История · Теория · Cеминары · Конференции · Лаборатории · Клуб · Книги · Музыка · Видео · Ссылки · Форум



Дата22.07.2016
өлшемі138.61 Kb.
#215401



ИНСТИТУТ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
http://www.transpersonal.ru




История · Теория · Cеминары · Конференции · Лаборатории · Клуб · Книги · Музыка · Видео · Ссылки · Форум







ИНТЕГРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КЕНА УИЛБЕРА
Вступительная к статья к книге Кена Уилбера "Око духа"

Кена Уилбера сегодня считают одним из влиятельнейших представителей трансперсональной психологии, возникшей около 30 лет назад. Он родился 30 января 1949 г. в семье военного летчика. Учился в университете Дьюка и университете Небраски по специальности биохимия и биофизика, по которой защитил мастерскую степень. Еще не закончив университет, он написал свою первую книгу "Спектр сознания" (1973), опубликованную в 1977 г. В этой книге присутствуют многие характерные черты его более зрелых работ: здесь впервые представлен его "интегральный подход", согласно которому различные школы философии, психологии, антропологии, психотерапии, как академические, так и духовные (или трансперсональные), понимаются не как конкурентные, взаимно исключающие дисциплины, а как подходы, справедливые лишь в определенных частях полного "спектра сознания". В это же время он стал одним из основателей и главным редактором журнала "Ревижн" (1978 – 1982), сыгравшего важную роль в обсуждении новой научной парадигмы и в развитии трансперсональной психологии.

В 1979-1984 гг. Уилбер опубликовал книги и эссе, в которых артикулировал интегральные модели индивидуального развития (1980, 1981); культурной и социальной эволюции (1983); эпистемологии и философии науки (1982, 1983); социологии (1983) и разнообразные проблемы психопатологии и психотерапии. (1986). В последних книгах Уилбер продолжает развивать свою центральную идею о том, что глубиннейшей целью эволюции человека, а также всей жизни и даже всего мира, является реализация Духа, понимаемая как недвойственное переживание. Однако не стоит на этом основании причислять его в ряды объективных идеалистов, которых сам Уилбер подвергает глубокой критике. Как показывает данная книга, смысл этого утверждения намного глубже.

Опубликовав к настоящему времени 16 книг, изданных на 20 языках, Уилбер является сегодня самым переводимым американским мыслителем. О его известности говорит и наличие свыше 300 000 ссылок на его работы в Интернете, а также восьмитомное собрание сочинений, изданное в США. О признании его заслуг говорит и награждение его в 1993 г, вместе со Станиславом Грофом, почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие.

Своим авторским дебютом, книгой "Спектр сознания" (1977) Уилбер завоевал репутацию оригинального мыслителя, стремящегося к интеграции психологических школ и подходов Востока и Запада. Сокращенная версия этой книги опубликована под заголовком "Никаких границ" (1979). Это, по оценке самого Уилбера, "романтический" период его творчества, который он называет "Уилбер-I". Его наиболее сущностные книги следующего, "эволюционного", периода, "Уилбер-II" – "Проект Атман" (1980, – готовится русское издание) и "Ввысь из Эдема" (1981) – охватывают области психологии развития и истории культуры. В "Проекте Атман" (1980) он интегрирует различные теории индивидуального развития, как восточные, так и западные, в объединенное воззрение, прослеживающее развитие человека от младенца до взрослого, а затем и стадии и законы духовного развития. В "Ввысь из Эдема" он использует модель индивидуального развития как концептуальный каркас для культурного картирования эволюции человеческого познания и сознания. В 1984 – 1986 гг. Уилбер публикует серию статей "системно-эволюционного" периода, названного им "Уилбер-III".

После продолжительного молчания, сопровождавшего болезнь и смерть жены, в 1995 Уилбер выпустил 800-страничный том "Пол, экология, духовность: дух эволюции", который, по его замыслу, является первым томом из трилогии "Космос", и первой работой "интегрального" периода, "Уилбер-IV". Эволюция человека – его мозга, сознания, общества и культуры – нализируется от ранних гоминид до настоящего времени и соотносится с такими феноменами как эволюция взаимоотношений полов, отношения человека к земле, технологии, философии, религии и многого другого. Предпринимая такое сравнение, Уилбер критикует не только Западную культуру, но и контркультурное движение в целом, включая Нью Эйдж, трансперсональную психологию и романтически и упрощенно понятую "вечню философию". Более популярная версия этих идей изложена в "Краткой истории всего" (1996).

К последним опубликованным книгам принадлежат: "Око духа" (1997) – норамное изложение интегрального подхода и интегральной критики; "Свадьба смысла и души: интеграция науки и религии" (1998) – мышление о непротиворечивом объединении научного и религиозного опыта; "Один вкус" (1999, – готовится русское издание) – личный дневник, описывающий его внутреннюю лабораторию, практики и истоки его идей; "Интегральная психология" (1999, – готовится русское издание) – нтегральный подход в психологии; "Теория всего: интегральное виденье для бизнеса, политики, науки и духовности" (2000) – ктика интегрального подхода к жизни в целом. В 2002 году Уилбер намерен опубликовать свой первый роман, посвященный теме освобождения из плена регрессивных холистических идей, и, возможно, завершить многолетнюю работу над вторым томом и продолжить работу над третьим томом трилогии "Космос", посвященными, соответственно, критике экофеминизма и постмодернизма.

Из числа последних текстов Уилбера мы выбрали для русского издания "Око духа", поскольку здесь в наибольшей полноте и ясности изложена последняя версия его интегрального подхода, применительно к философии, психологии, литературной критике, искусству, религиозному и духовному опыту и с учетом реакции на критику первой публикации этого подхода в "Поле, экологии, духовности" – объемной книге, перегруженной специальным материалом и обильными научными ссылками, и поэтому доступной для освоения только профессионалам и законченным фанатам автора. В "Оке духа" Уилбер продолжает развивать и отстаивать свой эпистемологический плюрализм, представляя интегральный подход к познанию, который выражается на языке не только "ока плоти" (наука) и "ока ума" (философия), но также и "ока Духа" (мистицизм). По своей сути эта книга может рассматриваться как философски развернутая защита от критиков "Пола, экологии, духовности", еще далее обосновывающая возможность и продуктивность моделирующего подхода, выстроенного по принципу естественной иерархии, который способен максимально возможным образом включить в себя инварианты и динамические стадии эволюционного развития, представляя, таким образом, "единую теорию" невероятного диапазона. В этой книге делается акцент на линиях развития самости (таких как эмоциональная, моральная, когнитивная, творческая, духовная и т.д.), которые активно коэволюционируют через базисные уровни Космоса-мира (такие как тело, ум, душа и дух). В ней, поэтому, постоянно отражаются нападки "линейного критицизма", направленного, преимущественно, на недостатки ранних работ автора, в которых подчеркивались "структурные" и "иерархические" аспекты в теории сознания в ущерб эволюционным. Главы книги представляет полемику с ведущими современными интеллектуальными подходами, такими как постмодернизм, сайентизм, когнитивные науки, психология развития, а также трансперсональная психология, критическому анализу типичных теоретических заблуждений которой уделено особое внимание.

По своей сути интегральный подход Уилбера представляет собой метакритику основных направлений современной интеллектуальной мысли, – это не может поначалу не насторожить. К тому же, проект этот выполнен мыслителем-одиночкой, на протяжении многих лет не участвовавшим в активной академической жизни с ее конференциями, почти ежегодными монографиями, курсами студентов и зависимостью от университетской власти. Уилбер имел счастливую возможность остаться неангажированным доминирующей культурой мыслителем, в то же время (как свидетельствуют его работы) великолепно разбирающимся в ее основных интеллектуальных подходах. В своей критической части интегральный подход является непрестанной битвой с "Флатландией" (от англ. flat – лоский; land – емля) – любыми уплощенными мирами и частичными мировоззрениями разнообразных интеллектуальных подходов, утративших полноту перспективы и не осознающих свое место в реальной мандале человеческого познания.

Эта мандала, по Уилберу, состоит из четырех секторов (квадрантов), образующихся при делении на плоскости образа Космоса-мира двумя перпендикулярными прямыми, с осями по направлениям индивидуальное-коллективное и внутреннее-внешнее. Сектора представляют четыре фундаментальных мира, которые несводимы друг к другу по предмету, методам познания, критериям истины и языку. Это миры: субъекта (интроспекция, феноменология); объекта (классический научный метод и наука); интерсубъективности (теория культуры) и интеробъективности (социология, теория систем). Это лишь краткое обозначение исходной идеи, подробно обоснованной и обстоятельно развитой на страницах книги.

Как же работает этот подход у автора? Возьмем, например, такое ключевое для познания понятие, как критерий достоверности, или истина. В мире субъекта истина понимается как правда, искренность, прямота, степень доверия; в мире объекта истина – это пропорциональный или репрезентативный тип истины, коротко выражаемый как соответствие карты и территории; в мире интеробъектности истина – это системность и структурно-функциональное соответствие. И, наконец, в мире интерсубъектности истина – это справедливость, культурное соответствие, правота. И ни один из этих типов истины не может подменить или упразднить все другие типы. Соответственным образом, взаимонесводимы и автономны языки четырех секторов, каждый из которых полностью верен только в своем мире. Так, скажем, еще Декарт и Кант утверждали невозможность научной психологии по образцу наук о природе и отмечали несводимость языков описаний субъекта и объекта. Однако развитие психологии происходило, по сути, по линии редукции субъекта к объекту.

Но "… всякий раз, – ет Уилбер, – когда мы пытаемся отрицать любую из этих устойчивых сфер, мы, рано или поздно, заканчиваем тем, что просто протаскиваем их в свою философию в скрытой или непризнанной форме: эмпирики используют интерпретацию в самом акте отрицания ее важности; крайние конструктивисты и релятивисты используют универсальную истину для того, чтобы универсально отрицать ее существование; крайние эстетики используют одну лишь красоту, чтобы провозглашать моральную добродетель – т.д., и т.п. Отрицать любую из этих сфер – начит попасть в собственную ловушку и закончить жесткими внутренними противоречиями". ("Око Духа", Введение)

Наряду с древними даосами, Нагарджуной, Кантом и другими исследователями предельного опыта из различных сфер познания и деятельности Уилбер пытается пройти до конца во всех секторах Космоса-мира и вскрыть на предельном усилии универсальный источник антиномий и парадоксов познания, для того чтобы расчистить дорогу познающему духу. Если "…любая система мысли – ет он – от философии и социологии до психологии и религии – ытается игнорировать или отрицать любой из четырех критериев достоверности, то эти игнорируемые истины, в конце концов, снова появляются в системе как серьезное внутреннее противоречие ("Око Духа", Введение).

Вместо этого, интегральный подход пытается признавать зерно истины в каждом из подходов – от эмпиризма до конструктивизма, от релятивизма до эстетизма – однако, лишая их претензий на роль единственно существующей истины, он освобождает их от присущих им противоречий – как бы находит каждому из них свое место в подлинном многоцветном содружестве.

Таким образом, интегральный подход состоит в попытке согласованной интеграции практически всех областей знания от физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и эстетики, всех значительных школ и направлений антропологии, психологии и психотерапии, великих духовно-религиозных традиций Востока и Запада. Работая с конкретной областью, Уилбер на первом шаге находит тот уровень абстракции, где различные, обычно конфликтующие подходы, приходят к согласию, выделяя то, что он называет "ориентирующим обобщением" или "твердым выводом". Так он рассматривает все области человеческого знания и в каждом случае выстраивает серии "здоровых и надежных ориентирующих обобщений", не оспаривая на этом шаге их истинность.

Затем, на втором шаге, Уилбер располагает эти истины в виде цепочки перекрывающихся заключений и задается вопросом, какая когерентная система знания могла бы вобрать в себя наибольшее количество этих истин? Эта система и представлена впервые, согласно убеждениям автора, в его работе "Пол, экология, духовность". Вместо того чтобы заниматься исследованием, насколько истинна та или иная область знания, Уилбер предполагает, что какая-то истина содержится в каждом подходе, и затем пытается объединить эти подходы.

Третий шаг это – ботка нового типа критической теории. Коль скоро вы получил всеобъемлющую схему, вбирающую в себя наибольшее число ориентирующих обобщений, ее можно использовать ее для критики более узких подходов.

Неудивительно, что подобные претензии на универсальную метакритику "всего и вся" вызвали шквал дискуссий и критики с самых разных сторон. Часть из них представлена в недавно опубликованной книге "Кен Уилбер в диалоге" (1998). Ответы на первую волну этой критики включены в "Око духа". Вторая волна критиков включает таких влиятельных философов как Юрген Хаберманс и Ханс-Вилли Вэйс. Однако нельзя сказать, что и эти критики обрушили интегральный подход: они лишь помогают уточнению и укреплению позиций Уилбера.

Признавая высокий аналитический уровень метакритики Уилбера, следует также отметить, что и сама она может быть односторонней, когда в анализе отдельных интеллектуальных подходов опирается лишь на тексты, а не на всю доступную исследованию полноту проявления разбираемого подхода. Ведь в текст зачастую невозможно включить всю конкретную деятельность, а образ деятельности, взятый из текста и обратно восстанавливаемый, может, порой, поразительно отличаться от оригинала. Показательна в этом отношении полемика Уилбера с Грофом, уилберовский взгляд на которую представлен в главе 7 (в будущем мы надеемся представить более полно грофовский взгляд на проблему, опубликовав всю переписку упомянутых авторов по дискутируемому вопросу). Мне как ученику и издателю Грофа, опубликовавшем об этом замечательном исследователе несколько работ, никогда в голову не приходило, будто Гроф считает повторное переживание собственного рождения необходимым условием надличностного развития, как это представляет Уилбер. Я всегда считал перинатальные матрицы Грофа и всю его картографию не онтологической реальностью, а эмпирической картой переживаний, происходящих в определенных условиях. Поэтому переживание "смерти-возрождения" означают у Грофа не необходимое условие роста, о со-возникающие вместе со значительными изменениями резонансные переживания.

Все, что имеет начало, имеет и конец: в этом суть перемен. Любые перемены в мире субъекта резонируют с универсальным образом перемен: "смертью" старого и рождением "нового". Для меня, погруженного в метаконтекст идей Грофа в непосредственном общении и трехлетним обучении на его семинарах прочитать правильные, не развернутые в книгах смыслы было относительно несложной задачей. Для Уилбера это обернулось уважительной, но затяжной полемикой, в которой стороны долго разъяснят друг другу, что они имеют в виду и как все обстоит на самом деле. Следует отметить, что их сегодняшние позиции намного более сблизились и прошлое непонимание, по-видиму, исчерпано. Так, по крайней мере, следует из их последних книг и статей. Однако опасность схематизации при использовании любого, самого совершенного подхода, все равно существует, любая генерализация несет в себе семя редукции. В общем, Уилбер сам это великолепно понимает, сохраняя открытой свою позицию.

Программа интегральных исследований Уилбера ориентирована на "всеуровневое, всесекторное" представление о человеческом сознании и поведении – охватывающем не просто все сектора, но и все различные уровни и измерения в каждом из этих секторов – весь спектр уровней в интенциональном, культурном и социальном аспектах человеческих существ. Поэтому основу интегральной философии, как ее мыслит автор, составляет, прежде всего, деятельность координирования, разъяснения и концептуального обобщения всех разнообразных форм познания и бытия, так что даже если сама интегральная философия не рождает более высокие формы, она в полной мере признает их, и затем побуждает философствование открыться для практик и форм созерцания. Кроме того, интегральная философия, благодаря своей многосторонности, может стать мощной критической теорией – критической в отношении всех менее разносторонних подходов – в философии, психологии, религии, социальной теории и политике.

В последовательных главах книги рассматриваются конкретные примеры каждой из этих ветвей интегральных исследований, включая интегральную психологию (Главы 1, 9, 10), интегральную антропологию (Глава 2), интегральную философию (Глава 3), интегральную теорию искусства и литературы (Глава 4, 5), интегральный феминизм (Глава 8) и интегральную духовность (Глава 9, 10, 11). Все это отдельные части, которые автор стремится соединять в целостное интегральное видение, таким образом, завершая, по крайней мере, на данном этапе, этот интегральный проект понимания. Очень интересна и последняя, 12 глава, в которой делается попытка описать мир с позиции Духа.

Публикация идей интегрального подхода вызвала в США и Европе большой резонанс. Примерно полтора года назад Уилбер вместе с Майклом Мерфи (основатель Института "Эсален"), Роджером Уолшем, Френсис Воон (известные трансперсональные психологи), Самуэлем Бергольцем (издатель Уилбера, директор издательства "Шамбала"), Тони Шварцем (автор и социолог) и Джеком Криттенденом (со-редактор Уилбер по журналу "Ревижн") основал Института интегральной психологии, насчитывающем уже сейчас 400 членов. Для целостного познания человека в Институте созданы отделения интегральной психологии, духовности, политики, медицины, экологии, интегрального образования, дипломатии и бизнеса, в сотав которых входит впечатляющий список исследователей. Претензия создателей института высока, но и задачи масштабны. Они намерены развивать интегральные практики, которые позволят, например, используя открытия в психологии, не только изменить медицинскую практику, но и организовать ее по-новому и даже изменить систему ее финансирования. Появится возможность осмыслить опыт, полученный с помощью трансперсональных практик, в психологии, изучить его в медицине, найти объяснение в разных духовных традициях, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены в рамках интегральных исследований.

В своих последних интервью Уилбер, признавая огромную роль первоначального проекта трансперсональной психологии в изучении всего спектра человеческого сознания, разотождествился с этим направлением. Однако в этом движении нет ничего неожиданного, учитывая общую направленность автора к тому, чтобы дать общую теорию и методологию познания. Главный его довод состоит в том, что школы трансперсональной психологии не владеют полнотой интегрального подхода, а иногда и отрицают его. Замкнувшись на себя, они выпадают из широкого диалога со всеми другими познавательными дисциплинами. Думается, в этих заявлениях есть немало справедливого, и конструктивная, с пониманием дела, критика Уилбера будет способствовать обновлению не только всего гуманитарного познания, но и исследований в области трансперсональной психологии.

Хочется надеяться, что начало публикации на русском языке интегрального подхода Кена Уилбера, окажет здесь, как и во многих других странах, стимулирующее влияние на развитие интеллектуальных и, в особенности, гуманитарных подходов, и поможет прояснению их собственных основ, языка, предмета и взаимодействия. По-крайней мере, развитое Уилбером интеллектуально-духовное виденье предлагает обширное пространство общения, соотнесения и развития для самых разнообразных интеллектуальных проектов.

В заключении, мне чрезвычайно приятно выразить благодарность за финансовую поддержку издания этой книги и терпение Алексею Купцову и Владиславу Ильину – двум бизнесменам, чей искренний интерес к трансперсональной психологии помогает развитию ее идей в нашей стране.



Владимир Майков, к.филос.н.,
главный редактор международного издательского проекта
"Тексты трансперсональной психологии"

 

Кен Уилбер - "Око духа: проект интегрального видения для слегка свихнувшегося мира"







Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет