Шадрина Наталия Анатольевна
История взаимодействия исламской
и христианской культур средневековья
в отечественной историографии
второй половины XIX – начала XXI вв.
Специальность 07.00.09. – историография,
источниковедение и методы исторического исследования
А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Казань – 2009
Работа выполнена на кафедре истории древнего мира и средних веков государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» Министерства образования и науки Российской Федерации
Научный руководитель:
кандидат исторических наук,
доцент Юнусова Махаббат Гумеровна
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук,
профессор Валеев Рамиль Миркасымович
кандидат исторических наук,
доцент Мелихова Назиля Накиповна
Ведущая организация:
Казанский государственный университет культуры и искусства
Защита состоится 2 апреля 2009 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.081.01 в Казанском государственном университете по адресу: 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18, корпус 2, ауд. 1113.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета.
Автореферат разослан «____» __________ 2009 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д.Р. Хайрутдинова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В современной исторической и общекультурной ситуации невозможно абсолютно автономное существование отдельно взятых культур. Соприкосновение культур зачастую вызывает противостояние между ними, борьбу за главенство своих приоритетов и ценностей, стремление умалить значение достижений «соперника».
Сегодня речь все больше идет уже не столько о противостоянии отдельных культур, сколько о формировании оппозиции: Восток – Запад. В истории взаимодействия Востока и Запада особая роль принадлежит исламо-христианским отношениям. И христианам и мусульманам всегда было присуще сознание определенной духовной общности (восходящей к единому источнику - ближневосточной авраамической традиции) и в то же время осознание существенной инаковости их культурно-религиозного опыта. Преобладание ощущения инаковости над осознанием общности приводило зачастую к трагическим последствиям.
Кроме того, для европейского мышления, отнюдь не являющегося самодостаточным, вглядывание в образ мусульманского мира является важным условием собственного узнавания; оформление христианства как мировой религии во многом произошло в процессе взаимодействия с исламом. Возникновение в европейском мышлении образа «христианского мира также было результатом многовековых контактов с мусульманским обществом»1.
В подобном контексте очевидна необходимость обращения исследователей к проблеме истоков и сути взаимоотношений между исламской и христианской культурами. Осмысление этой проблемы может происходить на различных уровнях историософского знания: от конкретно-исторического, культуроведческого до философско-исторического и историографического.
В российской историографии вопросы, связанные с историей взаимоотношений Европы и арабского мира, изначально рассматривались в рамках востоковедческих исследований. Однако работы отечественных востоковедов практически не оценивались в контексте изучения ими данной проблематики; очевидна в связи с этим необходимость обобщения востоковедческих трудов, имеющих выход на вопросы исламо-христианского диалога. Однако в целом нашими источниками являются историографические исследования, трактующие проблемы взаимоотношений Европы и мира ислама с позиций самых различных сфер отечественного историописания (ориентированных на конкретно-исторические сюжеты, на историю культуры, искусствоведение, религиоведение, историю философии и пр.)
Объектом исследования в данной диссертации является отечественная историография второй половины XIX – н. XXI вв.
Предмет исследования – история взаимоотношений арабо-исламской и христианской культур эпохи средневековья в интерпретации отечественных исследователей второй половины XIX – н. XXI вв.
Применительно к нашему предмету исследования понятием арабо-исламская (или арабо-мусульманская) средневековая культура охватывается культура, сложившаяся в Арабском халифате в VII–X вв. в процессе культурно-исторического взаимодействия арабов и завоёванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Под христианской же культурой в данном случае понимается культура Западной Европы эпохи средневековья. Особое внимание уделяется тем регионам Европы, где контакты (вследствие завоевательной политики арабов) были наиболее интенсивными – это Испания, Сицилия, Южная Франция. Культура восточно-христианского мира, т.е. Византии, рассматривается лишь в связи с ее влиянием на становление арабо-мусульманской культуры, поскольку взаимодействие исламского и восточно-христианского миров имеет свою специфику и, будучи предметом специального рассмотрения, не входит в задачи данного исследования.
Хронологические рамки подвергнутой анализу истории взаимоотношений арабо-мусульманской и христианской культур – это VI-VII – XIII вв. Они предопределены, с одной стороны, в границах средневекового периода истории Западной Европы2, с другой, – обусловлены тем, что использование термина «средние века» применительно к истории Востока, хотя является в последнее время спорным, однако получило широкое распространение3.
Цель нашего исследования – выявление в отечественной историографической традиции представлений об основных этапах и специфике взаимодействия, взаимовосприятия и взаимовлияния арабо-исламской и христианской культур в средние века и типологическое обобщение содержания этих культурно-исторических контактов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику периодам развития отечественной историографии по анализируемой проблеме и проследить поэтапно эволюцию методологических принципов, на которых базируются исследования по этой проблематике;
- в процессе обобщения работ отечественных историков выделить основные этапы истории взаимодействия христианского и исламского миров в эпоху средневековья;
- используя компаративную методику, выявить степень общего и особенного в текстах Корана и Библии, (предопределяющих мироощутительные основы христианской и исламской культур и воздействующих на сам характер диалога между этими культурами);
- рассмотреть имеющиеся в отечественной историографии трактовки места науки и искусства в арабо-мусульманском и христианском культурных мирах и определить меру взаимовлияния этих миров в религиозно-философской и художественной сферах;
- на основе наличествующих в историографии представлений о формировании «образа Другого» охарактеризовать специфику восприятия христианами мусульман и представителями исламского мира – европейцев, а также показать эволюцию этого взаимовосприятия на различных этапах исторического взаимодействия.
Хронологические рамки. В диссертационном исследовании подвергается анализу отечественная историография второй половины XIX – начала XXI вв. Хронологические рамки рассматриваемой в исследованиях этого периода истории взаимоотношений арабо-исламской и христианской цивилизаций, как уже было отмечено, – VI-VII – XIII вв.
Источниковая база диссертационного сочинения – комплекс работ отечественных исследователей второй половины XIX – н. XXI вв., касающихся в той или иной степени вопросов, связанных с взаимоотношениями арабо-мусульманской и христианской культур в эпоху средневековья. Используемый комплекс источников может быть разделен на несколько групп.
Первую группу составляют работы, непосредственной целью которых является изучение взаимодействия, вазимовосприятия и взаимовлияния христианского и исламского культурных миров в средние века. Подобные работы появляются в отечественной историографии в конце XIX века (это исследования, осуществлявшиеся, в большинстве своем, в рамках казанского миссионерского востоковедения, принадлежащие перу А. Михайлова, Н. Боголюбского, А Заборовского4); посвящены они рассмотрению, с одной стороны, истории исламо-христианского взаимодействия, а с другой – различным аспектам вопроса о параллельных мотивах в Библии и Коране. Однако все эти работы имеют специфическую миссионерскую, противомусульманскую направленность и могут быть рассмотрены лишь с учетом данной специфики как источник особого рода, базирующийся на особых (не всегда безупречно научных) подходах к проблемам исламо-христианского взаимодействия. Иной характер носят труды, также отнесенные нами к этой группе историографических исследований, которые свидетельствуют уже о научном подходе к данной проблеме (имеются в виду исследования А.Е. Крымского, В.Р. Розена, ранние работы В.В. Бартольда5). Отдельные элементы рассмотрения исламо-христианского взаимодействия присутствуют и в работах раннего советского периода; а, начиная с 70-ых гг., в исследованиях М.А. Батунского данная проблема рассматривается как специальная6. В 90-е гг. XX в. появляется уже целый ряд авторов, которые целенаправленно обращаются к различным аспектам взаимодействия, вазимовосприятия и взаимовлияния мусульманской и христианской культур (среди них А.В. Журавский, С.И. Лучицкая, Ш.М. Шукуров, А.В. Смирнов, Г.Т. Тухтеева7).
Вторая группа – это специальные исследования, посвященные различным аспектам истории ислама, Арабского халифата и арабо-мусульманской культуры средневековья в целом, становлению религиозной доктрины ислама и текстов священного писания мусульман Корана, проблемам развития арабо-мусульманской философии и искусства в средние века и касающиеся в этом контексте вопросов исламо-христианского взаимодействия.
В связи с сюжетным разнообразием историографических источников «второй группы» они могут быть поделены на подгруппы.
Первая – исследования по истории ислама, Арабского халифата и арабо-мусульманской культуры в целом, так или иначе затрагивающие вопросы истории исламо-христианского межкультурного взаимодействия. Здесь могут быть отмечены сочинения таких авторов, как В.В Бартольд, О.Г. Большаков, Е.А. Беляев, И.М. Фильштинский (имеются ввиду его работы, посвященные истории ислама и арабской средневековой культуры в целом), М.А. Заборов8.
Вторая – работы, трактующие становление доктрины ислама и текстов Корана, затрагивающие вопросы влияния на кораническую догматику христианского вероучения, а также проблему общего и особенного в Библии и Коране. Среди них – исследования Н.П.Остроумова, Л.И.Климовича, того же И.М. Фильштинского (в данном случае речь идет о его работах, посвященных проблемам развития средневековой арабской литературы), М.Б. Пиотровского9.
Третья группа – это сочинения, затрагивающие проблемы развития средневековой арабо-мусульманской философии и изобразительного искусства. В них рассматриваются отдельные вопросы, связанные с выявлением общего и особенного в функциях и месте этих сфер в арабо-мусульманской и христианской культурах. Наконец, это сочинения, в которых идет речь об отдельных аспектах взаимовлияния христианского и исламского культурных миров в указанных сферах. Самыми значимыми в этой подгруппе для нас оказались работы по истории исламского искусства Ф.Н. Белявского, Б.В. Денике, Т.П. Каптеревой, Б.В. Веймарна, Е.Г. Яковлева10, а также работы по истории арабо-мусульманской философии средневековья таких авторов, как М.А. Баязитов, А.В. Сагадеев, Г.Б. Шаймухамбетова, М.Т. Степанянц, Е.А. Фролова11.
Помимо этого, в диссертационном исследовании представлен и «источник источника», т.е. тексты Священных писаний мусульман и христиан (Коран и Библия), сочинения арабо-мусульманских мыслителей и европейских философов периода средневековья («О первой философии» Аль-Кинди, «Существо вопросов» Аль-Фараби, «Книга спасения» и «Книга знания» Абу-Али Ибн Сины, «Опровержение философов» Аль-Газали, «Опровержение опровержения» Ибн-Рушда, а также «О ересях» Иоанна Дамаскина, «Толедский сборник» Петра Достопочтенного, «Сумма теологии» Фомы Аквинского и др.). Кроме того, использованы репродукции, графические воспроизведения художественных, архитектурных, декоративно-прикладных артефактов (ансамбль Альгамбры, образцы арабо-испанской керамики и т.д.), на основании которых анализируются те или иные сюжеты, присутствующие в историографии12.
Обзор литературы.
Литература по теме диссертации также может быть разделена на несколько групп.
Первую составляют работы, затрагивающие вопросы, связанные с эволюцией методологии дореволюционных, советских и новейших российских исследований, а также общие труды, где рассматривается история становления отечественной историографии и такой ее отрасли, как востоковедение. Здесь нужно отметить имена таких исследователей, как Б.М. Данциг, И.Ю. Крачковский, М.А. Смирнов, Н.А. Мазитова, Е.Б. Рашковский, М.А. Васильев, Р.М. Валеев, Б.С. Ерасов, Е.А. Резван, Ю.М. Почто, С.М. Прозоров13, а также авторы второго тома шеститомной «Истории Востока» – «Восток в средние века», отдельные главы которого трактуют теоретические вопросы, связанные с местом Востока в мировой истории14.
Вторая группа – справочные, энциклопедические издания, труды общего характера по истории ислама, Арабского халифата и мусульманской культуры (а также искусства и философии арабо-мусульманского Востока в целом и в средние века в частности), не затрагивающие вопросы взаимодействия арабо-мусульманской и христианской культур, но позволяющие составить целостное представление об основных этапах развития истории и культуры арабо-исламского мира15.
О третьей группе необходимо сказать особо. Эта группа включает в себя работы западно-европейских исследователей, переводившиеся в разные годы на русский язык и составившие органическую часть процесса развития отечественной историографии, поскольку идеи, изложенные в этих исследованиях, затем активно обсуждались нашими историками; в дальнейшем с учетом тех или иных новых идей, изложенных западными исследователями, отечественные авторы формировали уже свои концепции.
В этой группе необходимо выделить две важные подгруппы.
Первая – исследования западноевропейский авторов, непосредственно обращавшиеся к проблемам исламо-христианского межкультурного диалога. Здесь важнейшей фигурой является британский исламовед М. Уотт; его работа «Влияние ислама на средневековую Европу» во многом определила развитие этого направления исследования в отечественной историографии. Большой интерес представляет статья французского исламоведа Л. Массиньона «Методы художественного выражения у мусульманских народов», которая, наряду с другими, непереведенными исследованиями автора, стала основой дискуссии в советской историографии о специфике художественной культуры мусульманского мира по сравнению с западноевропейской художественной культурой. Помимо этого, следует отметить ряд работ, авторами которых являются Б. Луис, Р. Армур, Н. Дэниел, Ж. Варденбург. Эти работы переведены на русский язык в последние годы и содержат новый материал по проблеме исламо-христианского межкультурного диалога, во многом дополняющий материал, уже имеющийся в отечественной историографии16.
Вторая подгруппа – это общие исследования западноевропейских авторов, посвященные вопросам истории и культуры арабо-мусульманского мира в целом. Они также оказывали значительное влияние на развитие отечественной историографии, особенно в советский период. Наиболее значимые среди них принадлежат перу Р. Дози, А. Меца, Э. Леви-Провансаля, Г.Э. Грюнебаума, А. Массе17.
Научная новизна. Впервые в отечественной науке в диссертации осуществлено рассмотрение востоковедческих исследований в контексте отражения ими диалогических отношений между арабо-мусульманским и христианским миром средневековья. Обобщение и систематизация историографического материала по важнейшим вопросам, связанным с проблемой исламо-христианского диалога, позволили выстроить, с одной, стороны целостную картину истории взаимоотношений между мусульманами и христианами в самых различных ее аспектах, а с другой – проследить становление этой картины в отечественной историографии на протяжении ряда этапов развития последней. Впервые в исторической науке определены типы диалогических отношений между мусульманской и христианской культурами в средние века, дано культурно-историческое обоснование смены этих типов. Рассмотрение в качестве историографического источника работ искусствоведов, историков-философов, использование в качестве исторического источника произведений искусства, философских текстов обогащает возможности традиционного источникового анализа и является примером междисциплинарного подхода в историографических исследованиях.
Методология исследования. Методологической основой данной диссертации являются классические принципы исторического познания: принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, в его сущностной специфике, в его обусловленности многообразием факторов; принцип целостности, требующий подхода к каждому явлению как к системе взаимозависимых составляющих (конфигурация которой зависит от детерминирующих причин). Помимо этого, в диссертационной работе использовались специально-исторические методы: историко-генетический метод, историко-сравнительный метод, метод компаративного анализа, метод типологии диалогических связей.
Практическая значимость работы. Выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке и преподавании общих и специализированных курсов по истории и культуре арабо-исламской и западноевропейской цивилизаций в средние века, а также в курсах по истории и теории исламо-христианского межкультурного диалога.
Апробация работы. Основные положения и выводы исследования нашли отражение в научных публикациях и докладах на итоговых научных конференция КГУ (2007, 2008, 2009); на Международной научно-практической конференции «Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий» (Казань, 2000); на Всероссийском студенческом форуме «Молодежь и всемирное наследие» (Казань, 2003); на научной конференции «Историческое знание: теоретические основания и коммуникативные практики» (Казань, 2006); Международной научной конференции «Мировое политическое и культурное пространство: история и современность» (Казань, 2007); на научной конференции, посвященной памяти проф. С.М. Михайловой «Общественно-политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX – XX вв.)» (Казань, 2008); Международной научной конференции «Проблемы межкультурной коммуникации в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008) и др. В 2003 году автор стал стипендиатом международной кафедры ЮНЕСКО ТИСБИ за исследование проблемы отношения к искусству в исламе и христианстве. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры истории древнего мира и средних веков КГУ. Содержание исследования отражено в 7 публикациях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дано обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости темы диссертации, указаны хронологические рамки, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи работы, охарактеризованы источниковая база и методологическая основа исследования.
В Главе I «Типология исторических контактов средневековой арабо-мусульманской и христианской культур в оценке отечественной историко-философской мысли» представлены методологические подходы отечественных исследователей к изучению исламо-христианского межкультурного диалога в средние века, выделены этапы в истории взаимодействия этих культур и в процессе эволюции взаимовосприятия европейцев и арабов.
В § 1 «Отечественная историография исламо-христианского диалога в средние века: периодизация, направления, методологические принципы» рассматриваются вопросы периодизации, проблематики, методологии историографических исследований, посвященных различным аспектам диалогических отношений арабо-мусульманского и европейского средневековых миров.
Историографические исследования, представляющие собой источниковую базу для изучения диалогических отношений между арабо-мусульманской и европейско-христианской культурами, рассмотрены нами в определенной временной последовательности. Этапы, на протяжении которых была прослежена проблемная эволюция нашего историографического источника, совпадают с общепринятой периодизацией отечественной историографии в целом.
Становление историографии проблемы, являющейся предметом рассмотрения в данной диссертации, соотнесено нами с последней третью XIX – первыми десятилетиями XX вв.
Дореволюционная отечественная историография этого периода, касающаяся проблем становления и развития ислама и мусульманского общества и взаимоотношений ислама и христианства базируется в целом на двух методологических подходах. Первый – христианский провиденциализм, берущий свое начало еще в эпоху средневековья, когда на формирование образа мусульманского общества решающее значение оказывало христианство. Второй подход – это позитивизм. Следует отметить также, что в эти годы именно казанская школа миссионерского исламоведения дала специфический в плане постановки проблемы, но первый (в плане методики) пример компаративистского подхода к изучению исламской и христианской культур.
В 20-е годы XX в., в период становления уже советской историографии, решающее влияние на формирование концепции специфики мусульманского общества и его взаимодействия с христианским продолжала оказывать позитивистская методология. Именно идеи позитивизма лежат в основе сочинений представителей т.н. «академического исламоведения» в отечественной историографии начала XX в., среди которых были такие выдающиеся исследователи, как В.В. Бартольд, И.Ю. Крачковский и др.
Дальнейшее развитие отечественной историографии (в том числе посвященной проблемам ислама) происходило уже на базе марксистской методологии. Вопрос о специфике восточных обществ в марксистской историографии решался в процессе рассмотрения проблемы «азиатского способа производства» (АСП)18. Нас же дискуссия об АСП интересует как дискуссия о специфичности восточных обществ по сравнению с европейскими.
Следует отметить, что, начиная с середины 30-х годов, огромную роль стал играть процесс идеологизации науки. Однако нельзя говорить о том, что формирование представлений о средневековом арабском Востоке в эти годы характеризуется абсолютной научной бесплодностью19.
Новый период развития отечественной историографии начинается в конце 50-х – начале 60-х гг. (эпоха «оттепели»). Именно в этот период, в 60-е гг. XX в., в советскую науку возвращается дискуссия об АСП, в рамках которой на первый план вновь выходит вопрос о специфичности развития стран Востока; и «одним из положительных моментов настоящей дискуссии … является признание значительных различий в общественном развитии государств Востока и Запада»20.
С 60-х годов в рамках классического марксистского материалистического подхода активно обсуждается ряд проблем, связанных со становлением и развитием ислама и средневекового мусульманского общества и затрагивающих в той или иной мере специфику взаимоотношений последнего с христианством и западно-европейским христианским миром. Речь идет о влиянии христианского вероучения (в его каноническом и апокрифическом вариантах) на формирование Корана; о воздействии арабо-исламской философской мысли на развитие западно-европейской философии. На основании анализа текстов Корана и Сунны рассматривается специфика отношения ислама к изобразительности, а с другой – вопрос о влиянии тех или иных элементов мусульманского искусства на развитие отдельных направлений в искусстве Западной Европы.
В 70-ые гг. начинается активный поиск новых подходов к изучению проблем, связанных с обращением к культуроведческой проблематике. Методологические поиски отечественных исследователей лежат в области сочетания различных «иных» подходов (в частности, цивилизационной методологии А.Дж. Тойнби) с марксизмом.
Именно в этот период в отечественной историографии появляются работы, связанные с изучением проблем, которые емко и лаконично названы «Восток – Запад»21. Помимо этого, исследователями рассматривается проблема восприятия ислама в западно-европейской средневековой традиции22.
В новейший период развития отечественной историографии решение проблем, связанных с взаимоотношениями арабо-мусульманского и христианского миров в средние века, базируется на ряде различных методологических подходов и формируется в самостоятельную исследовательскую область, лежащую на стыке различных наук и направлений. Пожалуй, одним из наиболее плодотворных в этом отношении стал метод изучения «Образа Другого». Так, в работах ряда авторов раскрывается диалог между «своим» и «чужим» как один из главных компонентов формирования собственной идентичности.
В § 2 «Основные этапы исторического взаимодействия исламской и христианской цивилизаций в VII–XV вв.» обсуждается проблема периодизации культурно-исторических контактов арабо-исламского и европейского миров так, как она представлена в отечественной историографии второй половины XIX – н. XXI вв.
В качестве первого исторического этапа во взаимоотношениях ислама и христианства традиционно рассматривается время становления ислама, время первых контактов между представителями зарождающейся мусульманской религии и христианами, проживавшими на Аравийском полуострове. В дореволюционной миссионерской литературе, ссылавшейся на авторитет Библии, временем первого появления христиан в Аравии считалось время деятельности апостола Павла23. Примечательно, что те же исследователи одновременно акцентируют внимание на географическом положении Аравии, важном с точки зрения близости к полуострову значительного числа христианских государств. Именно последнее обстоятельство обсуждают в дальнейшем (уже в советский период) представители «академического» востоковедения. Так, В.В. Бартольд, основываясь на изложении событий социально-политической жизни Аравийского полуострова и вокруг него, делает выводы о том, что христианство проникло сюда, в частности, через Абиссинию и это произошло уже в IV в.24 Кроме этого, первыми христианами на Аравийском полуострове были еретики, гонимые Византией.
Обращаются исследователи и к вопросу о контактах с христианами пророка Мухаммеда, рассматривая различные свидетельства о влиянии на Мухаммеда христиан, с которыми пророк встречался. Особенно разносторонне подобные сюжеты разбираются в дореволюционной миссионерской литературе; однако эта тема затрагивается и позднее (причем в серьезных научных работах по истории ислама).
Второй период истории исламо-христианских взаимоотношений начинается со времени «выхода» ислама за пределы Аравийского полуострова и первых военно-политических контактов христиан и мусульман уже на христианских территориях. В историографии нет споров о направлениях, последовательности и основных вехах арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова; тем не менее, дискуссионным в современной историографии является такой, например, вопрос, как степень значимости битвы при Пуатье25.
Третий этап взаимодействия арабо-исламской и христианской культур – это эпоха относительно мирного сосуществования арабов и христиан на территориях, завоеванных арабами, эпоха «неизвестной средневековой Европе веротерпимости» (А. Мец), которая была возведена в Арабском халифате в ранг государственной политики и привела в Кордове к формированию синтезной мавританской культуры.
Следующим историческим этапом взаимодействия христианского и исламского культурных миров стал, безусловно, период Реконкисты в Испании и Португалии и эпоха Крестовых походов. По А.В. Журавскому, «само понятие «христианская Европа» … складывается у европейцев только в ходе Реконкисты и Крестовых походов, т.е. возникает из противопоставления себя мусульманскому миру. Едва ли не впервые Европа отождествлялась с христианством в речи Урбана II на Клермонском соборе»26.
Именно на основании источников, появившихся в период и после Крестовых походов, в советской (70-х – 80-х гг.) и в современной историографии разрабатываются вопросы, связанные с изучением различных аспектов влияния исламской культуры на христианский Запад, а также формированием «Образа Другого».
На основании анализа этапов историко-культурного взаимодействия арабо-мусульманского и христианского миров можно оценить характер каждого из выделенных нами этапов арабо-европейского межкультурного взаимодействия посредством типологической «шкалы», предложенной Я. Шемякиным27. В соответствии с этой «шкалой» правомерно будет определить период оформления ислама на Аравийском полуострове как сочетание «симбиоза» и «синтеза»; период арабских завоеваний в Европе как «отрицание»; период становления мавританской культуры в Арабском халифате – как «синтез» (высочайший пик диалогических арабо-иберийских отношений); период Реконкисты и Крестовых походов – как тотальное «отрицание»28.
Достарыңызбен бөлісу: |