Герои исторических романов михаила петрова «румянцев-задунайский», «боярин российского флота», «алена арзамасская»: традиции и новаторство



Дата15.07.2016
өлшемі64.5 Kb.
#201011
түріИсследование
Гераськин Т. В.,

г. Саранск, Россия


ГЕРОИ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ МИХАИЛА ПЕТРОВА «РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ», «БОЯРИН РОССИЙСКОГО ФЛОТА», «АЛЕНА АРЗАМАССКАЯ»: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО


В общности направления идейно-эстетических поисков писателей разных национальностей отражается общность жизненного материала и социально-культурных ценностей для России и Мордовии. В этой связи особенно интересны произведения Народного писателя Мордовии М. Петрова. С его именем связывают развитие традиций мордовской исторической прозы, в частности – расширение тематических и жанровых границ национального исторического романа. При этом социально-исторические аспекты межнациональных связей мордовского народа были поняты как показатель причастности мордвы к судьбам европейской и мировой истории и культуры. Именно на этой основе родились первые собственно исторические романы в современной мордовской литературе, такие как «Румянцев-Задунайский» и «Боярин Российского флота».

Исследование творчества писателя имеет важное значение для изучения национального литературного процесса, развития историзма мордовской литературы, выработки в ней собственных идейно-художественных традиций. Показ М. Петровым исторической судьбы своего народа в контексте российской и всемирной истории свидетельствует о качественно новом уровне идейно-эстетических исканий в современной мордовской литературе.

При сохранении литературных традиций и национальных черт жанровое многообразие помогает писателям создать широкую панораму исторического прошлого своего народа. Особенностью современной мордовской исторической прозы является взаимопроникаемость различных жанрово-стилевых структур. Происходит интенсивное внутрижанровое взаимодействие отдельных разновидностей исторической прозы.

В 1970-е годы создает свои традиции в прозе и «биографический роман на основе богатого историко-познавательного и художественно-эстетического материала, на фоне широкой исторической панорамы сложнейшего периода русской и национальной истории» [1, с. 204]. У истоков историко-биографического романа в мордовской литературе стоял К. Абрамов. Трилогия «Сын эрзянский» (кн.1 - 1971, кн. 2 - 1973, кн. 3 -1977) воссоздала жизнь и творческий путь великого скульптора Степана Нефедова (Эрьзи). Писателю удалось художественно и исторически достоверно описать жизненный путь (более восьмидесяти лет) одного из лучших сынов мордовского народа.

Свое дальнейшее развитие жанр историко-биографического романа получил в творчестве М. Петрова. Главными героями его произведений стали люди, жизнь которых оставила глубокий след в истории России: П.А. Румянцев-Задунайский, Ф.Ф. Ушаков, Алена Арзамасская.

Интерес к государственным деятелям России прошлых эпох предопределил появление романов Ю. Козлова "От князя Рюрика до императора Николая II: страницы правления государством Российским» (1992) и «Союз короны и креста» (1995). Второй роман посвящен взаимодействию правителей русского государства и владык русской православной церкви.

Жанр историко-биографического романа часто используется писателями, ставящими в центр своих произведений образы деятелей политики, науки, литературы, искусства. Например, «Фаворит» В.Пикуля, "Пушкин" Ю.Тынянова, «Степан Разин» Ст.Злобина, «Младший сын» Д.Балашова, «Емельян Пугачев» В.Шишкова. К образу предводительницы крестьянского восстания Алены Арзамасской обращались как русские, так и мордовские писатели. Народную героиню не только включали в сюжет романов как второстепенный персонаж («Степан Разин» Ст.Злобина, «Я пришел дать вам волю» В.Шукшина, «Патриарх Никон» М.Филиппова), но и отводили ей центральную сюжетообразующую роль («Алена Арзамасская» В.Карпенко, «Ради братии своих» М.Брыжинского, «За волю» К.Абрамова, «Алена Арзамасская» М.Петрова).

Во многом наличие исторических сведений о давно прошедших событиях предопределяло выбор писателями той или иной разновидности исторического романа. Роман-сказание предполагает более тесную связь с фольклором, во многом умозрительную трактовку героев, событий, поступков. Однако велико влияние и творческих взглядов писателя, сделанный им выбор художественно-изобразительных средств при воссоздании исторического периода жизни народа. Например, К.Абрамов создал роман-сказание «За волю» о восстании под предводительством Алены Арзамасской, М.Петров - историко-биографический роман «Алена Арзамасская», а М.Брыжинский написал историко-приключенческую повесть «Ради братии своих». Это связано с тем, что писатели ставили перед собой разные художественные задачи.

В жанре романа-сказания ощутимо сказывается стремление писателей восполнить недостающие исторические документы легендой или преданием. Многие эпизоды романов-сказаний весьма сомнительны с точки зрения исторической науки, но воссозданная в зримых образах и бытовых деталях жизнь народа, события далекой действительности, связанные с историческим прошлым мордвы, позволяют читателю заглянуть в глубину веков.

Для национальных исторических романов в целом характерен широкий спектр исторической типизации, реалистическое воссоздание прошлого, пристальное внимание к судьбам конкретных людей, в которых многомерно отражается народная жизнь. Историко-биографические романы М.Петрова «Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота», «Алена Арзамасская» интересны более углубленным пониманием исторических судеб мордовского народа, его неразрывной связи с русским народом. Разнообразное в целом, творчество М.Петрова в его значительных произведениях обращено к историческому прошлому страны. Чувство слияния с исторической судьбой России, осознание необходимости глубокого понимания ее истории во имя будущего пронизывает все творчество М.Петрова этого периода.

Многообразие жанров и жанровых форм повествования в мордовской исторической прозе связано с раздвинутостью тематических горизонтов жанра: здесь и далекая история, и история, которую еще помнили современники. Б историко-революционной прозе обновляющие тенденции переплелись с традицией. Она уже не ограничивается художественным исследованием восприятия на территории Мордовии событий русских революций и гражданской войны, но вбирает в себя все события русской истории первой половины XX века, все большее внимание перенося на изображение созидательных начал жизни.

Вполне закономерно и соответствует лучшим традициям отечественной классической литературы, что писатель, обращаясь к прежним эпохам, решает на историческом материале задачи, характерные для всего его творчества. Для М.Петрова - это проблемы жизни народа, его созидательного труда в государстве, соотношение роли выдающихся исторических деятелей и народных масс. Решение этих проблем писатель осуществляет исследованием узловых моментов истории России и истории мордовского народа, в XV веке вошедшего в состав единого государства.

Все три романа написаны на конкретном историческом материале, подкрепленном выдержками из писем, указов, летописей и хроник того времени. Они повествуют о людях необычной судьбы, выдающихся морально-волевых качеств, незаурядных способностей, - это великий полководец Румянцев-Задунайский, гений флотоводческого искусства Ф.Ф.Ушаков, героиня дерзких тактических атак атаман крестьянского отряда Алена Арзамасская.

Специфика исторического материала данных романов продиктовала писателю идею общегосударственного, национального служения. Образ единого Российского государства, укрепление его мирового значения, борьба против внешних врагов, желающих военным путем подорвать национальное могущество России - эти исторические явления требовали исключительной писательской сосредоточенности на утверждении идей патриотизма в данном аспекте. И в результате увели эти романы с пути чистого «бытописательства».

В основе исторических романов лежит принцип историзма, побуждающий отображать события, воплощающие важные, характерные для эпохи закономерности. При этом в историческом жанре важна документальность, историческая достоверность. Конкретно-историческое освоение той или иной эпохи, раскрытие ее неповторимого облика и колорита, характеров и типов художественными средствами и образами - важнейшая задача литературы. По мнению Ю.А. Андреева, «...историзм, повествование об отошедшем периоде и документальность - таковы определяющие черты исторического романа в его классическом виде» [2, с. 7].

Согласно позиции Л.П. Александровой, «Главным признаком, определяющим исторический роман как самостоятельный литературный жанр, является композиционная функция подлинного исторического лица. Независимо от его содержательного наполнения она должна быть главным героем произведения» [3, с. 24]. Нам представляется, что данное требование носит несколько формальный характер, так как воссоздать с большой долей достоверности жизнь рядового участника исторических событий писателю часто оказывается невозможным из-за отсутствия документальных материалов. Поэтому в центре произведения в таком случае оказывается исторически достоверное лицо, но по своей сути вымышленный персонаж, воссозданный автором, в основном, на основе художественного вымысла. Примеры тому - главный герой романа «Красный колосс» Дмитрий Данилкин у М.Петрова, а также главные герои романов Ю.Германа «Россия молодая» - Иван Рябов и Вс.Иванова «Черные люди» - Тихон Босой. На наш взгляд, возможно допустить и иную композиционную функцию для исторического лица, оставив главным признаком сам факт присутствия в историческом романе реального участника истории, узнаваемого читателем.

Таким образом, основным критерием исторического романа является действие в романе людей, известных истории, представляющих ее активное начало. Романы М.Петрова «Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота», «Алена Арзамасская» - безусловно исторические, так как в них действуют реальные исторические лица, представляющие активное историческое начало. Все остальные признаки, выделенные литературоведами как необходимый критерий историзма, так же присутствуют в этих романах.

Литературовед С.Ф.Долгов в современной исторической романистике выделяет две творческие манеры. «Причем, - отмечает исследователь, - представитель одной творческой манеры, обращаясь к истории, в первую очередь выделяет нравственный смысл явлений прошлого (произведения П.Загребельного, Ю.Давыдова). Нравственная общечеловеческая проблематика определяет в этом случае «сюжетообразующую роль внутренне-психологического конфликта» [4, с. 45]. Представитель другой творческой манеры в изображении прошлого исходит прежде всего из индивидуальной неповторимости исторических фигур и личностей.

Исторические романы М.Петрова оказались новым явлением в современной мордовской литературе. Его герои - выдающиеся представители российского военного искусства: талантливый полководец, генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский и великий флотовождь, адмирал Федор Федорович Ушаков. Впервые в мордовской литературе были созданы образы значительных исторических деятелей XVIII века, - Екатерины II, Потемкина, Суворова, Миниха. Эти люди традиционно находились в центре художнических интересов русских писателей.

Среди исторических произведений последних лет, в которых действуют эти персонажи, можно выделить роман В.Ганичева «Флотовождь» и роман В.Пикуля «Фаворит». Необходимо отметить тот факт, что исторические романы М.Петрова выходили в свет раньше, чем произведения В.Пикуля и В.Ганичева. Например, опубликование романа в двух книгах «Румянцев-Задунайский» (кн.1 - 1976, кн.2 -1979) хронологически совпало с созданием В.Пикулем первой книги романа "Фаворит" (август 1976 - ноябрь 1979 годов), в котором одним из центральных персонажей является Румянцев-Задунайский.

При анализе романов М.Петрова очень важно принимать во внимание историзм его произведений - верность писателя историческим событиям, ситуациям, характерам героев и их взаимоотношениям. В исторических романах «Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота», «Алена Арзамасская» историзм проявляется отношением писателя к воссоздаваемому прошлому, сохранением достоверности в описании поступков исторических деятелей, использованием архивных документов, четким определением границ допустимого вымысла, воссозданием колорита времени, языка, обычаев. По мысли В.В.Новикова, «предугадывание истории художником рождает кон-цептуальность, приводит к открытиям, созданию новых характеров, типов, овеянных дыханием истории» [5, с. 5].

«Румянцев-Задунайский» - первый исторический роман М.Петрова, одно из наиболее крупных его произведений. В двух книгах романа показана жизнь и деятельность выдающегося русского полководца, генерал-фельдмаршала П.А.Румянцева. Сам герой и масштаб его личности соизмеряется не только историческим временем, но и окружающей его макро- и микросредой. Личность героя дана в системе трех координат: история - народ - сподвижники. Образ Румянцева-Задунайского несет основную идейно-художественную нагрузку в тексте: от уровня его раскрытия зависит и уровень воплощения авторской идеи, и специфика художественной структуры романа.

Все в романе, начиная с описания Европы XVIII века и заканчивая изображением социальных отношений внутри небольшого села Чеберчино, подчинено раскрытию образа главного героя, изображению всей сложности и противоречивости этого выдающегося полководца. Именно его военными подвигами, вместе с делами сотен его соотечественников, созидается могущественная Российская империя. Такова точка зрения М.Петрова, определившая не только основные критерии в оценке личности Румянцева-Задунайского, но и специфику сюжета, композиции, систему персонажей и поэтику романа.

Избранное М.Петровым событийное время романа - это один из наиболее сложных и драматических периодов русской истории. Писатель рисует время предельного обострения борьбы внутри господствующего дворянского класса, сопровождавшееся частыми дворцовыми переворотами (за 16 лет после смерти Петра I на Российском престоле сменилось пять правителей). М.Т.Петров воссоздает период иностранного засилья во время царствования Анны Ивановны. В начале романа писатель несколькими эпизодами передает атмосферу царящего в России террора. В ссылку в родовое имение Чеберчино отправлен Александр Румянцев, крупный государственный деятель петровской эпохи, отец полководца. Князья Долгорукие приговорены к ссылке в Сибирь. Князь Михаил Голицын, один из самых образованных людей России, посмевший без «высочайшего разрешения» жениться на итальянке, по приказу императрицы превращен в шута. В последний год своего правления Анна Ивановна обезглавила Артемия Волынского и его сподвижников.

Творческий процесс начался у писателя с создания характера ведущего героя произведения. М.Петров стремится представить Румянцева-Задунайского наиболее полно, следуя законам исторического жанра с установкой на соотношение исторических фактов с вымышленными событиями. Используя прием совмещения разных точек зрения и оценок, писатель показывает Румянцева-Задунайского в восприятии тех, кто знает его, видел или слышал о нем, сохраняя при этом свою беспристрастность и объективность повествования. Военные подвиги Румянцева-Задунайского и отношение его к окружающим людям - основа сюжета и композиции романа. Большинство персонажей при всей их самостоятельности и идейно-художественной значимости служат своеобразными «зеркалами», отражающими основное лицо. При этом, характеризуя Румянцева в своих рассуждениях, в беседах с другими героями романа, они как бы дают оценку сами себе.

Вымышленные герои – один из способов связи событий мировой значимости с историей мордовского народа. Критик М.И.Малькина, доказывая, что «Румянцев-Задунайский» - мордовский роман, выделяет такие факты: несколько эпизодических персонажей, пейзажных картин из природы мордовских краев, эпизод с этнографическим маскарадом, где была представлена мордва. «Именно эти детали, беглость, пунктирность их вплетения в картину всероссийской истории подчеркивает характер историзма в романе, критерии и соотношение исторической сущности изображаемых событий и явлений. Иначе говоря, история мордовского народа сливается с общероссийской в едином событийном потоке» [6, с. 220].

Аналогичные идейно-художественные приемы М.Петров использует и в последующих историко-биографических романах «Боярин Российского флота» «Алена Арзамасская». Через индивидуальные характеры, картины частной жизни писатель раскрывает целостность исторического процесса. При этом историзм романов М.Петрова связан с художественным изображением процесса осознания мордовским народом своего участия в движении российской и мировой истории.

Литература

1. Макушкин В.Н. Обретение зрелости. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. - 224 с.

2. Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – 352 с.

3. Александрова Л.П. Советский исторический роман: Типология и поэтика. – Киев: Вища школа. 1987. – 247 с.

4. Долгов С.Ф. Типология художественного конфликта в советском историческом романе. – Ташкент: Фан., 1990. – 231 с.

5. Новиков В.В. Историзм литературы и искусства нового мира // Проблемы историзма в русской советской литературе. – М.: Сов. писатель, 1979. – С. 5-28.



6. Малькина М.И. Современность исторической прозы // Современная мордовская литература. 60-80-е гг. В 2-х ч. Ч.2. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. – С. 220-226.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет