УДК 378 Гриченко Георгий Артемович
Студент ФГБОУ ВПО «Краснодарский
государственный университет
культуры и искусств», г. Краснодар
Научный руководитель: Лях Валентина Ивановна,
доктор философских наук, профессор
Место архетипов в современной фантастике
Аннотация: в статье рассматривается место архетипов в современной фантастике с точки зрения культурологии: изучается их происхождение, особенности, значение.
Ключевые слова: фантастика, фэнтези, архетипы, мифология, фольклор.
Grichenko G.A.
Archetypes’ place in modern fantasy
Summary: the research illustrates the archetypes in modern fantasy genre from the standpoint of culturology, tells us about their origin, features, and significance.
Key words: fantasy, archetypes, mythology, folklore.
Из всего многообразия современного искусства можно выделить жанр, в котором тесно переплелись архетипы самых разных видов – мифологические, фольклорные, и многие другие. Фактически, этот жанр построен с помощью проецирования мифологических архетипов на проблемы современной действительности. Это - фантастика, причем в обоих своих проявлениях: в научном и фэнтези.
Фантастика, несмотря на свою чрезвычайную популярность, малоизучена в культурологии. В то же время, ее основу составляют органично переплетенные, взаимодействующие и дополняющие друг друга мифологические и фольклорные архетипы. Эта взаимосвязь послужила причиной появления новых архетипов, возникших именно в фантастике. Изучение архетипов и их места в фантастической литературе стало источником информации о природе такого взаимодействия, а также о некоторых малоизученных свойствах архетипов (к примеру, гибкость и изменчивость), что обусловило актуальность проблемы исследования.
Концепт «архетип» в научное знание ввел швейцарский психолог Карл Юнг, ученик и сотрудник Зигмунда Фрейда. Однако если З. Фрейд занимался исследованиями индивидуального бессознательного, то К. Юнг – коллективного бессознательного. Ученый анализировал сновидения, расшифровывая, загнанные в подсознание и выплывающие во сне, импульсы, носящие массовый характер и лежащие в основе всей культуры.
Выявив наиболее характерные, типичные образцы бессознательного, К. Юнг обратил внимание на то, что они буквально совпадают с символами, проходящими через всю историю мировой культуры, приобретая при этом различные формы, выражения, названия. Эти формы К. Юнг и назвал архетипами, т.е. древними, первичными типами коллективного бессознательного. По К. Юнгу, коллективное бессознательное, в т. ч. и его архетипы, имея культурное происхождение, в то же время настолько прочно вошло в психику, что передается наследственным, биологическим путем [4].
Большой вклад в изучение архетипов внес польский писатель Анджей Сапковский. В работе «Мир Короля Артура» он подробно разобрал архетипы артурианского мифа и их влияние на фантастику. По мнению Сапковского, в основе большинства произведений фэнтези европейских авторов лежит Артурианская легенда с присущей ей магией, мечами и романтикой. Ученый пишет, что причина доминирования европейцев в фантастике и, собственно, само создание жанра, связано с тем, что население Европы и Америки имело в своем распоряжении наиболее подходящий для создания фантастики материал: кельтскую мифологию. Артурианская легенда, ирландские саги и поверья, бретонский или же валлийский Мабиногион как нельзя лучше подходит как исходный материал для фэнтези. И действительно, артурианский миф в Европе живет вечно, он крепко врос в культуру своим архетипом. Именно поэтому, как утверждает Анджей Сапковский, архетипом и прообразом всех произведений в этом жанре является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола [1].
Среди отечественных ученых, занимавшихся подобными проблемами, безусловно, стоит выделить известного фольклориста Владимира Яковлевича Проппа. В своей работе «Морфология волшебной сказки» главной задачей Проппа было изучение сказки как целого, и определялась необходимостью выявления структуры сказки и функциональных связей между ее элементами - функцими действующих героев. В. Я. Пропп называет функцией поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для направления действия, или «типовые поступки, соответствующие определенным ролям действующих лиц». Функции действующих лиц являются устойчивыми элементами сказки, не зависят от того, кем и как они выполняются, каково происхождение героя и его социальное положение (Иван-царевич—Иван-крестьянский сын), - значима та роль (функция), которую они исполняют, и последовательность действия, которую они обеспечивают в повествовании. Именно функции героев в сказке являются величиной постоянной, в отличие от «способа осуществления функций», который «может меняться», так как для «изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи», т. е. какую функцию они выполняют в развитии сюжета, а не вопрос о том, как они это делают [3].
В. Я. Пропп приходит к выводу о том, что все волшебные сказки однотипны по своему строению и именно функции героев обусловливают их устойчивую структуру. Следовательно, в фольклорном произведении изучению подлежат не действующие лица и объекты, а их функции, т. е. поступки, их действия [3].
Наиболее отчетливо архетипы проявляются в мифах, фольклорных произведениях, сказках. Фантастика, как производное от вышеуказанного, обладает многими архетипами, проявляющимися в виде, часто повторяющихся во многих произведениях, образов, сюжетов и мотивов (например, «злая мачеха», «верный слуга», «глупый король», «Святой Грааль», «Философский камень» и многие другие). Архетипы фантастики, хоть и несут в себе ценностно-смысловое ядро, но обладают способностью к внешним изменениям, то есть к авторским интерпретациям тех или иных образов.
Среди архетипов фантастики выделяются следующие группы:
1. Архетипы мифического эпоса, то есть символические элементы и образы мифов самых разных народов мира. Это может быть образ могучего героя (Тесей, Гильгамеш, Тристан), сражающегося с получеловеком-полузверем (минотавр, Медуза Горгона, ракшас); пророчество (Рагнарёк); ответственная миссия, связанная с неким волшебным предметом, который герою необходимо найти (Золотое руно, Святой Грааль). Вышеперечисленные архетипы характерны для любого древнего эпоса. Но есть символы, нехарактерные для подавляющего большинства мифов, но всё равно прочно укоренившиеся в культуре. В качестве примера можно привести волшебный предмет, помогающий герою (нить Ариадны); страж загробного мира (Цербер, Нидхёгг), существо, посланное богом или богиней с целью покарать людей за всяческие прегрешения (Небесный бык богини Иштар); предмет, в котором содержится жизненная сила, казавшегося бессметрным, персонажа (игла Кощея Бессмертного, глаз циклопа). Своё отражение в фантастике также нашли боги, выполняющие схожие функции в пантеонах разных народов (бог загробного мира, богиня любви, бог войны). Как уже было отмечено, огромное влияние на формирование фэнтези оказал миф о Короле Артуре. Именно он показал миру, как должны выглядеть идеальные рыцари, волшебники, короли и королевы. Польский фантаст Анджей Сапковский в своей работе «Мир Короля Артура» пишет о том, что артурианский архетип, крепко вросший в европейскую культуру, будучи огромным источником материала, послужил причиной доминирования европейцев в фантастике [1]. В определенном смысле, легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола является прообразом всех произведений в жанре фэнтези. Более того, артурианский миф является хорошим примером той ситуации, когда мифологический архетип позволяет авторам «эксплуатировать» сам миф, вместо того, чтобы реализовывать на его почве собственные замыслы.
Иногда фантастика заимствует у мифологии не просто архетипы единичных образов, а целые мифические нации и расы. Так, например, случилось с германскими преданиями об эльфах и гномах. Причем достаточно часто внешний вид мифических существ в фантастике меняется на более «пристойный»: так, например, низкорослые английские эльфы в фэнтези Толкина чудесным образом трансформировались в высоких, изящных, утонченных, нечеловечески красивых, лесных долгожителей.
Впрочем, многие элементы мифологического эпоса оказались «не у дел», и не смогли укорениться в современной массовой культуре, и, как следствие, их образы остались незадействованными в фэнтези. В основном это специфические божества той или иной нации (Бог реки Нил Хапи у египтян, полубожественное существо-покровитель травы и кореньев Семаргл у славян). Однако, есть исключения, как, например, японская Юки-онна, шумерская Тиамат или скандинавские валькирии, относительно известные у читателя.
Стоит заметить, что без мифологических образов так или иначе не обходится ни одно произведение в фантастическом жанре. Помимо использования уже «готовых» архетипов, авторы создают оригинальные мифы и легенды данной искусственной вселенной, упрощая, таким образом, взаимодействие персонажей с высшими силами (серия «Первый закон» Джо Аберкромби).
2. Следующая группа - фольклорные архетипы, которые бывают схожими с архетипами мифологическими, а еще чаще их трудно отличить один от другого. Это связано с тем, что и фольклорные произведения, и мифы происходят от одного и того же источника – устного народного творчества.
Фольклорные архетипы распространены в меньшей степени, нежели мифологические. Скорее всего, это связано с тем, что фольклорные произведения несут на себе большой отпечаток национального характера народа, создавшего их. Более того, большинство сказок, пословиц, поговорок и других фольклорных произведений несут в себе ярко выраженный воспитательный оттенок, высмеивая или одобряя те или иные действия или черты характера человека. Это затрудняет распространение фольклорных архетипов, так как то, что один этнос может считать примером для подрастающего поколения, другой этнос может попросту не понять. Поэтому в фантастике наиболее распространены те образы, которые присутствуют в фольклоре разных народов.
К этой группе архетипов можно отнести следующие образы: сказочный герой, отправляющейся за потерянной любовью в дальние края; героиня, занятая на низких домашних работах; спящая царевна; заколдованный царевич; благодарные животные; чудесный лес (долина); чрезмерно удачливый младший сын; пожилая бездетная семейная чета; проводник между нашим и потусторонним мирами (медиатор).
3. Архетипы приключенческой литературы. К этой группе относятся: рыцарские романами в стиле «Айвенго» Вальтера Скотта, «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, а также произведения Жюля Верна, находящиеся на стыке приключенческой литературы и научной фантастики. Подобные произведения содержат в своей структуре практически одни и те же повторяющиеся образы, что влияет и на фантастику в том числе.
Эта группа архетипов определила не столько состав образов современной фантастики, сколько структуру и фабулу романов. Сами же архетипы немногочисленны, что, впрочем, не умаляет их значения. Архетипы этой группы значительно моложе мифических или фольклорных. Также их отличительной чертой является отпечаток авторского стиля своего создателя.
Так, герои «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо и «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта научили персонажей фантастики выживать в невероятных условиях, «Проклятые короли» Мориса Дрюона задали стандарт качества дворцовых интриг, «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона на долгие годы определил ступени развития сюжета приключенческого романа. Вальтер Скотт в своих многочисленных произведениях идеализировал образ благородного рыцаря, а Жюль Верн показал, как должен выглядеть гениальный изобретатель, впоследствии ставший архетипом в научной фантастике.
Архетипы этой группы формируют авантюрный сюжет произведений фантастики (как правило - поиск, странствие, война и т. п.). Такой характер сюжета важен потому, что во время реальных событий (например, на войне), проще ввести сказочный, мифический элемент.
Также к архетипам приключенческой литературы относятся: архетипы путешественника-искателя приключений, объекта любви, который надо спасать, антагониста с глупыми помощниками, зарытых сокровищ, и многих других [5].
4. Следующая группа - архетипы собственно фантастики. Это - образы, которые были созданы непосредственно в границах самого жанра, причем многие из них появились под влиянием архетипов других групп.
Архетипы этой группы имеют большое влияние на фантастическую литературу. К ним относятся:
- архетип фэнтезийных рас, также называемый толкиновским архетипом, включает эльфов, гномов, орков, троллей и прочих сказочных существ, которым профессор Толкин придал антропоморфность. До недавнего времени этот архетип бесспорно был самым распространенным. Даже если не брать прямых продолжений «Властелина колец», в большинстве современных книг фэнтезийный мир подразумевает наличие остроухих эльфов, бородатых и охочих до выпивки гномов, глуповатых и кровожадных орков и троллей. Такую фантастику иногда называют «классической». Примечательно, что этот архетип присутствует и в научной фантастике, с той лишь разницей, что в фэнтези нечеловеческие расы населяют государства, а в научной фантастике – планеты. Наиболее яркий пример удачного использования толкиновского архетипа – «Ведьмак» Анджея Сапковского. Сохранив основные расы Толкина, он добавил множество описанных в мифах разных народов рас, а основной акцент перенес на ведьмаков - профессиональных охотников за нежитью. Впрочем, сейчас архетип потерял свою популярность, и используется всё реже и реже.
- Архетип меча и магии, использованный Робертом Говардом в его сериале о Конане, а также его последователями в сериях книг о Рыжей Соне и о Кулле-Воителе. Этот небогатый, но чрезвычайно популярный архетип повествует о некоем постоянно странствующем благородном воине, сражающимся с антагонистами при помощи своего недюжего воинского умения и всяческого магического вооружения. По всей видимости, этот архетип берёт своё начало в средневековых рыцарских романах, хотя его можно связать и с мифологическими источниками. Подвиги Геракла и подвиги Конана-варвара, который представляет собой классический пример меча и магии схожи, однако, есть и существенные отличия. В романах меча и магии у героев, как правило, отсутствует пиетет перед высшими силами. В отличие от мифа, для героя богоборчество становится обязательным атрибутом. С развитием архетипа всё чаще стали встречаться произведения, где герой уступает место магу, ведьме, вору или даже образам, всегда считавшимся строго отрицательными (преступникам, убийцам), сохраняющим, впрочем, свою героическую сущность и благородный характер намерений. Это связано со стремлением авторов выделится среди прочих путем преобразования используемого архетипа, и, как следствие, преобразованием структуры сюжета. Архетип меча и магии зачастую тесно соседствует с толкиновским или артурианским архетипом. Яркий пример использования архетипа – серия романов Майкла Муркока и Вечном Воителе.
- Архетип борьбы Добра и Зла - узкий на первый взгляд, но, как показало развитие жанра, очень гибкий и устойчивый архетип, основанный, преимущественно, на христианском вероучении. Его истоки - христианские средневековые трактаты, в которых разворачивалась борьба между Богом и Дьяволом за христианские души. Перенося действие из мира духовного в мир физический, мы получаем устойчивый фэнтезийный архетип, использующийся многими современными писателями. Небывалая популярность архетипа привела к тому, что он достаточно быстро изжил себя. Впрочем, когда это выяснилось (приблизительно середина 80-ых, издание «Черного отряда» Глена Кука), авторы принялись всячески изменять его, убивая сразу двух зайцев: во-первых, они продлевали жизнь архетипу, а во-вторых, выделяли себя среди массы других авторов. В результате такого экспериментирования архетип продолжил успешное существование. Кроме того, было создано несколько поджанров фэнтези, к примеру, жанр темного фэнтези. С этим архетипом связаны несколько устойчивых образов, которые просуществовали достаточно долго, чтобы заслужить право самим именоваться архетипами. Это - так называемый образ «Темного Властелина» - олицетворенного зла, руководящего целой армией, и преследующего цель захвата мира, а также образ «Избранного» - своеобразного воина света, ведущего войну против зла, рождение которого было предсказано неким пророчеством. Яркие примеры использования этого архетипа: «Колесо Времени» Роберта Джордана, «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Меч Истины» Терри Гудкайнда и другие.
- Архетип студента волшебного учебного заведения стал популярен после выхода цикла романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Обязательной составляющей этого архетипа является описание учебного процесса. Как оказалось, молодой волшебник или колдунья - удобный способ передачи сведений о мире от автора к читателю. Этим методом пользовались Роберт Асприн в «М. И. Ф.», Патрик Ротфусс в «Имени ветра», Желязны в «Доннерджеке» – список достаточно велик. Более того, после распространения архетипа процесс обучения персонажа тому или иному ремеслу, в ходе которого читатель знакомится с миром искусственной вселенной, стал почти что обязательным. Заслуга Джоан Роулинг заключается в том, что она фактически создала этот архетип, и задала направление его развития.
Итак, мы рассмотрели архетипы, присутствующие в фэнтези и научной фантастике. Но каково же их значение?
Наиболее отчетливо архетипы проявляются в мифах, фольклорных произведениях, сказках. В фантастике, которая является производным от вышеуказанного, также присутствуют архетипы, анализ которых был представлен выше. Особенностью фантастических архетипов является то, что хоть они и несут в себе ценностно-смысловое ядро, но обладают способностью к внешним изменениям, то есть авторским интерпретациям тех или иных образов.
В сущности, авторы-фантасты стремятся найти способ отражения фольклорно-мифологических архетипов в современном социально-культурном пространстве, затрагивая в своих произведениях актуальные, на момент их создания, политические, социальные и культурные проблемы. При этом используется ограниченное количество архетипов, а вместо создания новых, писатели-фантасты предпочитают изменять старые, подстраивая их под актуальную тематику. Это говорит о чрезвычайно важной способности архетипов «подстраиваться» под выбранную проблематику. Эта гибкость во многом и обусловила популярность жанра, позволяя ему оставаться актуальным даже тогда, когда фантастика, казалось бы, изжила себя.
Роль архетипов в фантастике заключается не только в упоминании знакомых мифологических сюжетов. Эти образы, затрагивая эмоции внутреннего бессознательного мира человека, способны обеспечить быстрое вхождение в созданный виртуальный мир. Не случайно общепризнанными классиками фантастики считаются авторы, прекрасно знакомые с европейскими мифологическими традициями.
Впрочем, у архетипов есть и негативная сторона. Поклонник жанра очень быстро становится знаком с его законами, и по малейшим признаками того или иного архетипа способен угадать дальнейшее развитие сюжета.
Таким образом, архетипы являются одним из жанрообразующих элементов фэнтези и научной фантастики. Эти жанры стали резервуаром, вобравшим в себя множество мифологических и фольклорных архетипов. Если рассматривать фантастику с данной точки зрения, можно сделать вывод о том, что она является своеобразным способом сохранения и трансляции мифологического и фольклорного наследия разных стран и народов.
Список источников и литературы
1. Сапковский А. Нет золота в Серых Горах. - М., 2002. - 374 с.
2. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. – М., 1998. – 502 с.
3. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. – М., 1998. 395 с.
4. Юнг К. Структура психики и архетипы. – М., 2013. 328 с.
5. Шорин, Дэн. Фэнтези как субъективный род литературы [Электронный ресурс] / Д Шорин. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://danshorin.com/text/kritika/fantasy.html.
Достарыңызбен бөлісу: |