МОУ ООШ № 4 г. Петрозаводска,
кандидат педагогических наук
Основы православной культуры Карелии (учебная программа дополнительного образования для обучающихся начальной общеобразовательной школы с методическими материалами)
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, что одним из основных разделов современной образовательной области «Общество» является раздел «Духовно-нравственная сфера жизни общества», в русле которой и осуществляется программа «Основы православной культуры Карелии», освещающая такие понятия раздела, как: духовная общность, духовность, нравственность, заповеди, традиции, культурное наследие, религиозное развитие. Особую значимость и интерес для социума представляют нравственные основы православной культуры, поскольку Православие является постоянной во времени этнодоминантой российского общества, то есть связью между обществом и происходящими в нем социальными, в том числе и педагогическими, процессами. У вcех современных культур ценностно-смысловое ядро складывается под влиянием одной из мировых религий. В России такой религией является Православное христианство. Согласно Закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятому Государственной Думой 19.09.1997, признаётся особая роль Православия в истории страны, в становлении и развитии её духовности и культуры. Забвение Православия, таким образом, означает нарушение ментальности человека, которого отрывают от присущих ему ценностей.
Выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский отмечал, что христианство — это фундамент всей современной цивилизации, без которой педагогика не может существовать. Он видел христианство одним из принципов национального образования, что ярко демонстрировал в своей теории национального воспитания, сочетавшую в себе основа Православия, принципы народности и научности.
Вне христианства в современном мире возможны две моральные системы: утилитаризм и эвдемонизм. Все они идут вразрез с концепцией отечественного образования. Утилитаризм, базирующийся на идейной платформе английских философов Н. Бентама и Дж. Ст. Милля, считает принцип полезности основой и критерием нравственной деятельности, причём индивидуальная полезность связана с мировой пользой: преследуя эгоистические цели, человек тем самым вносит лепту и в создание «мирового блага». Таким образом, система воспитания при утилитаризме имеет результатом расчётливого потребителя.
Эвдемонизм во главу угла ставит чувственные наслаждения, свободу от телесных страданий и душевных тревог. Ценностной ориентацией личности в этой моральной системе служит не длительный путь интеллектуального и нравственного совершенства, а наслаждение каждым мигом бытия.
И та, и другая моральные системы не отвечают сущности отечественной направленности воспитания, поэтому школа постепенно становится поставщиком образовательных услуг, где воспитывают не «человечного человека», а будущего специалиста — юриста, переводчика, биолога, экономиста — который имеет все шансы на успешную социальную реализацию, то есть преумножая общественное благо, достигает высокого жизненного уровня. Информационное образование и профессиональная ориентация становятся главнейшими задачами школы. Таким образом, возникает противоречие между отечественным педагогическим идеалом, отраженным в законе «Об образовании», и возможностью его воплощения в жизнь.
Все это указывает на то, что назрела насущная необходимость восполнения культурологических знаний, интеграции светской и православной культуры на образовательном научном уровне.
Авторская позиция обусловлена методологической базой, которую составили: философские и педагогические идеи о роли приоритета воспитания в современном педагогическом процессе (Т. К. Ахаян, И. С. Батракова, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, В. П. Зинченко, И. А. Колесникова и др.); идея ценностного наполнения содержания образования как фактор его развития (П. К. Новгородцев, В. Д. Столетов и др.); исследования по восстановлению традиций православного воспитания и православной культуры (игумен Георгий (Шестун), М. В. Захарченко, А. Рогозянский, Л. В. Сурова и др.); исследования, определяющие сущностные черты педагогической деятельности (А. Г. Козлова, А. А. Реан, В. А. Сластенин и др.).
Краткие сведения о программе. Программа «Основы православной культуры Карелии» осуществлялась в рамках эксперимента «Школа православной культуры» на базе МОУ основной школы №4 в период с 2002 г. по 2004 г. Программа состоит одной части, рассчитанной на один год обучения ( 34 часа в год, из расчета — 1 час в неделю).
Реализация программы включает в себя 2 этапа.
1этап — подготовительный: знакомство родителей с сутью программы «Основы православной культуры Карелии».
2 этап — основной: включает в себя: 1) занятия с детьми 1 раз в неделю; 2) итоговое занятие четверти — 1 раз в четверти.
Цели программы:
1) концептуальная цель: формировать у обучающихся целостное мировоззрение и устойчивую систему духовных ценностей, столетиями хранимых Россией, дать им практические знания, которые позволят будущим гражданам России реализовать свои возможности в современном культурном пространстве;
2) учебно-воспитательные цели: донести до обучающихся знания об основах православной культуры Карелии; объединить общеобразовательный процесс с воспитанием на основе духовной культуры Карелии и ее традиций; формировать высоконравственную личность; обеспечить эффективность учебно-воспитательной работы за счет реализации творческих способностей обучающихся.
Задачи программы:
1)воспитательная: обеспечить духовно-нравственное воспитание обучающихся;
2) образовательная: обогатить обучающихся знаниями об основах православной культуры Карелии, указать источники для ее изучения, раскрыть сущность видов православного искусства и традиций, показать духовную связь между православной культурой России и Карелии как в современном временном контексте, так и в истории;
3) развивающая: развить у обучающихся внимание, память (в том числе, образную, музыкальную), мышление, черты характера, необходимые для формирования их общей нравственной культуры;
4) аксиологическая: формировать у обучающихся систему ценностей, включающую в себя: почтение к родителям, старшим, уважение к ближним, любовь ко всему живому, забота о мире, милосердие, сострадание, патриотизм, совесть, честь, достоинство, целомудрие.
Методологические принципы программы:
1) последовательность, преемственность знаний, методов обучения и воспитания;
2) целостность, заключающаяся в том, что фундаментальные основы знаний идут из одной исторической культуры, не являются несвязанными;
3) единство школы и семьи в вопросах воспитания и аксиологии.
Компоненты программы: занятия «Основы православной культуры Карелии», включающие в себя лекции, беседы, экскурсии в каникулярное время по изученным храмам и монастырям, встречи с православным духовенством; подготовка и проведение православных праздников.
Критерии оценки успешности освоения программы. Соприкосновение с основами православной культуры в младшем школьном возрасте должно носить положительную эмоциональную окраску. Методами оценки должны выступать похвала, поощрение, поддержка обучающихся. Что касается мониторинга успеваемости обучающихся по дисциплине, то он должен идти в следующих направлениях: 1) изучение уровня усвоения знаний, умений и навыков по программе (методы избираются преподавателем, методобъединением, администрацией учебного заведения); 2) изучение уровня воспитанности школьников (осуществляется социально-психологической службой школы, воспитателями и классными руководителями детей).
Педагогическая новизна и теоретическая значимость программы: выявление и внедрение в образовательную среду ценностного, воспитательного и образовательного аспектов православной культуры; раскрытие основ православной культуры с учётом современного педагогического контекста; раскрытие основ православной культуры Карелии.
Практическая значимость программы. Программа решает задачи духовно-нравственного воспитания детей, обеспечивает более глубокий уровень понимания родной культуры и истории, сообщает теоретические (культурологические, богословские, религиоведческие, исторические) знания, связанные с православной культурой и способствующие развитию межконфессиональной коммуникации. Она воспитывает культуру уважения к религиозной жизни человека. Реализация программы способствует повышению эффективности решения проблем воспитания и культурологического наполнения содержания образования. Программа в целом может составить основу для разработки внеклассных занятий, воспитательных мероприятий, способствующих углублению знаний по истории и культуре России и Карелии.
Специфика программы
Программу «Основы православной культуры Карелии» целесообразно преподавать обучающимся после ознакомления их с курсом «Основы православной культуры», где им уже будут раскрыты основные понятия и категории православной культуры, поскольку раскрытие региональной специфики требует начальной теоретической подготовки обучающихся в области православной культуры.
Тематическое планирование
В основу обучения положен литургический принцип (то есть связанный с годовым календарным кругом) составления программ по «Основам православной культуры», поэтому материал направлен на то, чтобы ознакомить обучающихся с основными реалиями и персоналиями православной культуры Карелии, согласно календарному расположению праздников и дней памяти, с ними связанных. Мы включили в материал о православной культуре России: праздники, понятия, факты, которые подаются с учетом индивидуально-возрастных особенностей детей. Кроме того, включен материал о самых значительных святых Русской Православной Церкви. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы происходил интегрированный процесс постижения православной культуры Карелии и России, что связано с методологическими принципами последовательности, целостности и единства, положенными в основу программы.
Темы и количество часов, отводящихся на их изучение
-
Основные реалии и персоналии православной культуры Карелии и России, связанные с памятными датами сентября — октября — 8 часов.
-
Основные реалии и персоналии православной культуры Карелии и России, связанные с памятными датами ноября — декабря — 6 часов.
-
Основные реалии и персоналии православной культуры Карелии и России, связанные с памятными датами января — марта — 9 часов.
-
Основные реалии и персоналии православной культуры Карелии и России, связанные с памятными датами апреля — августа — 7 часов.
-
Итоговые занятия каждой четверти — 4 часа.
Всего: 34 часа.
Содержание программы
Достарыңызбен бөлісу: |