На правах рукописи
ЗУЕВА ЛЮБОВЬ ЕВГЕНЬЕВНА
ГОРОДА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ
ХII – ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХIII ВЕКА:
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ВЛАСТЬ
И УПРАВЛЕНИЕ
(в контексте истории средневековых городов Германии)
Специальность 07.00.02 – Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Иваново – 2009
Работа выполнена во Владимирском государственном университете
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Шулус Ида Ивановна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Акульшин Петр Владимирович,
Рязанский государственный
университет им. С.А. Есенина
кандидат исторических наук, доцент
Давыдов Матвей Ильич
Владимирский филиал Российской академии
государственной службы при Президенте РФ
Ведущая организация: Владимирский государственный гуманитарный
университет
Защита диссертации состоится 24 апреля 2009 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при Ивановском государственном университете по адресу 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5, ауд. 101.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета
Автореферат разослан «____» ________________ 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Тюленев В.М.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность диссертационной работы обусловлена научной значимостью проблемы целостности и единства истории человечества, а также роли России в ней. В настоящее время отмечается рост интереса к теме об общем и особенном в развитии России и стран Запада. Современный взгляд на историю позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода город на Руси рассматривается не сам по себе, а в контексте истории средневековых городов Европы. Это дает возможность глубже понять ход исторического процесса. Город не случайно выступает предметом данного исследования, так как именно он являлся показателем уровня развития, достигнутого обществом в тот период.
Сопоставить состояние городской жизни всех русских городов с колоссальным количеством европейских даже в рамках заявленного небольшого временного периода не представляется возможным в силу грандиозности подобной задачи. Мы ограничимся одним регионом Руси - Владимиро-Суздальской землей, - и одной группой городов Германии - епископских. В ХII – начале ХIII в. названная территория Руси возвышается и занимает главенствующее место среди других русских княжеств. Именно в это время во Владимиро-Суздальской Руси появляется целая плеяда выдающихся князей одной династии: Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.), его сыновья - Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) и Всеволод Большое гнездо (1176-1212 гг.). На северо-востоке Руси наблюдается расцвет городского строительства: возникали новые города (Юрьев-Польской, Переяславль-Залесский, Дмитров, Москва), росли и укреплялись старые (Ростов, Суздаль, Владимир).
Классическим примером западного средневекового города является город Германии, которая была одним из наиболее сильных государств Европы Высокого средневековья и где на ХII – начало ХIII века приходится настоящий градостроительный бум. Все немецкие города можно условно разделить на три категории: города светских и духовных сеньоров, имперские - подчиняются императору и вольные (формально самоуправляющие). Для сравнительного анализа мы взяли города церковных сеньоров (епископские), так как это была компактно расположенная, наиболее многочисленная группа, оставившая большое документальное наследие. Кроме того, владимиро-суздальские и епископские города Германии в указанный период объединяла сильная власть князя и сеньора-епископа соответственно.
Степень изученности темы. Традиции средневекового урбановедения в России и на Западе не совпадают, поэтому представляется целесообразным рассмотреть отдельно степень изученности древнерусского и немецкого средневекового города. Историографический обзор построен по хронологическому принципу.
Дореволюционные историки, изучая древнерусский город, сформулировали основные темы исследования: история возникновения городов; сущность и значение городских вечевых собраний в русской истории; взаимоотношения князя и веча, их тесная взаимосвязь и соперничество. Н.М. Карамзин, видный историк начала ХIХ века, в «Записке о древней и новой России» отмечал, что «российские славяне имели властителей с правами, ограниченными народною пользою и древними обыкновениями вольности». Во всех древнерусских городах «бывало вече, или совет народный, при случаях важных». Но во времена татарского ига произошел решительный поворот во Владимире и везде (кроме Новгорода и Пскова): «умолк вечевой колокол, глас вышнего народного законодательства».1 В.О. Ключевский, чья деятельность приходится на вторую половину ХIХ века, исследовал историю возникновения городов и их происхождения. Древнерусский город - это, прежде всего, центр торговли, управляемый вечевой властью. Князья должны были считаться с вечем, входить с ним в сделки, заключать «ряды» с городами.2 Историк высказал справедливую мысль о соперничестве двух властей – вече и князя.3 А.Е. Пресняков, вслед за В.О. Ключевским подробно анализирует институт княжеской власти. Он отмечает тесную взаимосвязь вече и княжеской власти, более того, обнаруживает «зависимость князя от веча, и малую дееспособность веча без князя».4
Значительный вклад в изучение городского управления внесли дореволюционные историки права – В.И. Сергеевич и М.Ф. Владимирский-Буданов. Заслуга В.И. Сергеевича в том, что он первым из отечественных историков обстоятельно разработал тему о значении веча в русской истории, посвятив ему крупное исследование, использовав фактически все основные материалы, относящиеся к вечевым собраниям. Вече представлялось ученому существовавшим с незапамятных времён и исчезнувшим после татарского завоевания. Он констатировал, что «татарский погром должен был надолго приостановить у нас развитие городской жизни».5 М.Ф. Владимирский-Буданов выдвинул проблему генезиса власти в Древней Руси. Он указывал на борьбу двух тенденций в передаче власти: избрания и наследования, где берет перевес начало избрания.6 По его мнению, вече, как форма государственной власти создана не для борьбы народа с князьями и боярами, а для единения, то есть для решения земских дел общей волей князя, бояр и народа.7 С последним утверждением М. Ф. Владимирского-Буданова нельзя не согласиться.
В советский период интерес к истории древнерусского города не угас, продолжилось изучение темы возникновения города, его сущности, характера городской власти. С позиций марксистско-ленинской идеологии появление древнерусских городов связывалось с общественным разделением труда.8 В период раннего Средневековья в Европе и на Руси господствовало натурального хозяйство, в дальнейшем рост производительных сил в феодальном обществе явился предпосылкой отделения ремесла от сельского хозяйства.
В 20-30-е годы ХХ в. появляется ряд трудов, посвященных непосредственно истории Владимиро-Суздальской Руси, в которых рассматриваются вопросы о городе.
___________________
1 Карамзин Н М.Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 22-23
2 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1 М., 1956. С. 192.
3 Ключевский В.О. Указ. соч. С. 193.
4 Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. М., 1993. С. 404.
5 Сергеевич В. И. Русские юридические древности. Т. II, вып. 1. Вече и князь, СПб., 1893. С. V; С. 32-33, 38.
6 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 65.
7 Владимирский-Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 78.
8 Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1955. С. 360.
А.Н. Насонов в работе «Князь и город в Ростово-Суздальской земле» выделяет ХII - начало ХIII в. как время расцвета городов на северо-востоке Руси, анализирует политический статус князей этой земли, их деятельность, взаимоотношения с городами.9 Он приходит к выводу о политическом антагонизме между боярами Ростова и горожанами Владимира. В.А. Галкин, используя новый источник – Владимирские летописи, исследует роль города в политическом развитии Владимиро-Суздальского княжества, рассматривает вопрос о столице, ее значении. Далее – историю переноса стольного города из Суздаля во Владимир с целью уменьшения влияния торгово-боярских верхов и вече старых городов (Ростова, Суздаля) на княжескую политику.10 Этот тезис в дальнейшем можно будет проследить практически во всех работах советских историков.
Послевоенный период ознаменовался появлением крупных монографий о раннефеодальной Руси и ее городах. Так, историк Б.Д. Греков в книге «Киевская Русь», на основе большого круга источников (археологических, письменных и лингвистических), делает вывод, что в ХI-ХIII веках происходит значительный рост числа городов, усиливается их политическое значение, выразившееся в активной деятельности вечевых собраний и возникновении союза горожан и князя, направленного против боярства, за единство земли.11 Фундаментальная работа по истории древнерусских городов (ХI – начало ХIII вв.) принадлежит перу М.Н. Тихомирова.12 Им изучался широкий круг проблем: время возникновения городов, их социально-топографическая структура, население и хозяйственная жизнь. Историк исследует городское ремесло, его характер и организацию, указывая на складывание в городах Руси объединений купцов и ремесленников по типу западноевропейских гильдий и цехов. Он одним из первых высказывает мнение о схожести пути развития древнерусского и европейского средневекового города, отмечая разрушительную роль монголо-татарского нашествия, не позволившего русским городам, вырасти в такую же мощную силу, какой они стали в Западной Европе, формируя тем самым проблему роли городов в политической централизации страны, в создании государства. Рассматривая тему управления и борьбу древнерусских горожан за привилегии, историк приходит к выводу, что эта борьба напоминает коммунальное движение в Европе.
В 60-70-е годы ХХ в. появились работы, посвященные различным аспектам истории Владимиро-Суздальской Руси ХII-ХIII вв. Н.Н. Воронин считается одним из крупнейших исследователей истории и культуры Северо-Восточной Руси. Спектр его научных изысканий довольно широк: он изучал социально-топогра-фическую структуру Владимира13; привлекая новые источники - владимирские летописи, хроники, эпос, исследовал эпоху Андрея Боголюбского; внес вклад в развитие источниковедения по истории Владимиро-Суздальского княжества.14
___________________
9 Насонов А.Н. Князь и город в Ростово-Суздальской земле // Века, Петроград, 1924. №1 С. 3-27.
10 Галкин В.А. Суздальская Русь. Иваново, 1939.
11 Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.
12 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.
13 Воронин Н.Н. Социальная топография Владимира ХII – ХIII вв. // Советская археология. 1946. Вып. 8. С. 145-174.
14 Воронин Н.Н. К характеристике владимирского летописания 1158-1177 гг. // Летописи и хроники. М., 1976. С. 26 - 53; Повесть об убийстве Андрея Боголюбского и ее автор // История СССР. 1963. №3. С. 80-97; Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг // Византийский временник. М., 1962. Т. 21. С. 29-50.
И.В. Дубов в своих работах - «Города, величеством сияющие», «Северо-восточная Русь в эпоху раннего Средневековья»,15 основанных на археологических материалах, выстраивает хронологию возникновения городов, реконструирует облик и первоначальную историю Ростова, Ярославля, Переяславля-Залесского и Углича, считая их особенно близкими по типологии к городским центрам Новгородской земли.
Авторы коллективной монографии «Древнерусское государство и его международное значение» большое внимание уделяют древнерусскому городу. Они подробно рассматривают права и обязанности князя, его взаимоотношения с городом, подтверждают существование «городских Правд», которые, по их мнению, составляли «основу политического «ряда» любого вольного города с князем». В этом они видят общие черты древнерусского городского строя со средневековым городским правом в Западной Европе. Далее авторы находят дополнительные доказательства такого сходства: города Руси в ХII-начале ХIII в. вели борьбу за судебный и податной иммунитет, что схоже с коммунальным движением в Европе.16
Известный историк Ю.А. Лимонов является автором обобщающей работы по политической истории Владимиро-Суздальской земли ХI – ХIII вв.17 Им был исследована проблема возникновения веча, его социального состава, функций, отношения к князьям, а также взаимосвязь «старых» и «новых» городов. Вече как институт коммунальной и областной власти имелось почти во всех городах Северо-востока. Реальная государственная власть базировалась не только на деятельности князя и его дружины, но и на политике вечевых собраний Владимира, Ростова и Суздаля.18 Его перу принадлежит также труд, посвященный летописанию во Владимирской Руси.19 Его интересовало время и место возникновения здесь летописной традиции: оно появляется в начале ХII века в Ростове, а в ХIII веке существует и в других центрах – Владимире, Переяславле, Суздале.20 Он отыскал в текстах древнерусских летописей владимиро-суздальские источники. Много северо-восточных известий находится в Лаврентьевской, Ипатьевской, Троицкой летописях, Синодальном списке Новгородской первой летописи и Московском летописном своде 1480 года.
Постсоветский период характеризуется появлением работ, значительно расширяющих тематику изучения древнерусского города. Монография В.А. Кучкина специально посвящена развитию государственной территории Северо-Восточной Руси в Х-ХIV вв.21 Используя обширный круг новых археологических источников (данные нумизматики, сфрагистики, находки из могильников, поселений) и письменные документы (нарративные, делопроизводственные, летописи, сведения агиографий, актов, родословных книг, карты), историк фиксирует изменение размеров Северо-Восточной Руси в определенные хронологические периоды.
___________________
15 Дубов И.В. Северо-восточная Русь в эпоху раннего Средневековья. Л., 1982; Города, величеством сияющие. Л., 1985.
16 Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.
17 Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
18 Лимонов Ю.А. Указ. соч. С. 202.
19 Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси Л., 1967.
20 Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. С. 156.
21 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-восточной Руси в Х-ХIV вв. М., 1984.
Заметным явлением в историографии древнерусского города стала монография И.Я. Фроянова и А.Ю. Дворниченко «Города-государства Древней Руси».22 В ней целая глава посвящена анализу возникновения и развития городов Владимиро-Суздальской Руси в ХI - начале ХIII в. Основываясь на летописных материалах, авторы делают вывод, что города Руси - это не княжества-монархии, а республики, принявшие форму города-государства, схожую с греческими полисами.23 Князь - представитель высшей общинной власти, был подотчетен вечу, верховному органу города-государства. Отношения с городом князья строили не на принципах господства и подчинения, а на основе согласия, хотя нельзя было избежать противоречий между ними. Но победителем из этих социально-политических коллизий выходила, как правило, городская община, так как военная сила находилась именно в ее руках.
Во второй половине 80-х гг. была опубликована работа Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухина, посвященная формированию сети первых городов на Руси и в скандинавских странах в Х-ХI вв. Авторы одни из первых использовали метод сравнительного анализа.24 Ими были выявлены некоторые закономерности возникновения и развития раннегородских центров и их роль в становлении государства в Древней Руси и Скандинавии (Норвегия, Швеция, Дания).
П.П. Толочко - знаток истории древнерусского города изучал вопросы происхождения и становления городов Древней Руси; их типологию и историческую демографию, связь города с сельскохозяйственной округой.25 Исследуя тему власти в городе,26 он сравнивает древнерусский и западноевропейский город, отмечая отсутствие на Руси управления коммунального типа, выражавшего суверенность горожан, как было в вольных городах Европы.
В.П. Даркевич в статье «Происхождение и развитие городов Древней Руси»27 указывает на синхронность начала «городской революции» в середине XI века на Руси и в Западной Европе. Автор особо останавливается на проблеме генезиса древнерусского города, выделяя 3 периода градообразования: середина X - первая половина XI в.; вторая половина XI - середина XII в.; вторая половина XII - до 1237-1240 годов – время, когда русская городская культура достигает своего апогея.28 В.П. Даркевич не обходит вниманием и проблему власти на Руси, видя ее сущность во взаимовыгодном сотрудничестве горожан и князя: народ составлял главную силу князей, а князь, в свою очередь, есть «народная власть, а не внешний и случайный придаток к волости. Он являлся необходимым органом древней государственности для решения насущных потребностей населения - внешней защиты и внутреннего порядка».29
___________________
22 Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
23 Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Указ. соч. С. 268.
24 Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Формирование сети раннегородских центров и становление государства (Древняя Русь и Скандинавия) // История СССР. 1986. №5. С. 63-77.
25 Толочко П.П. О торгово-ремесленном пути становления древнерусских городов // История и культура древнерусского города. М., 1989. С. 159-167; Город и сельскохозяйственная округа на Руси в IХ-ХIII вв. // Древние славяне и Киевская Русь. Сборник научных трудов. Киев, 1989. С. 115 – 124.
26 Толочко П.П. Древнерусский феодальный город. Киев, 1989.
27 Даркевич В.П.Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIIIвв.) // Вопросы истории. 1994. №10. С. 43-60
28,29 Даркевич В.П. Указ. соч. С. 54-55.
Современный историк Л.Ф. Писарькова исследует развитие местного самоуправления в России с древнейших времен до периода великих реформ 60-70-х гг. ХIХ в.30 По ее мнению, средневековый город Руси управлялся советом, состоящим из представителей горожан - десятских, сотских и дружины, его решения принимались вечем. Как многие отечественные исследователи, она указывает на сосуществование в городе двух властей - княжеской и вечевой. Автором отмечается близость выборной формы древнерусского городского правления с вольными городами Западной Европы. Но со времени разорения городов в ходе татаро-монгольского нашествия пути развития европейских и русских городов надолго разошлись.
Проблема власти в домонгольской Руси активно изучается в современной исторической науке. Диссертация Е.Н. Дербина31 посвящена институту княжеской власти на Руси IХ-ХIII вв. Автора интересует, как он представлен в дореволюционной отечественной историографии и общественной мысли. В работе рассмотрен широкий круг проблем: происхождение и эволюция княжеской власти; ее природа и характер, значение в обществе и политической системе; функции и объем власти древнерусских князей, ее преемственность или замещение. К.А. Соловьев32 в историографической диссертации анализирует эволюцию форм легитимации государственной власти в древней и средневековой Руси. Историк выделяет три исторических периода: первый охватывает IX - первую треть XIII в., для него типична «договорная» легитимность; во втором периоде (вторая треть XIII - первая четверть XIV в.) складывается «ордынская легитимность»; XIV - первая половина XV века – время формирования Московского государства и новой концепции легитимации власти.
Ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН - А.В. Назаренко в 1999 году возглавил проект «Русь и страны Центральной Европы в IX-XV вв.», который предполагает изучение политических, торговых, этнокультурных, церковных взаимосвязей между Древней Русью и центральноевропейскими странами (Германией, Польшей, Венгрией, Чехией). Акцент делается на междисциплинарный подход, постановку новых проблем, методик и инструментария, развиваемых в западной медиевистике. В рамках данного проекта ученый опубликовал объемную монографию о международной роли Руси в первые четыре века ее существования,33 сделав упор на углубленный анализ малоизвестных и введение в науку новых памятников, на сопоставление древнерусских и зарубежных текстов.
Зарубежных историков также интересует тема сходства или отличия путей развития древнерусского города в сравнении с западноевропейским. В 70-80-е годы ХХ в. древнерусский город стал объектом серьезного исследования историков ФРГ. Ученые Х. Рюсс и П. Ниче в обобщающей монографии по русской истории,
_____________________
30 Писарькова Л.Ф. Развитие местного самоуправления в России до великих реформ: обычай, повинность, право // Отечественная история. 2001 №2. С. 3-27.
31 Дербин Е.Н. Институт княжеской власти на Руси IX - начала XIII века в дореволюционной отечественной историографии и общественной мысли: автореф. дис. канд. Ижевск, 2006.
32 Соловьев К.А. Проблема власти в древней и средневековой Руси (IX - первая половина XV вв.): отечественная историография: автореф. дис. докт. М., 2003.
33 Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки, культурных, торговых, политических отношений IX—XII веков. М., 2001.
хотя и признают Русь органической частью Европы, отмечают, что ее городам не удалось достигнуть ни стабильного городского управления с особой организацией, ни исключения непосредственного вмешательства городского сеньора в коммунальные дела с помощью прочно записанных прав и привилегий (за исключением Новгорода и Пскова).34 Германский ученый Р. Хаммель-Кизов предпринял сравнительный анализ структуры поселений двух торговых городов - Новгорода и Любека.35 Автор отмечает схожесть внешнего вида городов, несмотря на хронологическую разницу во времени возникновения и особенности территориальных условий, указывая, однако, на различие их внутренней топографической структуры.
Западная историография изучает историю средневекового европейского города уже несколько столетий. Еще в ХVIII в. появилась романская теория возникновения городов, в ее основе идея непрерывности городского развития от античности до Нового времени. Одним из ее сторонников был французский историк О. Тьерри.36 В 60-70-х годах ХIХ в. немецкий историк Г.Л. Маурер создал «марковую» теорию происхождения города. В строе средневекового города он видел лишь дальнейшее развитие деревенской организации (марки-общины)37. Наибольшей популярностью в Германии пользовалась рыночная теория происхождения городов, которую впервые обосновал Р. Зом.38 Во второй половине ХIХ века возникает «классическая вотчинная теория. Ярким ее представителем» в германской исторической науке был К. Лампрехт.39 Возникновение городов он объяснял как результат роста производства и разделения труда в вотчинном хозяйстве, на базе которого создавались излишки, сделавшие возможным обмен, породивший города. В центре внимания Г. фон Белова – историка начала ХХ века - вопросы происхождения средневекового города, его связь с сельским хозяйством. Он исследует городское устройство, городское право и суд.40 Историк подчеркивает прогрессивное значение городского суда, так как перед ним все горожане составляют одно сословие.
50-е годы XX века в Европе отмечены появлением особой области — урбанистической медиевистики. Появляется масса работ, основанных на материалах немецких городов. Так, Г. Планиц прослеживает процесс возникновения города Германии с римских времен до оформления здесь цеховой структуры.41 Ф. Рёриг тщательно изучал роль Ганзы в средневековой экономике.42 Крупный вклад в развитие средневековой урбанистики внесла Э. Эннен. Ею был изучен широкий круг вопросов: социальная структура города, его право, топография, экономическая
_____________________
34 Handbuch der Geschichte Russlands. Bd. 1. Stutgart, 1981. S. 202, 203, 310, 390, 358, 572.
35 Хаммель-Кизов Р. Новгород и Любек. Структура поселений двух торговых городов в сравнительном анализе // История и археология. 1994. №8. С. 234-236.
36 Тьерри О. История происхождения и успехов третьего сословия. – М., 1899.
37 Маурер Г.Л. Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти М., 1880.
38 Sohm R. Die Entstehung des deutschen Staedtewesens, Leipzig, 1890.
39 Лампрехт К. История германского народа. Т. 2. М., 1895.
40 Belov G. v. Der deutsche Staat des Mittelalters. Leipzig, 1914.
41 Planits H. Die deutsche Stadt im Mittelalter von der Romerzeit bis zu den Zunftkämpfen. Weimar, 1954.
42 Rörig F. Wirtschaftskraefte im Mittelalter. Abhandlungen zur Stadt- und Hansegeschichte. Koeln und Graz, 1959.
жизнь, взаимоотношения городов и государства, горожан и сеньора.43 Европейский город, по ее мнению, это постоянно изменяющийся феномен, динамический элемент в довольно статичном обществе Средневековья.
Дореволюционные отечественные историки также обращались к изучению средневекового европейского города. Наибольший вклад внес А.К. Дживелегов. В центре его исследования - возникновение, рост и эволюция средневековых городов в Англии, Франции, Германии и Италии; коммунальное движение, его результаты в этих странах и причины упадка средневековых городов.44
С 20-х годов ХХ века в России в соответствии с тезисом марксизма о социальной и классовой борьбе как главном содержании исторического процесса, основными направлениями советской медиевистики стали социально-экономические и социально-политические проблемы средневекового европейского города: ремесленное производство и его организация, предпринимательство, социальные конфликты. Преобладание в течение длительного времени именно таких проблем отражено в обобщающей книге патриарха этого направления В.В. Стоклицкой-Терешкович.45
С началом перестройки, изменяются акценты в исследованиях, возрастает интерес к культурной сфере жизни городов, ментальности горожан Средневековья. Так, А.Л. Ястребицкая в своей монографии «Средневековая культура и город в новой исторической науке»46 рассматривает средневековый город Европы не только как экономический и административный, но и социокультурный феномен. Успехи современной медиевистики автор показывает на богатом материале исследований зарубежных и отечественных ученых ХIХ-ХХ вв.
Весомый вклад в изучение проблемы западноевропейского города внесли историки Саратовской школы медиевистов, во главе со С.М. Стамом.47 Они изучали отдельные средневековые города Германии. Так, Т.М. Негуляева занимается историей Страсбурга. Ее интересуют вопросы, связанные с возникновением здесь патрициата, складыванием сеньориального режима, условиями возникновения городского права, самосознанием средневековых горожан.48 Л.И. Солодкова - одна из видных историков-урбанистов 90-х годов ХХ века - опубликовала ряд работ по истории средневекового Кельна. Круг ее интересов достаточно обширен: складывание торгово-ремесленного центра, борьба кельнских горожан с сеньором города, истоки городского права.49
____________________
43 Ennen E. Die europäische Stadt des Mittelalters. Göttingen, 1975.
44 Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе С.-Пб. 1902.
45 Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. М., 1960.
46 Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995.
47 Стам С.М. К проблеме города и государства в раннеклассовом обществе // Город и государство в древних обществах. Л., 1982. С. 105-106.
48 Негуляева Т.М. Складывание городского патрициата в средневековом Страсбурге// Средневековый город. Вып.2, 1974. С. 88-101; Складывание сеньориального режима в Страсбурге// Средневековый город. Вып. 12. 1998. С. 26–34; Условия возникновения средневекового городского права // Средневековый город. Вып.9. 1989. С. 3-18; Зарождение правосознания и чувства личности у средневекового бюргерства // Средневековый город. Вып.13. 1998. С. 26–36.
49 Солодкова Л.И. Складывание торгово-ремесленного центра в Кельне в XI-ХIII вв. // Средневековый город. Вып. 9. 1989. С. 18-25; Ранний Кельн. Саратов, 1991; К истории городского права средневекового Кельна // Средневековый город. Вып. 7. 1987. С.127-130.
В 1999-2000 гг. в России выходит четырехтомное издание – «Город в средневековой цивилизации Западной Европы».50 Задачей авторов является изучение средневекового города комплексно, в разнообразных его проявлениях, как одну из основных, несущих структур-конструкций средневекового общества. Первый том51 посвящен проблеме возникновения и развития города в Западной Европе, его внешнему виду, замку сеньора и демографическим проблемам; второй том52 - торговле, ремеслу, интеллектуальной и духовной деятельности горожан. Том третий «Человек внутри городских стен»53 раскрывает факторы социального единства, которые, в конечном счете, обеспечивали устойчивость городского сообщества. Особая роль отводится городскому праву, одному из важнейших факторов социализации. Рассматриваются его особенности и эволюция, практика применения. Том четвертый «Extra muros (Вне стен)»: город, общество, государство»54 посвящен роли города в политической жизни государства. На основе сравнительного анализа авторы вышеназванной монографии отмечают, что формы социальной жизни средневековых городов в Европе были во многом другие, нежели на Руси, а горожане занимали особое положение благодаря привилегиям и свободам городского права. Но главное отличие древнерусского города от средневекового европейского заключалось в отсутствии в нем ремесленных цехов и прочих самодеятельных автономных малых образований, которые на Западе составили заметную общественную группу и позже вошли в основы гражданского общества. В средневековой Руси самые многочисленные жители городов (авторы называют их «посадские люди») своим званием не гордились, тогда как европейские бюргеры были полны достоинства. С последним утверждением авторов монографии трудно согласиться, так как термин «посадские люди» возник в ХIV в. и они, действительно, представляли собой непривилегированное тяглое сословие, тогда как древнерусские горожане наравне с князем участвовали во многих политических событиях ХII – начала ХIII в. и были горды званием «горожанина».
Анализ историографии показывает, что изучение древнерусского и средневекового немецкого, и в целом европейского города с использованием сравнительно-исторического метода исследования в основном касалось лишь отдельных аспектов этой проблемы. Подготовленная нами работа призвана внести свой вклад в рассмотрение данной темы. Будет проведен анализ комплекса социально-экономических проблем, структуры власти и управления владимиро-суздальскими городами в сопоставлении с группой епископских городов Германии и выяснена степень сходства и различия в их развитии.
Достарыңызбен бөлісу: |