ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №3(37)
УДК 82/821
«ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ ИСКУССТВА»
(ИСТОРИЯ «ДОМАШНЕГО» СОЦИАЛИЗМА В КНИГЕ СВЕТЛАНЫ
АЛЕКСИЕВИЧ «ВРЕМЯ SECOND-HAND»)
© В.Н.Крылов
Статья посвящена анализу книги С.Алексиевич «Время секонд хэнд». Это заключительная часть
цикла «Голоса утопии», в котором знаменитая белорусская писательница прощается с советским
временем и пытается «честно выслушать всех участников социалистической драмы». Анализ ве-
дется в контексте ее уникального документально-художественного метода, основанного на твор-
чески сконцентрированных беседах с реальными людьми. Делается попытка показать, как созда-
ется эффект преображения документальных свидетельств в эстетический феномен.
Ключевые слова: документ, факт, искусство, С.Алексиевич.
Одна из ведущих
тенденций современной
русской литературы – усиление документальной
составляющей в составе художественных тек-
стов. Известен общий интерес современных уче-
ных к художественно-документальным жанрам.
Об этом свидетельствует проведение крупных
научных конференций: «Дневники русских писа-
телей: литературный и исторический контекст»
(Варшава, 2005), «Синтез документального и ху-
дожественного в литературе и искусстве» (Ка-
зань, 2006, 2008, 2010, 2012), «Литература и до-
кумент: теоретическое осмысление темы» (Мо-
сква, ИМЛИ РАН, 2008). Если
названную тен-
денцию рассматривать в контексте литературно-
го развития XX века, то следует подчеркнуть,
что она вызревала постепенно.
Во-первых, значимы поиски писателей се-
ребряного века.
Интенсивность общественной
жизни начала XX века (особенно после 1905 г.)
приводит к тому, что литература вымысла ухо-
дит на второй план, возрастает роль «текстов
жизни», они оказываются нередко важнее вы-
мысла.
1
Во-вторых, влияние событий первой и
второй мировых войн (так, С.Алексиевич при-
знает особое
влияние на собственный опыт
«Блокадной книги» Л.Я.Гинзбург). «Реальность
XX века оказалась такова, что сказать правду о
ней стало сверхзадачей писателя, решить ее
только привычными
художественными средст-
вами дано на поверку немногим, большинству же
на помощь приходит именно документ» [3: 138].
Знаменитая белорусская писательница Свет-
лана Алексиевич, создатель уникального метода,
основанного на творчески сконцентрированных
беседах с реальными людьми, книгой «Время се-
конд хэнд» завершила пятикнижный цикл «Го-
лоса утопии», в котором прощается с советским
1
См. об этой тенденции [1,2].
временем и пытается «честно выслушать всех
участников социалистической драмы» [4: 7]. С
сокращенным вариантом
книги российский чи-
татель познакомился в журнале «Дружба наро-
дов» в рубрике «Проза. Doc» («Время second-
hand. Конец красного человека», 2013, №№ 8, 9),
а в конце 2013 года издательство «Время» вы-
пустило полное издание книги в Собрании про-
изведений С.Алексиевич.
Отторжение от литературы вымысла (fiction)
– принципиальная позиция С.Алексиевич. Объ-
ясняя интерес искусства к факту, С.Алексиевич
на «Круглом столе» «Мемуары на сломе эпох»,
организованном журналом «Вопросы литерату-
ры», отмечала: «В современной культуре доку-
менту время от времени указывают на его место
где-то во втором или третьем эшелоне литерату-
ры. На облучке. Но сегодняшняя картина мира и
человеческой души не
под силу прежним зако-
нам искусства, слишком она многовариантна,
человек протестует против того, чтобы исчезнуть
бесследно, «восстание масс», каждый ощущает
право творить свою жизнь. Без документов и
свидетельств за
этим не уследить, картина оста-
нется неполной. Документ входит в искусство на
новых правах» [5: 41]. Раскрывая некоторые чер-
ты своего творческого метода, С.Алексиевич вы-
сказывает и ряд интересных идей и по поводу
специфики документа в художественном про-
странстве. Для нее «путь души важнее самого
события», поэтому не на первом месте – «как это
было», а –
что человек пережил, понял о самом
себе». «Мой факт – не событие, а чувство; а сю-
жет – жизнь. Я пишу историю чувств в надежде,
что человек всегда хочет прочитать о другом че-
ловеке, а не о войне или Чернобыле» [5: 38]. Эта
авторская установка
дана в своеобразном автор-
ском вступлении к книге: «Историю интересуют
только факты, а эмоции остаются за бортом. Их
250