Итальянская литература XVI века общая характеристика итальянской литературы и культуры 16 в



Дата09.07.2016
өлшемі46.62 Kb.
#188527
түріЛитература
ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVI ВЕКА
Общая характеристика итальянской литературы и культуры 16 в. Историческая ситуация в Италии в 16 в. Период войн и иностранной интервенции (1494-1559). Основные черты итальянской литературы 16 в. Центры культуры и их своеобразие. Основные литературные методы и их особенности (классицизм, антиклассицизм, маньеризм).

Литература итальянского классицизма. Конфликт языков на рубеже 15-16 вв. (латынь, итальянский язык, диалекты) и создание новых языковых моделей. Основные моменты биографии и творчества Пьетро Бембо. Модель классицизма, предложенная Бембо, и ее основные характеристики (“gravita’” и “piacevolezza”). Бембо о наследии Данте, Боккаччо и Петрарки. Особенности лирики Бембо. “Петраркизм” в его поэзии. Жанровые особенности прозы Бембо (диалог). Жизнь и творчество Бальдассара Кастильоне. “Книга о придворном” как идеологическая модель абсолютизма. Особенности классицизма Кастильоне.

Творчество Лудовико Ариосто. Жизненный путь Ариосто. Особенности лирики Ариосто. Комедии Ариосто как основа итальянского театра. Анализ комедии “Сводня” (система персонажей, реалистичность изображения действительности, идеологические акценты). “Сатиры” Ариосто как поэтическая автобиография и образец жанра на итальянском языке. Особенности языка “Сатир”. Поэма “Неистовый Орландо” - новый шаг в разработке рыцарской тематики в итальянской литературе. История создания поэмы. Повествовательный материал и его источники. Идейно-тематическое содержание произведения. Система персонажей и их новизна по отношению к традиции. Язык и метрика поэмы. Интерпретация и историческое значение поэмы.

Петраркизм” как основная модель классицизма. Система жанров в итальянской литературе 16 в. Творчество Джован Джорджо Триссино как особая модель классицизма. “Петраркистская” лирика и ее основные представители. Основные темы и образы “женской” лирики (Виттория Колонна, Гаспара Стампа, Изабелла ди Морра, Вероника Гамбара). Развитие новеллы и ее жанровые особенности. Отставание в развитии итальянского театра. Комедия как ведущий театральный жанр.



Многоязычие и антиклассицизм. Многоязычие в Северной Италии. Жизнь и творчество Теофило Фоленго. “Макаронический” язык как оппозиция классицизму. Поэмы “Маккаронеа” и “Бальдус”. Использование карнавально-буфонного элемента в поэмах. Своеобразие композиции и множественность интерпретаций. “Язык педантов” и Камилло Скроффа. Использование диалекта в театре Венеции и Венецианской области. Творчество Анджело Беолько (“Билора”, “Вернувшийся с войны”). Особенности изображения крестьянского мира. Особенности комедийного жанра у других авторов 16 в. (Бернардо Довици да Биббиена, Антон Франческо Граццини, Джованни Мария Чекки). Лирика и драматургия Пьетро Аретино.

Кризис флорентийской культуры. Литература Тосканы 2-й половины 16 в. Особенности исторического развития Тосканы после 30-х гг. Княжество Медичи и флорентийская культура. Франческо Гвиччардини и развитие исторической прозы. “История Италии”: повествовательные приемы и стиль. Бурлеск в творчестве Франческо Берни. Писатели Флоренции 2-й половины 16 в. (Аньоло Фиренцуола, Якопо Нарди, Луиджи Аламанни, Донато Джаннотти). Литература и культура Сиены. Развитие новеллы и комедии (Пьетро Фортини, Алессандро Пикколомини). Особенности “петраркизма” в лирике Микеланджело Буонарроти. Морально-нравственная тематика в трактате “Галатео” Джованни Делла Каза. Развитие биографического жанра в “Жизнеописаниях знаменитейших художников, ваятелей и зодчих” Джорджо Вазари. “Жизнь” Бенвенуто Челлини как первая европейская автобиография Нового времени. Историческое значение флорентийской литературы 2-й половины Чинквеченто.

Творчество Торквато Тассо и маньеризм. Кризис идеологии Возрождения и формирование маньеризма. Литература и культура Феррары 2-й половины Чинквеченто.Основные моменты биографии Торквато Тассо. Основные тенденции развития лирики Тассо. Черты пасторали в драме “Аминта”. Генезис поэмы “Освобожденный Иерусалим” (“Гоффредо”). Особенности жанра произведения. Идейно-тематическая направленность. Черты маньеризма в поэме. Повествовательная структура. Система персонажей. Язык и стиль. Особенности второй редакции поэмы (“Завоеванный Иерусалим”). “Диалоги”. Значение творчества Торквато Тассо.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




ОСНОВНАЯ

Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М.: Наука, 1988.

Де Санктис Ф. История итальянской литературы. М., 1963-1964.

Европейские поэты Возрождения (БВЛ). - М.: ИХЛ, 1974 .

Европейская новелла Возрождения (БВЛ).- М.: ИХЛ, 1974.

Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Учеб. пособие / Сост. Б.И.Пуришев. М.: Просвещение, 1976.

История всемирной литературы: В 9 т. Т.3. М.: Наука, 1985.

Итальянская поэзия в русских переводах. XIII-XIX века. М.: Радуга, 1992.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: изд. МГУ, 1980.

Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. М., 1966.

Asor Rosa A. Sintesi di storia della letteratura italiana. Firenze: La Nuova Italia, 1977.

Ferroni G. Profilo storico della letteratura italiana. Milano: Einaudi, 1992.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения. В 2 т. Т.2. М., 1998.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982.

Гуковский М.А. Итальянское Возрождение.- Л.: изд.ЛГУ, 1990.- 621 с.

Буркхардт Я. Цивилизация Возрождения в Италии.

Долгов К.М. Итальянские этюды. М.: Худож.лит., 1987.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди.- М.: Рос. гос. гуманитарный университет, 1995.- 448 с.

Бэрк Пiтэр. Рэнесанс. Мiнск: Беларускi гуманiтарны адукацыйна-культурны цэнтр, 1997.- 91 с.



ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Бембо П. (Pietro Bembo). Стихотворения. Prose della volgar lingua.

Кастильоне Б. (Baldassare Castiglione). Придворный (Il Cortigiano) /фрагменты на итал.языке/

Аретино П. (Pietro Aretino). Комедия о придворных нравах.

Аристо Л. (Ludovico Ariosto). Комедии (1 по выбору). Неистовый Роланд.(По изд.: Неистовый Роланд /Перевод свободным стихом М.Л.Гаспарова. В 2 т.- М.: Наука, 1993). Сатиры.

Буонарроти М. (Michelangelo Buonarroti). Поэтические произведения (по изд.: Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников. /Вступ. статья В.Н.Лазарева.- М.: Искусство, 1983.- 451 с.)

Берни Ф. (Francesco Berni). Стихотворения.

Делла Каза Дж. (Giovanni Della Casa). Стихотворения.

Стампа Г. (Gaspara Stampa). Стихотворения.

Строцци Дж.Б. (Giovan Battista Strozzi). Лирика.

Тансилло Л. (Luigi Tansillo). Лирика.

Ди Тарсиа Г.(Galeazzo Di Tarsia). Стихотворения.

Довици Б. (Dovizi B.) Каландрия.

Пикколомини А. (Alessandro Piccolomini) Постоянство в любви.

Чекки Дж.М. (Cecchi G.M.) Сова.

Тассо Т. (Torquato Tasso). Аминта. Освобожденный Иерусалим (в т.ч. отрывки на итал. языке). Лирика. Завоеванный Иерусалим (фрагменты на итал. языке)

Вазари Дж. (Giorgio Vasari). Жизнеописания знаменитейших художников, ваятелей и зодчих. (10 по выбору)



Челлини Б.(Benvenuto Cellini). Жизнь.

Венецианка.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет