I. Основные источники изучения зороастризма §



Дата11.07.2016
өлшемі216.08 Kb.
#190101
түріРеферат




Содержание

Оглавление

Введение...3

ГЛАВА I. Основные источники изучения зороастризма...28

§ 1. Авеста — как главный источник зороастрийской религии...28

л § 2. Сообщения древнейших авторов о Зороастре и его идеях...42

§ 3. Пехлевийская зороастрийская литература...53

ГЛАВА II. Формирование отечественной историографии по проблемам

зороастризма...64

§ 1. Предыстория зарождения историографии по зороастризму.:...64

§ 2. Основные направления изучения зороастризма в России во второй

половине XIX - начале XX века...79

ГЛАВА III. Советская историография (1920-начало 1990-х годов)...91

§ 1. Развитие историографии в первые десятилетия советской власти (1920 -

середина 40-х гг.)...91

§ 2. Изучение проблем зороастризма в 1945-1960-х годах...99

, § 3. Исследования по зороастризму в период с 1970-начало 1990-х годов... 116

Заключение...152

Список использованных источников и литературы...163

Список принятых сокращени л...181

Введение

Актуальность. Иран - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Её обитатели одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав ещё в начале III тыс. до н.э. свою письменность и государственные объединения. История цивилизации не может быть воссоздана без исследования духовной культуры человечества. Древнеиранские верования сыграли большую роль в процессе формирования религиозных представлений народов древнего мира, начиная от племенных и местных культов к религиозно-философским учениям, «национальным» религиям больших древневосточных и западных государств и империй.

Среди религий, привлекающих особое внимание исследователей, значительное место занимает зороастризм - одна из древнейших религий мира. Её некогда исповедовало население значительной части огромного региона расселения ираноязычных племён и народов, где зороастризм был хотя и не единственной, но доминирующей религией в течение полутора тысячелетий. Важнейшие доктрины зороастризма были заимствованы, в большей или меньшей степени, всеми монотеистическими религиями мира: иудаизмом, буддизмом, христианством, исламом, а также гностическими группами. Зороастризм, став официальной религией в эпоху Сасанидов, продолжал существовать, несмотря на гонения и притеснения, в период Арабского халифата и утверждения ислама.

В настоящее время учёные считают, что целый ряд вопросов, связанных со временем жизни Зороастра, местом его рождения, началом проповеди нового вероучения и областью распространения зороастризма остаются в области научных гипотез и предположений.

В советской исторической литературе долго господствовало мненрте, что Зороастр не был исторической личностью, но теперь такой подход подвергся пересмотру, так как в древнейших частях Авесты (Гаты) Зороастр выступает реальной исторической личностью, а не полумифической. Само

значение имени Заратуштра до сих пор невыяснено. Советский исследователь В.И. Абаев переводит слово Заратуштра как «имеющий старых верблюдов».1

Современные российские и зарубежные учёные во многом расходятся и в вопросах о родине зороастризма и времени жизни Зороастра. По одной из версий, Зороастр жил за 258 лет до прихода к власти Александра Македонского (336 г. до н.э.). Высказывается и ряд других точек зрения, но наиболее приемлемым, по-нашему мнению, представляется предположение И.М. Дьяконова о том, что «...Зороастр жил не позднее VI в. до н. э.», в пользу чего он приводит ряд аргументов.2

В Авесте (Гатах) нет сведений и о родине Зороастра. Принимая во внимание характер авестийских текстов, а таюке перечисляемые в Авесте области и территории, у большинства советских учёных (В.В. Струве, Е.Э. Бертельса, М.М. Дьяконова, И.М. Дьяконова, В.И. Абаева, И. Алиева, Б.Г. Гафурова, Э.А. Грантовского и др.) не вызывает сомнения тот факт, что родиной зороастризма был район расселения иранских племён на северо-востоке Ирана или в соседних областях Средней Азии и Афганистана, откуда он позднее распространился на запад Ирана.3

В науке до сих пор дискутируется вопрос: можно ли называть религию Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.) зороастризмом, а служителей культа этой религии - жрецами-зороастрийцами. Есть исследователи, которые полагают, что ахеменидские цари не были зороастрийцами. И.М. Дьяконов не считает Ахеменидов последовательными зороастрийцами. М.А. Дандамаев называет Ахеменидов политеистами, которые многое восприняли из зороастризма и у которых Ахура-Мазда почитался высшим божеством.

Священной книгой зороастрийцев является Авеста. Существуют две теории происхождения Авесты - «мидийская» («западная») и «восточная»; последняя является господствующей в современной иранистике. Спорным

1 Абаев В.И. Скифский быт и реформа Зороастра.- М., 1956. С. 26.

2 Дьяконов И.М. Восточный Иран до Кира (к возможности новой постановки вопроса) // История иранского государства и культуры. К 2500-летию Иранского государства.- М., 1971. С.138-140.

3 Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране.- М., 1982. С. 12.

остаётся также вопрос датировки памятника, современные исследователи датируют его VII - VI вв. до н.э.

Язык священных книг Авесты — древнейший из всех известных науке иранских языков. По своей грамматической структуре он очень архаичен. Структурно Авеста состоит из нескольких частей (книг) которые складывались в разное время и на разных территориях. Следовательно, и язык их не вполне однороден. В «Авесте» выделяется два основных диалекта: диалект Гат, или гатский диалект, и диалект остальной части Авесты, называемый «младоавестийским». Исследователи авестийского языка не считают их творениями одного человека.

В 30-х годах IV в. до н.э. Ахеменидская держава папа под ударами армий Александра Македонского. В конце IV в. до н.э. Иран вошёл в состав греко-македонского государства Селевкидов, а затем царства новой иранской династии Аршакидов с центром в Парфии, отпавшей от македонян в середине III в. до н.э. В это время были сделаны первые попытки восстановить текст Авесты.

Специалистам по истории древнеиранских религий и зороастризма, независимо от принимаемых ими положений, хорошо известны и другие точки зрения по спорным вопросам. Но эти контраргументы не всегда учитываются в работах, посвященных учению зороастризма и его истории.

В нашей стране интерес к прошлому Ирана всегда был велик как среди исследователей, так и у довольно широких кругов общества. Во многом это объясняется многовековой историей взаимоотношений народов нашей страны с Ираном. Одной из недостаточно изученных проблем в современной (советско-российской) науке является исследование историографии зороастризма.

Актуальность нашего диссертационного исследования заключается в том, что на сегодня обобщающих историографических работ по истории изучения Авесты и зороастризма ещё не создано, и эта проблема не становилась объектом комплексного научного изучения. В отечественных публикациях эти

аспекты отражены фрагментарно, с различной степенью полноты. Соответственно этому историографические и источниковедческие аспекты современной иранистики с течением времени становятся всё существеннее для науки, для сложных в методическом плане культурно-исторических реконструкций, призванных удостоверить давно минувшую историческую действительность. Недостаток знаний по историографии проблемы не раз уже приводил к тому, что в новейших публикациях в качестве открытий воспроизводились старые гипотезы или, наоборот, игнорировались добротные аргументы, выдвигавшиеся учёными России второй половины XIX — первой половины XX в.

Немаловажной причиной обращения к данной теме стало непрерывное возрастание значимости сведений Авесты пропорционально расширению масштабных археологических исследований на территориях бывших советских республик Средней Азии, а также отчасти в Афганистане и Центральной Азии. Практически все узловые вопросы интерпретации Авесты как источника до сих пор остаются дискуссионными.

Данная тема занимает видное место в фонде культурных ценностей Древнего Востока и всего человечества. Ареал распространения этой религии включает не только ряд стран Востока, но в той или иной мере многие регионы мира.

Важность изучения истории зороастризма заключается и в том, что на сегодняшний день Иран является одним из центров мировой политики. Этим объясняется повышенный интерес отечественных историков к проблемам истории и историографии Ирана.

Специфические по сложности и дискуссионности вопросы изучения истории зороастризма и Авесты уже давно обрели в иранистике особый историографический и источниковедческий статус. Без их решения современному востоковедению и религиоведению не удастся приблизиться к всестороннему пониманию материальной и духовной культуры древних

обитателей Ирана и Средней Азии, их верований, убеждений, взглядов на мир и на устройство общества.

Актуальность исследования истории зороастризма обусловлена и тем, что в настоящее время стало возможным более глубокое изучение различных её аспектов на основе цивилизационных методов исследования. Цивилизационный подход к истории, основанный на разработках Н.Я. Данилевского, В.И. Ламанского, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби, С. Хантингтона, теоретиков евразийства и других аналитиков, и его использование в историческом исследовании приводит к позитивным результатам, хотя многие авторы ограничиваются лишь декларированием своей приверженности этому принципу и многочисленными повторениями термина применительно к конкретным историческим явлениям и событиям.

Предметом исследования является зороастрийские письменные источники, которые составляли основу всех трудов отечественных и зарубежных историков о зороастризме. В данной работе нами не ставится задача исследовать вещественные зороастрийские источники. Ввиду ограниченности объёма диссертации невозможно всестороннее изучение зороастрийских археологических, этнологических и других видов памятников. Поэтому, для историографии данной проблемы мы остановились только на письменных источниках, так как именно они дают нам самые первые и ценные сведения по зороастрийской религии.

Главным объектом диссертационной работы являются труды российских дореволюционных и советских учёных, написанные в период со второй половины XIX века до 90-х годов XX века.

Цели и задачи исследования:

Недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определила цели исследования: 1) на основе комплексного анализа письменных источников по зороастризму и широкого использования уже опубликованных трудов, с учётом достижений отечественной историографии, дать научно обоснованное и объективное исследование процесса изучения

зороастризма в отечественной исторической науке, начиная со второй половины XIX века до начала 1990-х годов.

2) представить целостную картину эволюции взглядов российских исследователей на историю зороастризма.

В соответствии с целью определены и задачи исследования:

- осветить роль Авесты — как основного источника изучения зороастризма;

- дать анализ античных источников о Зороастре и его религии;

- рассмотреть и охарактеризовать зороастрийскую пехлевийскую (среднеперсидскую) литературу;

- в сообщениях западно-европейских путешественников XIII — XIX вв. выявить сюжеты о зороастризме в Иране;

- дать краткую характеристику основных этапов зарубежной историографии о зороастризме;

- проследить процесс становления и развития русской дореволюционной историографии;

- оценить вклад советских исследователей в разработку проблем истории зороастризма;

- представить целостную картину эволюции взглядов отечественных исследователей на историю зороастризма.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX века, когда в России началось научное изучение Авесты и зороастризма, до 90-х годов XX века, когда Советский Союз распадается на ряд суверенных государств и вместо господствовавшей марксистско-ленинской методологии российские учёные всё активнее начинают использовать широкую палитру исследовательских методов, накопленных международным научным сообществом. Выбор данного периода позволяет проследить основные этапы процесса изучения истории зороастризма в отечественной историографии.

Исследование вопросов формирования отечественной историографии по зороастризму невозможно без краткой характеристики письменных источников

по зороастризму и выделения основных этапов изучения зороастризма в зарубежной историографии, повлиявших на развитие российской историографии XIX века.

Методологическая основа. Сегодня история государств и конфессий

^ анализируются с различных методологических позиций. Методологические

подходы к освещению любой научной проблемы заключаются в выработке концептуальных положений, оказывающих прямое или косвенное влияние на трансформацию исторической дисциплины, что приобретает особую актуальность в наше время «историографической революции», возможно самой масштабной из всех, которые когда - либо переживала историческая наука. Расширение спектра методологических подходов в исторической науке следует рассматривать не как отрицание, а как развитие и обогащение того методологического багажа, который был накоплен советской историографией в предшествующие годы.

Методология данного исследования включает в себя принцип

-, историзма, предполагающий изучение исторических фактов и явлений в

конкретных условиях, в их строгой взаимосвязи и взаимообусловленности, неразрывной связи с прошлым и перспективности в будущем. Важное место заняли конкретно-исторический, структурный и сравнительно-хронологический методы интерпретации древнейших источников и трудов отечественных историков, а таюке в анализе наиболее сложных историографических вопросов. Источниковую базу диссертации составили опубликованные материалы, которые можно подразделить на несколько групп. Прежде всего, это древнейшие зороастрийские письменные источники - а) Авеста; б) труды древнейших авторов; в) пехлевийская (среднеперсидская) литература, без краткой характеристики которых трудно говорить о предмете нашего исследования.

v* Вторую группу источников составляют опубликованные работы учёных,

включающие монографии, статьи, рецензии и путевые заметки европейских путешественников XIV - первой половины XIX в., что позволяет нам очертить

общие контуры процесса формирования нового «зороастрийского» направления в науке.

К третьей и основной для нашей темы группе источников относятся труды по истории Ирана, российских и зарубежных авторов (изданных на ,j| русском языке) второй половины XIX - 90-х годов XX века, оказавших влияние

на развитие российской иранистики, в рамках которой изучался и зороастризм. В эту группу источников мы включили статьи об отдельных сторонах творчества учёных, рецензии и отзывы современников на их сочинения, а также труды по всеобщей истории, содержащих материалы по истории Ирана и зороастризма. В тексте нашей диссертации источники этой группы анализируются в двух разных главах: отдельно дореволюционные (до 1917 г.) и отдельно историография советского периода.

Большое значение для раскрытия различных аспектов диссертационной работы имеет изучение священной книги зороастрийцев - Авесты. Авеста состоит из пяти частей: 1) Ясна; 2) Висперед; 3) Вендидад (Видевдат); 4) Яшты; 5) Младшая Авеста. Представление о составе канонического текста Авесты дают сохранившиеся зороастрийские сочинения на пехлевийском (среднеперсидском) языке.

В изучении древнейшей иранской религии - зороастризма, большую роль играют сообщения древнейших авторов. Одним из самых ранних упоминаний иранского пророка и его религии в античной литературе можно считать данные Ктесия (конец V - нач. IV вв. до н.э.) и Ксанфа Лидийского в середине V в. до. н. э. (500-450 гг. до н. э.). Важная информация о зороастризме содержится в «Истории» греческого историка Геродота (между 490 и 480 — ок. 425 г. до н.э.) и в «Географии» Страбона (64/63 гг. до н.э. — 23/24 гг. н.э.). Наиболее обстоятельные сведения о религии зороастрийцев принадлежат греко-римским, армянским, грузинским, арабским, китайским и сирийским к? хроникам.

Очень важное значение для написания диссертации имеют пехлевийские зороастрийские книги. Понятие религиозной пехлевийской

литературы охватывает среднеперсидские переводы Авесты, толкования и комментарии к авестийским текстам (Зенд), богословские труды сасанидского времени и произведения, созданные (либо воссозданные) в VIII-IX вв. - в период «мусульманского завоевания зороастрийцев». В России изучение пехлеви было начато К. Г. Залеманом (1848-1916) и А. А. Фрейманом (1879-1968). В настоящее время пехлевийские рукописи изучает А.Г. Периханян, издавшая в переводе на русский язык тексты «Брачный контракт» и Сасанидский судебник - «Книгу тысячи судебных решений».1 Самое большое из дошедших до нас пехлевийских произведений, насчитывающее более 1000 страниц - «Деяние веры» (Денкарт), в котором рассматриваются догматические, этические и ритуальные вопросы зороастрийской религии.

Степень изученности темы. Сегодня российская наука стремится синтезировать всё лучшее, . что наработано мировой историографией. Современные отечественные историки с успехом осваивают богатейшее наследие российской исторической науки в лице её крупнейших представителей, чьё творчество в течение долгих десятилетий замалчивалось

или искажалось.2

Давая общую характеристику историографии рассматриваемого периода (вторая половина XIX века - начало 1990-х годов), следует отметить, что на сегодняшний день обозначились три основных подхода к анализу и оценке советской историографической традиции.

Согласно первому подходу советская историография на протяжении семидесяти лет развивалась по восходящей. Опираясь на марксистские идеи, она смогла якобы успешно избежать кризиса, в котором оказалась мировая историческая мысль на рубеже XIX-XX вв., самоутвердилась как наиболее передовое научное направление и последовательно решала крупнейшие теоретические, методологические и конкретно-исторические проблемы. Сторонники данной точки зрения допускают, что поступательный процесс

1 Чунакова О. М. Пехлевийская зороастрийская литература // Дисс. на соиск. уч. степ, доктора филологических наук. - СПб., 1998. С. 7-8.

2 Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. 2002. № 3. С. 5.

развития имел и ряд недостатков. Наиболее существенными из них были следующие: сталинская версия интерпретации марксизма-ленинизма привела к определенному снижению уровня исследований, к теоретической дезориентации целого ряда исследователей; издержки партийного руководства наукой выразились в многочисленных запретах, ограничениях на работу с архивными материалами, в жесткой регламентации контактов с представителями зарубежной историографии; исторические труды нередко оказывались идеологизированными, зависели от политической конъюнктуры.

Для другого подхода характерно признание необходимости дифференцированного отношения к советской историографии.

Наконец, необходимо выделить и третий, более радикальный подход к развитию историографии в советской России, в рамках которого ставился вопрос, в какой мере историография отвечала (и отвечала ли вообще) требованиям научности.

Историография зороастризма неотделима от развития российской исторической мысли, которая развивалась в едином европейском историографическом пространстве - она является составной её частью.

Начиная с 20-х гг. и до конца 50-х гг. XX века теоретические подходы к решению исследовательских проблем сводились к подбору необходимых цитат из произведений основоположников и классиков марксистского учения или из партийных документов, а вся практическая исследовательская работа ограничивалась поиском конкретных фактов для демонстрации соответствующих положений. Эта особенность советской историографии объяснялась воздействием на науку жесткого схематизма, заданного "Кратким курсом".

Период со второй половины 50-х до начала 70-х гг. официально был объявлен как время восстановления "ленинской концепции" исторического процесса, как избавление истории от сталинских ошибок. По существу, в эти десятилетия происходила модернизация сталинских идей, их очищение от неугодных формулировок.

половине 70-х гг. разворачивается обсуждение методологических проблем исторической науки. Неудовлетворенность теоретическим уровнем многих исследований была вполне очевидна, но выход усматривался не в поиске новых идей, а в воспроизведении давно уже

m известных идей классиков марксизма-ленинизма, которые, как оказалось, не

вполне были вовлечены в научный оборот. В конце 70-х - начале 80-х гг. появляются десятки работ, в которых «восстанавливается» ленинская концепция по тому или иному вопросу. Этот период был достаточно продуктивным по сравнению с предыдущим, поскольку у историков появлялась возможность не только цитировать классические тексты, но и включать собственные интерпретации в анализ концепций, хотя многие такие исследования оставались невостребованными, так как содержали очень мало нового. Исследователям приходилось согласовывать часто взаимоисключающие оценки одного и того же события с реальными требованиями советской исторической науки.

Теоретическая и методологическая скудость историографии стала причиной того, что в исторических исследованиях не допускались относительность, вариативность, вероятность. Такие вполне естественные элементы любого научного процесса рассматривались как недостатки и, более того, как следствие политических ошибок в результате отступления от марксизма-ленинизма и проведения чуждой, буржуазной точки зрения.

Таким образом, советская историография как своеобразный феномен характеризуется сращиванием науки с политикой и идеологией и превращением её в органическую составную часть государственной системы.

С конца 80-х гг. историки пытались осмыслить специфику взаимоотношений между властью и наукой в условиях господства коммунистической идеологии. Политическая власть, используя все доступные

ей средства, способы и приемы, постепенно превращала науку в механизм

государственно-политической системы. Наметившиеся сразу же после революции расхождения с ведущими тенденциями европейской

историографии, привели к полной изоляции советской историографии от мирового историографического пространства. Ранее существовавший принцип относительной самостоятельности научных учреждений и университетов теперь оказывался неприемлемым. Академия наук с ее филиалами и (^ институтами превращается в орган контроля за чистотой науки. Задача

воспитания всего населения страны "в духе социализма" становилась не только общепартийной, но и общегосударственной.

С развалом СССР и отказом от диктата методологии марксизма-ленинизма всё больше внимания стало уделяться достижениям западной историографии, которая в СССР в течение длительного времени осуждалась и квалифицировалась как фальсификация истории. Взаимодействие с западной историографией составляет магистральный путь развития отечественной историографии. Но оно может быть плодотворным и взаимно полезным только в том случае, если мы, интегрируясь в мировую науку, не будем выступать в роли прилежных учеников и подражателей, а сумеем внести свой вклад в формирующийся на пороге XXI в. новый образ истории.1

Изучение истории зороастризма в отечественной науке насчитывает не одно десятилетие. Работы, посвященные различным аспектам истории зороастризма, начали появляться ещё в дореволюционный период. Так, первой непосредственно посвященной этой проблеме работой можно считать исследование Р. Эзова «Об учении персидских магов. Сочинение Езника, армянского писателя V в». , вышедшее в 1858 году в г. Санкт-Петербурге.

Из других важных работ этого периода можно назвать работы К. Коссовича,3 К.П. Патканова,4 где автор подробно проанализировал сочинения армянских авторов, К. Риттера,5 в которой обстоятельно исследованы

1 Могильницкий Б.Г. Методология истории в системе университетского образования // Новая и новейшая история. 2003. № 6. С. 7.

2 Эзов Г. Об учении персидских магов. Сочинение Езника, армянского писателя Vb.- СПб., 1858.

3 Коссович К. Четыре статьи из Зендавесты.- СПб., 1861.

4 Патканов К.П. Опыт истории Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями.- М., 1863.

5 Риттер К. Иран. - СПб., 1874

социальные, экономические, политические, культурные и религиозные институты иранского общества и В.Ф. Миллера.1

Особый интерес представляют статьи Э.М. Диллона и А. Елисеева, где раскрываются вопросы двойственности в религии зороастризм, и - рассматриваются небольшие погребальные зороастрийские куполообразные

сооружения из камня — наусы.

В труде коллектива авторов «История в девяти книгах», собраны все сочинения древнегреческого историка V века до н.э.4 Геродота. В работе Н. Кареева,5 изданной в 1896 г., исследуются вопросы религиозной нравственности зороастрийцев. В следующем году вышла работа М. Источникова.6

Другие весьма важные работы о зороастризме появляются в начале нашего столетия. В 1903 году вышло монографическое исследование А.Л. Погодина.7

В работе В.В. Бартольда,8 автор на основании широкого и разнообразного круга источников нарисовал картину культурно-экономической истории Ирана. Непосредственный интерес представляет труд З.А. Рагозина, где рассматриваются вопросы возникновения Персидской державы. Значительный вклад в изучение древнеперсидских праздников и их обрядов внёс К.А. Иностранцев.10

1 Миллер В.Ф. Очерки арабской мифологии в связи с древнейшей культурой. T.I. - М., 1876.

2 Диллон Э.М. Дуализм в Авесте. - СПб., 1881.

3 Елисеев А. Обитатели каменистой Аравии. - СПб., 1883.

4 Геродот. История в девяти книгах / Под ред. Ф.Г. Мищенко. В IX т. Т. I. - М., 1885.

5 Кареев Н. Мысли об основах нравственности. - СПб., 1896.

6 Источников М. Мнимая зависимость библейского вероучения от религии Зороастра. -Казань, 1897.

7 Погодин А.Л. Религия Заратустры. - СПб., 1903.

8 Бартольд В. Историке-географический обзор Ирана. - СПб., 1903.

9 Рагозин 3. А. История Мидии второго Вавилонского царства и возникновение Персидской державы. - СПб., 1903.

10 Иностранцев К. Древнейшие арабские известия о праздновании науруза в сасанидской Персии. - СПб., 1904.

В 1909 году издаётся труд Э.С. Вульфсона,1 где последовательно

изложена история Ирана с древнейших времён до современности, и В.В.

Бартольда,2 в котором даны обзоры истории развития востоковедения в России

до 1855 и деятельности Факультета восточных языков с 1855 по 1905 гг. В 1916

г. в Тифлисе издаётся небольшой труд К. Смирнова.3

В 1917 году выходит новая статья К.А. Иностранцева,4 посвященная культуре и религии среднеазиатских государств до мусульманского вторжения, а в статье А. А. Фреймана,5 вышедшей в 1918 году, разбирается и характеризуется этимология зороастрийского слова marazu.

Первые советские работы, специально посвященные Авесте и авестийскому языку, вышли из-под пера таких иранистов, как: Ф.А. Розенберга,6 А.А. Фреймана,7 Е.Э. Бертельса,8 Г.С. Ахвледиани,9 К.А. Иностранцева, глубоко изучавших Авесту, по-новому истолковавших её отдельные термины и давшие превосходные переводы отдельных отрывков из Авесты.

Среди работ советских исследователей, в которых поднят и рассмотрен большой круг вопросов по изучению Авесты, следует указать рецензию А.А.

Фреймана на историческую грамматику древнеперсидского языка Е.Л. Джонсона,10 В.М. Сысоева,11 посвященную теме почитания огня у зороастрийцев. В новой работе Е.Э. Бертельса «Очерк истории персидской

I Вульфсон Э.С. Персы в их прошлом и настоящем. — М., 1909.

Бартольд В.В. Материалы для истории Факультета Восточных языков. Т. IV. - СПб., 1909. 3 Смирнов К. Персы. Очерк религий Персии. - Тифлис, 1916.

Иностранцев К.А. К истории домусульманской культуры Средней Азии // Записки Восточного отделения Императорского Русского археологического общества. Т. 24. - СПб., 1917.

5 Фрейман А.А. Авестское marazu. - Пгд., 1918.

6 Розенберг Ф.А. рецензировал работу Хр. Бартоломе о жизни и учении Заратуштры.

7 Древнеперсидские клинообразные надписи (перевод и комментарий А.А. Фреймана // Восток. Кн. 5. - M.-JL, 1925. С. 3-15.

8 Бертельс Е.Э. Отрывки из Авесты // Восток: журнал литературы, науки и искусства. Кн. 4. -М.-Л., 1924.

В 1924 г. в г. Тбилиси Г.С. Ахвледиани опубликовал переводы из Авесты на грузинский язык.

10 См., рец. А.А. Фреймана на историческую грамматику // Восток: журнал литературы, науки и искусства. Кн. 5. - М - Л., 1925. С. 258-259.

II Сысоев В.М. Храм огнепоклонников. - Баку, 1925.

литературы»1 основную часть автор отводит анализу домусульманской литературы Персии.

Значительным трудом 1920-х годов является капитальное исследование В.В. Бартольда," в котором освещены многие проблемы истории, географии, общественных и политических движений в Иране и т.д. В работе автор широко использует, содержащиеся в Авесте и древнеперсидских клинообразных надписях, исторические и историко-культурные данные.

В 30-е годы выходит в свет работа Б.В. Миллера,3 где доказывается сходство талышского языка с авестийским, двухтомник Б.А. Тураева, а также работы С.Я. Лурье,3 В.А. Лившица,6 А.И. Сухарева 7 и Г.В. Григорьева.8

В 1948 году издаются две работы СП. Толстова.9 Из работ В.В. Струве, изданных в этот период, следует указать его статьи.10

1950-е годы ознаменовались публикацией капитального труда М.С. Иванова,11 В.И. Авдиева12 и Н.В. Пигулевской и др.,13 посвященных проблемам этногенеза ираноязычных народов. К работам этого периода можно отнести

1 Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы. - Л., 1928.

2 Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор. - Ташкент, 1926.

3 Миллер Б.В. Талышские тексты.- М, 1930.

4 Тураев Б.А. История древнего Востока. Т.Н.- М., 1933.

5 Лурье С.Я. Ксенофонт. Греческая история. - Л., 1935.

6 Лившиц В.А. Зороастрийский календарь // Бикерман Э. Литература Ирана X-XV вв. - М-Л., 1935.

7 Сухарев А.И. Отчёт по раскопкам зороастрийских наусов городища Кафыр-кала.-Самарканд, 1938.

8 Григорьев Г.В. Зороастрийское костехранилище в кишлаке Фринкет под Самаркандом // Вестник древней истории. 1939. № 2.

9 Толстов СП. Древний Хорезм. - М., 1948; Он же. По следам древнехорезмийской цивилизации. - М-Л., 1948.

10 Струве В.В. Надпись Ксеркса о «дэвах» и религия персов — ИАН - СИФ, T.I. 1944. № 3. С. 128-140; Он же. Поход Дария I на саков-массагетов - ИАН - СИФ, ТЛИ. 1946. №3. С. 231-250; Он же. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I // Вестник древней истории. 1948. № 3. С. 12-35; Он же. Дарий I и скифы Причерноморья // Вестник древней истории. 1949. № 4. С. 15-28; Он же. Восстание в Маргиане при Дарий I // Вестник древней истории. 1949. №2.

11 Иванов М.С. Очерк истории Ирана. - М., 1952.



12 Авдиев В. И. История древнего Востока. М., 1953.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет