Билет 17 Средневековая схоластика. Учение о двойственной истине, номинализм, реализм



Дата11.06.2016
өлшемі31.5 Kb.
#127305
түріЗадача
Билет 17

Средневековая схоластика. Учение о двойственной истине, номинализм, реализм.
Средние века - 6-го по 15 век До 12 века - раннее средневековье, до 15-го века - позднее.

Изменилось отношение к образованию. В 8 веке на востоке появляются первые университеты, на западе - только в 11-м.



Теоцентризм - главной проблемой была проблема бога.

Телеологизм - идея о целесообразности.

Креационизм - учение о создании мира.

Появляются монастыри и монашеские ордена, которые превращались в очаги просвещения. 7 свободных исскуств, 2 ступени:



Тривиум - трехпутие - изучение грамматики, риторики и диалектики.

Квадриум - четырёхпутие - арифмтика, геометрия, астрономия и музыка.

В районе 11 века монастырские школы стали превращаться в философские образования. Ряд школ стал центром культуры. Схоласты - ученые, которые там работали. Схоластика - ученая мудрость, философия средних веков. Главная её цель - соединить догматические предпосылки из священого писания.

2 типа знаний: естественные и сверхъестественные. Главную роль играет нормативый текст. Священное писание - для сверхъестественного. Тексты Платона и Аристотеля - для естественного.

Задача состоит в том, чтобы научиться эти тексты читать и интерпретировать.

Первым схоластом является Боэций (480-524), выдающийся римский философ - этолог. Он переводил на латинский язык труды античных философов. Когда сидел в тюрьме за свои идеи, написал "Утешение философии" в форме диалога с женщиной по имени философия. «Ты пришел к тому, к чему и шел. Ты шел к земным ценностям, которые не вечны... Неправильно ты расставил свои акценты. Главное для человека - жить по богу». Казнь Боэция – конец мученической философии. В 529 г Юстиниан уничтожает философские школы на востоке.

Иоанн Сход Эриугена, 9ый век


Схоласт – еретик. Был шотландско-ирландского происхождения. Написал работу о разделении природы и божественном предопределении, за что осуждался еще при жизни.

Был пантеистом, т.е. отождествлял природу и бога. «Бог и природа вместе являются началом и концом всего».

Одной из важнейших проблем был спор об универсальном: как существует общее и существует ли оно вообще? Христианский бог с одной стороны един, с другой - един в 3х лицах (отец, сын и святой дух). Как он соотносится? 2 ереси: Унитарии - акцент на единство бога и Тринитарии - на его "тройной состав"...
Реалисты:

Вильом Изшампон (11 век - начало 12-го)

«Все индивиды - только отпечатки некоего общества. Сущность у человека едина, но благодаря случайным видоизменениям они становятся разными.
Святой Ансемий Кентерберийский (11 век - начало 12-го)

Наместник Папы Римского. Итальянец. Считал, что все догматы веры должны быть и могут быть обоснованы рационально. 2 доказательства бога:



Апостериорное доказательство существования мира:

  • Весь материальнй мир очень изменчив и случаен. Но если бы это было только так, то он бы рассыпался. Значит, у глобальной изменчивости есть необходимая основа.

Априорное доказательство:

  • В духовном мире существует нечто, выше чего нельзя помыслить. Мы говорим о боге как о совершенном и т.п., но у нас должно существовать представление о совершенном существе, оно должно реально существовать.

Но католики были с этим не согласны.

Номиналисты: Реальность отсутствует как класс.

Умеренные номиналисты: общее существует только в понятии.
Росцеллин: «Есть только то, что можем мы воспринимать, или хотя бы представить. Как представить животное вообще? Значит его нет. В боге важнее его ипостаси, нежели его единство».
Абеляр Пьер (11 век - начало 12-го)

Выдающийся оратор, говорил только на латинском, умеренный номиналист.

Верить можно лишь в то, что можно рационально обосновать. И все догматы должны быть обоснованы. Нельзя верить, потому что абсурдно. В «Да и нет» подобрал противоречивые высказывания церковных авторитетов. Универсалии не могут иметь объективной реальности, они существуют в потенциальной форме в понятиях и словах.
Концепция двойственной истины: можно допустить существование двух истин: философской и откровения.
Роджер Бекан(1214-1294)

Английский философ, естествоиспытатель. Предсказал множество изобретений (телефон, летательный аппарат). Вступил в орден францисканцев. В 1278 году его заключили в тюрьму из-за его учений. Через 14 лет он вышел оттуда, всего за 2 года до своей смерти .

Считал, что существуют 4 препятствия к постижению истины:

1. Мнение жалкого и недостойного авторитета.

2. Мнение несведущей толпы (стремление быть как все).

3. Постоянство привычки.

4. Стремление прикрыть собственное невежество показной мудростью.

Устраняя эти препятствия, ты получишь доступ к истине при соблюдении условия: надо знать математику. Это самая первая из наук. Кто не разбирается в математике, тот не ощущает своего невежества. Способность её воспринимать дана нам от рождения. Математика есть самое простое на пути от простого к сложному. Знания мы получаем при помощи доказательства и при помощи опыта.

Про общество: со всех сторон на всех уровнях людей притесняют. Князья и бароны притесняют весь народ. С другой стороны святой престол - христианская церковь - стала куском обмана и зла. Нужно, чтобы меч светский объединился с мечом духовным. Государство должно быть объединено. Во главе должны быть священники, потом войны, а потом ремесленники.

«Нет опасности хуже невежества».







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет