Российский государственный социальный университет
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра социальной и семейной педагогики
«Допускается к защите»
_____________________________
_____________________________
(подпись научного руководителя)
«______»____________________2009г
НИКУЛИН ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ П.НАТОРПА
Курсовая работа по дисциплине
«психолого-педагогическая
диагностика»
студента очно-заочного отделения 3 курса,
1 группы, специальности «социальная педагогика»
Научный руководитель:
д.п.н., профессор
Мардахаев Л.В.
Москва, 2009
Содержание
|
|
Введение………………………………………………………………...............
|
3
|
|
|
|
|
§1. Истоки и факторы формирования социально-педагогических взглядов Пауля Наторпа……………………………………………………
|
5
|
|
|
§2. Этапы становления социально-педагогических взглядов П.Наторпа…………………………….…..…………………………………….
|
10
|
|
|
§3. Содержание и сущность социальной педагогики по П.Наторпу........
|
15
|
|
|
Заключение……………………………………….………………………..…
|
22
|
|
|
Список литературы………………………………………………………..…
|
24
|
|
|
Приложения………………………………….……………………………..…
|
26
| Введение
«Социальные и педагогические вопросы во всем мире наиболее жгучи, наверное, для серьезно и глубоко мыслящих людей; и весь же мир вновь начинает, по-видимому, проникаться старым Платоновским убеждением, … а именно, что в конечном итоге социальный вопрос является вместе с тем и педагогическим, выделенным лишь «более крупным шрифтом», а педагогический вопрос является, в свою очередь, и социальным…»
П. Наторп [17]
В настоящее время в России социальная педагогика как теория и практика интенсивно развивается. Процесс развития отечественной социальной педагогики диктует необходимость и важность изучения ее истории, которое приобретает особое значение в процессе подготовки специалистов в этой области.
В центре курсовой работы - социально-педагогические взгляды П.Наторпа. Связано это с тем, что он является первым, кто однозначно и ясно стал рассматривать и анализировать социальную сторону педагогики.
Пауль Наторп (Natorp) (1854—1924 гг.), немецкий философ и педагог, один из основоположников социальной педагогики. В своей работе Пауль Наторп опирался на богатое педагогическое наследие и считал себя последователем Песталоцци. Пауль Наторп первым ввел термин «социальная педагогика», пытался определить ее сущность, понятия, категории.
По мнению ряда исследователей, на основании идей Платона, Канта и И.Г. Песталоцци П. Наторп разработал собственную концепцию социальной педагогики в противовес «индивидуалистической педагогике своего времени».
При написании курсовой работы использовались труды И.Н.Андреевой, В.И.Беляева, М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева, П.Наторпа, В.А. Сластенина, Б.М. Бим-Бада и других авторов.
Цель курсовой работы: раскрыть сущность, содержание и особенности социально - педагогического наследия П.Наторпа.
Объект курсовой работы: социально-педагогическое наследие П.Наторпа.
Предмет курсовой работы: социально-педагогические взгляды П.Наторпа.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
проанализировать этапы становления социально-педагогических взглядов П.Наторпа;
раскрыть основные истоки и факторы формирования социально - педагогических взглядов Пауля Наторпа;
выявить содержание и сущность социальной педагогики в трудах П.Наторпа.
Методологической основой курсовой работы выступили концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, существенно сказывающихся на его формировании, развитии и саморазвитии; о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; об исторической и социальной обусловленности и непрерывном обновлении целей, содержания и методов воспитания и образования; о единстве социализации и индивидуализации; о педагогическом потенциале социальной педагогики.
В основу курсовой работы положены исторический, системный, культурологический, аксиологический подходы. При написании курсовой работы использовался систематический подход, описанный Н.Н.Петриковой, Е.В.Климкиной, С.С.Руновым и Л.В.Мардахаевым [20].
§1. Истоки и факторы формирования социально-педагогических взглядов Пауля Наторпа
«Воспитание, сущность которого мы видим в воспитании воли, рассматривается здесь, как обусловливаемое жизнью общности и, в свою очередь, обусловливающее собою его формы. Благодаря этому во многих частях получается новое освещение как фактов воспитания в самом широком смысле, так и фактов социальной жизни, которая, с этой точки зрения, представляется одним великим организмом, служащим для образования людей.
«В виду того, что, таким образом, две обычно обособленные науки — УЧЕНИE ОБ ОБЩЕСТВЕ И УЧЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ — надо было не только привести во внешнюю связь друг с другом, но и показать, что они в глубочайших своих корнях объединены и неразрывно связаны между собою, — в виду этого оказалось необходимым дойти до ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ ТОЙ И ДРУГОЙ…»
П. Наторп [18]
Как отмечает Л.В.Мардахаев, «развитие социального направления в педагогике способствовало выделению особой отрасли теории и практики — социальной педагогики» [16, c. 8]. При этом, рассматривая истоки и факторы формирования социально-педагогических взглядов Пауля Наторпа, необходимо кратко дять характеристику социально-экономического развития Германии на рубеже XIX - XX вв.
Характеризуя особенности социально-экономического развития Германии на рубеже XIX - XX вв., сам П. Наторп отмечал: «Массовое скопление промышленных предприятий в больших городах и больших промышленных округах <...>, со всеми его неожиданными последствиями, сильный приток неоседлого, часто иностранного населения к этим центрам; неизбежно связанная с индустриализацией тяга к часто нежелательным удовольствиям и привычкам при одновременном вздорожании необходимых жизненных припасов; происходящее из того же источника колоссальное увеличение способов передвижения и поводов к нему, которое вносит с собою невероятное беспокойство во всю жизнь таких центров». В комплексе эти особенности детерминировали необходимость незамедлительного решения «социального вопроса», о котором речь шла выше [19].
Конец XIX - начало XX вв. характеризовались быстрым экономическим развитием стран Западной Европы и США, нарастанием социальных противоречий и классовой борьбы. Традиционная школа демонстрировала свою полную несостоятельность в удовлетворении потребностей общества и личности. Это был период оформления коммунистической идеологии, создания партий рабочего класса, его международного объединения в виде 1-го Интернационала. Это было время активной подготовки к Первой мировой войне. Идеи воспитания послушных, дисциплинированных и патриотичных граждан становятся особенно актуальными. Центр тяжести работы в школе переносится с обучения на воспитание [7, с. 296].
В этот период определяются основные направления социально-педагогической деятельности, теоретические и методологические основы социальной педагогики как самостоятельной отрасли. Основным фактором, оказавшим определяющее влияние на развитие этих процессов, явилось бурное развитие капитализма и рыночных отношений.
Именно в рассматриваемый период времени И.Г. Песталоцци был назван немецкими исследователями родоначальником социальной педагогики, так как он «стал первым, кто объединил воспитательно-образовательные идеи Нового времени с традиционным пониманием заботы о бедных», не только практически, но и теоретически объединил в систему идеи «взаимопомощи» и «воспитания» [7, с. 297].
Как метко подмечал П. Наторп, И.Г. Песталоцци был противен «механический, опекунствующий бюрократизм»: истинная помощь народу состойт не в деньгах, а в развитии его собственных сил. Именно мысль о ключевой роли самопомощи народа в социальном развитии и о необходимости постепенного преобразования народа из объекта в субъект воспитания, впервые высказанная и обоснованная И.Г. Песталоцци, стала одной из основных в учении П. Наторпа.
П.Натори разработал свою социальную педагогику в противовес индивидуалистической педагогике И.Ф. Гербарта.
Г.О. Гордон отмечал, что «именно по линии приверженности к интеллектуализму или волюнтаризму проходил водораздел между устарелой и прогрессивной немецкой педагогикой». Конечно. П. Наторп вовсе не умалял значения образования ума и чувства, но воспитанию воли он придавал решающее значение в социализации человека.
И.Ф. Гербарт выступал за воспитание и обучение избранных, его называли создателем «педагогики имущих классов». Он писал: «...как бы мы этим ни возмущались, мир зависит от немногих; немногие, получив правильное образование, могут правильно управлять им». Один из путей для организации подобной деятельности - гувернерство.
В своей книге «Обшая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806 г.) он вел речь именно об индивидуальном воспитании мальчика под руководством наставника. П. Наторп же, наоборот, выступал за охват воспитательной деятельностью каждого члена общества, вне зависимости от его социальной принадлежности. При этом данная деятельность должна осуществляться преимущественно в «общности» - коллективе.
Таким образом, П. Наторп давал «конденсированную, подводящую итоги. критику авторитарной, интеллектуалистической и индивидуалистической педагогики и защиту - под знаменем Песталоцци - педагогики творческой самодеятельности, социальной и трудовой» [5].
Влияние идей древнегреческого философа Платона (427 - 347 гг. до н.э.) на философию и социально-педагогические взгляды П. Наторпа было значительным: мысль об «идеальном государстве»; философия - основа организации социального воспитания граждан; масштабность выдвинутых социально-педагогических идей требует кардинального переустройства системы воспитания и обучения, а значит и жизнедеятельности государства в целом; идея справедливости как основа эффективного государственного функционирования и ряд других.
Философию П. Наторп, вслед за Платоном, понимал как «стремление поставить все бытие и жизнь человека на остову строго испытанной истины, более того сообразовать с идеей, а в заключении бесконечной задачей истины. Истина для человека существует только как вечная задача, хотя с несомненно достоверным направлением к цели» [19].
Главным направлением воспитания, по мнению И. Канта, является нравственное. Человек может быть очень хорошо развит физически, способности его могут быть очень хорошо сформированы, но при этом он может быть глубоко безнравственным и к тому же злобным. Поэтому, «недостаточно, чтобы человек умел осуществлять деятельность, направленную на достижение различных прагматических целей; он должен также выработать в себе способность свободно выбирать исключительно нравственные цели - такие, которые, проистекая из природы и законов мира, не могут не быть общезначимыми, не могут не стать в равной мере целями всех людей без исключения». Тем самым И. Кант подчеркивал, что нравственность личности формируется и проявляется в обществе [4].
Центральным элементом этики И. Канта стал нравственный закон для проявления воли человека, так называемый «категорический императив». Императив - это предложение, имеющее форму повеления. Императивы повелевают или гипотетически, или категорически. Первые предусматривают практическую необходимость возможного поступка человека только как средство к достижению чего-то другого, то есть цели, зачастую не связанной непосредственно с самим поступком. Категорический же императив предполагает, что совершаемый в соответствии с ним поступок является объективно необходимым сам по себе, безотносительно к какой-либо другой цели [9].
По И. Канту, существует только один категорический императив: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [4].
Максима - это субъективный принцип, содержащий практические правила для совершения человеком поступков. Ее следует отличать от объективного принципа, а именно от практического закона, то есть императива, в соответствии с которым должны действовать все люди без исключения. И. Кант был убежден, что «человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли» [9].
В этой связи в качестве одной из формул категорического императива философ выдвигал следующее: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лицей всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». То есть любой человек, «вопреки общественному неравенству», объявлялся им высшей социальной ценностью.
Это означает, что все поступки человека должны диктоваться ему им самим и совершаться не в угоду его капризам, не из личной выгоды и не из страха, а в соответствии с долгом, может быть даже в ущерб его склонностям, но в высших интересах всего человечества. Этическое учение И. Канта определяющим образом повлияло на формирование социально-педагогических идей П. Наторпа.
Достарыңызбен бөлісу: |