

Кроме того, поступающий должен уметь транспонировать в кронах «до», «ми-бемоль», «ля».

  1. Тромбон и туба

  1. Один этюд из пяти подготовленных, например: В. Бражевич. Школа игры на тромбоне или Школа для тубы: этюд.

  2. I или II - III части концерта или сонаты или одну-две пье­сы, например: В.Блажевич, Концерт № 2, 2-я часть; Д. Давид, Концертино, 2-я и 3-я части; Б. Марчелло, Соната, или 2 части; Н. Платонов, Концерт; Н. Римский-Корсаков, Концерт; С. Рахма­нинов, Прелюдия; К. Сен-Санс, Каватина.
Ударные инструменты

  1. Малый барабан

  1. Тремоло, < > и другие динамические комбинации: «двойки» в различных нюансах с ускорением темпа, переходам к дроби и возвращением к первоначальному движению;

  2. Один этюд, например: В. Осадчук. Ритмические этюды;

  3. Прочитать с листа ритмические этюды с употреблением синкоп, пауз и других сложных ритмических фигур; уметь ис­пользовать различные нюансы.

  1. Литавры

  1. Одиночные удары в различных ритмических фигурах с переходом на другую литавру с ускорением и замедлением;

  2. Тремоло и другие нюансы;

  3. Ритмический этюд, например: В. Осадчук. Ритмические этюды; К.Крупинский. Школа игры на ксилофоне; Оркестровые выписки (№ 20);

  4. Прочитать с листа простые и ритмические комбинации и небольшие отрывки в умеренном темпе.

Кроме того, поступающий должен уметь настраивать литав­ры и перестраивать их в пределах простейших интервалов.

  1. Ксилофон

  1. Гаммы мажорные и минорные, арпеджио различными приемами, в том числе тремоло;

  2. Один этюд (наизусть), например: Н. Платонов. 30 этюдов для флейты; К. Крупинский. Школа игры на ксилофоне;

  3. Одну-две части сонаты или концерта или две пьесы вир­туозного характера в сопровождении фортепиано, например: И. С. Бах, Концерт для скрипки Ми мажор 1 ч.; А. Лобковский, Концертная пьеса для ксилофона; В. Моцарт, Концерт для скрип­ки «Аделаида»; П. Чайковский, Русский танец;

  4. Прочитать с листа ритмические комбинации средней трудности.

Общая продолжительность программы 30-40 минут
Критерии оценки знаний и умений абитуриента по специальности

Результаты аттестационного испытания оцениваются по 100-балльной шкале, минимальный положительный результат – 50баллов:



85–100

  • Высокий уровень художественно-смысловой содержательности исполнения.

  • Высокий уровень технической и музыкальной оснащенности исполнения.

  • Профессиональное владение звуком, произведениями полифонии и сочинениями крупной формы.

  • Владение стилем исполняемого сочинения.

  • Высокая стабильность исполнения, артистизм.

65–84

  • Достаточно высокий уровень исполнения сопровождается недочетами художественного осмысления текста, небольшими текстовыми ошибками.

  • Техника исполнения преобладает над музыкальной образностью исполнения.

  • Ощущение стиля не вполне соответствует общепринятым критериям.

50–64

  • Исполнение программы носит характер механической заученности.

  • Значительное количество текстовых ошибок.

  • Слабое владение техническими приемами.

49 и ниже

  • Произведения не выучены наизусть.

  • Неспособность абитуриента исполнить технические сложности, встречающиеся в тексте произведения.

Коллоквиум


Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриен­та, его эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по специальности. Проверя­ются понимание содержания, формы и стилистических особенно­стей исполняемых произведений.

Вопросы по методике обучения игре на инструменте. Уме­ние рассказать о произведении, исполненном на экзамене, и его авторе, охарактеризовать тему, образный строй и стилистические черты сочинения, дать основание собственной интерпретации. В коллоквиум включается исполнение гаммы, двух этюдов и читка с листа.


ВОПРОСЫ КОЛЛОКВИУМА


  1. Ваш инструмент. Строение. История создания.

  2. Школа мастеров создававших оркестровые инструменты.

  3. Возможности инструмента. Его использование в различных составах.

  4. Выдающиеся исполнители на вашем инструменте.

  5. Композиторы, в творчестве которых есть произведения для вашего инструмента.

  6. Симфонический оркестр, камерный оркестр, инструментальные ансамбли, инструменты входящие в них.

  7. Музыкальные термины (итальянские, немецкие).

  8. Выдающиеся педагоги оркестровых инструментов.

  9. Ваша экзаменационная программа. Принципы подбора произведений. Трактовка. Форма произведений.

  10. Основные вопросы методики обучения в музыкальной школе.

  11. Стили и художественно-эстетические направления в музыкальном искусстве.

  12. Живопись. Художественно-эстетические направления. Художники, их творчество.

  13. Чтение с листа.



Сольфеджио


  • Двухголосный диктант с хроматизмами и отклонениями (период 8-12 тактов).

  • Спеть гаммы (минорные 3-х видов, мажорные – натуральные, гармонические)

  • Спеть и определить на слух интервалы, аккорды в тональности и от звука, аккордовые последовательности и т.п.

  • Определить на слух модуляции первой степени родства.

  • Спеть с листа 1-гослосные и 2-голосные примеры с отклонениями и модуляциями, хроматизмами, фигурацией, сложными ритмическими фигурами в простых и сложных размерах.

Гармония

  • Письменная гармонизация мелодии («бригадный учебник», задание к теме № 35; А.Мутли, разд. 15 № 394, 417 и т.п.)

  • Игра в четырехголосном складе гармонических построений (предложение, период), содержащих модуляции и отклонения в тональности 1-й степени родства, секвенции.

  • Устный ответ: гармонический анализ с листа (к примеру, «Времена года» П.Чайковского, романсы М.Глинки, прелюдии А.Скрябина),

Помимо этого абитуриент должен знать курс гармонии в объеме программы СПО.
Критерии оценки знаний и умений абитуриента по музыкально-теоретическим дисциплинам (сольфеджио, гармония)

85-100

Письменно:

  • двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает верно, или с незначительными ошибками;

  • гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства, решает верно, или с незначительными ошибками;

Устно:

  • абитуриент полностью и правильно излагает теоретический вопрос билета в объеме музыкального училища;

  • строит и играет на фортепиано модуляции 1 степени родства, различные секвенции без ошибок;

  • строит и чисто интонирует аккордовые последовательности, отклонения, модуляции 1 степени родства;

  • без ошибок определяет на слух аккордовые последовательности, содержащие отклонения, модуляции, альтерированные аккорды;

  • без ошибок исполняет заданные номера с листа (одноголосие).

65 – 84

Письменно:

  • двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает с ошибками;

  • гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства решает с ошибками;

Устно:

  • абитуриент правильно, но не полностью излагает теоретический вопрос билета;

  • строит и играет на фортепиано модуляции в тональности 1 степени родства, различные секвенции с незначительными ошибками;

  • интонирует отклонения, модуляции в тональности 1 степени родства с небольшими неточностями;

  • при анализе на слух аккордовых последовательностей, содержащих отклонения, модуляции допускает неточности, небольшие ошибки;

  • с незначительными неточностями исполняет заданные номера с листа.


50 – 64

Письменно:

  • двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает с ошибками; не полностью (60- 80%);

  • гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства решает с ошибками; не полностью (60- 80%);

Устно:

  • абитуриент излагает теоретический вопрос билета с ошибками, плохо ориентируется в логике гармонического языка;

  • строит и играет на фортепиано модуляции в тональности 1 степени родства, различные секвенции со значительным количеством ошибок;

  • неточно интонирует отклонения, модуляции в тональности 1 степени родства (завышает или занижает звучание);

  • при анализе на слух аккордовых последовательностей, содержащих отклонения, модуляции допускает существенные неточности и ошибки;

  • при исполнении заданных номеров с листа неточно интонирует, допускает ритмические ошибки, но присутствует внутреннее слышание тональности:

49 и ниже

Письменно:

  • двухголосный диктант на одном нотном стане с отклонениями, хроматизмами записывает с ошибками, в объеме 50% и менее;

  • гармоническую задачу с отклонениями, модуляцией в тональности первой степени родства решает с ошибками, в объеме 50% и менее;

Устно:

  • абитуриент неправильно излагает теоретический вопрос билета;

  • не может построить и сыграть на фортепиано модуляции 1 степени родства, различные секвенции;

  • фальшиво интонирует отклонения, модуляции в тональности 1 степени родства;

  • в слуховом анализе аккордовых последовательностей, содержащих отклонения, модуляции допускает большое количество ошибок;

  • при чтении с листа заданных номеров отсутствуют ориентация в тональности, навыки интонирования.

Каталог: images
images -> «білім беру инновациялары: кейс-стадилердің РӨЛІ. Таңдаулы тежірибелер»
images -> Ғалымның тарих мектебі сөз басы әйгілі Себастьян Бранд «Дүниедегінің бәрі де өткінші, бәрі де тозады, тек ғылым ғана мәңгілік, бәрінен де озады»
images -> Сабаққа қойылатын талаптар : Сабақтың тақырыбы бойынша оның білімдік,дамытушылық,тәрбиелік мақсаттарын дұрыс анықтау
images -> Кодекс миссиясы 3 біздің Ұстанымымыз 3 4 ҚОҒамның лауазымды тұЛҒадары мен қызметкерлерінің міндеттері 8 омбудсменмен, 14
images -> Дьюма-Ки (Duma Key)
images -> Автомобиль көлiгiмен қауіптi жүктердi тасымалдау жөнiндегi кейбiр мәселелер туралы
images -> Степанченко В. И. «Говорим. Гутарим, балакаем и применяем!» Часть I. Словник. Спб.: «Медиа групп», ООО «коста», 2009. – 176с


Достарыңызбен бөлісу:


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет