Андреянова Екатерина Николаевна
аспирантка РАНХиГС при Президенте РФ
Научный руководитель:
Киричёк Пётр Николаевич
доктор социологических наук, профессор
Формирование новой массмедийной культуры в контексте идей развития теории коммуникации
Проблема коммуникации интересовала ученых всегда, начиная с античности, потому как именно коммуникацию можно считать основой существования общества. Все аспекты деятельности человека пронизаны коммуникацией, т.е. взаимоотношениями, в которые вступают члены общества. В современных условиях внимание к этому социальному феномену резко возросло, в связи с чем, коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях: философском, культурологическом, социологическом, лингвистическом, кибернетическом, политологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым.
Происходящие в современном мире глобализационные процессы, становление информационного общества сопровождаются не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением места и роли коммуникаций в развитии общества.
В научной литературе встречается большое количество определений коммуникации. К началу 1960-х гг. только в зарубежной литературе насчитывалось около сотни определений. В 1969 году Ж. Д`Арси впервые во Франции акцентирует внимание общественности на необходимость признания права человека на коммуникацию, включая возможность обеспечения материальных и духовных условий коммуникации. Тогда коммуникация рассматривалась как односторонний информационный процесс: передача информации от автора к адресату. С появлением работ К. Шеннона, Н. Винкера, У. Эшби, а также отечественных ученых А.Н. Колмогорова, А.И. Берга и других, такие термины как «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили широкое распространение в различных отраслях науки.
Особую важность изучения коммуникации приобрело во второй половине ХХ века, что было вызвано бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. Высокий интерес спровоцировал появление такой области научного знания, как теория коммуникации – система идей, дающих целостное представление о тех или иных закономерностях или существенных взаимосвязях. К современным концепциям коммуникации теоретики относят, прежде всего, технократические подходы.
Технократические подходы к изучению коммуникации возникли после Второй мировой войны, когда роль технических средств коммуникации в распространении знаний, культуры и формировании личности стала центральной темой и в критических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах современных футурологов, предсказывающих наступление «технотронной эры» и «информационного общества»1. Все это послужило стимулом и источником социального развития технологического детерминизма, наиболее известной среди которых, является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства информации.
В рамках технократической парадигмы получила свое развитие математическая теория коммуникации, предложенная в конце 40-х годов американским инженером и математиком К. Шенноном и У. Уивером. Их модель коммуникации включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). В дальнейшем модель пересматривалась с тем, чтобы удовлетворить потребности других областей исследования, связанных с другими видами коммуникации.
Во второй половине XX века началось объединение компьютерных и коммуникационных технологий, благодаря чему стала осознаваться ключевая роль информации в обществе. Это послужило возникновению концепции информационного общества. Основным признаком и качественным параметром общества нового типа была признана особая роль знания и основанных на нем технологий, доминирование информации, ускорение технического прогресса, уменьшение доли материального производства в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг, повышение качества жизни. По мнению Ф. Уэбстера именно количественные изменения в сфере информации привели к возникновению информационного общества. Наиболее яркими представителями этого направления являются М. Маклюэн, Д. Белл, А. Тоффлер (США), Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Хоркхаймер, (Германия), Д. Масуда (Япония), А. Турен, П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция) и др.
Информационное общество является разновидностью постиндустриального общества, основу которого заложили Д. Белл, З. Бжезинский и Э. Тоффлер. Но корни этого подхода можно увидеть во взглядах торонской школы, представителями которой считаются Г. Иннис и М. Маклюэн.
Теория Д. Белла стала первой попыткой понять суть информации (применительно к развитию общества) и развивающихся коммуникативных технологий. По мнению автора, концепция постиндустриального общества – это лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре. Он полагает, что мы входим в новую систему, которая характеризуется главным образом возрастанием количества и значения информации, являющейся специфическим товаром, основной социальной ценностью общества.
Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит И. Масуде, который в качестве фундамента нового общества рассматривает компьютерные технологии. Он уделяет особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе.
Еще один видный теоретик в этой области - «пророк электронной коммуникации» М. Маклюэн представил трехступенчатую модель всемирной истории, где третьей эпохой выступает эпоха информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации. Именно она повышает интеллектуальные способности и творческий характер личности. Исследователь обратил внимание на то, что не только содержание, но и сама структура коммуникации влияют на общество и его культуру. Поставив в центр внимания способ общения (устный, письменный, «телевизионный»), М. Маклюэн представил историю общества как историю коммуникации. Он предвидел развитие коммуникации в современном обществе еще в 60-70 гг. (до появления Интернета и глобализации телевидения).
Коммуникация для Маклюэна – продолжение (экстериоризация) телесных органов и чувств человека. Основная цель теоретика – изучение разных форм культуры как средства сообщения, где коммуникации играют системообразующую роль, формируя психологию индивида и условия его повседневной жизни. Средство коммуникации есть сообщение - основной тезис М. Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом.
Канадский исследователь заявляет, что тип общества в значительной мере определяется доминирующим в обществе типом коммуникации, а человеческое восприятие – скоростью передачи транслируемой информации. Модель коммуникации обуславливает не только сенсорную, но и социальную организацию: как уже было сказано, средства коммуникации определяют структуру знания, регулируют принципы восприятия пространства и времени, навязывая их как отдельной личности, так и обществу в целом2.
В 1962 году Маршалл Маклюэн вводит понятие «электронное общество» как особую стадию развития современного общества, в рамках которой ведущую роль начинают играть электронные средства коммуникации. Внимание Маклюэна было сконцентрировано на аудиовизуальных средствах массовой информации, прежде всего телевидении, которое выступало представителем всей глобальной электронной реальности. Телевидение, согласно Маклюэну, постепенно уничтожает печатную культуру, подавляя таким образом предшествующие культурные формы. Будучи важнейшим элементом глобальной информационно сети, телевидение фактически превращает мир в «глобальную деревню».
В своих работах 1970-х гг. Маклюэн неоднократно подчеркивает тенденцию усиления активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни общества видится им в недалеком будущем, с одной стороны, его частью, а с другой – таинственной силой, имеющей над этим обществом все возрастающую власть. Он предсказывал скорое возникновение нового типа глобальной информационной среды, и призывал отказаться от деления культуры на городскую и деревенскую, уничтожить границу между искусством и средой. Ученый понимал, что будущее за новыми технологиями, и проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет нас впереди.
Еще в «Галактике Гутенберга» он ставил вопрос: «Можно ли освободиться от подсознательного влияния наших технологий? Не заключается ли смысл образования в защите людей от воздействия негативных проявлений средств массовой информации?»3. И далее автор поясняет: «Может статься, в том, что до настоящего момента человек был погружен в сон разума и находился под влиянием самогипноза, есть некая скрытая мудрость, которая стала очевидной лишь сегодня, в эпоху противостояния разнообразных медиа-технологий»4. Даже при отсутствии прямых столкновений опыт подобного сосуществования технологий и форм сознания способен травмировать любого человека5.
Люди, по его мнению, входят спиной в будущее. «Непонимание того, как использовать новые знания растет по экспоненте», – писал Маклюэн, – «Технологии – это не просто изобретения, которые используют люди, это средства, с помощью которых люди создаются заново… Будущее – адрес нашего проживания».
Стоит отметить, что в эпоху развития и становления информационного общества, когда информационно-коммуникативные технологии играют решающую роль в социальной динамике, анализ концепции М. Маклюэна позволяет глубже и обстоятельнее понять саму природу и закономерности информационно-коммуникативной системы, а также прогнозировать тенденции ее дальнейшей эволюции.
Можно утверждать, что информационное пространство, в которое человечество вступило несколько десятилетий назад, соответствует принципиально новому состоянию культуры. Оценивая это состояние и выделяя его качественные параметры, исследователи стремятся установить общее между технологическим и культурным развитием общества. Коммуникация становится фактором, который объединяет новые концепции, объясняющие развитие общества. Вместе с тем происходит формирование новой медиасреды, интегратором которой выступает Всемирная Сеть. Именно Интернет становится мощным инструментом создания особого культурного пространства, оказывающего глубокое воздействие на формирование личности.
С этим трудно не согласиться, учитывая стремительные темпы вхождения принципиально новых процессов распространения информации и ответной реакции общества на данные трансформации. Человечество не было готово к столь резкому возрастанию объемов хаотичной информации – ни психологически, ни физически, ни технически. До сегодняшнего дня не выявлены механизмы сдерживания растущего с геометрической прогрессией потока знаний об окружающем мире. Общество накрыло глобализационной информационной волной, размывающей индивидуальные черты каждой культуры посредством интеграционных процессов, что не может не вызвать своего рода опасений.
В связи с этим наиболее остро встает вопрос об уровне информационной культуры социума и средств массовой коммуникации, конструирующих социальную действительность. Находясь в условиях особой культуры – виртуальной, построенной с помощью новых технологий на виртуальных процессах коммуникации, мы становимся свидетелями становления и развития новой массмедийной культуры. По мнению П.Н. Киричёк, быстропрогрессирующие (идеологически и технологически) средства массовой информации, повседневно общаясь с массовой аудиторией, «формируют журналистскую картину мира, совпадающую в основных характеристиках с виртуальной действительностью, и, работая на стыке «информации – коммуникация - управление», постепенно внедряют в общественное сознание новые (часто «перевертышные») социокультурные нормы бытия»6.
Безусловно, СМК задают определенную траекторию движения информации к реципиенту, аккумулируя в себе заряженные символы, коды, знаки, образы, накладывающие «отпечаток» на процессы становления общества. Не всегда этот заряд несет в себе положительную, духовно-нравственную, преобразующую энергию. Интернет, обладая неограниченными мультимедийными возможностями, становится мощным манипулятивным инструментом, с помощью которого в корне меняется восприятие нашего внутреннего мира, и наше поведение. Мировое информационное пространство заполнено продуктами массовой культуры, направленной на удовлетворение базовых низменных потребностей общества. Ориентация на упрощение подачи информации и ее унификации ведет к стиранию индивидуальных черт культуры, укреплению ложных ценностей в обществе, а также низкому уровню передачи информации и культуре ее восприятия. А неограниченные объемы информации – к искусственной информированности людей, что, в свою очередь, приведет к наркотизирующей дисфункции СМК.
На сегодняшний день информационная культура находится в состоянии кризиса, пребывание в котором будет продолжаться до тех пор, пока не появится продуманная государственная информационная политика.
Достарыңызбен бөлісу: |