А.В. Карташев.
Очерки по истории
Русской Церкви.
Том I
Предисловие.
Введение.
Эпоха догосударственная.
Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?
Начатки христианства на территории будущей России.
І. Начало исторической жизни русского народа.
II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством.
Первое крещение Киевских руссов.
Олег (882-912 г.).
Игорь (912-942 г.).
Княгиня Ольга (945-969 гг.).
Святослав (945-972 г.).
Князь Владимир. Его обращение и крещение.
Внерусские, греческие и арабские свидетельства.
Осмысление “Повести.”
Крещение Киевлян.
Преображение самого князя Владимира.
Западный миф о крещении Руси.
Сношения Римских пап с кн. Владимиром.
Кто был первым русским митрополитом?
Деление на периоды.
Период Киевский, или до-Монгольский.
Распространение христианства.
Церковное управление в киевский период.
Епархии и епископы.
Органы епархиального управления.
Церковные законы.
Средства содержания высшей иерархии.
Приходское духовенство.
Взаимоотношения властей, церковной и государственной.
Монашество в до-монгольское время.
Христианизация русского народа.
А) Βера.
B) Нравственность (личная и общественная).
Воспитание власти государственной.
Насаждение просвещения.
Разобщение с западом.
Московский период.
А. От нашествия монголов до отпадения юго-западной митрополии.
Судьбы Русской митрополии.
Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (в. в. ХIII — XVI).
М. Кирилл (1249-1281 гг.).
Mаксим (1287 — 1305 гг.).
Петр (1308-1326 гг.).
Фегност (1328-1353 гг.).
Алексий (1353-1378 гг.).
Борьба за единство Русской Митрополии.
Михаил по прозванию (фамилии) Митяй.
Пимен.
Митрополит Киприан (1390 — 1406 гг.).
Митрополит Фотий (1408-1431 гг.).
Герасим (1433-1435 гг.).
Исидор (1436-1441 гг.).
Церковное самоуправление Москвы по изгнании м. Исидора.
Митрополит Иона (1448-1461 гг.).
Окончательное разделение Русской митрополии (1458 г.).
Феодосий (1461 — 1464 гг.).
B. От разделения митрополии до установления патриаршества (1496-1596).
Митрополит Феодосий (1461 — 1464 гг.).
Филипп (I) (1464 — 1473 гг.).
Геронтий (1473 — 1489 гг.).
Зосима (1490 — 1494 гг.).
Симон (1495- 1511 гг.).
Преподобный Нил Сорский (1433 — 1508 гг.).
Историософский вывод.
Варлаам (1511 — 1521 гг.).
Даниил (1521- 1539 гг.).
Иоасаф (1539 — 1542 гг.).
Макарий (1542 — 1563 гг.).
Стоглавый Собор.
Афанасий (1564 — 1566 г.).
Γерман.
Св. Филипп (1566 — 1568 гг.).
Кирилл IV (1568 — 1572 гг.).
Антоний (1572 — 1581 гг.).
Дионисий (1581 — 1587 гг.).
Иов.
Богословские споры.
Стяжательство и нестяжательность.
Публицистика князя-инока Вассина.
Максим Грек.
Ереси.
Предтечи стригольников.
Стригольники.
Ересь жидовствующих.
Ересь Башкина и Косого.
Дело игумена Артемия.
Дело дьяка Висковатого.
Юго-западная митрополия от разделения Русской Церкви в 1458 году до Брестской унии 1596 года.
Список западно-русских православных митрополитов, правивших с 1458 по 1596 гг.
Великие Князья Литовские, ставшие с 1386 года вместе и Королями Польскими.
1569 г. объединенная Польша.
Общее положение Русской Церкви в
Литовско-Польском Государстве.
Состояние церковных дел при отдельных митрополитах.
Митрополит Григорий Болгарин (1458-1473 гг.).
Митрополит Мисаил (1475-1480 гг.).
Митрополит Сименон (1480-1488 гг.).
Иона Глезна (1488-1494 гг.).
Митрополит Макарий (1494-1497 гг.).
Митрополит Иосиф I Болгаринович.
Митрополит Иона II (1503-1507 гг.).
Митрополит Иосиф II Солтан (1507-1522 гг.).
Внутренние церковные взаимоотношения.
Положение в бывшей Галицкой митрополии.
Митрополит Иосиф III (1522-1534 гг.).
Митрополит Макарий II (1534-1555 гг.).
Вопрос ο Галицкой митрополии.
Общая характеристика положения православной церкви за первую половину XVI века: правление Сигизмунда I (1506-1548 гг.).
Протестантизм в Польше и Литве.
Сигизмунд II Август вел. князь Литовский с 1544 г. и король польский с 1548 - 1572 гг.
Еретики.
Положительная сторона либерализма Сигизмунда Августа для православия.
Митрополит Сильвестр Белькевич (1556-1567 гг.).
Иона III Протасевич (1568-1576 гг.).
Литовская государственная уния (1569). Римо-католическая реакция. Иезуиты в Польше.
Илья Иоакимович Куча. (1576-1579 гг.).
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.).
Русское православное просвещение.
Острожская Библия 1580-81 г.
Острожская школа.
Братства.
Виленское Св. Троицкое Братство.
Братские школы.
Литературная борьба русских.
Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.).
Сигизмунд III (1587-1632 гг.).
Зачатки унии.
У н и я.
Приезд патриарха Иеремии II.
Митрополит Михаил Рогоза (1589 — 1596 гг.).
Открытая борьба за унию и против нее.
Политический союз православных с протестантами.
Действие в Риме.
Брест-Литовская Уния 1596 г.
Собор. Начало борьбы с унией.
Открытие собора.
После Брестского собора.
В противовес этим двум крайностям, мы — взрощенные старой нормальной Россией, продолжаем носитъ в себе опытное ощущение ее духовных ценностей. Наше предчувствие нового возрождения и грядущего величия и государства, и Церкви питается отечественной историей. Пора приникнуть к ней патриотически любящим сердцем и умом, умудренным трагическим опытом революции.
Автор этих исторических уроков не считал бы себя в праве загромождать ни книжного рынка, ни полок библиотек настоящим трудом, если бы не антихристианская революция, ужасающе понизившая научнобогословский уровень русской церкви. Уже до революции в культивировании нашей дисциплины произошла необычная, почти тридцатилетняя остановка. После IV тома “Руководства” проф. Доброклонского (1893 г.) только новые переиздания Учебника проф. Знаменского еще напоминали о том, что попечение об обновлении систематического изложения Истории Русской Церкви не забыто теми, кому о том ведать надлежит. Революция принесла новое многолетие паралича. Таким образом, на месте этого опустошения становится не лишним и практически полезным любой, даже не претендующий на новую научную разработку, повторительный и обобщительный труд по Истории Русской Церкви. Только протянуть в этом смысле руку связи через провал революции от старого российского поколения досточтимых великанов нашей специальности к грядущему новому великану кабинетного труда в нашем освобожденном отечестве и освобожденной церкви — такова скромная задача настоящих Очерков.