АЛЬБЕРТ НАЛЧАДЖЯН
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
САМОЗАЩИТА И
АГРЕССИЯ
Ереван — 2000
Albert Nalchajyan
'Ethnopsychological Self-defence and Aggression"
Yerevan, "Hogeban" Publishing House, 2000, 408 p.
УДК 159.9 (07) ББК 88 я 73 H 236
Налчаджян А. А.
Н 236 Этнопсихологическая самозащита и агрессия.
Учебное пособие для вузов. Ереван, Изд—во "Огебан", 2000, 408 стр.
В книге рассматриваются этнические конфликты, их особенности в различных полиэтнических обществах, их разрушительные и конструктивные функции. Предлагается новая концепция об адаптивных механизмах и стратегиях при разрешении конфликтов, преодоления стрессовых и фрустриру-юищх ситуаций на групповом и этническом уровнях. Наиболее подробно раскрываются особенности агрессивной этнической самозащиты и ее последствия. Предлагается новая и подробно разработанная концепция о преобразовании межэтнической агрессии во внутриэтническую (и об обратном процессе) и участия в этих трансформациях таких защитно—адаптивных механизмов, как атрибуция, проекция, рационализация, защитная идентификация и другие.
Книга рассчитана на этнопсихологов, этносоциологов, социальных психологов, политологов и на широкий круг читателей. Она предназначена также для студентов и преподавателей и может служить основой для чтения спецкурса по важным аспектам этнопсихологии.
ББК
я 73
Н __{ШЗШШЮ_ 2000 817(01)-2000
Книга является результатом исследования,
проведенного при поддержке Института
"Открытое общество" (Фонд Сороса)
(Грант RSS №:59/1997)
The book is a result of research work, supported by Open Society Institute
(Soros Foundation) (Grant RSS №:59/1997)
ISBN 99930-53-03-1
© Налчаджян А., 2000
Предисловие
К числу вечных проблем человечества относятся этнические конфликты. С тех пор, как на земле появились группы людей, говорящих на разных языках и претендующих на обладание определенными территориями, между ними возникли соперничество, конкуренция, конфликты и войны. Очень много человеческих жизней потеряно в этих, порой весьма ожесточенных и кровопролитных, столкновениях этнических общностей, а позднее - национальных государств.
К настоящему времени в научной литературе накоплен значительный материал об этнических конфликтах в разных странах, а также между странами. Ежедневно публикуются новые материалы, проводятся эмпирические, полевые исследования. Но, как верно заметил несколько лет назад один из крупных специалистов в области этнологии и этносоциологии Дональд Горовиц, то, что в настоящее время нам не хватает в этой области — не факты, не знания, а принципы, которые позволили бы классифицировать факты, описать структуру и текстуру межгрупповых отношений и объяснить особенности конфликтов. Причем нужны такие объяснения, которые были бы верными и в межкультурном контексте, и в различных культурах. Мы много знаем, но мало понимаем, у нас много фактов, но мало категорий.
Иначе говоря, следует создать теорию этнических конфликтов. Мы считаем, что в решении этой задачи значительную роль могут сыграть специалисты в области психологии личности, социальной и этнической психологии. В этих областях науки накоплены такие знания и теории, которые обладают значительным объяснительным потенциалом. Но этот потенциал пока еще недостаточно использован в области этнической психологии. Мы имеем в виду, в частности, теории малых и больших социальных групп; психологических и социальных конфликтов; теорию фрустрации и психологической защиты индивидов и групп; теорию когнитивного диссонанса и атрибуции и другие. Широкое применение могут иметь в этнопсихологии
'«:. ■
Альберт Налчаджян
современные представления о человеческой агрессивности, ее разновидностях и преобразованиях, о сублимации и социализации агрессии. Проблема этнических конфликтов - проблема комплексная и ее теория может быть развита только при привлечении достижений целого ряда наук.
В данной работе мы намерены обсуждать главным образом особенности и разновидности этнических конфликтов, способы и стратегии их разрешения, агрессивное поведение сторон конфликта, а также другие механизмы психологической самозащиты этнических групп в ситуациях межличностных конфликтов. Проблема этнической самозащиты весьма слабо исследована, и здесь мы намерены высказать ряд суждений, которые могли бы в определенной мере продвинуть исследование этого важнейшего феномена в жизни этнических групп и многонациональных государств.
ЧАСТЬ 1. Конфликт, фрустрация, этнозащита
Глава 1. Социальные и этнические конфликты
Социально—психологическая теория этнических конфликтов должна опираться на теории психологических и социальных конфликтов. Поэтому наше обсуждение мы начинаем с краткого рассмотрения психологической.теории конфликтов, с ознакомления с ее основными понятиями.
§ 1.1. Соперничество, конфликт, кризис
Для понимания природы социальных конфликтов следует иметь в виду, что, согласно современным представлениям (К. Левин, Ян Щепаньски, Д. Горовиц и др.), социальные конфликты являются частным случаем процессов соперничества личностей и социальных групп. Процесс соперничества состоит в том, что, имея сходные стремления, одни индивиды стараются быстрее других прийти к цели. Противоположным и тоже широко распространенным социально—психологическим процессом является сотрудничество социальных объектов (индивидов и групп). При сотрудничестве индивиды ставят перед собой общие цели и, путем взаимодействия и взаимопомощи, осуществляют их.
Когда же соперничество превращается в конфликт? Можно принять за основу следующее определение, предложенное в одной из работ известного польского социолога Яна Щепаньско-го: "Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую—либо его систему предметов и ценностей, то соперничество превращается в конфликт"'. Расширяя данное определение, Ян Щепаньски разъясняет, что при социальных конфликтах индивиды или группы стремятся к достижению собственных целей "...путем устранения, уничтоже-
• tr't
' Щепаньски Ян Элементарные понятия социологии, М., 1969, с. 197.
Альберт Налчаджян
Социальные и этнические конфликты
ния или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным целям"1.
В целом это именно то определение социального конфликта, которое принято в современных социальных науках. При обсуждении проблем этнических конфликтов мы будем придерживаться именно такого понимания конфликтных отношений индивидов и социальных групп.
Когда возникает конфликт, начинается борьба с целью достижения определенных результатов и одновременной нейтрализации противника. Стороны стремятся нанести друг другу вред, или уничтожить соперника, а это означает, что их поведение насыщено враждебностью и является агрессивным. Это определение принято многими. На его основе, как оказывается, можно плодотворно исследовать многие вопросы, касающиеся целей и мотивов конфликтов, средств их разрешения и других аспектов этих явлений.
Таким образом, уже из вышеприведенной характеристики видно, что, говоря о конфликте, мы имеем дело с очень распространенным социально-психологическим явлением. Но прежде чем перейти к обсуждению более специальных вопросов, уточним ряд других проблем.
Между индивидами и группами конфликты возникают не сразу и не всегда на таком уровне, когда уже ставится задача устранения, подчинения или даже уничтожения противника. На начальном этапе контактов индивидов или групп могут наблюдаться лишь различия взглядов, интересов или мотивов их поведения. Эти различия могут со временем стать противоречиями и уже на более высоком уровне соперничества — конфликтом. Между различными социальными группами конфликты возникают не только как столкновение целей, но и как столкновение средств. Такой конфликт имеет место тогда, когда индивиды или группы стремятся к различным целям, но вынуждены или хотят пользоваться одними и теми же средствами. Недаром во всем мире идет борьба за ресурсы, служащие усиле-
нию экономической и военной мощи, развитию науки, технологии и культуры.
§ 1.2. Разновидности конфликтов
На уровне отдельного индивида следует различать в первую очередь его внутренние и внешние конфликты. Под внутренним конфликтом понимают столкновение потребностей и мотивов, целей или мыслей во внутренней психической сфере личности. Например, когда человек в данное время, в "настоящем", имеет две актуализированные потребности, мотивирующие его активность, но есть возможность удовлетворения лишь одной из них, налицо конфликт этих потребностей. Возникновение внутреннего конфликта, его развитие и ход его разрешения - это последовательность взаимосвязанных и детерминированных действий, т.е. психический процесс. Внутренние конфликты всегда в какой-то степени обусловлены внешними условиями жизни человека, возможностью удовлетворения его потребностей, наличием фрустраторов и стрессоров. Например, Зигмунд Фрейд раскрыл конфликты между различными "инстанциями" психической сферы личности, т.е. между "Оно", "Я" и "Сверх-Я"1. Это целый мир столкновений и тонких внутренних процессов, участвующих в формировании и развитии личности и детерминации ее поведения.
Курт Левин предложил свою известную теперь типологию конфликтов, основываясь на том, что мотивированная своими потребностями личность или приближается к цели, или удаляется от нее, избегая встречи с ней. Человек переживает конфликт тогда, когда сталкиваются эти две основные тенденции его поведения. К. Левин выделил три типа таких конфликтов: а) конфликт типа "приближение - приближение": в ситуации существуют одновременно два привлекательных объекта, но индивид должен произвести выбор между ними. Это ситуация "Буриданова осла", который умирает от голода между двумя одинаковыми охапками сена; б) конфликт типа "избегание -
' Щепаньски Ян Указ. соч., с. 200; Это определение фактически идентично принадлежащему Льюису Козеру определению, согласно которому кою' ликт есть борьба, целью которой является достижение своих целей с одноврс ленной нейтрализацией, нанесением ущерба или ликвидацией соперников, м.: Coser L. The Functions of Social Conflict. Glencoc (111.): Free Press, p. 8.
См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции, М., "Наука", 1989; его же: "Я" и "Оно" - в сб.: "Труды разных лет", Кн. I, Тбилиси, "Мерани", 1991, с. 351-392; Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen. London, 1946; Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation, New York, 1958.
8
Альберт Налчаджян
Социальные и этнические конфликты
избегание", когда в ситуации даны два неприятных объекта и опять предстоит произвести выбор — это ситуация выбора "наименьшего зла"; в) конфликт типа "приближение — избегание": есть приятный объект, который привлекает человека, но он в качестве оплаты за него вынужден выполнить неприятную работу; г) исходя из представлений теории личности и конфликтов К. Левина, исследователи Н. Миллер, а в дальнейшем Карл Ховленд и Роберт Сире выделили четвертый "левинов-ский" тип, а именно: конфликт типа парных притяжений и отталкиваний. Это тот случай, когда наличные в ситуации цели неоднозначны по валидности, т.е. каждая из них обладает для личности как положительной, так и отрицательной значимостью (валентностью)'.
В каждой из описанных конфликтных ситуаций человек должен произвести выбор между целями и линиями (или стратегиями) своего поведения. Это, может быть, самая характерная особенность конфликтных ситуаций.
Выдвинуты также социологические теории конфликтов: почти все видные социологи, начиная с 19—го века, интересовались проблемой социальных конфликтов, т.е. столкновений между социальными группами, слоями (стратами), организациями и т.п. В этой области известны концепции Георга Зиммеля, Льюиса Козера, Ральфа Дарендорфа2, "синтетическая концепция" Дж. Тернера и другие. Основная идея социологов—конфликтологов состоит в том, что представления функционалистов, в частности Талькота Парсонса, об устойчивости и равновесии со-циачьных систем является утопией3.
Источниками социальных конфликтов считаются: неравномерное распределение власти, эксплуатация одних социальных групп другими, различия их интересов и целей, соперничество и другие. Все эти, порождающие социальные конфликты, силы считаются такими же важными механизмами социальной жиз-
1 См.: Левин К. Типы конфликтов. В сб.: Психология личности. Тексты.
Изд-во МГУ, М., 1982, с. 93-96; Lewin К. Dynamic Theory of Personality.
New York, London, 1935. ■ Dahrendorf R. Class and Class Conflict in Industrial Society. Stanford: Stanford
Univ. Press, 1959. 3 Тернер Дж. Структура социологической теории. Пер. с англ., М., "Проп -ее",
1985, с. 125-218.
ни, как и механизмы социализации и социального контроля, которым в социологических теориях всегда уделялось значительное место. Льюис Козер в числе причин социальных конфликтов большое значение придает таким психологическим факторам, как чувство лишения (привации и депривации), угнетение личности, осознание неравенства и другим. Правда, считается, что причины социальных конфликтов еще недостаточно исследованы.
В работах социологов исследуются типы конфликтов (например: реалистичные и нереалистичные), их острота (Л. Козер и Дж. Тернер перечисляют 23 фактора, влияющие на остроту социальных конфликтов), длительность и функции конфликтов в жизни общества (так, те же Л. Козер и Дж. Тернер описывают 15 функций социальных конфликтов)', их последствия. в виде таких изменений общества, как перераспределение власти и ресурсов между социальными группами. Следует отметить, что социологические теории конфликтов имеют большое значение для разработки теории этнических конфликтов.
Когда в реальных конфликтах индивидуального, социального и этнического уровней удается усмотреть структуры описанных выше типов, тем самым открывается возможность использования для их анализа и разрешения научного аппарата, описанного авторами теорий и типологий конфликтов. Правда, конфликты реальной жизни порой так сложны, что в них переплетаются различные типы. Нет также уверенности в том, что уже известны все типы психологических, социальных и этнических конфликтов, а также их взаимные связи.
Следует, наконец, вкратце охарактеризовать еще несколько важных понятий теории конфликтов: напряженность, кризис и борьба.
Напряженность - это субъективное, индивидуальное или групповое, переживание наличия конфликта между сторонами А и Б. Если напряженность постоянна, то речь идет о сохранении неразрешенного и, быть может, неразрешимого конфлик-
1 Coser L. Continuities in the Study of Social Conflicts. New York, Free Press, 1967. (В этом сборнике собраны все основные работы Л. Козера по социальным конфликтам).
„„^,,i jiuji4UU,JfCXH
та. Напряженность может время от времени выливаться во вспышки гнева и агрессивности, а также могут активизироваться различные, порой даже патологические механизмы психической защиты.
Кризисом считается такая конфликтная ситуация, в которой применявшиеся до этого образцы поведения оказываются неэффективными: конфликт не разрешается, потребности сторон остаются неудовлетворенными. Наступает крайняя дезадапти-рованность партнеров. Если кризис имеет место внутри социальной или этнической группы, дело может завершиться ее распадом. В настоящее время кризисные ситуации существуют в бывшей Югославии, в Закавказье, некоторых регионах Российской Федерации и других странах мира.
Борьба является попыткой разрешения конфликта. Она, в зависимости от типа конфликта, может носить как внутрипси-хический, так и социальный и межэтнический характер. Но борьба — не единственный путь разрешения конфликтов. В настоящее время в социальной и этнической психологии предметом исследования являются переговоры как путь к разрешению различных типов конфликтов. Ведение переговоров, достижение компромиссов и другие аспекты взаимодействия социальных и этнических групп — широкое поле исследования, особенно в наши дни, когда идут процессы превращения обществ, активные межэтнические и этнопсихологические процессы.
§ J.3. Этнические конфликты
А. Общая характеристика
Этнический конфликт - специальный тип конфликта, возникающий между двумя этническими группами. Подобного рода конфликты обычно возникают тогда, когда эти группы соперничают ради каких-то ценностей: за территорию, богатство, власть, влияние и престиж, высокие социальные статусы. Этнические конфликты отличаются особой ожесточенностью, что обусловлено целым рядом причин, среди которых ведущее место занимает вера в то, что этнические черты являются прирожденными и между членами этноса существуют родственные связи. Идентификация членов одного этноса с этой общностью
Социальные и этнические конфликты
так глубока и эмоционально насыщена, что межэтнические компромиссы труднодостижимы.
Этнические конфликты часто выражаются в виде борьбы между этносами за названные и другие ценности. Они возникают как между двумя этносами, живущими на разных территориях и имеющими свои национальные государства, так и внутри многоэтнических обществ и государств. По существу, это два разных подтипа этнических конфликтов, имеющих не только общие черты, но и существенные различия. Они, поэтому, должны исследоваться отдельно, разными методами.
Конфликт между двумя этносами может проявляться на различных социологических или, вернее, социально—психологических уровнях: а) на уровне двух личностей, представляющих эти этносы; б) на уровне двух групп. Например, могут конфликтовать две группы студентов, принадлежащих двум враждующим этносам. Могут конфликтовать две группы политиков, команды спортсменов. Бой между войсковыми группами враждебных этнических государств представляет собой конфликт на фазе вооруженной борьбы. Конфликт двух делегаций на переговорах тоже может представлять собой этнический конфликт, его конкретизацию; в) конфликт двух этнических сообществ, например когда одно моноэтническое государство объявляет войну другому. Таковыми были франко—немецкие войны, война между Ираном и Ираком в недавнем прошлом и др. Вполне понятно, что на этих различных уровнях проявления (признаки) конфликта и механизмы его разреа[ения различны. Если между двумя этносами возник конфликт вокруг важных ценностей, он обычно охватывает все названные выше уровни бытия этносов, хотя какие—то группы и индивиды могут и отклоняться от этого общего правила. Так, в годы армяно—азербайджанского конфликта 80-90-х годов определенные мафиозные группы торговцев двух наций даже сотрудничали друг с другом.
Этнические конфликты нашего времени, где бы они ни возникали, имеют общие черты, универсальность. На одну из них обратил внимание Д. Горовиц. Он указал на то, что вездесущность этого типа конфликтов позволяет их участникам стать членами широкого и уважаемого движения и учиться друг у друга. Их требования и стремления становятся сходными. Фор-
■
и этнические
13
очень простой и экономный язык для выражения це-этнических конфликтов. Это индивидуалистические идиомы, но они выдвигаются на коллективной, групповой основе1. Б. Различия расовых и этнических конфликтов
Между этими типами конфликтов имеются существенные различия, хотя они нередко возникают вместе. Переплетаясь, они образуют более сложный расово—этнический конфликт. Конфликт между этносами еще больше усложняется, когда к расовым и этническим различиям добавляются еще и религиозные различия. Разрешение таких смешанных конфликтов — дело чрезвычайно трудное.
Уже наличие только расовых, антропологических различий является серьезной предпосылкой возникновения конфликтов. Достаточно вспомнить о конфликтах белых и негров в США. Но расовые, этнические и религиозные различия (как предпосылки конфликтов) для разных человеческих групп не совсем т. Поэтому и различают три подвида конфликтов: эт-
расовые и религиозные. Можно сформулировать следующий общий вопрос: бывают ли расовые или этнические конфликты "чистыми", или же любой этнический конфликт является одновременно и расовым? В целом существует большое разнообразие этнических конфликтов, и в настоящее время, как заметили исследователи, нам нужны не столько новые факты, сколько новые концепции, категории и более глубокое понимание этих явлений.
Все же надо различать этнические конфликты от расовых. Для этого всегда надо учитывать, что обычно этнические группы в расовом отношении не являются однородными, т.е. состоят из представителей различных рас, а чаще всего — из индивидов, родившихся от их смешанных браков.
В. Комплексные (многомерные) конфликты
Бывают и комплексные (двумерные) этнически—религиозные конфликты. Такой конфликт имеет место, например, в Шри-Ланке, где соперниками являются тамильцы и цы. Тамильцы проповедуют индуизм, а сингальцы
' См.: Horowitz D. Op. cit, p. 16.
и. Буддийские монахи ведут активные проповеди против тамильпев.
В свое время сингальцы, проповедующие буддизм, уже предвидели возможность своего исчезновения как этноса и религиозной общины и начали борьбу против тамильцев. Ожесточенный характер конфликта между этими дву\ ки-религиозными общинами в значительной мере ся именно сочетанием религиозных и этнических различий. В настоящее время на Цейлоне между этими общинами по существу идет борьба за взаимное уничтожение.
Такой же комплексный характер имеет конфликт сербами и албанцами. При этом поражает примитивность хода некоторых политиков к этой проблеме, при котором они стремятся свалить всю вину на сербов и отнять у них часть исконной этнической территории в пользу пришельцев, в свое время закрепившихся в Косово с помощью османцев—турок. В этом конфликте религиозный фактор все же берет верх. А вот в Боснии стороны конфликта - славяне: здесь конфликт носит религиозный характер.
Трехмерный конфликт имеет место тогда, когда к этническим и религиозным факторам добавляется, например, экономический фактор. А в общем конфликты этносов могут быть много-I. Например, конфликт между Россией и Чечней фак-принял многомерный характер и его смягчение требу-
многомерного же, комплексного подхода. Поскольку суще-христианская и мусульманская цивилизации, в подобных случаях можно говорить также о столкновении двух циви-
Многие из этих конфликтов происходят на границе между
и христианскими государствами, а, еще большему объединению сторон и обострению (а глобализации) конфликта препятствует то, что нет i ва ни в том, ни в другом лагере. Христианство не едино (в существуют православие, католицизм, протестантизм и другие направления). В исламе по многим вопросам нет согласия между шиитами и суннитами. Эти внутрирелигиозные конфликты, в которых сторонами выступают этнические государства, являются религиозными и моральными, так и политическими, а ино-и экономическими. Но когда обостряются конфликты
Ш
Социальные и этнические конфликты
15
ладают обратными чертами, они великодушны и не такие узко расчетливые, как тамилыш. Бог сам решил, что сингальцы — морально выше и ближе его сердцу.
Когда затем исследовали стереотипные представления сингальцев о себе и о тамильцах, оказалось, что их взгляды очень близки к тем, что рассказывается о боге Кандешвами: они считают себя добрыми, великодушными, религиозными и хорошими людьми, но значительно более ленивыми, чем тамильцы. Последних же они считают жестокими, раздражительными, но упорными и трудолюбивыми.
Полезность анализа подобных рассказов в том, что они показывают: люди знают, что между этническими группами существуют различия по целому ряду черт. Обладая разными сочетаниями черт характера и темперамента, этносы соперничают ради получения более благоприятной моральной оценки. Соперничество возникает тогда, когда этнические группы оказываются на одной и той же территории. Живя и соперничая на одной территории, представители этих двух групп знали о своих психологических различиях, но им нужен был более авторитетный судья. Вот они и сочинили историю, где бог дает свое авторитетное заключение. А поскольку это бог тамильцев и осуждает тамильцев, то ему нельзя не верить.
Когда образуются общества, состоящие из двух или большего числа этнических групп, то после первых же контактов начинаются процессы сравнения и взаимной оценки. Вскоре появляются и стереотипы, которые закрепляются в памяти людей и в культуре (литературе, истории, устном народном творчестве) этносов. У каждой группы имеется целый ряд черт, которые должны получить свои оценки. Но в реальной жизни нет богов, а оценки необходимы, люди нуждаются в них для формирования представления о себе и других. Самооценки личности и уровень ее самоуважения зависят от многих обстоятельств, в том числе от того, к какой этнической группе она принадлежит. Поэтому этническая принадлежность, особенно на Востоке, играет огромную роль. Этнические оценки и самооценки получаются путем сравнения. И в борьбе за высокие оценки и благоприятное сравнение появляются этнические конфликты1.
См.: Horowitz D. L. Ethnic Groups in Conflict, p. 143.
14 Альберт Налчаджян
религиями и этносами (суперэтносами), эти внутрирелигиозные различия в определенной мерс отодвигаются на задний план.
Надо иметь в виду также существование идеологических конфликтов политико—социального характера. Например, между коммунистической идеологией (и соответствующими государствами, где эта идеология является государственной) и мусульманской или западной либерально—демократической идеологией безусловно существует конфликт. В настоящее время, например, возник конфликт между русской национально—государственной идеологией, стремящейся сохранить единство страны, и идеологией сепаратизма нерусских народов Российской Федерации. Ценности, за которые борются стороны, очень различны и несовместимы.
Достарыңызбен бөлісу: |