«Детская энциклопедия»
№ 6’ 1997
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Автор-составитель: Оксана Остапчук
Аккомпанемент
Этим термином чаще всего обозначают музыкальное сопровождение пения. Но устройство органа, фортепиано, аккордеона, гитары вполне позволяет одновременно и вести мелодию, и аккомпанировать самому себе, например брать аккорды.
Аккорд — сочетание трех или больше звуков, взятых одновременно. При этом должно выполняться только одно обязательное условие — благозвучность. Недаром по-итальянски accordo значит "согласие", "гармония".
Аккордеон — так назвал свое изобретение венский мастер Кирилл Демианов. Он запатентовал аккордеон в 1829 г., а спустя всего 20 лет созданный им инструмент был уже известен во всем мире. На первых аккордеонах было всего по пять кнопок с каждой стороны. Стоило растянуть мех, нажать на кнопку — и связанный с ней клапан открывал доступ к одному из звучащих язычков. Чем ниже кнопка, тем выше получался звук. А уникальность инструмента состояла в том, что кнопки с левой стороны давали сразу целые аккорды. У современных аккордеонов принцип действия остался тем же (их причисляют к пневматическим духовым инструментам), а вот возможности инструмента значительно расширились. Теперь справа у него — клавиши, заменившие кнопки, для звуков четырех октав, а слева — 120 кнопок для воспроизведения всевозможных аккордов.
Альт относится к семейству струнных смычковых инструментов. От своей ближайшей родственницы, скрипки, он отличается не только размерами, как это могло бы показаться на первый взгляд. Это не просто "большая скрипка". У альта свой голос — более низкий и глубокий, чем у скрипки, но и более грубый — ведь и струны у альта толще. Правда, альту сложно спорить со скрипкой по чистоте и силе звучания. Дело в том, что по правилам акустики его корпус должен быть не меньше 46 сантиметров в длину. Такие инструменты делали в прошлом и Страдивари, и Амати, и Вильом. Но не много музыкантов с такими длинными руками находилось — ведь альт, как и скрипку, держат во время игры на плече. Тогда пошли на компромисс и стали делать альты меньшего . размера, но при этом утратилась красота | тембра.
Амати — семья итальянских скрипичных мастеров, живших в Кремоне в XVI—XVII вв. Основателем династии считают Андреа Амати (1535—1611). Свою первую скрипку он сделал в 11 лет. И тогда еще никто не догадывался, что эта скрипка станет первой из множества совершеннейших инструментов кремонской школы.
Амбушюр (от французского bouche — "рот") — особое положение губ и языка музыканта при игре на духовых инструментах, оснащенных специальной голосовой трубкой — мундштуком: флейте, кларнете, саксофоне, валторне, тромбоне, трубе. Отсюда и второе название мундштучных — амбушюрные.
Андреев Василий Васильевич (1861-1918) — русский музыкант, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Созданный им в 1897 г. ансамбль балалаечников представлял русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Ансамбль
По-французски ensemble значит "вместе". Это название закрепилось в музыке за концертным коллективом исполнителей, в составе которого не более 10 человек и где каждую партию исполняет, как правило, один инструмент. Исключение составляют только скрипки. Например, в струнном квартете — две скрипки, альт и виолончель.
Аппликатура — иноязычный термин, соответствующий русскому "пальцовка". Им обозначают последовательность движения пальцев при игре на клавишных инструментах. Но не только на них. Ведь и скрипачу, и виолончелисту полезно будет знать, как лучше расположить пальцы, чтобы можно было легко сыграть даже самые быстрые пассажи.
Арфа — один из древнейших инструментов в семье струнных. По принципу игры она относится к иной, чем скрипка, ветви инструментов — щипковым: играют на арфе обеими руками, поочередно защипывая струны. Самые ранние изображения арфы — древнеегипетские — относятся к 3 тысячелетию до н.э. Уже тогда была найдена идеальная форма инструмента — треугольная рама с натянутыми струнами. Вот только струн было гораздо меньше, да и сама арфа была намного компактнее. Ее использовали сначала только для сопровождения голоса. Под ее аккомпанемент пел хор в Древней Греции. Во времена средневековья ручные арфы всегда имели при себе странствующие певцы — трубадуры и миннезингеры. Только в XVIII в. арфа прочно обосновалась в оркестре. Тогда же увеличивается количество ее струн, расширяются возможности. Сейчас у арфы — 50 струн. При помощи специальных педалей, изобретенных в начале прошлого века, звук каждой струны можно повысить или понизить на полтона или даже на целый тон. Нежную арфу заглушить совсем несложно, и поэтому ее партию исполняют часто два, а то и три инструмента.
Балалайка. Без нее невозможно представить себе ни один оркестр народных инструментов. За без малого три века своего существования (первое упоминание о балалайке встречается в 1715 г.) она стала настоящим музыкальным символом России. Создавший ее мастер, чье имя так и осталось неизвестным, позаимствовал у гуслей принцип игры, а у мандолины — строй и выпуклый корпус, только изменил его форму на треугольник. Но характер у нашей трехструнки совсем другой — озорной, веселый. Не случайно ее название — балалайка перекликается со словами "балабонить", "балагурить".
Банджо - далекий африканский родственник балалайки, ведь оба инструмента относятся к группе струнных щипковых. Правда, внешне у них гораздо больше отличий, чем сходства. У банджо — длинная шейка, а корпус похож на односторонний барабан. Струны на банджо защипывают при помощи специальной пластинки — плектра. Он и создает характерный сухой звук инструмента. На родине, в Африке, под аккомпанемент банджо исполняли народные песни. Но чтобы увидеть этот инструмент сейчас, совсем не обязательно ехать в Африку. Можно просто сходить на джазовый фестиваль — и вы обязательно встретитесь там с банджо.
Бандура — украинский народный инструмент, известный с XV в. Ее считают наследницей древнегреческой пандуры — струнного щипкового инструмента, а кроме того, она состоит в близком родстве с лютней и мандолиной. Чтобы убедиться в "этом, достаточно посмотреть на ее корпус грушевидной формы, выпуклая часть которого склеена из узких деревянных дощечек. Протяжный густой голос бандуры удивительно сочетается с мелодичными украинскими песнями и думами, и используют инструмент чаще всего для сопровождения.
Барабан можно с полным основанием считать одним из древнейших музыкальных инструментов. У разных народов и в разные времена барабаны могли принимать самый неожиданный вид. Главное требование к барабану - гулкий, мощный звук, такой, чтобы его можно было услышать даже на очень большом расстоянии. Ведь основным назначением барабана в древности было передавать сигналы. Язык барабанов с этой же целью применяют и сегодня некоторые африканские племена. Темп и ритм барабанной дроби может рассказать соседям за сотни километров о радостном или печальном событии, предупредить о приближении опасности.
Барабан большой (тур) — основа, фундамент современного оркестра. Двухсторонний или односторонний, он обладает самым мощным, но одновременно и самым мрачным голосом из всех оркестрантов. Регулировать громкость звука большого барабана очень сложно — слишком большие размеры у инструмента. Рассказывают, как однажды во время репетиции дирижер в течение часа безуспешно пытался добиться от музыканта, играющего на большом барабане, тихого звучания. Как тот ни старался — все равно звук казался дирижеру слишком громким. Тогда музыкант решил схитрить и пропустил свое вступление. Дирижер остался доволен. Но заметил: "Можно было бы еще чуть-чуть тише".
Барабан малый называют еще военным. В свое время боевая атака начиналась с резкой барабанной дроби военного оркестра. Он не только намного меньше, чем его большой тезка, но и отличается по конструкции: внутри его корпуса, прямо под натянутой кожей — мембраной, находятся маленькие стальные пружины или струны. Они создают характерный звук барабана — трескучий, чуть дребезжащий. Барабанщикам, искусно владеющим двумя маленькими палочками с войлочными головками, подвластны самые сложные ритмы, самая стремительная дробь. Но труднее всего — научиться выдерживать нужный темп. Вспомните "Болеро" Равеля. Там малый барабан становится главным инструментом — ведь он задает темп для всего оркестра.
Батов Иван Андреевич (1767—1841) — крепостной графа Н.П. Шереметева, прославившийся на всю Россию благодаря своим удивительным гитарам, которые и сейчас считаются одними из лучших.
Баян получил свое название в честь легендарного былинного певца. В 1929 г. по заказу гармониста-виртуоза Якова Орланского-Титаренко русскому мастеру Петру Стерлигову удалось создать усовершенствованный вариант западного аккордеона. У нового инструмента вместо изначальных пяти-десяти справа располагалось 52 кнопки для четырех октав, а слева 100 кнопок для аккордов во всех тональностях. Баяну стали доступны самые сложные мелодии, специально для него были сделаны переложения произведений для органа, фортепиано и даже оркестра. Многоголосый инструмент без труда может поменять и тембр, и если верхние его звуки напоминают звучание кларнета, то нижние — почти копия голоса фагота. Принципиальной разницы между современным баяном и аккордеоном нет, но по традиции правую сторону баяна занимают кнопки, а у аккордеона мелодию играют на клавишах.
Бём Теобальд (1794-1881) — флейтист придворной мюнхенской капеллы, совершивший настоящую революцию в сфере деревянных духовых. В 1832 г. он создал флейту собственной конструкции, уточнил место и размер отверстий для пальцев, а кроме того, оснастил инструмент удобной и практичной системой клапанов. Позже клапаны позаимствовали у флейты кларнет, гобой и фагот.
Бубен пришел к нам с Востока. Он реагирует на малейшее прикосновение. Стоит дотронуться до его тонкой кожи — и сразу же отзовутся расположенные в прорезях по бокам маленькие медные тарелочки или бубенчики. Без задорно звенящих бубнов не обходится ни один цыганский танец. А в оркестре ему поручают самые сложные ритмические фигуры.
Бурдон — один из самых низких регистров органа. Бурдонные звуки создают фон, основу для мелодии. У них есть еще такое важное отличительное свойство, как протяжность, длительность. Такие низкие протяжные звуки кроме органа издают еще волынка, зурна. При этом во все время звучания их высота, как правило, не меняется.
Бушман Фридрих — так звали настройщика органов, которому впервые пришла в голову идея создать клапанный механизм с мехами, где воздух заставлял звучать металлические язычки. Было это в 1822 г. Так появился пневматический механизм для настройки, который стал прообразом и губной гармошки, и аккордеона с баяном.
Валторна. Название этого медного духового инструмента происходит от немецкого waldhorn, что переводится как "лесной рог". Ее стремительно расширяющаяся на конце труба действительно напоминает древний охотничий рог, только очень длинный. Труба валторны для удобства несколько раз согнута. Инструмент обладает проникновенным, певучим голосом, и потому ему поручают самые задушевные мелодии, как, например, в 5-й симфонии Чайковского. Валторну стали включать в состав оркестра в XVII в. Но тогда она выглядела немного иначе и играть на ней было очень сложно. Чтобы перейти в другую тональность, музыканту приходилось присоединять к инструменту дополнительные трубки разной длины. Дополнительные трубки (7 штук) есть у валторны и сейчас, но теперь они встроены в корпус и включаются мгновенно при помощи системы вентилей.
Вентиль — специальное устройство в медных духовых инструментах, которое позволяет быстро менять их строй. Один вентиль заведует только одной дополнительной трубкой, каждая последующая делает инструмент длиннее ровно настолько, чтобы звук стал ниже на 1 тон. И по сути каждый из медных духовых — это не один инструмент, а целый набор инструментов разной длины. Вентили располагают близко друг к другу, чтобы ими было легко управлять. А разработали систему вентилей совсем недавно — в начале прошлого века.
Вибрато — особый прием игры на смычковых инструментах, когда музыкант, проводя смычком по струне, одновременно прижимает ее пальцами левой руки к грифу. Равномерное колебание пальцев, придерживающих струну, почти незаметно для глаза. Но едва уловимая вибрация делает звук выразительным и удивительно похожим на человеческий голос.
Вибрафон представляет собой всего лишь набор тонких металлических пластинок разной длины (поэтому он и относится к металлофонам). Но стоит ударить по одной из них палочкой с войлочной головкой — и пластинка зазвучит. Уникальный вибрирующий тембр придают инструменту трубочки-резонаторы под пластинками. Сконструировали его в Америке в 20-е гг. нашего века, а теперь его часто можно встретить и в симфоническом, и в эстрадном оркестре. Хотя вибрафон относится к ударным инструментам, на нем можно сыграть мелодию — ведь у каждой пластинки свой звук. И мелодия получится яркая, необычная, как в "Марше Черномора" из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила".
Вильом Жан Батист (1798 — 1875) — скрипичных дел мастер, живший во Франции в прошлом веке. Ему, одному из немногих, удалось ближе всех подойти к разгадке тайны звучания старинных скрипок. Его имитации инструментов Страдивари совсем немного проигрывали оригиналам, а собственные скрипки, альты, виолончели и контрабасы были едва ли не лучшими для своего времени.
Виола — предшественница скрипки и вообще всех смычковых современного оркестра. В Европу виолу завезли арабы в XIV—XV вв. В то время были известны виолы самого разного строя — от тенора до баса. Одни виолы во время игры держали на плече (viola da braccio), как позже скрипку и альт, другие, подобно виолончели и контрабасу, ставили на пол (viola da gamba). Современные смычковые унаследовали в общих чертах форму виол с плавными фигурными вырезами по бокам, а вот от порожков на грифе — ладов, которые были у виолы, скрипичные мастера отказались. У виол был нежный мягкий голос, но, увы, очень слабый — слишком близко друг к другу располагались их струны. Сейчас старинный инструмент можно увидеть только в музее, а его место в концертных залах с XVII в. занимают более совершенные детища Амати, Гварнери, Страдивари и их продолжателей. Но виола долго не хотела сдаваться. Еще в XVIII в. во Франции был написан трактат "В защиту басовой
виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели".
Виолончель стала равноправным членом оркестра только в XVIII в. Помогли виолончели победить басовую виолу золотые руки великих кремонцев — Амати, Страдивари. Сегодня сложно найти другой инструмент, который бы так тонко передавал прелесть печальных мелодий и тончайшие оттенки настроения. Глубокий матовый голос виолончели прекрасно слышен и в оркестре, и в небольшом ансамбле. Правда, играть на виолончели не так-то просто из-за большого размера, длинного смычка и достаточно толстых струн. Играют на инструменте сидя, а для устойчивости закрепляют его при помощи специальной подставки — шпиля.
Волынка — народный духовой инструмент, с древних времен известный у разных народов Европы. Ее традиционно считают национальным инструментом Шотландии. А вот русское название инструмента — волынка напрямую связано с украинской Волынью, где этот инструмент всегда был очень популярен. Но, оказывается, уже в Древнем Риме волынку можно было услышать и в театре, и во время военных походов. Инструмент состоит из меха из высушенной и вывернутой наизнанку шкуры козы или овцы и трех трубочек: на одной из них (с дырочками) играют, как на свирели, а две другие, если сжать мех, дадут долгие протяжные бурдонные звуки постоянной высоты (см. рис. на стр. 13). Из-за этих надоедливых звуков и возникло выражение: "Тянуть волынку"/
Высота основная характеристика музыкального звука. Этот термин ввели для того, чтобы обозначить условное место звука в музыкальном пространстве. На самом деле определить, какой из звуков высокий, а какой — низкий, можно только в сравнении с другими. С точки зрения физики звуки разной высоты отличаются количеством колебаний в секунду — частотой. У каждого инструмента свой набор звуков по высоте — диапазон. Чем больше и массивнее инструмент, тем более низкие звуки он издает. Гобой — сопрано среди деревянных духовых. Его длина около 65 сантиметров, в четыре раза длиннее его фагот, и это уже — настоящий бас.
Гармоника — общее название для таких не похожих друг на друга инструментов, как ксилофон, фортепиано, аккордеон. Дело в том, что все они устроены по одному принципу. Чтобы получить ряд звуков разной высоты, в них используют набор элементов, каждый из которых может дать только один звук. В ксилофоне звучащие элементы — брусочки дерева, в вибрафоне — металлические пластинки, в фортепиано — струны, в аккордеоне — язычки. При этом из отдельных элементов — звуков можно составить множество сочетаний — аккордов.
Гармошка — народная разновидность ручной гармоники (аккордеона), завезенной в Россию в 1830 г. Первым наладил выпуск заморского чудо-инструмента, переделанного на местный лад, тульский мастеровой Иван Сизов. Инструмент пришелся ко двору. Ведь это был настоящий переносной оркестр: тут тебе и мелодия, и аккомпанемент, и настраивать его не надо. А размеры у инструмента такие, что его можно было брать с собой и на прогулку, и на свадьбу. Его стали ласково называть "гармошка, гармонь". Не прошло и десяти лет, как появилось у гармошки множество разновидностей: саратовская, череповецкая, елецкая, вятская. И у каждой — свой строй, свои напевы, свои узоры на мехах.
Гармошка губная — самый маленький из язычковых духовых инструментов. У нас она так и осталась иностранкой, забавной детской игрушкой. А во Франции, в Германии вот уже почти 150 лет она считается одним из самых популярных народных инструментов. Сконструировал ее в середине прошлого века немец Христиан Месснер на основе все того же настроечного язычкового устройства Бушмана. Все 15 язычков гармошки он закрепил на общей рамке, которую поместил в деревянный корпус с дырочками. Количество дырочек точно соответствовало числу язычков, а чтобы инструмент зазвучал, нужно было дуть в одну из дырочек. Сто с лишним лет спустя губную гармошку решили усовершенствовать. Вместо множества дырочек оставили только одно вдувное отверстие, а чтобы воздух поступал к язычкам, приспособили клапаны. Теперь на таком инструменте можно было не только играть мелодию, но и брать простейшие аккорды. Называют новый духовой триолой или мелодикой.
Гварнери — династия скрипичных мастеров из итальянского города Кремона. Из поколения в поколение передавались в ней секреты создания скрипок и виолончелей, которые до сих пор считаются непревзойденными. Скрипка, сделанная в начале XVIII в. одним из представителей династии — Джузеппе Гварнери (1698—1744), принадлежала Никколо Паганини.
Геликон — один из самых больших духовых инструментов. В духовом оркестре геликон стоит на заднем плане рядом с тубой — слишком мощный и густой у него голос. Инструмент делают овальной формы, а трубку сгибают так, чтобы через нее можно было продеть голову и руку. Отсюда и название, ведь НеНкоз переводится как "спираль". На геликоне удобно играть даже на ходу, а многократно свернутая трубка придает звуку мягкость.
Гитара
Сегодня ее назовут самым популярным инструментом девять из десяти опрошенных. Но так было не всегда. Название "гитара" возводят к древнегреческому "кифара". Но вполне возможно, что в те далекие времена так именовали любой инструмент с кузовом, струнами и грифом.
Точно установлено только то, что инструмент с плоским корпусом и той характерной гитарной формой, которая сохраняется и теперь, был известен в Испании уже в XIII в. Правда, тогда струн у гитары было пять и делали их двойными — чтобы усилить звук. Первые шестиструнные гитары, которые сейчас называют концертными или классическими, появились в Европе в 80-е гг. XVIII в. И если на сцене гитаре пришлось бороться с такими опытными соперницами, как лютня, а потом и скрипка, то в гостиных ей не было равных. Настоящей царицей салонов стала русская семиструнка. Она родилась в самом начале прошлого века и с тех пор прочно ассоциируется с романсом — оказалось, что ее тембр удивительно сочетается с голосом. От своей старшей шестиструнной сестры она отличается очень мало. У обеих гитар одинаковый диапазон, только у семиструнки меньше интервал между звуками, на которые настроены струны. Поэтому и аккорды для сопровождения романсов брать на ней легче и удобнее. Уже в нашем веке у гитары появилась и еще одна разновидность — электрогитара, а сегодня в зависимости от роли, которую она играет на сцене, различают соло-гитару, бас-гитару и ритмическую гитару.
Глиссандо — плавный скользящий переход от одного звука к другому. Чтобы добиться подобного эффекта на струнных, быстро проводят смычком или плектром вдоль струны, а на пианино проводят ногтем по клавишам.
Гобой был известен в Древнем Египте и Греции еще в прошлом тысячелетии. Но современный вид он принял только в середине XVIII в., после того, как были изобретены клапаны. А вот двойной пищик —трость, которая, вибрируя, придает звуку особую выразительность, — инструмент унаследовал от своего далекого предка —свирели. Как и свирель, гобой относится к разряду деревянных духовых. Сегодня его делают из ценного черного дерева. С французского его название — hautbois можно перевести как "громкое дерево". В оркестр гобой попал только в конце XVIII в., но его можно с полным основанием считать главным из оркестрантов — ведь он дает основной тон для настройки всех остальных инструментов. Альтовая разновидность гобоя— английский рожок — немного больше обычного инструмента и звучит на квинту ниже. Из-за особой формы раструба — грушевидной — сильнее становится и характерный носовой призвук. Недаром гобою традиционно поручают экзотические восточные мелодии.
Гонг — восточный гость в семье ударных. С глубокой древности подвешенный на тросике бронзовый диск с загнутыми краями, издающий после удара гулкий тревожный звук, использовали как сигнальный инструмент. Звук гонга и сейчас может послужить сигналом, например, к началу поединка в боксе. А в оркестре композиторы используют его, чтобы передать ощущение страха, тревоги.
Гриф — длинная узкая пластинка из дерева или пластмассы, наклеенная на шейку струнных инструментов, над которой натягивают струны. Уже в самых древних щипковых — кифаре, лютне — обнаружили, что высоту звука можно менять, если в разных местах прижимать струну к грифу. Сначала струны настраивали интуитивно, и только в XIII— XIV вв. в тех местах, где звук получался самым чистым, сделали специальные порожки — лады.
Гусли произошли, как считают, от древнегреческого монохорда — устройства для настройки с одной струной, натянутой на плоском деревянном ящике. Позже деревянный корпус стали делать разных размеров и натянули не одну, а множество струн разной длины, которые во время игры защипывали пальцами или плектром. Такие инструменты получили у разных народов разные названия: цимбалы, чатхан, кантеле, кюсле. Русское название "гусли" (густы) образовано от слова "гудеть". Самый древний инструмент возрастом 900 лет обнаружили археологи во время раскопок в Новгороде. Это были те самые звончатые гусли, на которых, по легенде, играл Садко. Если бы не их волшебное звучание, зачаровавшее слух морского царя, не миновать бы ему смерти в подводном царстве. А так удалось и корабль с товаром от бури спасти, и почти получить в жены морскую царевну. Это уж по собственному желанию убежал сказочный герой из подводного дворца. В прошлом веке на основе старинного инструмента мастера создали специально для оркестра две новые разновидности гуслей — щипковые и клавишные с диапазоном в пять полных октав.
Дека — часть корпуса струнных музыкальных инструментов, служащая для отражения и усиления звука.
Диапазон — звуковой набор голоса или инструмента — от самого высокого до самого низкого. Самый широкий диапазон у органа: ему подвластны почти все музыкальные звуки. Иногда для того, чтобы расширить диапазон инструмента, создают его новую разновидность с тем же тембром, но большего размера. Например, басовая флейта в два раза длиннее обычной. А когда-то существовала и контрабасовая флейта — бомбарда длиной два метра. Сконструировал ее придворный флейтист Людовика XV Оттер.
Достарыңызбен бөлісу: |