И.И.Тучков
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА
Для эпохи Возрождения античность — это искусство именно Рима, а не Гр. (мало извест пам-ки). В сер 17в — в Риме основывается филиал фр академии, президент пишет письмо — мы должны помнить о сущ греческого искусства, которому даже Рим подражал. Сер 18 в — Винкельман в 1764г публикует «История искусства древности»: новые акценты, доказал, что римское искусство — вторично. С конца 19в — снова признано римское искусство и это связано с Венской шк искусствознания — Алоиз Ригель — не то, что завершает античность, а то, что смотрит вперед. Франц Викхов — опубликовал «Венскую книгу бытия» с большим предисловием («Римское искусство»): новые принципы римской арх — базилики, термы, арка-свод-купол, римский бетон, то есть это принципиально новая архитектура — архитектура внутреннего пространства. Также Рим создал новые типологии в изобразительном искусстве: римский скульптурный портрет и исторический рельеф.
Периодизация римского искусства
8-4в до н.э. Этруское искусство.
4в до н.э. - 31\27гг до н.э. Эллинистический Рим. Наконец-то возникло оно: именно сейчас римская архитектура начинает работать в технике римского бетона, начали осваивать конструкцию арочную и все своды, ордерную декорацию (и одновременно лишение ордера декоративных фун-ий). Именно сейчас Рим создает свою систему градостроительства. Выстраивают с этим и модель мироздания. Возникает римский жилой дом (аквильно-перестильный), театральное здание, термы и базилика. Обращение к внутрен пр-ву. Римское понимание жив-си возникает (жив-си уркрашает, объясняет арх-ру). Рим дает и римский портрет в это время. Римский исторический рельеф.
Освоены все главные принципы рим искусства, но еще не ссильно развились
31\27гг до н.э. - эпоха Константина\ эпоха Каролингов — 476г. Имперский Рим. Ромул Августум.
а) Окончательно овладели техникой римского бетона. Строится Пантеон. Вершина римского скульптурного пор-ра и рельефа. Их ключевые памятники.
б) Кризис римской ментальности и всего. До этого был принципат (император — первый среди равных). Диоклетиан всю империю поделил, назначил соправителей — для его времени это была спасительная мера. Гнал христианство. Формировал новый облик империи — доминат. Император становится наместником бога на земле и тд. Восток имеет бОльшее влияние. ВОСТОК диктует своё в это время. Кризис.
Черты римского искусства в отношении к Греции:
Римский характер — упрямство, непреклонность, трезвость, логичность, практицизм, лаконизм. «И делать, и претерпевать сильное свойственно римлянам».
Государственный характер религии. Римские боги несут функцию. Обряд, буква, не дух.
Арх-ра ведет и подчиняет себе всё.
Соц функция
огромная роль патрона.
Греческое искусство используется, но суть не меняется. Алтарь мира.
Римское искусство последовательно, эклектична.
Распространённость римского искусства.
Чувство масштаба в римском искусстве.
Этрусское искусство
1 этап развития Римского искусства.
Коринфский п-ов, центр. Искусство похоже на то, что делают греки. Искусство грекоподобное, но не греческое.
Этруски
Городская, урбанистическая культура
Город Пирги — ориентация на море.
Веи
Храм
Этапы этруского искусства:
с 8в до н.э — возникновение городов
7-60е гг 6вв до н.э. Расцвет
5в — трагичен — время самницкого господства. 474Г — битва на море
376 г — вторжение галлов в север
270-241гг — все этруские города входят в орбиту Рим.респуб. Этрурия перестает сущ.
27г до н.э. - Август делит на области, Этрурия — одна из них.
Материал, источники: археология.
Витрувий: этруская арх.
Плетеный, обмазанные глиной стены. Супердерево + камень. Дерево использовалось широко для колонн храма.
Этрусская архитектура Особенности этрусского храма
Два метода исследования архитектуры: последовательный хронологический/ типологический.
Архитектура этрусков рассматривается типологическим методом.
Этруские города, как правило, оказывались сооруженными на тех местах и территориях, которые до этого были обжитыми местными автохтонными племенами.
На территории обитания этрусков найдены 2 основные культуры:
1. Бронза, 2тыс – культура Терра Мара (в долине реки По, север Италии).
Любое жилище – образ космоса, образ мироздания. Каменные жилища.
2. Железо – культура Вело Нова.
Памятники связаны с тем, что после будет у этрусков. Характерны иные памятники, чем в Терра Мара. Один из древнейших – поселение на Палатинском холме (датируется примерно 8в, тогда же, когда по письменным источникам Ромул основывал Рим). Прямоугольник с закругленными углами, в центре столб, вход на короткой торцовой стороне. Не столь вытянуты, возможно имеют осевую ориентацию и фасадную ориентацию. Связана с погребениями типа трупосожжения, урна имела облик жилища, в котором жил сожженный. Дверь – трапециевидная форма, 2скатная форма, стропила вынесены на конек, возможно, были украшены с наружу. Интерес к декоративному звучанию, а не к тектонике и архитектурным особенностям.
Этруская культура, как и римская, была очень традиционна. Верность прошлому, заветам предков, поэтому, скорее всего, этруски продолжали традиции культуры Вело Ново. Однако в самой этруской архитектуре много восточного влияния.
Витрувий говорит, что в каждом этруском города должны были быть: 3 ворот, 3 дороги, 3 храма (Тине-Юпитер, Минвра-Минерва, Юна-Юнона). Идеальный этруский храм: книга 4, гл6-7, книга 3, главы 3-5 – но на самом деле это не так.
Храм в Вольсинии (Больсена), тут один из старейших храмов. Он был религиозным центром, объединявшим все города. Сакральный участок – прямоугольный, окружен стеной, выгорожен от остальной среды. Система расположения отличается от греческой традиции (по центру), здесь храм у дальней стены сакрального участка. Продуманная структура участка и храма, фасадная ориентация, на эту точку зрения направлены все характеристики храма (объемные, декоративные). У храма целла тоже придвинута к дальней стене, отсюда, глубокий пронаос (повторена структура всего сакрального участка). Получается, продуманная система всей композиции, фасадная ориентация, подчеркнуто-декоративна.
Урна из некрополя Монте Абатоне (рядом с Церой), 7в до н.э. Подчеркнута прямоугольная форма плана, подчеркнута фасадная ориентация и осевая композиция, подчеркнут конек кровли, понимание архитектурного объема – декоративный характер.
Материал – на высоком подиуме, он сложен из грубых глыб камня. Ордер имеет не каменное происхождение (колонны деревянные, интерколумний широкий), лестница находится по центру подиума, центральный интерколумний шире боковых. Глубина пронаоса почти совпадает с глубиной целы. Объем низкий. Могли быть 1 целовыми или 3х целовыми, но центральная цела всегда выделяется. Перекрытия и антаблемент тоже из дерева. Стрела подъема невысокая, откосы сильно выступают на пределы храма. Главное здесь декоративный подход. Кровля, конек – все украшено скульптурой. Принцип украшения и декоративности – господствующий.
Пропорционирование – глубина пронаоса и глубина целы соотносятся как 6:5. Подиум – прямоугольник, стремящийся к квадрату.
Модель храма из города Сатрикума, 7в.
Модель храма из местечка Теано, 7в.
Типология простиля, где колонны по центральному фасаду, здесь хорошо видно соотношение глубин пронаоса и целы. Интерес к тем типам, которые имеют фасадную ориентацию и осевую композицию.
Гробница Ил Дебранта в городе Савана, 2в до н.э. По архитектуре воспроизводит облик храма. Называется италийской типологией. Цела сдвинута к задней чести подиума, по ее боковым частям возникают крылья (свободные пространства, которые могут заполняться ордером). Крылья решаются по разному.
|
|
6 к 5 — глубина пронаоса и целлы. Прямоугольник не вытянутый, а стремящийся к квадрату.
Простиль- самая распатроненная типология. Интерес не к периптеру, а к фасадной ориентации.
Этруская — италийская типология.
Целла сдвинута, появляются крылья по боковым частям целлы.
Выделяется передняя часть фасада и наос.
Храм в Фьезоле
Подиум высокий, центральный пронаос широкий, боковые крылья ограничены стеной и без бортика. Храм как бы отгорожен со всех сторон, имеет гладкую стену.
6к 5 -глубина пронаоса к целле
Алла делла Реджина в Тарквинии. 2в до н.э.
Храм в Картаначе — 6 в до н.э. 1 целла и бок крылья по сторонам. 2 ряда колонн в пронаосе. Выс подиум. Скульптурная декорация не в тимпане фронтонов, а по коньку кровли. Сложный рассказ события, изображаемого в скульптуре на коньке, тк нам тяжело видить фигуры, мы вид их с фасада в сил ракурсе. Подчеркнуто-декоративный, а не ясный нарративный характер
Типология трехцеллового храма.
Хр Юп Капит, самая распостраненная и получившая самое шир распостр типология
Храм в Валерии. 4-3 в до н.э. Может иметь 4-6колон. Центральная целла больше остальных.
Храм Бельведер в Орвието. 5В до н.э. Храм не просто примыкает к задней стенке сакрального участка, а вых за его границу. Фасадная композа и осевая ориентация.
Храм Юпитера (Капитолийского), Юноны и Минервы.
509г — освещен. Год изгнания этруских царей
Гробница в Вьенванелле. Тосканская колонна
Гробница в некрополе Бандитачча в городе Цера. Этруский столб
Гробница дорической колонны. 6В до н.э.
Гр-а принцессы Маргариты Датской в Сант-Джулиано. Дорическая колонна.
Фронтон
Все ордерные моменты декоративны. Скульптура украшает тимпан не вдоль всей его поверхности, а атектонически усиливает, нагружает верхнюю часть здания.
Некрополь Крачефисе дель Туффо
Декорация — терракота + раскраска.
Основные элементы:
подиум. Регулярная и нерег кладка. Стук + покраска. Деревянный ордер, лестница с одной стороны
Ордер: свое собственное — тосканский ордер! Изобретали компромиссные формы, шли в сторону пышных ордерных систем.
Фронтон
Градостроительство этрусков
Урбанизация, все дела
Именно этруски зафиксировали систему того, как надо основывать город. «Дисциплина этруска» - были закреплены правила
Правильный прямоугольник
Обряды: полет птиц, соблюдение дней, бык и корова нужного возраста
ориентация по сторонам света
по периметру города — борозда
позднее возникает регулярная планировка города (докатилась от греков) — новые колонии ее получали. (Веи). Подчинение рельефу местности.
Есть главные ворота, гл улицы, идущие в центр города
развитая инфраструктура
Город Миза.
Ось идет с С на Ю — ось кардо. И с З на В — ось декуман. Оси выходят к главным воротам. Регулярная сетка кварталов. Гипподамова система заимствуется этрусками и передается Риму.
Город СпИна.
Жилая архитектура
Таберны.
Прямоугольник. Напротив входа — ложе хозяина дома. Двускатная кровля, что еще сильнее подчеркивало осевую композу. Стены декорированы. Типы перекрытия — помимо двускатных
Фасад: осевая композа. Дверные проемы прямоуг или трапецевидные. Фасады как главные, так и бок, имеют развитую сложную пластическую декорацию ордерного хар-а.
погребальная урна кьюзи
Соотношение большого и малого ордера
Гробница в Сан-Дженнаро. Этруский атриумный дом:
вестебюль
главный зал
Таблинум (парадная супружеская спальня)
атриум — большое свободное пр-во с имплювий с водой. Крыша с 4 самыми сильными центр балками. В центре крыши вырезан комплювий.
4 колонный атриум — тетрастион.
Коринфский атрий.
Иногда комплювий оформлен пирамидкой. Влага идет не внутрь а на внешние стены дома
Полностью крытый атрий
Таблинум в этруской арх завершался закрытой стеночкой, в Риме — окошко.
Тумулусные, камерные, скальные.
Тумулусные — огромные насыпные холмы со стеной в ниж части холма. Внутри могли быть одна или неск гробниц разной конфигурации. Гробницы в Тарквинии. От самой крептиды — коридор дромос.
Гроб-а Реголини-Галасси в Цере. Дромос большой, протяженный + еще дромос + камеры. Ни арки, ни свода, есть ложный свод. Нет конструктивных больших достижений.
Гробница Казари-Моретиммо. Ложный свод.
Гр-ца Талао Маньомо (?)
Трупополжение, а не трупосожжение.
Камерные гробницы.
Копия жилого дома в люб случае.
Инженерные сооружения.
Гор ворота Новые Фалерии
Клинчатая (!) арка. Эл-ты арх декорации — импост и архивольт.
Появление Юпитера — в замковом камне
Сложная развитая трактовка под влиянием Рима
Город Волотеры
Пяты арки выделены скульптурой — Юпитер в замк камне и диоскуры у пят арки.
Порто Марции
Сложная декорация в верхней части ворот. Ограда за пилястрами. За ней возникает скульптуры — Юпитер, диоскуры + их лошади. Декоративность формы
Арка Августа в Перуджии. Сложная пространственная композы — две фланкирующие башни. Под влияниям римлян арх под них подстраивается.
Этруски создали оч важные типологии.
Достарыңызбен бөлісу: |