А. БЕБЕЛЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
www.lekcii.at.ua
СОДЕРЖАНИЕ
От издательства
Предисловие
Предисловие автора к двадцать пятому изданию
Предисловие автора к тридцать четвертому изданию
Предисловие автора к пятидесятому изданию
Введение
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ
ЖЕНЩИНА В ПРОШЛОМ
Глава первая. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Главные эпохи доисторического периода
2. Формы семьи
3. Материнское право
Глава вторая. БОРЬБА МЕЖДУ МАТЕРИНСКИМ И ОТЦОВСКИМ ПРАВОМ
1. Возникновение отцовского права
2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
3. Законные жены и гетеры в Афинах
4. Остатки материнского права в нравах разных народов
5. Возникновение государственного порядка. Разложение рода в Риме
Глава третья. ХРИСТИАНСТВО
Глава четвертая. ЖЕНЩИНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1. Положение женщины у германцев
2. Феодализм и право первой ночи
3. Расцвет городов. Монашество и проституция
4. Рыцарство и поклонение женщине
Глава пятая. РЕФОРМАЦИЯ
1. Лютер
2. Последствия реформации. Тридцатилетняя воина
Глава шестая. ВОСЕМНАДЦАТОЕ СТОЛЕТИЕ
1. Придворная жизнь в Германии
2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
3. Французская революция и крупная промышленность
ОТДЕЛ ВТОРОЙ
ЖЕНЩИНА В НАСТОЯЩЕМ
Глава седьмая. ЖЕНЩИНА КАК ПОЛОВОЕ СУЩЕСТВО
1. Половое влечение
2. Безбрачие и частые самоубийства
Глава восьмая. СОВРЕМЕННЫЙ БРАК
1. Брак как призвание
2. Уменьшение деторождении
3. Денежный брак и биржа браков
Глава девятая. РАЗЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ
1. Рост расторжений браков
2. Буржуазный и пролетарский брак
Глава десятая. БРАК КАК МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ СРЕДСТВО
1. Уменьшение числа вступлений в брак
2. Детоубийство и вытравление плода
3. Воспитание для целей брака
4. Бедствия современной супружеской жизни
Глава одиннадцатая. ШАНСЫ БРАКА
1. Численное соотношение полов
2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
Глава двенадцатая. ПРОСТИТУЦИЯ-НЕОБХОДИМОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ОБЩЕСТВА
1. Проституция и общество
2. Проституция и государство
3. Торговля девушками
4. Рост проституции. Внебрачные матери
5. Преступления против нравственности и венерические болезни
Глава тринадцатая. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Развитие и распространение женского труда
2. Фабричная работа замужних женщин. Домашняя промышленность и опасные для здоровья производства
Глава четырнадцатая. БОРЬБА ЖЕНЩИНЫ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ
1. Революция в домашней жизни
2. Духовные способности женщины
3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
4. Дарвинизм и состояние общества
5. Женщина и свободные профессии
Глава пятнадцатая. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ
1. Борьба за гражданское равноправие
2. Борьба за политическое равноправие
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ
ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Глава шестнадцатая. КЛАССОВОЕ ГОСУДАРСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ
1. Наша общественная жизнь
2. Обострение классовых противоречий
Глава семнадцатая. ПРОЦЕСС КОНЦЕНТРАЦИИ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Вытеснение сельского хозяйства промышленностью
2. Прогрессирующая пролетаризация. Господство крупного производства
3. Концентрация богатства
Глава, восемнадцатая. КРИЗИС И КОНКУРЕНЦИЯ
1. Причины и следствия кризисов
2. Посредническая торговля и вздорожание продуктов питания
Главе девятнадцатая. РЕВОЛЮЦИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
1. Заморская конкуренция и бегство из деревни
2. Крестьяне и крупные землевладельцы
3. Противоречия между городом и деревней
ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Глава двадцатая. СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
1. Преобразование общества
2. Экспроприация экспроприаторов
Глава двадцать первая. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
1. Привлечение всех работоспособных к работе
2. Гармония интересов
3. Организация труда
4. Рост производительности труда
5. Уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом
6. Повышение потребительной способности
7. Равенство трудовых обязанностей для всех
8. Упразднение торговли и преобразование транспорта
Глава двадцать вторая. СОЦИАЛИЗМ И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
1. Уничтожение частной земельной собственности
2. Мелиорация почвы
3. Преобразование обработки земли
4. Крупное и мелкое хозяйство. Развитие электрокультуры
5. Виноделие будущего
6. Мероприятия против истощения почвы
7. Уничтожение противоположности между городом и деревней
Глава двадцать третья. УПРАЗДНЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Глава двадцать четвертая. БУДУЩЕЕ РЕЛИГИИ
Глава двадцать пятая, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Глава двадцать шестая. ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Глава двадцать седьмая. СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1. Беззаботность существования
2. Переворот в области питания
3. Коммунистическая кухня
4. Переворот в домашней жизни
Глава двадцать восьмая. ЖЕНЩИНА В БУДУЩЕМ
Глава двадцать девятая. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ
Глава тридцатая. ПРОБЛЕМА НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛИЗМ
1. Страх перед перенаселением
2. Образование перенаселения
3. Бедность и плодовитость
4. Недостаток в людях и излишек питательных веществ
5. Социальные отношения и способность размножения
Заключение
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Книга Августа Бебеля «Женщина и социализм» относится к числу наиболее известных книг в марксистской литературе. Она переведена на многие языки мира и при жизни автора только в одной Германии издавалась 50 раз
Эта яркая и запоминающаяся книга читается с большим интересом. Она рассказывает о положении женщины с первобытных времен до капиталистической эпохи и о жизни женщины при социализме и коммунизме. В ней рассматриваются вопросы о взаимоотношениях мужчины и женщины, о браке и семье, о воспитании детей и др.
Текст настоящего издания заново сверен с текстом книги «Die Frau und der Soziahsmus», Берлин, 1946 изд. 55.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга А. Бебеля «Женщина и социализм» заслуженно снискала себе славу настольной книги женского рабочего движения. Она является выдающимся произведением научного социализма.
Вождь германского рабочего класса и виднейший деятель международного рабочего движения Август Бебель по достоинству оценил активное участие женщин в освободительной борьбе трудящихся.
«...Не было ни одного значительного движения в мире, - говорил Бебель, - в котором женщины не выступали как борцы и мученицы» (971).
Бебель уделял большое внимание нуждам и запросам женщин-работниц - этой наиболее обездоленной и угнетенной части пролетариата. Он первый из рабочих-парламентариев мира поднял в 1869 году в германском рейхстаге вопрос о законодательной охране женского труда и материнства. В своих мемуарах Бебель с удовлетворением рассказывает об организованном им в Лейпциге в 1876 году многолюдном предвыборном собрании, на котором он сделал доклад о положении женщины в современном государстве и ее отношении к социализму.
«Женщины, - пишет об этом собрании Бебель, - присутствовали в очень большом числе. Я, между прочим, объяснил им, почему они должны принять живейшее участие в предстоящих выборах. Не имея избирательного права, они должны все-таки примкнуть активно к избирательной борьбе и побуждать своих мужей и родственников голосовать за социал-демократию, которая отстаивает политическое и социальное равенство женщин. Это было первое собрание, на котором женщины призывались к политической деятельности»2.
По инициативе Бебеля требование охраны женского труда было внесено в программу германской социал-демократической партии, принятую на объединительном съезде в Готе.
В своей партийной работе Бебель неустанно боролся с предрассудками в отношении к общественной деятельности женщин, с недооценкой женского вопроса. Он разработал теорию и тактику женского рабочего движения.
К теоретической разработке женского вопроса Бебель подошел как «опытный практический вождь... чуткий к запросам революционной борьбы социалист»3.
Книга «Женщина и социализм» содержит четкие и ясные ответы на вопросы, выдвинутые женским рабочим движением перед социалистическими партиями.
Начатая Бебелем в годы его пребывания в тюрьме, эта книга вышла в свет в 1879 году - ровно через год после издания в Германии исключительного закона против социалистов, направленного против рабочего движения. На основании этого закона социалисты подвергались репрессиям, а социалистическая литература конфисковывалась. Но и в нелегальных условиях книга, отвечающая насущным нуждам социалистического рабочего движения, быстро дошла до своего читателя. И ныне это фундаментальное произведение научного социализма сохранило свое значение как могучее оружие в борьбе за полное освобождение женщины от капиталистического рабства, за победу социализма над капитализмом.
Разработку многостороннего женского вопроса Бебель начинает с анализа его классового, политического значения. В историческую миссию пролетариата, говорит он, входит не только собственное освобождение, но освобождение всех остальных угнетенных, а, следовательно, и женщин.
Женское рабочее движение является неразрывной частью классовой борьбы пролетариата. «Классовая противоположность, которая разделяет класс капиталистов и класс рабочих и которая при обострении наших отношений развивается все сильнее, проявляется... и в женском движении» (43).
Ограниченность буржуазного женского движения (феминизма) состоит в том, что представительницы его верят в достижение полного правового равенства полов в условиях капитализма. Но если бы, указывает Бебель, буржуазный феминизм осуществил даже все свои требования, то этим не уничтожились бы ни капиталистическое рабство женщины-труженицы, ни проституция, ни экономическая зависимость большинства женщин от мужчин» Для огромного большинства женщин «безразлично, удастся ли нескольким тысячам женщин более состоятельных слоев общества пройти высшее учебное заведение, получить медицинскую практику или сделать научную или служебную карьеру, - это ничего не изменит в общем, положении их пола» (42-43).
Не то - пролетарское женское движение, задачей которого является борьба не только за правовое равенство полов, но, прежде всего за уничтожение двойного рабства женщины-работницы, за ликвидацию экономической зависимости женщины от мужчины, за государственную охрану материнства и детства, то есть за полное решение женского вопроса, в чем заинтересован весь женский пол. Это разрешение женского вопроса, поясняет Бебель, совпадает с разрешением рабочего вопроса. Поэтому тот, кто стремится к разрешению женского вопроса во всем его объеме, должен идти рука об руку с теми, кто начертал на своем знамени борьбу за социализм.
«Женщина-пролетарий должна... вместе с мужчиной-пролетарием, ее товарищем по классу и судьбе, вести борьбу за коренное преобразование общества...» (44).
С другой стороны, рабочий, обладающий классовым сознанием, должен объяснить «женщине ее положение в обществе и воспитать ее как союзника в совместной освободительной борьбе пролетариата против капитализма» (156).
Вопрос о соотношении ближайших и конечных целей пролетарского женского движения Бебель решает в полном соответствии с общей тактикой социалистического рабочего движения: борьба за демократические требования, в принципе осуществимые в капиталистическом обществе, составляет программу-минимум, а полное решение женского вопроса - программу-максимум.
Отсюда и отношение пролетарок к буржуазному женскому движению. Поскольку последнее ставит задачи борьбы за равноправие полов и соответствующие демократические преобразования в капиталистическом обществе, «враждебные сестры» «могут вести борьбу, маршируя отдельно, но сражаясь вместе».
Первый раздел книги «Женщина и социализм» посвящен исследованию положения женщины в прошлом.
Руководствуясь историческим материализмом и опираясь на новые научные данные о положении женщины в древнейшие времена, открытые Бахофеном, Морганом, дополненные и разработанные на основе материалистической диалектики в труде Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», Бебель исследует место и роль женщину в обществе и семье, показывает обусловленность ее общественного положения материальными условиями жизни общества. Это исследование начинается со смены матриархата патриархатом, откуда главным образом берет свое начало закрепощение женщины. На большом историческом материале здесь ярко и убедительно показано, как общественные отношения, созданные частной собственностью на средства производства, наложили тяжелые оковы на женщину, ограничили возможности ее культурного развития, поставили ее в экономическую зависимость от мужчины, унизили ее человеческое достоинство.
Развитие ремесел и товарного хозяйства сделали мужчину господином и собственником богатств семьи, а женщина стала служанкой мужчины, матерью его детей - законных наследников его имущества.
«Господство частной собственности утвердило подчинение женщины мужчине. Началось время принижения женщины, и даже презрения к ней» (72).
Центральное место в книге занимает вторая ее часть - «Женщина в настоящем», показывающая положение женщины в капиталистическом обществе. Это страницы изумительного сочетания науки и революционной страстности с литературным мастерством. На огромном фактическом материале раскрывается потрясающая картина двойного рабства женщины-пролетарки, двойной буржуазной морали, ханжества, проституции, иллюзорности буржуазного равенства.
Казалось бы, что, предоставив женщине «равное право» работать на капиталистических предприятиях и сделав ее, таким образом, экономически самостоятельной, капитализм должен был раскрепостить женщину, поднять ее человеческое достоинство. Но в действительности произошло обратное: капитализм поработил женщину вдвойне.
Используя предрассудки против женщины и ее меньшую по сравнению с мужчиной способность сопротивляться наступлению капитала на рабочий класс, капитализм подвергает женский труд самой жестокой эксплуатации, а нужда заставляет женщину работать на капиталиста до полного изнурения.
«Домашняя работа, - объясняет Бебель, - приучила женщину не знать никакой меры во времени для своего труда, я она без всякого сопротивления позволяет предъявлять к себе повышенные требования... Женщина, кроме того, более, чем мужчина, прикреплена к своему месту жительства... Добродетельный капиталист умеет очень хорошо оценивать эти женские качества» (266, 263).
«Женщина все более привлекается к промышленному труду...» и в том числе «...к любой деятельности, где эксплуатация может выжать из нее более высокую прибыль. А сюда принадлежат как самый тяжелый, так и самый неприятный и самый опасный для здоровья труд».
Бебель саркастически замечает по адресу буржуазных моралистов, что «здесь сводится к своему истинному значению фантастическое представление о женщине как о нежном, чутком существе» (282).
Пользуясь статистическими данными и отчетами фабричных инспекторов, Бебель показывает, как работа на фабрике калечит здоровье женщин, укорачивает их жизнь и губит их детей.
«Если в прусском государстве из живорожденных детей в среднем умерло 22 процента в продолжение первого года жизни, то... на детей покрывательниц зеркал падает 65 процентов смертности, шлифовщиц стекла - 55 процентов, работниц оловянного производства - 40 процентов. В 1890 году из 78 рожениц, работавших в типографиях в округе Висбадена, только у 37 были нормальные роды» (284).
При всем этом работница за свой труд получает заниженную заработную плату «даже и там, где женщина выполняет одинаковую с мужчиной работу» (279).
Много воды утекло с тех пор, как были написаны эти страницы Женщины большинства капиталистических стран добились как будто многих прав по закону. Но фактическое положение женщин-работниц капиталистического мира в общем представляет и поныне такую же картину, какая описана Бебелем. Империализм только умножил лишения женщин-тружениц новыми, еще более изощренными методами эксплуатации.
Характеризуя женский труд в капиталистических странах, докладчица на Всемирной конференции трудящихся женщин (1956 год) Жермен Гийе отметила, что «в капиталистических, колониальных и полуколониальных странах женщины, работающие в промышленности, обычно имеют самую низкую квалификацию. За некоторым исключением, они являются разнорабочими, специализированными работницами (одна операция в производственном процессе.- В. Б.) и очень редко становятся квалифицированными работницами».
«Число нервных и душевных заболеваний в результате интенсификации труда увеличивается в угрожающих размерах». Так, в департаментах Севера, в которых сконцентрировано большое число работниц текстильной промышленности, количество душевнобольных за последние несколько лет увеличилось по сравнению с предыдущими годами втрое, а смертность детей здесь вдвое превышает детскую смертность по всей Франции.
Конференция отметила, что в капиталистическом мире повсюду нарушается принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, хотя этот принцип формально содержится в законодательстве многих буржуазных государств.
В журнале «Всемирное профсоюзное движение» (1956, № 2) приведены многочисленные данные о неравной оплате равного труда мужчин и женщин в капиталистических странах как источнике сверхприбылей монополистов.
Так, канадская компания «Кэнэдиен дженерал электрик» только на одном заводе, где занято 2800 женщин (=40% всех рабочих), ежегодно наживает на этом 1 164 800 долларов.
Перегруженность и тяжелые условия жизни трудящихся женщин капиталистических стран «вызывают быстрый рост заболеваемости, инвалидности и преждевременной старости... Одной из особо недопустимых форм дискриминации в отношении трудящихся женщин является предпочтение использовать на работе незамужних женщин, увольнение последних, когда они выходят замуж, а также увольнение беременных женщин и принуждение к подписанию соглашения, согласно которому женщина в случае замужества может быть уволена без предупреждения»4.
Так монополисты беззастенчиво обходят широковещательные законы об охране материнства и младенчества, принятые в ряде капиталистических стран в послевоенные годы.
Как живо звучат теперь слова Бебеля, что поскольку все эти варварские, неестественные условия труда женщин «коренятся в сущности буржуазного общества и все более ухудшаются, ...то из этого видно, что буржуазное общество не способно уничтожить это зло и освободить женщину. Для этого... необходим другой общественный строй» (225).
Страницы, посвященные анализу корней проституции и борьбы с этим бедствием в буржуазном обществе, являются обвинительным актом против капиталистического строя и буржуазной морали.
Анализ причин проституции и средств борьбы с ней в условиях капиталистического строя Бебель заключает выводом, что проституция присуща самой природе капитализма и никакими средствами, тем более полицейскими или благотворительными, ее невозможно искоренить, пока существует строй эксплуатации человека человеком.
«Проституция... является для буржуазного общества необходимым социальным учреждением, подобно полиции постоянному войску, церкви, предпринимательству» (227).
Голодная плата вынуждает работниц делаться проститутками. Именно здесь видит Бебель главный источник этого зла. Число проституток, пишет он, растет в той же мере, в какой растет число женщин, «получающих заработную плату, слишком высокую, чтобы умереть, и слишком низкую, чтобы жить» (248). Для торговли живым товаром капиталистический строй создает все условия, как экономические, так и нравственные.
Разоблачением двойной буржуазной морали Бебель сделал неоценимый вклад в дело освобождения человеческой личности женщины. По справедливому замечанию видной деятельницы международного женского рабочего движения А. М. Коллонтай, ради одних этих страниц следовало бы не только работницам, но и женщинам других классов и слоев населения воздвигнуть в своих сердцах вечный памятник Бебелю.
Бебель выступает и против буржуазной теории биологической неполноценности женщины и ее «естественной» склонности к домоводству. Эта лжетеория уже давно опровергнута. Но империалисты часто пользуются разным обветшалым хламом в целях подтверждения тех или иных выгодных им положений.
Напуганная мощным демократическим женским движением, широко развернувшимся в послевоенные годы, империалистическая реакция призвала себе на помощь современных мракобесов, которые клевещут на женщин, пользуясь аргументами таких «маститых» буржуазных теоретиков XIX века, как физиолог Бишоф, антрополог Ломброзо, философ Шопенгауэр, - этих фанатичных противников равноправия женщины с мужчиной.
Они, говорит Бебель об этих ученых, видят в женщине «лишь половое существо, но никогда не замечают в ней существа общественного» (205).
Содержащаяся в книге Бебеля критика Бишофа, Ломброзо, Шопенгауэра звучит и в наши дни.
В резолюции IV конгресса Международной демократической федерации женщин (1958 год) говорится:
«Исходя из принципа равенства, изложенного в Уставе ООН и Декларации прав человека, Конгресс призывает национальные организации проводить неустанную борьбу против теорий о том, что доход работающей женщины является вспомогательным и что воспитание детей и ведение домашнего хозяйства является единственным и естественным призванием женщины. Эти неправильные идеи направлены на то, чтобы оправдать все формы дискриминации против трудящейся женщины и сохранить неравноправное положение женщины в обществе и семье».
В этой острой идеологической борьбе очень важное значение имеет полное глубокого смысла замечание Бебеля об «общественном мнении» буржуазного общества относительно человеческих достоинств женщины.
В буржуазном обществе, говорит Бебель, женщина занимает второе место. Сначала мужчина, потом она. Все это так глубоко вбито в сознание людей, что «весь мужской род считает такое положение в порядке вещей, а большинство женщин смотрит на это до сих пор, как на неизбежность судьбы. В этом представлении отражается все положение женщины» (141).
Только в социалистическом обществе, говорит Бебель, где полностью отсутствует эксплуатация человека человеком и ничто не препятствует полному развитию человеческих достоинств и умственных дарований женщины, где социальные условия будут одинаковы для обоих полов, канет в вечность вместе с двойным рабством женщины и антагонизм полов.
В социалистическом обществе «женщина подымется на высоту полного совершенства, о котором у нас еще нет никакого правильного представления, так как до сих пор в истории развития человечества не было такого состояния» (299).
Успехи раскрепощения женщины в странах социалистического лагеря блестяще подтвердили основное положение Бебеля, что только социализм полностью освободит женщину как труженицу, как мать и как человека.
Это логически вытекает из разностороннего анализа положения женщины в истории эксплуататорских обществ, из основательного изучения положения женщины в капиталистическом обществе.
Теоретические выводы, обобщающие опыт женского рабочего движения в новую историческую эпоху, дал В. И. Ленин, развивший дальше марксистскую теорию женского вопроса.
Достарыңызбен бөлісу: |