Аннотация
на произведение В. А. Моцарта
«Ave Verum Corpus»
Вольфганг Амадей Моцарт
«AVE VERUM CORPUS»
Вольфганг Амадей Моцарт (1750-1791) – австрийский композитор, дирижер, клавесинист, органист. Его творчество – жизнеутверждающее и демократическое по характеру – отразило идеи эпохи Просвещения. Многие сочинения Моцарта написаны с участием хора: 18 месс (среди них Большая месса с-moll), оратория «Кающийся Давид» и др., 4 немецких кантаты (в т. ч. «К солнцу», «Царица неба»); Magnicat, Te Deum, оперы (напр., «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта») и другие произведения. Последнее сочинение Моцарта – Реквием (1791; завершен учеником композитора Ф. Зюсмайером) сочетает традиции Баха и Генделя с новаторством (по содержанию и средствам выражения). В его драматических и лирических образах с огромной эмоциональной силой выражены чувства и размышления человека перед неизбежностью смерти. Реквием Моцарта – величайшее наиболее известное произведение этого жанра. Моцарту принадлежит переработка оратории Генделя Messiah. [Проверить написание!]
Произведение «Ave Verum Corpus» написано в жанре хорала. Характер хорала спокойный, напевный. Сопровождение соответствует хоровой партитуре. Звучание органа еще больше подчеркивает серьезность хорала. Хорал имеет духовное содержание. На музыку Моцартом положена молитва Богородице.
Хорал «Ave Verum corpus» состоит из трех разделов. Первый и второй разделы – как бы куплеты, только первый раздел звучит в основной тональности и модулирует в тональность доминанты, а второй звучит в модуляционной тональности. Третий раздел полифонический. Главная тональность хора D-dur.
Тональный план:
Гармонии в хорале простые. В хоре встречаются мажорные и минорные лады, гармонический мажор.
Произведение написано в размере 2/2.
В хорале встречаются следующие ритмы: целые, половинки, четверти, четверть с точкой + восьмая и половинка с точкой + четверть.
Произведение написано в медленном темпе (Adagio). Агогикой является ritenuto (замедление) на последних 6 тактах.
Динамика в этом произведении разнообразна и красочна. Фактура хорала многоголосная, склад хоральный в первом и во втором разделе, в третьем разделе полифонический склад. В третьем полифоническом разделе встречаются имитации основной темы. Мелодия дана сопранам.
Хорал написан для четырехголосного смешанного хора.
Тесситура для всех голосов удобная. Что касается исполнительских трудностей, то к ним можно отнести сложную мелодию сопрано, полную скачков и хроматизмов. К наиболее сложным местам относятся первые два такта мелодии, где в первом такте скачок на малую сексту, а во втором проходящий хроматизм.
Чтобы спеть нисходящий хроматический ход чисто, надо альтерированные ступени при движении вниз интонировать с тенденцией расширения. На протяжении всей мелодии встречаются лиги, которые нельзя обрывать – их надо снимать мягко; скачки, построение которых должно быть четким и чистым; квартовый ход у сопрано в такте 15 и квинтовый в такте 38 должен быть мелодичным, не следует акцентировать высокий звук на сильную долю.
Главной дирижерской трудностью является характер жеста и передача хору настроения, а исполнительской – пение хорала рр и sotto voce (певуче).
Достарыңызбен бөлісу: |