«Борис Годунов» 1824-1825 гг.
-
«Я предпринял такой литературный подвиг, за который ты меня расцелуешь: романтическую трагедию!..» - Пушкин Вяземскому в начале работы.
-
Пушкин впервые работает как историк.
-
Трагедия написана под влиянием чтения «Истории государства Российского» Карамзина, ему и посвящена "с благоговением и благодарностью". Однако философскую концепцию Карамзина Пушкин отвергает: история государства не есть история его правителей, но - история "судьбы народной". Вместо монархической концепции Карамзина, утверждавшего единство самодержца и народа, раскрыл непримиримый конфликт власти и народа. Временные успехи и победы самодержцев обусловлены поддержкой народных масс. Крушение самодержцев происходит в результате потери доверия народа.
-
Трагедия посвящена периоду царствования Бориса Годунова с 1598 года по 1605 год и вторжению Лжедмитрия I.
-
На встрече с царём (которая положила конец «северной» ссылке) автор читал ему отрывки из «Бориса Годунова».
-
Драма написана в подражание историческим хроникам Шекспира — преимущественно белым стихом с несколькими прозаическими сценами.
-
Пьеса была впервые опубликована (с цензурными сокращениями) в 1831, но поставлена на сцене только в 1870. Причиной тому — предполагаемая несценичность произведения. С цензурными изъятиями и сокращениями поставлена впервые 17 сентября 1870 на сцене Мариинского театра артистами Александринского театра.
-
Трагедия ознаменовала полный отход Пушкина от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению образов персонажей.
-
Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено.
-
Основная тема, поднимаемая в трагедии, — власть и человек. Пушкин дает абсолютно четкое определение: любая власть есть насилие, а значит зло.
-
Отвергая каноны классицизма, Пушкин свободно переносит место действия из Москвы в Краков, из царских палат на Девичье поле, из Самборского замка Мнишека в корчму на литовской границе. Время действия в "Борисе Годунове" охватывает более шести лет. Классицистское единство действия, сосредоточенного вокруг главного героя драмы, Пушкин заменяет единством действия в более широком и глубоком смысле: 23 эпизода, из которых состоит трагедия, расположены в соответствии с задачей раскрытия судьбы народной, определяющей собой и судьбы отдельных героев.
Следуя Шекспиру "в вольном и свободном изображении характеров", Пушкин в "Борисе Годунове" создал множество образов. Каждый из них обрисован ярко, четко, сочно. Несколькими штрихами Пушкин создает острый характер и сообщает ему объемность и глубину.
В сюжетной линии "Бориса Годунова" явственно прочерчивается нравственная проблема: ответственность Бориса за убийство царевича Димитрия. В своем стремлении к царскому престолу Годунов не останавливается перед убийством законного наследника. Но было бы ошибкой считать, что этическая проблема составляет идейный пафос трагедии. Нравственной стороне событий Пушкин придает социальный смысл.
"Димитрия воскреснувшего имя" становится знаменем движения народа против "царя-Ирода", отнявшего у крепостных крестьян Юрьев день - единственный в году день свободы. Нравственная вина Годунова - лишь повод для обращения против него народной ярости. Народ, оплакивающий царевича, не хочет приветствовать нового царя.
Интересно подготавливается раскрытие взаимоотношений Бориса с народом. Из диалога Шуйского и Воротынского мы узнаем, что "вслед за патриархом к монастырю пошел и весь народ". Значит, народ доверяет Борису Годунову, если просит его принять царский венец? Но уже следующая коротенькая сцена на Красной площади заставляет сомневаться в народном доверии. Не по зову сердца, а по велению думного дьячка стекается народ к Новодевичьему монастырю. А сцена на Девичьем поле и народный "плач" придают самодержавию лишь видимость всенародной власти.
Избрание Бориса царем - завязка конфликта. Введение в действие Самозванца обостряет конфликт между царем и народом. Сюжетная линия раскрывает борьбу Самозванца и Бориса, но внутренней пружиной всех событий остается конфликт самодержавной власти и народа. В следующих тринадцати эпизодах народ не выходит на сцену, но его присутствие постоянно ощущается. Его симпатии к Димитрию-царевичу тревожат царя и боярство, питают удаль Самозванца. С "мнением народным" сверяют свои поступки борющиеся стороны. Да и победу Самозванца Пушкин представляет как социально обусловленную. У него малочисленное войско - 15 тысяч против 50 тысяч царских, он плохой полководец, он легкомыслен (из-за Марины Мнишек на месяц задержал поход), но царские войска бегут при имени царевича Димитрия, города и крепости сдаются ему. И даже временная победа Бориса не может ничего изменить, пока на стороне Самозванца "мнение народное".
Пушкин не обрывает драматическое повествование на сцене смерти царя Бориса, подчеркивая, что не царь, а народ является подлинным героем произведения. Увидев, что и сторонники новоявленного государя начинают свою деятельность с преступления, «народ безмолвствует».
Трагедия началась политическим убийством безвинного царевича Димитрия и закончилась бессмысленным убийством Марии и Федора Годуновых. Власть и насилие идут рука об руку.
Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа. Действующих лиц из народа Пушкин называет "Один", "Другой", "Третий"; к ним примыкает и баба с ребенком, и Юродивый. Их короткие реплики создают яркие индивидуальные образы. И каждый из них отмечает грань единого образа народа. Создавая этот обобщенный образ, Пушкин и здесь следует законам шекспировской драмы. Он показывает на протяжении трагедии эволюцию образа народа. Если в первой сцене это безразличная к борьбе за власть толпа, то на площади перед собором в Москве в отрывочных фразах звучит голос угнетённого народа. И крик Юродивого: "Нет, нет! Нельзя молиться за царя-Ирода!" - звучит призывом к бунту. Народ, охваченный страстью разрушения, показывает Пушкин в сцене у Лобного места.
Мощью философского обобщения отличается многогранный, противоречивый образ царя Бориса. Уже в первой сцене автор устами разных действующих лиц дает характеристику Годунову, как бы предупреждая нас о сложности его личности: "Зять палача и сам в душе палач", "А он сумел и страхом и любовью, и славою народ очаровать".
В первом монологе Бориса в кремлевских палатах, перед патриархом и боярами смиренная кротость и мудрая покорность обрываются интонацией приказа. Глубокая, сильная душа Бориса раскрывается в монологе "Достиг я высшей власти...", где Борис размышляет о превратностях судьбы и приходит к приговору самому себе: «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
Пушкин показывает Бориса и в кругу семьи; он нежный отец, мудрый наставник. Но он не погнушается и выслушать донос: в Московском государстве целая сеть шпионов и осведомителей.
Чтобы дать Борису достойного противника, Пушкин рисует образ хитрейшего из хитрецов князя Шуйского. Но и в хитрости Борис может помериться с любым хитрецом. Огромное самообладание проявляет он, внешне спокойно выслушивая долгий доклад Шуйского о событиях в Угличе.
В сцене на Соборной площади у царя Бориса всего две фразы. Но и их довольно Пушкину, чтобы в неожиданном заступничестве Бориса за Юродивого отразить внутреннее понимание Годуновым своей ответственности за преступление, совершенное в борьбе за престол.
Создавая образ Бориса Годунова, Пушкин не задавался целью нарисовать злодея от рождения. Борис Годунов привлекает силой характера, ума, страсти. Но чтобы добиться власти самодержца и удержать ее за собой, надо быть злодеем. Власть обеспечивается властолюбием, хитростью, жестокостью...
Пушкин создает и обобщенный образ боярства: Шуйский, Воротынский, Афанасий Пушкин. Они сами в конфликте и с царем и с народом, но им нужен и конфликт царя с народом - на этом строится их благополучие.
Совесть народную представляют в трагедии Пимен и Юродивый. В неторопливой, мудрой речи Пимена слышится осуждение власти царя-преступника.
Достарыңызбен бөлісу: |