Исследовательская работа Граффити: искусство или вандализм



Дата19.07.2016
өлшемі1.19 Mb.
#209170
түріИсследовательская работа


Школьная научно – исследовательская конференция

«Познание и творчество»

Исследовательская работа
Граффити: искусство или вандализм

Выполнила

Павлова Анна Васильевна,

Ученица 11а класса

МОУ «СОШ №6»

Научный руководитель

Лепешкина Екатерина

Витальевна

Новодвинск

2011


Оглавление
Введение 3

1. Граффити 4

    1. История граффити 4

    2. История Российского граффити 5

    3. Процесс создания граффити 5

    4. Виды традиционного граффити 6

    5. Место граффити в современном искусстве 6

2. Граффитиискусство или вандализм 7

3. Результаты исследования 9

Заключение 11

Библиография 12

Приложение 1 Образцы граффити 13

Приложение 2 Результаты соцопроса среди жителей г.Новодвинска 14 Приложение 3 Граффити в социальных сетях Интернета 16


Введение.

 С каждым годом количество разрисованных стен в наших городах стремительно увеличивается. Это значит, что искусство граффити привлекает все больше и больше людей. Нередко гуляя по улице, на здании, гараже или заборе можно заметить нечто яркое, громадное, непонятное. Ты остановишься, пытаясь разобраться, фантазируешь и ломаешь голову. Наконец, перед тобой вырисовываются буквы, но разобрать - какие, невозможно. Эти буквы, как большая задача, которую нужно непременно решить, не зная ни формул, ни ход решения. Эта задача носит название - граффити (от итальянского "царапать"), а автор этого искусства величается райтером. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.  (приложение 1, рис. 3- 6)


Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: В чем связь вандализма и граффити?

Тема: Граффити: это искусство или вандализм.

Мы поставили перед собой цель выяснить, является ли граффити искусством или формой подросткового вандализма.

В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:

  • Изучение исторических аспектов появления и развития искусства граффити.

  • Выявление причин побуждающих к созданию граффити.

  • Взять интервью у жителей города Новодвинска с целью выяснения их отношения к граффити.

  • Провести опрос по теме – граффити: искусство или вандализм.


Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через Интернет, соцопрос, интервьюирование, анализ полученных данных.

Объект исследования: граффити как предмет искусства.

Предмет исследования: мнение общественности о граффити как предмете искусства.

Гипотеза – граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.


ГЛАВА 1. Граффити

1.1 История граффити

Нравится людям писать на стенах. Ох, как нравится. Хочется поделиться с человечеством информацией, что Вася и Петя были здесь, рэп - это круто, что Машку кто-то любит… Дело-то не новое.

Как бы странно не было, но история граффити началась много тысячелетий назад. Первобытники размалевывали пещеры, египтяне украшали стены пирамид, фрески остались в храмах и посейчас. Древние наскальные рисунки и пиктограммы в большом количестве находили археологи на стенах пещер. В основном – это были сцены охоты, животные и окружающая природа [5] (приложение 1, рис.1 – 2).

Изменения в изобразительном искусстве, которое носит это название, произошли намного позже. Случилось оно в древнегреческом городе Эфесе. Изображение сердца, ноги и числа являлось указанием на то, что где-то рядом находился публичный дом. Таким вот интересным образом использовалась граффити[3]. Древние римляне тоже наносили буквенные рисунки на статуи и стены. Однако в то время значение данного вида изобразительного искусства было совсем иное. В основном это были политические изречения и признания о любви. Кстати, созданные много веков назад граффити позволяет современным ученым узнать многое о жизни людей в те времена. Ведь то, как изображены и оформлены были рисунки, граффити говорят об имеющемся языковых различиях и особенностях, а также о том, какой образ жизни вели древние люди. На протяжении всей истории человечества граффити продолжало существовать. Даже в эпоху Возрождения подобное искусство было не забыто. Многие известные художники довольно часто вырисовывали или вырезали свои имена на различных поверхностях.

Однако совсем недавно граффити получило свое новое развитие. Нью-Йорк стал родиной данного вида искусства. Именно здесь возникла хип-хоп культура. А граффити стало ее частью. Начинающие художники часто использовали для создания своих шедевров уголь, простые аэрозоли и маркеры. Рабочие инструменты частенько изготавливались самостоятельно. Даже специальные составы для подкраски обуви и штемпельная краска становились материалами для работы. Направлений со временем в граффити стало довольно много. Кто-то стал заниматься художественным граффити. Но чаще всего граффитисты создают шедевры, которые содержат определенные символы – тэги. Это набор буквенных символов, изображающихся каждым художником по-своему. Именно стиль написания тэгов способствует тому, что граффитист становится узнаваемым по такому письму. Все больше молодых американцев со временем стало заниматься граффити. Это искусство стало мобильным. Так как не только стены зданий использовались в качестве места для подобных шедевров. Можно было встретить рисунки на разных поверхностях, в том числе и даже на движущихся объектах. 1975 год ознаменовался созданием граффити размером с вагон. А через год уличные художники смогли разрисовать целый состав. Однако такое положение дел уже не стало устраивать власти города. Ведь среди граффитистов было мало профессионалов своего дела. В основном молодежь больше хулиганила и разрисовывала все подряд. Намного позже граффити стали считать направлением в изобразительном искусстве. Так, в 1979 известный Клаудио Бруни организовал выставку работ гаффитистов Ли Киньонеса и Fab 5 Freddy в Риме. В начале 80-х годов ХХ века начинают снимать даже фильмы о творчестве уличных художников. Именно в это время появляется новое направление – трафаретные граффити. В Париже Blek le Rat создал подобное изображение, дав толчок к развитию граффити именно в этом направлении. Мир признал граффити не сразу. Граффити стали стихией, изменившей внешний вид улиц в конце XX века, и упоминание этого слова вызывает в воображении человека множество различных образов.

1.2 История российского граффити

Граффити в нашей стране появилось сравнительно недавно. Датой рождения можно считать 1985 год. Именно в это время молодежь заинтересовалась брейк-дансом, который является частью культуры хип-хопа.

Изначально граффити можно было увидеть на декорациях фестивалей, посвященных брейк-дансу. Молодые люди были потрясены увиденным. В то время стал популярным граффитист калининградец Макс-Навигатор. Однако в Москве долгое время граффити не появлялось и, соответственно, не развивалось. И только совсем недавно и в столице России появились мастера такого вида изобразительного искусства. Сейчас этот вид искусства дошел до самых маленьких провинциальных населенных пунктов, в том числе и до улиц нашего города.

1.3 Процесс создания граффити

Современное граффити характеризуется тем, что при его создании используется целый арсенал различных средств. Сейчас именно аэрозольная краска в баллончиках стала главным материалом и инструментом в таком виде искусства. Кроме того, тот, кто занимается созданием изображений с помощью трафарета, самостоятельно изготавливает формы для нанесения именно таких граффити.

Для профессионала важен выбор поверхности. Ведь чем ровнее место для нанесения изображения, тем качественней получится граффити. Однако принципиального значения не имеет, ведь главное, чтобы под рукой были нужные материалы. В современном граффити художники пытаются применять и другие возможности. Магнитные светодиоды и проецируемые изображения – вот будущее древнейшего вида изобразительного искусства.

1.4 Виды традиционного граффити

Граффити имеет много стилей и направлений. Одно из них носит название тэггинг. Такие изображения похожи на таинственные сообщения. Кроме того, путем нанесения тэгов изображаются инициалы художника. Нередко на стенах домов или заборов можно увидеть нарисованные по всей поверхности замысловатые символы. Как раз такое граффити и является тэггингом. Еще один вид граффити – это бомбинг. Такие изображения характеризуются тем, что содержат всего лишь два или три цвета. Кроме того, они очень быстро наносятся, от чего страдает качество рисунка. В основном граффити этого вида состоят из буквенных символов, выполненных в оригинальной манере. Цель таких граффити – покрыть большой размер поверхности. Поэтому его можно отнести к хулиганским рисункам. Wildstyle (дикий стиль) – это наиболее сложный стиль граффити. Основной характеристикой таких изображений является сплетения букв и заостренные углы. Почему назвали этот тип граффити именно так? Потому что рисунка включает дикие, взрывные элементы. Буквы становятся нечитаемыми, так как художник часто вносит какие-то оригинальные дополнения, что приводит к отсутствию понимания написанного. FX (или 3D style, «объемный стиль»). Этот стиль отличается абсолютным объёмом букв. Придумать такой рисунок очень сложно. Надо обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы нарисовать слово в объёме. При этом надо, чтобы все буквы сочетались друг с другом, и было довольно-таки понятно, что написано. Далеко не каждый райтер на это способен, и для этого нужны долгие годы тренировок. MessiahStyle. Оригинальность этому стилю придают буквы, словно написанные на отдельных листах и наложенные друг на друга. Этот стиль был изобретён жителем Нью-Йорка Vulcan, работы которого характеризируются своеобразной цветовой гаммой[8].



1.5 Место граффити в современном искусстве

Граффити может считаться отдельным видом изобразительного искусства при одном условии. Нанесение таких изображений не должно носить хулиганский характер. Человечество всегда стремилось создать что-то новое и оригинальное. Однако граффитисты должны понимать, что их искусство получит истинное признание только тогда, когда перестанет быть уделом уличных хулиганов. Как в любом другом виде изобразительного искусства, в граффити есть много художников-самоучек, которые творят, руководствуясь только своими воображением и фантазией. Каждый известный живописец занимался изучением творчества ранее живущих профессионалов своего дела. Поэтому современное граффити не способно привлечь большое количество людей и заинтересовать их. Развитие граффити как отдельного вида изобразительного искусства еще впереди.



ГЛАВА 2. Граффити – искусство или вандализм

Граффити - это художественная композиция, рисунок, либо просто надпись, нанесённая на поверхность стены, здания или какого-либо другого объекта, обычно находящегося в поле зрения общественности. Эстетика и приёмы граффити используются в рекламе, дизайне, видео и т. п.[7]. Выставки граффити регулярно проводятся в официальных учреждениях культуры. Однако во многих случаях деятельность художников улицы рассматривается как хулиганство и проявление вандализма и преследуется законом. В чем связь вандализма и граффити? Согласно Большой Российской энциклопедии «вандализм – это бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей»[4]. Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Ну, например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма, девиантное поведение. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма  девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Во-первых, феномен граффити в России никто не изучал и никаких исследований никто не проводил. Во-вторых, граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито. Граффити – самое свободное (если так можно выразиться) из средств самовыражения. Пиши, рисуй, о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам. Но в основном, это места сбора «неформальной» молодежи.  В крупных городах есть несколько таких мест. В Санкт-Петербурге - это Ротонда, подъезд дома, в котором живет Б.Б.Гребенщиков, в Москве стена Мира, стена Цоя на Арбате и другие. В нашем городе отведены места для граффити. Но только почему-то возникают надписи и рисунки не только в специально отведенных местах, а где попало: на домах, общественных зданиях, на детских площадках… Можно ли это назвать искусством самовыражения или это скорее хулиганство, чем творчество.

Все «настоящие» граффитчики соблюдают кодекс, который гласит: «Не расписывай дома, представляющие культурную ценность, и вообще, не рисуй на жилых домах - не навязывай людям свое мировоззрение, не пиши на именах других райтеров, тем более на чужих работах, на надгробиях: роспись мемориальных стен и машин - это смерть! Те, кто пишет на чужих работах, заслуживают презрения. Единственное, чего они в итоге добиваются, - это как минимум огромного негодования и желания наказания хозяевами работ, со всеми вытекающими последствиями… Результат - ПРЕЗРЕНИЕ НАВСЕГДА.» [6].

По закону любой граффитчик, чьи действия будут признаны вандализмом, может полгода в принудительном порядке заниматься общественно полезным трудом. А еще заплатить штраф до 40 тыс. рублей. Или сесть на три месяца. Статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации "вандализм" предусматривает наказание за осквернение городских зданий и общественного транспорта непристойными надписями и изображениями[1].



3. Результаты исследования

Среди жителей нашего города путем анонимного анкетирования проводился социологический опрос. Была разработана серия вопросов. Участникам предложили ответить на 5 вопросов. В анкетировании приняли 65 жителей г.Новодвинска (приложение 2).

Также в ходе исследования мы взяли интервью у сотрудника милиции майора Кобзарь Романа Борисовича, и выяснили, что в нашем городе не отслеживается степень вандализма причиненного граффити. Специальных рейдов по поимке граффитчиков не организуется. Если, все-таки, таковые были задержаны, то они выплачивают материальный ущерб, причиненный своими действиями.

Из беседы с психологом Демьянковой Марией Викторовной мы узнали, что граффити – это очень удобный способ проявить себя. Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам. Причины, побуждающие к созданию граффити, могут быть различными. Среди них - утверждение личностной и групповой идентичности; протест против социальных и культурных норм; злобные реакции; мотивы творчества; развлекательные мотивы.

В ходе беседы с начальником Отдела молодежной политики Управления социального развития муниципального образования г.Новодвинск Дашевской Еленой Николаевной, мы получили информацию о том, что в городе Новодвинске при поддержке «Молодой гвардии» с 2007 года проходит ежегодный фестиваль граффити и субкультур «Рост-Ок», приуроченный Дню Молодежи, но проявить свои таланты подрастающее поколение может в любое время. Молодые люди, могут подарить радость своими работами, выполненными в технике граффити, самым маленьким жителям нашего города – дошколятам. Для этого они могут обратиться к заведующей любого детского сада и принять участие в росписи детских площадок на их территории.

Настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадского при Поморском государственном университете протоиерей Евгений Соколов, в ответе на вопрос: «Как относится к граффити русская православная церковь, что это искусство или вандализм?» сказал, что мнением Русской Православной Церкви, по канонам и по ее официальному Уставу, является мнение Поместного Собора (высший орган власти в области вероучения и канонов, собирается произвольно Архиерейским Собором, членами являются клирики и миряне), Архиерейского Собора (высший орган в области управления, собирается не реже одного раза в четыре года или в особых случаях, членами являются архиереи епархий Русской Православной Церкви) и Священного Синода (орган управления Церковью в период между Архиерейскими Соборами, возглавляется лично патриархом, состоит из семи постоянных и пяти временных членов – архиереев). Остальное – лишь частые мнения частных лиц. Это очень важно и очень существенно. В Церкви, как и в обществе есть разномыслие, есть свои «левые», «правые», «центристы». Но разномыслие касается вопросов не сущностных. Большое число граффити имеется в соборах, они содержат как рисунки, так и текст. Граффити бывают разные. Иногда это просто буквы и символы, а иногда – целая композиция, которую можно оценить с духовной точки зрения.



Заключение.

Итак, понятие граффити воспринимается по разному: для одних - это искусство и модный стрит-арт объект, для других - вандализм. Разные жители нашего города высказали различные точки зрения на эту проблему. Хочется отметить, что стиль и техника граффити как особого вида городского искусства постоянно развиваются и совершенствуются. На улицах Новодвинска встречаются работы, которые можно назвать искусством, и такие, которые портят стены городских зданий. Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог автора с другими членами общества.

В ходе работы мы выяснили, что для многих респондентов граффити является средством самовыражения. Граффити – это действительно искусство, искусство самовыражения, искусство нарисовать свое собственное я. Способов самовыражения, в наши дни немало, но если так хочется нарисовать и выразить свое собственное я, то может следует использовать достижение научно-технического прогресса и компьютерных технологий, возможности социальных сетей предлагаемых Интернетом. Они позволяют по-иному взглянуть на сферу применения ставших уже всем привычных надписей на стенах. Только стены эти не привычные бетонные, деревянные или металлические — они виртуальные. Внешне эти рисунки граффити «В контакте» ничем не отличаются от настоящих граффити-картинок (приложение 3). Существует специальная программа Graffiti Studio, позволяющая имитировать реальные материалы, используемые для письма, и алфавиты для написания граффити на разных языках, её можно скачать в Интернете бесплатно. Существует ещё одна (подобная) программа Graffiti Creator, кроме этого, надписи граффити можно создавать в «Фотошопе» (Photoshop). Возможности социальной сети «В контакте» также позволяют скачать красивые граффити-картинки. Поэтому доставить радость людям можно не только рисунками на стенах, но и рисунками созданными при помощи различных компьютерных программ.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той или иной форме встречаемым в любом обществе. Граффити можно рассматривать как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей. Поставленная нами гипотеза в начале исследования полностью подтвердилась: граффити является искусством, если служит для достижения благородных целей, в противном случае - это вандализм.



Библиография.

  1. Вандализм [статья 214] // Уголовный кодекс Российской федерации (УК РФ) от 13.06.1996г. №63- ФЗ. (принят ГД ФС РФ 24.05.1996г., действующая редакция)

  2. Высотский С. Киевские граффити XI—XVII вв. — Киев, 1985.

  3. Граффити [интернет ресурс] //Википедия ,Режим доступа - http://ru.wikipedia.org/ wiki/graffiti

  4. Есаков Г.А. Вандализм. // БРЭ Т.4 с.576, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

  5. Кёте Р. Первобытный человек. – ТД «Издательство Мир книги», 2006.

  6. Кодекс граффитчика [интернет ресурс] // Всё о граффити, Режим доступа - http://graffiti.sitecity.ru

  7. Крючкова В.А. Граффити. //БРЭ Т.7 с.646, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

  8. Раппапорт А. Граффити и High Art //Государственный центр современного искусства, 2008.

Приложение 1.

Образцы граффити


Рис. 1

Наскальный рисунок


Рис. 2

Наскальный рисунок



Рис. 3

На улицах Новодвинска

Рис. 4

На улицах Новодвинска



Рис. 6

На улицах Новодвинска

Рис. 5

На улицах Новодвинска

Приложение 2.

Результаты социологического опроса среди жителей г.Новодвинска.


  1. Граффити – это :



  1. Нужно ли предоставлять места для создания граффити в городе.



  1. Как вы относитесь к граффити.



  1. Принимали ли вы участие в создании граффити.



  1. Хотелось бы вам создать граффити (если да, то в специально отведенных местах, или в любом доступном месте).

Приложение 3.



Граффити в социальных сетях Интернета.









Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет