(ЭТНОГРАФИЧЕСКИ РАЗСКАЗЪѴ
Десь ты менѳ, моя маты,
Въ барвинку купала,
Купаючы проклынала,
Щобъ доли не мала.
Народная пѣсня.
I.
„Не родысь уродлывымъ (то есть гсрасивымъ), родысь сча- слывымъ“, говорятъ наши земляки.
Въ чемъ же состоитъ счастье? что оно такое? Всѣ его шцутъ, но находятъ немногіе. На вопросъ исканія счастья земляки наши отвѣчаютъ мистически:
Какъ же попасть на эту счастливую „тропу? “ Никто не скажетъ. По народной философін, она пролегаетъ и черезъ богатые дома, и черезъ самыя мизерныя жилища; понадаютъ на нее даже ниіціе, бездомные и безродные люди. Кто съ такими людьми сошелся, и тотъ пользуется ихъ счастьемъ. Богатство тутъ ни при чемъ. Но дѣло въ томъ, что „набигши тропы, треба іи держатысь“.
Въ прекрасный лѣтній денъ громада села Кукориковщины была встревожена ироисшесгвіемъ чрезвычайными Изъ жита, которое начало половѣтъ или красуватысъ, вышла „русалочк
аТакъ называли всѣ въ одно слово маленькую, совеѣмъ голую дѣвочку.
Русалки у насъ—это умершія дѣти, преждевременно ро- дившіяся, недоноски, выкидыши, которыхъ маты звёріла. Ихъ обыкновенно хоронятъ подъ порогомъ въ хатѣ, и поэтому то они во время Мертвецкаго Великодня кричатъ:
Насъ маты породила,
Нехрищеныхъ хороныла,
Пидъ порогомъ положила...
Хоронятъ этихъ дѣтей и иодъ перелазомъ. То и другое дѣлается съ христіанскою мыслью: чтобы піагающіе черезъ не- крещенныхъ этимъ самимъ какъ бы дѣлали надъ ними знакъ святаго креста.
Такихъ дѣтей горюющія матери поминаютъ на четвертый день Зеленой недѣли, и потому называется она Русальною, а четвертокъ—Русальнымъ четверюмъ. Въ этотъ Русальный чет- вергъ носятъ въ мисочкѣ медь (соты) на перекрестокъ дорогъ; а нѣкоторыя угоіцаютъ сосѣдскихъ дѣтей варениками, пампушками и проч. „Сёгодни, говорятъ они, свято: Русальни ІІдмынкы*.
Все это дѣлается съ мыслью успокоенія тѣней, которымъ царство Христово закрыто. Русалки мстятъ людямъ за неддносъ, за то, что ихъ маты звёргла, что онѣ—„изверги рода человѣ- ческаго“, какъ это сохранилось и въ великорусской поговоркѣ; а мстятъ онѣ, неуспокоенныя добрыми матерями, каждому, кого захватятъ одного въ лѣсу, въ житѣ или въ рѣчной заросли, которую онѣ любятъ особенно. Русалки защекочутъ неосторожна™, а то и въ воду затащатъ.
Впрочемъ, подсмотрѣть ихъ дѣтскія игры можно. Однажды я выразила желаніе видѣть русалокъ, и мнѣ отвѣчали:
-
Устаньте ранесенько та й пійдить на перехрёстя: тамъ воны не шкодлыви“. (Вѣроятно, и здѣсъ подобіе святаго креста успо- каиваетъ тѣни некрещенныхъ).
-
Но я не слышу, чтобы кто нибудь изъ нашихъ людей ви- далъ ихъ, сказала я. Это, можетъ быть, въ старину показывались русалки людямъ?
-
Ни, ни, паніечко! отвѣчали вѣрующія въ русалокъ.—У насъ одынъ чоловикъ жыве къ полю коло жыта, дакъ и теперь бачывъ
5
ихъ рано въ ранци. А хто вынесе па перехрестя меду, дакъ медъ поиденый, и стуаенци по иисочку знаты; руеалочкы иотушиы, И вотъ одно изъ такихъ таииственныхъ существъ явилось міру среди бѣла дня. Было чего встревожиться кукѵриковцамъ!
ІІо народной пословицѣ: „Що баби, те й громади" (но не наоборотъ, какъ бы казалось намъ), степенные люди, по старо- свѣтски громадскіе мужи, вполнѣ раздѣляютъ вѣрованія своихъ бабъ и либеральничать не дерзають, какъ бы свидѣтельствуя, что женщина—хранительница и проповѣдница вѣрованій вообще. Вышедшую изъ жита „русалочку" приняли они съ нѣкоторымъ ужасомъ и долго не рѣшались заговорить съ нею, такъ какъ извѣстно, что всякую нечистую силу не слѣдуетъ вопрошать или заговоривать съ ней, пока она молчитъ.
Сцена въ сельскомъ сенатѣ была бы для меня весьма интересна, но все, что мнѣ о ней извѣстно, передано только виновницей этой сцены, которую знала я въ видѣ взрослой уже дѣвушки—поденщицы. Вотъ какъ разсказывала мнѣ о себѣ псевдорусалка.
-
Зъ малку ось яісъ я себе зазнаю. Стою пидъ селомъ, коло царыны, въ жити. Собакы мене кругомъ остѵпылы, а поели й люде. ТТТб ты? видвиля ты? А я й сама не знаю, 'де я взялась. Росла десь, якъ той бурьянъ... Чы мене зъ неба спущено, чы я зъ земли выросла, чы зъ птаха перевернулась у людыну, не знаю, такы й зовсимъ не знаю... наче я рикъ, чы іцо, спала, и мене сонну перенесено; и мисце не те, и никого не згадаю; ничого не зазнаю; никому не кажу тато, або мамо. Чы мен и дано такого зилля забутного, чы що?
-
Малесенька, а вже вмила й балакаты трохы. Людей, людей зибралось коло царыны кругъ мене! Наче якого звира лавою обгорнулы мене. И довго стояла громада та гомонила коло мене. Усе село зибралося.
-
Я пидтомылась, выдно, по жыту блудячы, и боюсь ихъ, и рученята простягаю и до людей и до собакъ: истонькы хочу. Боны про мене щось помижъ себе гуторять. Нихто мене не бере въ свою череду: бояцця мепе.
-
Я почала плакаты. Якась дивка зирЕала квитку съ головы, кынула мени на забавку. Я вхопыла и ззила. Уси поторбплы. Гу-гу-гу! загулы якъ тіи шмели, и такъ лавою,, не повертаючысь спмною до мене, далеко одійшлы и ростеклысь по хатахъ, и собакы те жъ зъ нымы. Осталась я одна, одна.
-
ІІамятаю, що якась пташка прилетила и сила передо мною на шляху. Якъ теперъ, то я думаю, що, може, то моя й маты. Я до ней ловыты,—вона пурхъ. Я за нею,—вона й пурхне. Що я наблыжусь, ъона зновъ пурхне, и видманыла видъ села.
-
Тамъ дывлюсь—жыта колосіють, волошкы блакытніютъ. Такъ уже теперъ мовъ уви сни мени ввиджаецця.
-
ГІамятаю, квитокъ багацько, багацько! Я давай збираты ихъ, да тамъ и заснула, да мабуть, чы не на другый уже день про- кынулась. Отъ вамъ и все.
-
Прокынувшысь, давай плакаты, наче въ риднои матери... А въ мене тильки небо та жыто, та ще округъ мене багато въялыхъ квиточокъ жмуттямъ лежыть, да вовчыхъ жылъ, куколю, волошокъ, іцо зъ вечора, выдно, рвала.
-
Зновъ я плачу, бъхось у жыти, наче въ води, плутаюсь, падаю. Упаду та й лежу. Нихто не рятуе. Никогисенькому мене не треба. Лежу я, лежу, та й встану непрохана. Нихто дытыны не рятуе^ не пестыть.
-
Огь такымъ побытомь и пробылась я на якусь поляну, ажъ тамт, людей цила мгла. Я вырнула зъ жыта та й стою. Боязько мепи. бо тоди воны мене вси нокынулы.
Здѣсь я остановила разекащицу:
-
Нокынулы тебя, можетъ быть, на время, пошли въ расправу, чтобъ посоветоваться о тебѣ, а ты и убѣжала, да еще какъ видно, въ противоположную сторону.
-
Хто вже его знае, якъ воно було? Памъятаю тилько, що воны все пучкою на мене, да якъ закрычять! Я зновъ у жыто, упала та й лежу. Серце тилькы тёхъ, тёхъ, тёхъ!
-
Поели зновъ далеко пробылась ажъ на другый бикъ. Вы- зырнула, зновъ ихъ бачу. Воны вси не мене зновъ пучкою, та давай хрестыцця; а диты съ крыкомъ уростичъ! Я зновъ захо- «алась, ажъ ішюся: исты хочу. Молоде колосся зъ жыта зрываю,
5*жую. ГГосли вже прыйшло два чоловикы, сталы по жыту ходыты, и мене вышукалы. Я видъ ныхъ прудко втикала и падала, а воны такы мене зловылы и однесли у росправу. Тоди кажуть: „Се нехрещена дытына“, однакъ нагодувалы мене, тилько все таки страхались.
II.
-
Седила я тамъ у росправи днивъ зъ пъять. Нихто до мене не прыкидаетцця ни батькомъ, ни матерью. Нихто мене не бере. Ни родыны, ни доброй людыны. А якъ бы. оце теперь буды поели мене яки снадкы, де бъ та й родына набралась! Русалкою мене взнваютъ. „Се нехрещена дытына. Русалка та й русалка11. А я такы, выдпо, була хрещена, бо поели у жыти знайгалы мою и сорочку и поясокъ: выдно, я сама іи зъ себе екынула зъ нудьгы да зъ жару.
На это я замѣтила: „Русалку, некрещепную, боялись тебя брать. Эго понятно. А какъ увидѣли, что ты была въ человѣ- ческихъ рукахъ, то и перестали бояться нездѣптней силы. Кто надѣлъ на тебя сорочечку, тотъ не держалъ бы некрещенной дѣвочки; ты, видно, заблудилась въ житѣ, какъ въ дремучемъ лѣсу. Тебя, конечно, хватились, искали, да ты очутилась дальше людскаго голосу1'. *
-
Да такъ же, отвѣчала разскащица. Ажъ ось дывлюсь,— дыбле старенышй дидъ. Драночка на ему и на опашъ латана свытына. Думалы, старець.
-
А то не старець прыйшовъ, то прыіішла по мене вся моя родына. Безридный дидусь, чзтжепыця, прыйшовъ и прыйнявъ мене до себе за дытыну. Не було въ его ни хаты, ничого, тилько сорочка драночка на хребти да на опашъ латана сіштына.
-
А не знаешь ли, спросила я: отчего дидусь чуженыця такъ обѣднѣлъ? Какъ среди нашего народа, богатаго хлѣбомъ ц скотиною, человѣкъ дожилъ до старости въ такой нищетѣ?
Богъ его святый знае, отвѣчала Русалка. Другаго имени не слышала она себѣ. Вопросовъ общежитія не понимала она и, равнодушная къ моему любопытству, продолжала:Випъ усе вартовымъ бувъ, пры садовыни, або пры башта- нахъ. Бувало, хочъ поросятко на орчыку держыть, щобъ ему охотпищъ було на свнти жыты, іцобъ щось до его озывалось, щобь его сподивалось; а винъ его чухае, жалуе, и воно передъ нымъ якъ цуценятко перекыдаецця, хвостыкъ у его бублычкомъ: бо добре годувавъ. Дидъ ему й солимкы свиженькои пидстылае. Та колы та душа до поросяты такъ оберталась, то якъ уже винъ до мене прыхылявсь! ІІеромъ ему земля!
-
Отъ забраиъ винъ мене. Я ему не забаромъ за ііомичъ стала: яблуйа збирала, а тамъ дали й макъ рижѵ, и квасольку лущу. У будци, було, изъ имъ сплю.
-
РГакъ же звалъ тебя дидусь? разспрашивала я. Вѣдь
Достарыңызбен бөлісу: |