Илья Журавлёв
Тибетская йога
По сравнению с индийской традицией йоги, уже более 100 лет изучаемой и отчасти применяемой на Западе, над йогическими практиками Тибета только начинает приоткрываться завеса тайны. До китайской оккупации Тибет был закрытой страной, как из-за географической труднодоступности, так и из-за менталитета местных жителей, и иностранцев там принимали неохотно. Когда в 1940-х годах индийский учитель хатха и кундалини йоги послал своего западного ученика Теоса Бернарда в Тибет для совершенствования своих знаний, осуществить переход и «войти в доверие» ему стоило больших трудов. Однако возможно благодаря изоляции там веками без искажений и «размывания» сохранялись духовные практики, переданные еще индийскими махасиддхами – основателями северных буддийских школ. После захвата Тибета китайскими коммунистами, когда начались массовые расстрелы лам и монахов и разрушение монастырей, многие ламы нашли прибежище в Индии и Непале, где с ними могли контактировать западные исследователи и ученики. Некоторые из лам по приглашению учеников переехали на Запад и стали писать книги и давать учения на западных языках.
Тибетский буддизм (Ваджраяна, букв. «алмазная колесница»), использует много методов, относящихся к тантрическим, и также как в индийской тантре, это означает, что обучение возможно только под непосредственным руководством авторитетного учителя, находящегося в непрерывной линии ученической преемственности, который сначала дает посвящение («подключает» практикующего к «потоку силы», созданному достигшими реализации мастерами прошлого), а затем наставления по той или иной практике. Поэтому конкретной «технической» информации не так уж и много – ученика наставник научит лично, а постороннему она ни к чему. При таких мощных (а потому и опасных при неверном применении) методах «самостоятельное обучение дома по книжке» не предусмотрено. Однако в последнее время, учитывая большой интерес к практике Ваджраяны на Западе, а также видимо сам факт того, что правильно применить информацию без наставлений мастера всё равно невозможно, целый ряд известных тибетских лам публикует переводы древних текстов, посвящённых практикам тибетской йоги, и свои комментарии к ним. Конечно, некоторые ключевые «рабочие» моменты намеренно не упоминаются в книгах, для этого можно посетить ретрит и получить наставления, но общее представление о том, что же это за практики, интересующийся составить может.
Следует отметить, что также как и в классической индийской йоге, разные техники и практики в тибетской традиции неотделимы от духовного пути (или если хотите религии) в целом, и конечный результат всегда – самореализация, достижение просветления, а не просто «улучшение качества жизни» или «обретение сверхвозможностей». Поэтому не подразумевается применение данных методов вне контекста буддийской (или бонской1) духовной практики. Да и полноценно научиться им можно только находясь «внутри» традиции.
Практика асан в тибетской йоге
В традиции Ваджраяны (особенно в самой старой школе – Нингма) и Юндрунг Бон существуют свои методы практики асан (многие из этих поз такие же, как в индийской хатхе), а также другие виды работы с телом, которые порой больше напоминают упражнения цигун или даже «прыжковые» комплексы у-шу. Общее название для подобного рода практик – «Ца Лунг», слово «ца» обозначает каналы, а «лунг» - энергию, прану. Цель практики асан и связанных с ними движений – очистка энергетических каналов и умение контролировать прану, для последующего её введения в центральный канал (тут напрашивается прямая аналогия с Хатха Йога Прадипикой), что приводит практикующего к достижению самореализации. Отличительная особенность – все асаны и комплексы выполняются в динамике, связаны между собой в определённые последовательности, и выполнение асан синхронизировано с дыханием, а в некоторых случаях сопровождается кумбхакой (задержкой дыхания). Из индийской традиции наиболее похожа на тибетский стиль аштанга виньяса йога, систематизированная Шри Т. Кришнамачарьей. Любопытен тот факт, что его гуру Рам Мохан Брахмачари жил и учил на территории Тибета, в суровой холодной местности возле озера Манасаровар – священного места паломничества как индийских шиваитов, так и адептов тибетского буддизма и бон.
На западе среди учеников тибетских лам довольно широко известны два стиля подобных практик, первый это «Янтра Йога», которую передаёт выдающийся современный учитель буддийской традиции Дзогчен, Намкай Норбу Ринпоче, второй – «Трул Кхор», передаваемый мастером традиции Бон, Тензином Вангьялом Ринпоче. Ниже мы рассмотрим их поподробнее.
Интересно, что известные у нас упражнения «Пять тибетских жемчужин»2 из книги Кристофера Кэлхема, равно как комплекс «Око Возрождения» из книги Питера Келдера, также претендующий на тибетские корни, сами буддийские ламы не признают за аутентичный стиль тибетской йоги, и происхождение данных практик относится к кругу теософов первой половины 20 века. Ничего внятного о линии передачи той или иной практики они, как правило, сообщить не могли. Возможно, это вырванный из контекста фрагмент увиденного где-то на Востоке комплекса.
Фабио Андрико, ведущий преподаватель янтра йоги в линии передачи Намкая Норбу, говорит по этому поводу: «странно, некоторые из этих пяти движений - особенно одно - похоже на одно из восьми движений янтра йоги, но они делаются без каких-либо знаний об интеграции дыхания с движением, что является фундаментальной точкой в практике янтры».
Фабио Андрико стал учеником Н.Норбу в 1977 году, до этого он изучал хатха йогу в Индии под руководством Б.К.С. Айенгара. Когда его попросили сравнить янтра и хатха йогу, Андрико заметил, что тибетская йога разная; как в хатха йоге существует довольно широкий ряд школ и традиций, также это применимо к особенностям разных линий передач в Тибете. «Но говоря обобщённо», сказал Андрико, «основная разница в том, что в янтре мы имеем непрерывную последовательность движений, в то время как хатха йога делает больший акцент на статических формах. В янтра йоге вы не остаётесь в позе длительное время – асана это только момент в последовательности движений управляемой ритмом дыхания и применением одного из пяти типов задержки дыхания».
Янтра Йога и Трул Кхор
В индийской традиции под этим названием обычно упоминается практика созерцания мистических рисунков – янтр, но в данном контексте янтру образует само тело практикующего, меняющее свои формы и положение в пространстве во время практики.
Намкай Норбу Ринпоче передает янтра йогу, идущую от буддийского мастера, ученика Гуру Падмасамбхавы - махасиддхи Вайрочаны (8-й век), судя по имени, выходца из Индии. Цель практики – достижение единства тела, энергии и ума. Данная тренировочная система описана в коренном тексте (тантре из цикла Ануттара тантр3) Вайрочаны «Единство Солнца и Луны» (по-тибетски «Ньида Кхачжор»). Если на санскрите: единство - йога, солнце и луна - ха-тха. Тогда название текста звучит как «Хатха-йога тантра», что наводит на мысль о глубокой связи индийской и тибетской традиции.
Большое внимание уделяется дыханию. Отрабатывается девять видов дыхания (включающих аналоги «полного йоговского», уджайи и т.п.), и пять видов задержек, которые изучаются очень тщательно и постепенно, сначала на счёт, отмеряемый щелчками пальцев, затем уже на основе внутренних ощущений. Часто практика начинается со вспомогательных упражнений для разминки суставов, напоминающих некоторые виды сукшма виямы индийской школы Дхирендры Брахмачари, затем переходят к выполнению последовательностей асан в движении, т.е. собственно «янтр».
Каждая янтра представляет собой короткую последовательность, состоящую из семи асан, выполняемых в движении, строго в определённом ритме скоординированных с дыханием. Янтра начинается со вдоха, а в середине комплекса обычно выполняется кумбхака. В соответствии с уровнями освоения практики, существует пять групп янтр, по пять основных янтр в каждой группе (итого двадцать пять основных янтр). Для каждой из основных янтр есть ещё две вариации - с нарастанием сложности выполнения. Итак, всего получается 75 янтр. Существуют также семь конечных практик – особые янтры, выполняемые в падмасане (кстати, для освоения падмасаны есть также упражнения, тренирующие способность складывать «лотос» без помощи рук).
В1982 году Намкай Норбу опубликовал в Италии книгу по янтра йоге на тибетском
языке («Янтра Йога, йога движения в традиции тибетского мастера Вайрочаны»). В неё вошли оригинальный текст Вайрочаны и комментарий автора. Тибетский текст содержит 108 упражнений янтра йоги. В 1988 году Оливер Лейк, австрийский ученик Намкая Норбу, на основе его комментариев подготовил и опубликовал на английском языке книгу «Янтра йога, йога в движении». В книгу вошла первая часть янтра йоги - введение, включающее 24 упражнения и различные способы дыхания. В соответствии с тибетской традицией передачи знания, обе работы доступны только для учеников, получивших посвящение у Намкая Норбу. Он периодически приезжает в Россию для проведения ретритов, и в рамках этих мероприятий Фабио Андрико обычно проводит классы по янтра йоге для начинающих и опытных практиков. Пока в России передавались только начальные комплексы.
Тибетское слово 'phrul 'khor буквально переводится как «движение», и является общим названием для всех динамических комплексов работы с телом, но ниже под этим названием мы упомянем стиль, который передаётся в традиции Бон мастером Тензином Вангьялом.
«Трул Кхор» означает «магическое колесо», говорит Алехандро Чеол-Райч, ведущий преподаватель йоги данного направления на Западе. Он изучал последовательность из семи «кругов», где в целом 38 движений, в монастыре «Тритан Норбуце Бон» в Катманду (Непал), и затем мог сверить движения, отталкиваясь от оригинального тибетского текста вместе со своим учителем, Тензином Вангьялом Ринпоче. Практика содержит энергично выполняемые движения (и даже прыжки) в асанах, чаще всего сопровождаемые кумбхакой. Есть также комплекс, выполняемый сидя, и включающий «вращательные» движения рук и ног, которые делают на задержке дыхания и сопровождают визуализацией пяти основных чакр и соответствующих им элементов (ветер, огонь, вода, земля, пространство) и цветов, с целью очищения и наполнения праной этих энергетических центров. Некоторые упражнения бонского трул кхор напоминают техники индийской кундалини йоги (например, есть комплекс, практически идентичный маха-ведхе, и вообще много упражнений в падмасане).
Какой-либо отдельных книг по этому направлению (кроме оригинальных тантр на тибетском, которые невозможно адекватно «расшифровать» вне традиционного обучения) на данный момент автору статьи не известно. Тензин Вангьял четыре раза приезжал в Россию с ретритами, из практик трул кхор передавался комплекс для очищения пяти центров4. Несколько раз приезжал бонский мастер Нима Дагпа Ринпоче, который также передаёт трул кхор.
Шесть Йог Наропы
Для многих тибетская йога ассоциируется в первую очередь с тантрическими практиками (в индийской традиции они бы относились, скорее всего, к «раджа йоге»), имеющими общее название «Шесть йог Наропы»5, данное в честь знаменитого учителя, жившего в 10-м веке, профессора буддийского университета Наланда, располагавшегося на севере Индии (территория современного штата Бихар). Его гуру Тилопа был индийским сиддхом, который жил и практиковал на смашане (месте кремации) в сообществе дакинь (женских божественных существ, часто имеющих гневный облик), передававших ему учения. Жизнеописание Наропы красочно повествует о том, как на пути к просветлению из учёного-схоласта он превратился в практикующего йогина.
Самые известные практики этого цикла – пхова (йога переноса сознания) и туммо (йога внутреннего тепла). Весь цикл данных практик требует значительной подготовки адепта и особых условий, поскольку при ошибках и помехах в практике возможны поистине фатальные последствия, поэтому шесть йог изучаются в ходе прохождения традиционного трёхлетнего затворничества под руководством ламы, но некоторые виды пховы и йоги сновидений могут передаваться и обычным ученикам-мирянам, и практиковаться отдельно от полного цикла. Рассмотрим шесть йог Наропы по порядку:
-
йога внутреннего тепла
-
йога иллюзорного тела
-
йога сновидений
-
йога ясного света
-
йога бардо
-
йога переноса сознания
Йога внутреннего тепла (санскр. чунда йога, тиб. туммо) широко применялась в школе Кагью, особенно в ветви Друкпа Кагью, а также в школе Нингма. Вопреки расхожему мнению, цель практики туммо вовсе не в разогреве тела до такой степени, чтобы сидеть голым в снегу и сушить на своем теле простыни (разогрев тела, хотя и весьма полезен в холодных горных пещерах - лишь побочный эффект практики, по которому можно проверить степень овладения туммо по внешним признакам). Реальная цель йоги туммо – введение праны в центральный канал, что вызывает трансформацию сознания, описанную в текстах как «непосредственное постижение единства Блаженства и Пустоты».
Технически практика включает в себя подготовительные динамические упражнения «ца лунг» для очистки и активизации энергетических каналов, а затем непосредственно практику в падмасане: визуализацию себя в виде идама (тантрического Божества – какого именно, определяет ваш учитель, и даёт вам соответствующее посвящение и его мантру), а также визуализацию центрального канала, и определённых элементов (включая «внутренний огонь» и тибетские слоги – аналог биджа мантр) внутри него. В процессе практики выполняются бандхи и кумбхака, причем последняя должна быть довольно длительной.
Йога иллюзорного тела состоит из нескольких этапов. На первом этапе йогин учиться визуализировать своё тело как иллюзорное, постигая непостоянство всего сущего. Так он обучается одинаково отрешённо относиться к любым обстоятельствам жизни и переживаниям – приятным или неприятным. Когда такое восприятие становится устойчивым, и йогина уже ничто не может поколебать как на внешнем плане, так и на уровне внутренних переживаний, он начинает практиковать визуализацию Будды в форме своего идама, добиваясь устойчивости визуализации, расширяя иллюзорное тело идама до размеров вселенной и уменьшая до мельчайшего зёрнышка, «клонируя» тело на миллионы копий и т.п. Это помогает постичь иллюзорную природу всей вселенной, воспринимая реальность как мандалу Будды, все звуки как мантры, все желания и наслаждения как подношения Буддам. Таким образом можно очистить самскары (кармические «отпечатки» в сознании) и приблизиться к постижению великой Пустоты.
Третий этап очень сложен и удавался лишь единицам – в ходе практики йогин достигает такой силы визуализации, что трансформирует своё тело из грубого физического в неподвластное времени и старению тело из лучей и света, которое при этом обычными людьми может восприниматься как просто человеческое. Пространство и время больше не ограничивают познавшего истинную природу ума. В данной йоге используется визуализация энергетических каналов, слогов и цветных лучей, а также практика пранаям и кумбхаки.
Йога сновидений особенно интересна, так как может применяться, при получении должных наставлений, и практиками-мирянами, живущими в социуме. К тому же работа со сновидением встречается и в других мистических традициях. Однако в отличие от современных западных исследований, занимающихся взаимовлиянием сновидений и психики, воздействием сновидений и осознанности в них на «дневную» жизнь и т.п., тибетская йога сновидений в большей степени использует сон как имитацию состояния, которое испытывает сознание после смерти физического тела. Научившись распознавать сон и пребывать в осознанности в период сновидений, практик тренирует своё сознание не впадать в забытьё и после смерти тела. Помимо этого есть множество других способов использовать это состояние – путешествие в другие измерения в «теле сновидения» и получение учений от просветлённых существ, возможность продолжать свою садхану во сне, исцелять себя и других и т.п. В целом же эта йога является дополнением к йоге иллюзорного тела, ведя к тому же результату. На русском языке есть две авторитетные работы по этой теме, и хотя традиционно считается, что для успешной практики требуется посвящение от ламы, они доступны для интересующихся6.
Йога ясного света названа так потому, что целью является достижение состояния, когда йогин в медитации воспринимает «ясный свет», означающий, что у него пробудилась «самопросветляющая Мудрость». На пути практик проходит через несколько состояний, подобно разным ступеням самадхи. Он достигает восприятия «Изначального света», который существует всегда, независимо от того, воспринимаем мы его или нет. Затем он учиться достигать и удерживать восприятие «света Пути», что означает постижение шуньяты, Нерождённой Пустоты, из которой проявляется всё сущее. Тогда праны входят в центральный канал. Высший этап – восприятие «света Осуществления», что соответствует достижению полностью просветлённого состояния Будды. Эта йога также связана с предыдущими практиками и включает работу с пранами и каналами.
Йога бардо практикуется для умения осознанно входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (санскр. антара бхава; тиб. бардо). В нём исчезает ощущение тела, и сознание человека может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения, содержание которых зависит от его кармы. Согласно тибетской традиции, сознание умершего пребывает в бардо около сорока дней, после чего обретает новое воплощение в мире людей, либо в других измерениях – например адских или наоборот, в сфере Божеств. Находясь в состоянии бардо, ум человека очень чувствителен, и легко воспринимает беспредельный ясный свет, но обычно даже не понимает, что происходит, так как испытывает шок от потери физического тела. Если же это тренированный ум йогина, он не упускает момента использовать это состояние для достижения просветления. Тогда практикующий становится свободным от цепи перерождений и смертей. Эта йога тесно связана с йогой сновидений, так как сновидение можно использовать как «тренировочное бардо». Ведь если мы не можем сохранять осознанность в сновидении, то в измерении бардо, в гораздо более непривычном и зачастую кошмарном состоянии, тем более останемся беспомощной, хаотично мечущейся под воздействием «кармических ветров» частицей сознания.
Достаточно подробно данная тема освещена во фрагменте наставлений по практике Шитро (явления мирных и гневных Божеств после смерти), известном на западе под названием «Тибетская книга мёртвых». Впервые этот текст был опубликован в начале 20 века британским исследователем Эвансом-Венцем. Однако тогда западные учёные знали о Ваджраяне очень немного, поэтому в работах Эванса-Венца о тибетской йоге и воззрениях буддизма много неточностей и неверных интерпретаций. Тибетский лама Дава Кази Самдуб, помогавший ему с переводом, принадлежал к школе Гелугпа и мог не знать ряда ключевых моментов толкования текста, относящегося к школе Нингма. Поэтому на данный момент работы Венца, равно как комментарии ещё более далёкого от данной традиции Карла Юнга, явно морально устарели, тем более что уже есть книги о йоге бардо, написанные на западных языках непосредственно ламами – носителями традиции.7
Йога переноса сознания (тиб. пхова) заключается в «открытии» на макушке головы особого «тонкого отверстия» (аналог «отверстия Брахмы» в индийской традиции), через которое в момент смерти выходит сознание человека, и с помощью особой визуализации и слога-мантры «переносится» в измерение какого-либо Будды (например в «Чистую Землю» Будды Амитабхи), где, согласно традиционным текстам, человек перерождается в идеальных условиях для дальнейшего развития. Овладевший данной практикой в совершенстве может по желанию вывести сознание из тела и до наступления естественной смерти, тем самым осознанно оставив тело. Так поступали некоторые тибетские йогины, оказавшиеся в китайских концлагерях. Наиболее популярна пхова для переноса сознания в чистую землю Амитабхи, для подготовки к ней достаточно начитать сто тысяч мантр Амитабхи, и ей часто обучали мирян8. В школе Нингма существуют виды пховы для перемещения в измерение Гуру Падмасамбхавы и других просветлённых существ, в традиции Бон также имеется подобная практика. Освоение пховы заключается в визуализации центрального канала, по которому сознание, представляемое в виде шарика-тигле с тибетским слогом, резко «выстреливает» вверх вместе с выкриком мантрического слога, вылетая через макушку головы из физического тела в измерение Будды. Через определённое количество повторений в голове начинает чувствоваться «тонкое отверстие», которое на физическом плане выражается в выступании нескольких капель крови или маленьком кровоподтёке, как будто от надавливания спичкой. В более «продвинутых» вариантах пховы, в частности в традиции Бон, добиваются (исключительно мантрой и визуализацией!) образования физического отверстия, в которое на несколько дней даже вставляют небольшую соломинку, чтобы «закрепить» результат.9 Если отверстие открыто, в момент смерти практикующий без особых препятствий сможет «вывести» сознание из него. Даже если у него не хватит способностей и хорошей кармы достичь «чистых земель», по крайней мере он получит более удачное перерождение в сфере людей, там, где есть хорошие условия для совершенствования духовной практики.
Существуют также «прикладные» виды пховы, когда йогин временно выводит сознание из тела, а потом возвращается в него. В древних текстах описываются случаи, когда йогины для тех или иных целей переносили свой ум в тело другого человека. Считается, что в буддизме линию передачи данного вида пховы мастера сознательно прервали ещё в средние века, так как были случаи злоупотреблений практикой. Говорят, однако, что данная практика сохранилась в Бон и некоторых школах индийского тантризма.
В текстах упоминается, что для людей, овладевших йогой иллюзорного тела или йогой бардо, пхова не особенно важна, но для практиков не столь высоких способностей она может служить последним мостиком к достижению реализации за одну жизнь, что является идеалом на трудном и порой опасном, но, как утверждают тексты, быстром пути буддизма Ваджраяны. Впрочем, пусть понятие «быстро» не вводит читателя в заблуждение. По меркам Востока, быстро – это значит за одну жизнь. Причём жизнь, в которой духовная практика – основное и единственно приоритетное занятие. Да ещё если повезёт найти настоящего учителя, находящегося в полноценной линии передачи йогических практик и успешно их освоившего на своём опыте. А кто говорил что будет просто?
Из архива журнала ЙОГА(Москва), yogamagazine.ru
Достарыңызбен бөлісу: |