АВТОСТЕРЕОТИПЫ И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПЫ В
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Кафедра ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ, группа 620-2
ТУСУР. Томск, 2014.
Н.В. ШИМБЕЛЬ, shinv_93@mail.ru
Е.В. СОБОР, ekaterina_sobor@mail.ru
Научный руководитель: Орлова Вера Вениаминовна - доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии, директор НОЦ СГТ ТУСУР.
Статья посвящена исследованию особенностей авто- и гетеростереотипов восприятия русской и казахской этнических групп. Основное содержание исследования составляет изучение этностереотипову представителей русской и казахской национальностей. Значительное внимание уделяется направленности негативных гетеростереотипов.
Ключевые слова: автостереотип, гетеростереотип, межэтническое восприятие
AVTOSTEREOTIPY AND GETEROSTEREOTIPY IN THE INTERETHNIC RELATIONS
The article is devoted to the research of auto-and geterostereotipov perceptions of Russian and Kazak ethnic groups. The main content of the research is to study etnostereotipov of Russian and Kazakh. Considerable emphasis is placed on the focus of negative geterostereotipov.
Keywords: auto-stereotype, geterostereotip, interethnic perceptions
В жизни мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда, видя на улице человека другой национальности, склонны приписывать ему определённые личностные качества, поступки.
Зная (или предполагая) национальность человека, с которым мы вступили во взаимодействие, мы невольно наделяем его определенными качествами, присущими, на наш взгляд, представителям данного народа. Происходит это в силу действия психологического механизма стереотипизации, который включается всякий раз, когда мы сталкиваемся с явлением или ситуацией, не требующей подробного и глубокого анализа. Явление стереотипизации - характерная особенность переработки личностью внешнего воздействия. Она тесно связана со стремлением человека "рассортировать" полученную им информацию, "разложить ее по полочкам" в сознании. Формирование и функционирование таких феноменов, как этнический стереотип, не могут быть поняты в отрыве от исторической, политической и экономической основы развития общества.
В условиях современного развития общества всё большую актуальность приобретает проблема адекватного представления, познания другого этноса. Так как у людей различных наций существуют разные стереотипы, которые сильно не совпадают и для продуктивного взаимодействия нужно видеть, знать и понимать разные взгляды на одни и те же вещи.
Таким образом, межэтническое восприятие людьми друг друга является одним из ключевых условий понимания и взаимодействия представителей различных культур. Этнические стереотипы являются важной составляющей межэтнического восприятия. От того насколько точны (если можно так сказать) будут наши стереотипы восприятия других народов, зависит наше более успешное сотрудничество без экономических, политических катаклизмов, никому не нужных войн и многого другого.
В своей работе мы хотели бы рассмотреть и изучить автостереотипы (образ своей этнической группы) и гетеростереотипы (образ представителя иной этнической группы) русских и казахских студентов нашего университета.
Целью нашего социологического исследования являлось изучение особенностей автостереотипов и гетеростереотипов восприятия представителей русской и казахской этнических групп.
Задачами исследования были: 1) теоретический анализ проблемы этностереотипов; 2) эмпирическое изучение авто- и гетеростереотипов; 3) исследование направленности негативных гетеростереотипов; 4) изучение содержания этнических стереотипов у представителей русских и казахских этнических групп.
Объектом исследования являлись представители русского и казахского этносов из числа студентов ТУСУРа.
Предметом исследования выступили авто- и гетеростереотипы русских и казахских студентов ТУСУРа.
Для решения первой задачи мы раскрыли суть следующих понятий.
Этнический стереотип (Ethnic Stereotype, от др. греч. στερεός – твёрдый, объёмный и τύπος – отпечаток) – один из видов социальных стереотипов, представляющий коллективное устойчивое эмоционально окрашенное, обобщённое и упрощённое представление одной этнической группы о другой этнической группе и о самой себе, сложившееся главным образом на уровне обыденного сознания и нередко передаваемое следующему поколению в виде однозначных сущностей. Иными словами, этнический стереотип – это схематизированные и чрезвычайно устойчивые образы какой-либо этнической группы, легко распространяемые на всех её представителей. Они часто бывают неточными и/или искажёнными, хотя и содержат зерно истины. Этнические стереотипы поведения в явной или скрытой форме существуют во всех областях жизнедеятельности этносов и в каждую конкретную эпоху воспринимаются этносом как единственно возможный способ сосуществования с другими этносами.
В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы приоритетные оценочные мнения о психологических особенностях и поведении людей другой национальной группы, её моральных, умственных, физических качествах, суждения об указанных качествах, но в нём также может присутствовать и предписание к действию в отношении людей данной национальности.
Типологически этнические стереотипы подразделяются на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы – это представление членов конкретной этнической группы о самих себе. В данном случае объектом этнического стереотипа являются наиболее типичные представители своей этнической группы. Автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок. Но иногда среди этнических меньшинств встречается и отрицательные самооценки. Подобные группы с низким статусом могут соглашаться с их относительно более низким положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы. Но в целом автостереотипы имеют сбалансированность положительных и отрицательных элементов.
Гетеростереотипы – это образы представителей других этнических групп, сложившиеся в данной группе. Гетеростереотипы могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов. В их содержании следует отличать относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и трудовых контактах, и ряд других изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа. Изменчивость оценок связана с меняющейся ситуацией в межнациональных и межгосударственных отношениях. В основе гетеростереотипов лежит такое свойство, как антропо-стереотипичность, т.е. обусловленность стереотипа внешним обликом индивида. Внешность часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию об этнической принадлежности субъекта. Признаки, из которых слагаются внешний облик и поведение, могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. В гетеростереотипах на уровне обыденного сознания внешний облик представителя соответствующей этнической общности чаще всего связывается с определенными психологическими чертами человека. На основе этих стереотипов неизбежно создаются соответствующие типы межэтнического общения и поведения людей.
Этнофор (от греч. ethnos - племя, народ итальянск. fora - наружу, вперед) - индивидуальный носитель определенной этнической культуры и национальной психики.
Обозначим также, что под терминами «русских» и «казахов» мы будем понимать уроженцев России и Казахстана. Таким образом, коренное отличие наших респондентов будет именно в месте рождения и проживания в определенной стране до наступления совершеннолетия.
Образы типичных представителей той или иной нации в стереотипной форме присутствуют в этническом сознании каждого народа. С точки зрения А.А. Бодалева, этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и чрезвычайно устойчивые образы каких-либо этнических групп или общностей, легко переносимые на всех представителей этих групп.
Существенными компонентами этнических стереотипов являются национальный характер, ценностные ориентации, типичные черты внешнего облика.
Национальный характер − совокупность наиболее устойчивых психологических качеств, сформированных у представителей нации в определенных природных, исторических, экономических и социально-культурных условиях ее развития.
Итак, национальный характер — некоторые общие черты психики, связанные с культурным единством членов этноса. Чтобы считаться типичными для того или иного этноса, черты характера должны быть присущи значительной части его членов.
Направленность национального характера обусловлена системой побуждений — совокупностью потребностей, интересов, установок и идеалов.
Формой проявления национального характера служат этностереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности. Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они влияют на этнические симпатии — антипатии, национальные установки, обусловливающие межэтническое взаимодействие людей.
Этностереотипы формируются на основе избирательности— сопоставления своей этнической общности с другими («нас» с «не-нами»), хотя далеко не всегда это сравнение и сознается этнофором. Наряду с другими факторами этностереотипы обусловливают характер национальных отношений, способствуя формированию образов «хороших» и «плохих» народов (союзников—партнеров—соперников—врагов) и, таким образом, косвенно обеспечивают позитивный или негативный характер этнической комплиментарности.
Этностереотипы формируются как в процессе непосредственного межнационального общения, так и в неорганизованных формах передачи информации (слухи, анекдоты, поговорки и т. п.), базируются на предубеждениях, уходящих корнями в исторические традиции, передаются через художественную литературу и фольклор.
Вот как отражают, в частности, черты национального характера русские пословицы. Автостереотипы: «Русский терпелив до зачина», «Русак умен, да задним умом», «Русский любит авось, небось, да как-нибудь» и т. п. Гетеростереотипы: «Хохол глупее вороны, да хитрее черта», «Цыган что голоднее, то веселее», «Что русскому здорово, то немцу смерть» и т.п. Хотя многие из них устарели и отражают одну лишь этноисторическую реальность, в той или иной степени они откладываются в коллективной памяти народа, ретранслируются в современных оценках.
Насколько этностереотипы можно рассматривать как действительно достоверные индикаторы национального характера? В связи с этим неизбежно возникает ряд проблем, а именно: корректности (противоречивость стереотипа об одной и той же этнической общности свидетельствует о том, что стереотип не столько зависит от реальных особенностей описываемого народа, сколько от чувства вражды или дружбы, которые испытывают к нему носитель стереотипа); проекции (этностереотип— своего рода проективный тест, при котором люди перед лицом неструктурированной ситуации обнаруживают собственные психологические особенности); обратного влияния (положительный гетеростереотип может вызвать негативный автостереотип, если этнофор поставлен в ситуацию сравнения); гомоописания (автостереотипы, как правило, отличает более благоприятная оценка, чем гетеростереотипы).
Наше социологическое исследование авто- и гетеростереотипов студенческой молодежи основано на количественном методе сбора информации. Нами использовались самые различные варианты выявления оценочных суждений при помощи анкетирования, а именно, наиболее распространенные типы вопросов, такие как:
- открытые вопросы без ограничения («Что вы думаете о казахах»?);
- открытые вопросы с ограничением («Назовите положительные или отрицательные черты казахов» и т.п.);
- закрытые вопросы, когда респондент оценивает некий выбор качеств, сформулированных исследователем («Оцените по 5-балльной шкале насколько перечисленных ниже качеств, присущих казахам» и т.п.);
- закрытые вопросы, где респондент оценивает парные сравнения (например, «инициативный—безынициативный» или «терпимый—нетерпимый»), по которым одновременно сопоставляют качества двух народов (своего и другого).
В основу исследования мы заложили стратифицированную выборку. Таким образом, в опросе приняли участие 32 человека. 16 из них представители русской народности и 16 казахской. В каждой группе равное число лиц мужского и женского пола (по 8 человек). Средний возраст респондентов 18-25 лет.
Итак, основой гипотезой нашего социологического исследования было то, что гетеростереотипы русских и казахов в целом будут позитивными, нежели негативными, в то время как автостереотипы русских окажутся скорее отрицательными, а самих казахов в большей мере положительными.
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве системы «предзаданных категорий» мы использовали структуру характерологических свойств личности. Мы обратились, несколько адаптируя ее с учетом специфики этносоциального исследования, к структуре, разработанной проф. В.Н. Панферовым.
Матричная структура выглядит следующим образом:
1. Общий стиль поведения: в эту категорию войдут качества, которые в целом определяют поступки человека, его поведенческие реакции. Например, простота (простодушие), откровенность (прямота), честность, терпимость, искренность, порядочность, постоянство, с одной стороны, и злоба, нетерпимость, неискренность, непостоянство — с другой.
2. Общий стиль деятельности: в эту категорию внесем качества, в которых отражается отношение человека к деятельности в целом, в то числе и к трудовой. Например, трудолюбие, выносливость, работоспособность, с одной стороны, и лень, безделие, халатность, разгильдяйство, —- с другой.
3. Отношение к людям: к этой категории причислим качества, которые наиболее очевидно проявляются в межличностных отношениях. Например, гостеприимство, радушие, отзывчивость, милосердие, доверчивость, общительность, с одной стороны, и завистливость, недоверчивость, бестактность,— с другой.
4. Отношение к себе: в эту категорию войдут качества в известном смысле противоположные предыдущей рубрике, в которых отчетливо проступает самоотношение. Например, гордость, самолюбие, уверенность в себе, с одной стороны, и непритязательность, закомплексованность, неудовлетворенность собой, — с другой.
5. Волевые качества: в эту категорию попадут качества, которые характеризуют человека с точки зрения волевых усилий или отсутствия таковых. Например, терпение, стойкость, уравновешенность, смелость, с одной стороны, и безволие, пассивность, покорность, нерешительность, — с другой.
6. Качества ума: к этой категории причислятся качества, отражающие интеллект, способности человека, проявляющиеся в рациональном поведении. Например, ум, смекалка, любознательность, талантливость, с одной стороны, и глупость, ограниченность, тупоумие, бездарность, — с другой.
7. Эмоциональные качества: эта категория будет состоять из качеств, связанных с эмоционально-чувственной сферой самовыражения. Например, чувствительность, сентиментальность, порывистость, с одной стороны., и бесчувственность, импульсивность, — с другой.
8. Социальное поведение: в эту категорию включим социальные и политические характеристики личности. Например, патриотизм, коллективизм, национальная гордость или пьянство, воровство, паразитизм.
9. Ментальные характеристики: это наиболее общая и условная категория классификации, в нее мы внесем развернутые суждения, определяющие менталитет народа. Например, расчет на «авось», непредсказуемость в критической ситуации, вера в доброго царя, широта души при узости ума и т. п.
Список литературы
1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Выпуск 3: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – "Психология". М.: Российское психологическое общество, 1998. 115с.
2. Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. – М.:Изд-во МГУ, 1993. – 80с.
3. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: Теория и методы. – М., Аспект Пресс, 1999.
4. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.
5. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». М., 1994; Гладких С.В. Этнические стереотипы как феномен духовной культуры. Дисс. канд. филос. наук. Ставрополь, 2001.
6. Этнопсихологический словарь/ под редакцией В.Г. Крысько. – М.,1999.
7. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности// Вопросы психологии. 1997 №4. С.75-86.
Достарыңызбен бөлісу: |