Конспект урока по литературе в 10 классе.



Дата28.06.2016
өлшемі91.5 Kb.
#163176
түріКонспект урока
Конспект урока по литературе в 10 классе.

Составила учитель МБОУ СОШ №12 г.Волжского Волгоградской области Круглова Надежда Степановна.
« Наполеон и «наполеонизм» в русской литературе (На примере романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» и романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)»
Планируемый результат

Личностный:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

  • воспитание чувства любви к Отечеству,


Метапредметный:

  • умение понимать проблему,

  • структурировать материал,

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

  • формулировать выводы,

  • умение самостоятельно организовать собственную деятельность,

  • умение работать с разными источниками информации, находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметный:

  • понимание ключевых проблем произведений русских писателей 19 в.

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,

  • умение анализировать литературное произведение(характеризовать героев, сопоставлять героев нескольких произведений),

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы,

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней,

  • умение пересказывать отрывки произведения с использованием цитат, отвечать на вопросы, уметь вести диалог.

Виды деятельности:

Продуктивная творческая:



  • создание графического плана идейно-нравственного пути героев,

Поисковая:

  • самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы,

  • комментированное чтение эпизодов("В салоне Анны Павловны Шерер», «Небо Аустерлица», «Разговор в трактире», «Письмо матери», «Разговор с Соней» "

Рецептивная:

  • чтение и восприятие эпизодов романа-эпопеи "Война и мир", романа «Преступление и наказание»".

Репродуктивная:

  • индивидуальное сообщение учащегося о значении слова "наполеонизм"(работа со словарём) НАПОЛЕОНИЗМ

  • (фр.). Приверженность к фамилии в системе Наполеонов.




  • (Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)




  • НАПОЛЕОНИЗМ

франц. napoleonisme, от собст. им. Основания владычества Наполеона и приверженность к нему.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865

Зачем он так за славою гонялся?

Для чести счастье презирал?

С невинными народами сражался?

И скипетром стальным короны разбивал?

Зачем шутил граждан спокойных кровью,

Презрел и дружбой и любовью

И пред творцом не трепетал?..
М.Ю. Лермонтов.
Мы все глядим в Наполеоны-

Двуногих тварей миллионы…

А.С.Пушкин.

Коллективная работа (организация полилога)

Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?


1. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.


2. Необходимость осмысления неотвратимости наказания за ошибки и обретение душевного мира.

3.Необходимость осмысления влияния кумиров на судьбу страны и человека.

В чём вы видите актуальность предложенной темы?

1. Тема важна, потому что интересно время, отображённое в романах,и человек, герой данного времени.


2. Интересно посмотреть, какой путь выбирали молодые мыслящие люди 2 века назад, какими идеями руководствовались они.

Как вы предлагаете сформулировать проблему исследования?

-Как влияли идеи Наполеона на молодые умы 19 века?

- Почему произошёл крах идей?



- Чем опасны подобного рода идеи?

(Слово учителя. Историческая справка)

-Наполеон Бонапард происходил из небогатой корсиканской дворянской семьи Шарля и Летиции Буонапарте (всего в семье было 5 сыновей и 3 дочери) . Учился в королевской военной школе в Бриенне и в Парижской военной школе (1779-85) , которую окончил в чине лейтенанта. Публицистические произведения Наполеона периода Революции («Диалог о любви» , «Dialogue sur l'amour» , 1791, «Ужин в Бокэре» , «Le Souper de Beaucaire» , 1793) говорят о том, что он разделял тогда якобинские настроения. Назначенный начальником артиллерии в армию, осаждавшую занятый англичанами Тулон, Бонапарт осуществил блестящую военную операцию. Тулон был взят, а сам он получил в 24 года звание бригадного генерала (1793) . После термидорианского переворота Бонапарт отличился при разгоне роялистского мятежа в Париже (1795) , а затем получил назначение командующим Итальянской армией. В итальянском походе (1796-97) во всем блеске проявился полководческий гений Наполеона. Австрийский генералитет ничего не смог противопоставить молниеносным маневрам французской армии, нищей, плохо экипированной, но воодушевленной революционными идеями и предводительствуемой Бонапартом. Она одерживала одну победу за другой: Монтенотто, Лоди, Милан, Кастильоне, Арколе, Риволи. Итальянцы восторженно встречали армию, несущую идеалы свободы, равенства, избавлявшую от австрийского владычества. Имя Бонапарта гремело по всей Европе. После первых же побед Наполеон стал претендовать на самостоятельную роль., провозгласив себя императором французов.

В момент прихода Наполеона к власти Франция находилась в состоянии войны с Австрией и Англией. Новый итальянский поход Бонапарта напоминал первый. Перейдя через Альпы, французская армия неожиданно появилась в Северной Италии, восторженно встречаемая местным населением. Решающей стала победа в битве при Маренго (1801) . Угроза французским границам была ликвидирована. Внутренняя политика состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества, т.е. конфискованные земли эмигрантов и церкви. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс (1804) , вошедший в историю как кодекс Наполеона. Наполеон провел административную реформу, учредив институт подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800) . В города и деревни назначались мэры. Был учрежден государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (1800) , нейтрализована система сбора налогов. Административные и правовые нововведения Наполеона заложили основу современного государства, многие из них действуют и по сей день. Именно тогда была создана система средних школ — лицеев и высшие учебные заведения — Нормальная и Политехническая школы, до сих пор остающиеся самыми престижными во Франции. Прекрасно сознавая важность воздействия на общественное мнение, Наполеон закрыл 160 из 173 парижских газет, а остальные поставил под контроль правительства. Была создана мощная полиция и разветвленная тайная служба. Наполеон заключил конкордат с папой Римским (1801) . Рим признавал новую французскую власть, а католицизм объявлялся религией большинства французов. При этом свобода вероисповедания сохранялась. Назначение епископов и деятельность церкви ставились в зависимость от правительства.

Политика Наполеона в первые годы его правления пользовалась поддержкой населения — не только собственников, но и малоимущих (рабочих, батраков) . Дело в том, что оживление в экономике вызвало рост зарплаты, чему способствовали и постоянные наборы в армию. Наполеон выглядел спасителем отечества, войны вызывали национальный подъем, а победы — чувство гордости. Ведь Наполеон Бонапарт был человеком революции, а окружающие его маршалы, блестящие военачальники, происходили подчас из самых низов. Но постепенно народ начинал уставать от войны, длившейся уже около 20 лет. Наборы в армию стали вызывать недовольство. К тому же вновь разразился экономический кризис (1810) . Буржуазия же сознавала, что экономически подчинить всю Европу ей не под силу. Войны на просторах Европы теряли для нее смысл, затраты на них стали раздражать. Союзники Наполеона, принявшие континентальную блокаду вопреки своим интересам, не стремились строго ее соблюдать. Росла напряженность между ними и Францией. Все более очевидными становились противоречия между Францией и Россией. Патриотические движения ширились в Германии, в Испании не угасала герилья. Разорвав отношения с Александром I, Наполеон решился на вторжение в Россию. Отечественная война 1812 стала началом конца Империи. Огромная разноплеменная армия Наполеона не несла в себе прежнего революционного духа, вдали от родины на полях России она быстро таяла и, наконец, перестала существовать. По мере движения русской армии на запад антинаполеоновская коалиция росла. Против наспех собранной новой французской армии в «битве народов» под Лейпцигом выступили русские, австрийские, прусские и шведские войска (16-19 октября 1813) . Наполеон потерпел поражение и после вступления союзников в Париж отрекся от престола. Он получил во владение маленький островок Эльба в Средиземном море (1814) .

В обозе иноземных войск во Францию вернулись Бурбоны и эмигранты, предвкушавшие возврат своих имуществ и привилегий. Это вызвало недовольство и страх во французском обществе и в армии. Воспользовавшись этим, Наполеон бежал с Эльбы и, встречаемый восторженными криками толпы, возвратился в Париж. Война возобновилась, но Франция уже не в силах была нести ее бремя. «Сто дней» завершились окончательным поражением Наполеона около бельгийской деревни Ватерлоо (18 июня 1815) . Он стал пленником англичан и был отправлен на далекий островок Св. Елены в Атлантическом океане. Там Наполеон провел последние шесть лет жизни, угасая от тяжелой болезни и мелочных издевательств своих тюремщиков.

Наполеон обладал феноменальной памятью и работоспособностью, острым умом, военным и государственным гением, даром дипломата, артиста, обаянием, позволявшим ему легко располагать к себе людей. Этот человек в неизменном сером сюртуке и треуголке занял прочное место в истории, дав свое имя целой эпохе. Империя Наполеона оказалась непрочной. Однако трагическая судьба императора глубоко потрясла его современников, в том числе художников, музыкантов, поэтов, дала обильную пищу романтизму, расцветшему в европейской культуре последующих десятилетий. Сражения Наполеона вошли в военные учебники. «Наполеоновское право» лежит в основе гражданских норм западных демократий. Реставрированная монархия Бурбонов не смогла уничтожить закрепленные Наполеоном результаты Революции.

-Как вы понимаете «культовая фигура»?Можно ли назвать Наполеона «Культовой фигурой» 19 века?

Культовая фигура-это фигура ,перед которой преклоняются, которую почитают.

Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой IXX века, которая выражает суть эпохи потрясений. Тема "сильной личности", живущей только жаждой абсолютной власти над "дрожащей тварью" была весьма актуальна в условиях бурно развивающегося капитализма в России, и поэтому она приковала внимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов во многих своих произведениях обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душами многих литературных героев, например, Евгения Онегина, у которого в кабинете стоял "столбик с куклою чугунною под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом"; молодого француза Жюльена Сореля из "Красного и черного" Стендаля.

Люди, жившие на самом деле и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигах подобных тем, какие он совершил.

В середине IXX века два гениальных русских писателя Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой обратились к этой теме. С одних и тех же высоких, гуманистических позиций они выступали с критикой индивидуализма, античеловеченой морали "сверхчеловека", отрицающего за другими право поступать свободно, подчиняющего их своей деспотической власти.Своим героям они «дают возможность познать Наполеона»,восторгаться им,разочароваться и обрести истинное.

-Как в текстах доказано, что эти идеи витали в воздухе?

Впервые о пристрастии князя Андрея к этой исторической личности мы узнаем в салоне Анны Павловны Шерер: " Нельзя не сознаться, Наполеон как человек велик на Аркольском мосту, в госпитале в Яффе, где он чумным подает руку, но есть другие поступки, которые трудно оправдать". Князь восхищается блестящей карьерой Бонапарта, проделавшего путь от поручика до императора и старается закрыть глаза на его жестокость. На фоне общего осуждения Наполеона вдруг звучат слова Пьера, приводя в ужас всех, и только Болконский поддерживает его.Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера и политическую реакционность кружка Шерер, поскольку идеи революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства(«задавить гидру революции…в лице этого убийцы и злодея…»)Он видит в нем бесстрашного, честолюбивого героя, который взял Тулон, предложив свой план, доблестно захватил Аркольский мост, бросившись в гущу сражения со знаменем в руках, мужественно пожимал руки больным чумой солдатам в госпитале. Андрей верит в силу единичной воли, в способность "сильной личности" по собственному усмотрению вершить судьбу народов. Как и многие другие юноши той эпохи, он мечтает о своем часе, когда он сможет показать на что способен: " Но где же? Как же выразится мой Тулон?

. Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию, Которая заключалась в следующем: все люди подразделяются на две категории: "твари дрожащие", безропотно принимающие порядок вещей, и "творцы истории", "сильные мира сего", люди нарушающие моральные нормы и общественный порядок, гении, которым "все дозволено", а развитие общества совершается за счет попрания первых последними.

Идеалом "сверхчеловека" у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу "все дозволено", человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной выгоды. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться человеческой судьбой, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова. Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию.



-Почему возникают эти идеи в молодых людях?

Андрей Болконский видит в Наполеоне бесстрашного, честолюбивого героя, который взял Тулон, предложив свой план, доблестно захватил Аркольский мост, бросившись в гущу сражения со знаменем в руках, мужественно пожимал руки больным чумой солдатам в госпитале. Андрей верит в силу единичной воли, в способность "сильной личности" по собственному усмотрению вершить судьбу народов. Как и многие другие юноши той эпохи, он мечтает о своем часе, когда он сможет показать на что способен: " Но где же? Как же выразится мой Тулон?

Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу»- так именуется его конура.В трактире он выслушивает исповедь Мармеладова.Здесь грязь, духота, вонь, пьяные крики.Трактирная и уличная стихия- противоестественная, нечеловечная- вмешивется в судьбу героев романа.Человек задыхается в Петербурге, «как в комнате без форточки».Судьба семейства Мармеладовых потрясла Раскольникова, будущая судьба сестры и матери разрывают сердце бедного студента, не имеющего средств на обучение и жизнь.Бедный студент ищет выход, «не желая принять судьбу так, как она есть.»Он не согласен с несправедливым устройством общества и желает помочь людям.

Князь Андрей Болконский и Родион Раскольников близки друг другу и потому, что их мечты о наполеоновской власти над людьми не были выражением только их индивидуалистического самоутверждения. Эту власть они предполагали использовать во имя общего блага. Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В отличие от него князь Андрей говорит: " Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими. Я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу. Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую".

Герои романов "Преступление и наказание" и "Война и мир" разночинец Родион Раскольников и князь Андрей Болконский - родные братья по своему нравственно-психологическому облику.

-Как трансформируются эти идея в образах?

Славолюбие явилось для князя силой, готовой смести объективные начала нравственности. Как для Наполеона, так и для молодых людей наступает их "Тулон". Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном: "Я просто убил; для себя убил, для себя одного". "Тулон" Болконского поначалу очень похож на триумф Бонапарта: те же дрогнувшие солдаты, побежавшие с битвы, знамя. Среди полного безумия, охватившего всех, он делает то, что задумал еще перед боем: "Вот оно! - думал князь Андрей, схватив древко знамени и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним". Князь Андрей Болконский и Родион Раскольников близки друг другу и потому, что их мечты о наполеоновской власти над людьми не были выражением только их индивидуалистического самоутверждения. Эту власть они предполагали использовать во имя общего блага. Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В отличие от него князь Андрей говорит: " Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими. Я не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу. Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую".

Болконский завидует Наполеону, ведь тот добился самой главной из побед - победы над своими поданными: его обожают люди. Но, если стремясь стать Наполеоном Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызения совести, то для князя Андрей жизнь близких людей не более священна, чем жизнь "миллионов людей": " И как ни дороги, не милы мне многие люди - отец, сестра, жена - самые дорогие мне люди, но как ни странно и не естественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать". И он действительно преступил бы через эту святыню за минуту славы. Это сближает Болконского с Наполеоном, который сказал: " Такой человек, как я, плюет на жизнь миллионов людей".

- Почему произошло развенчание идей?

И Раскольников, и Болконский потерпели неудачу. Их поступки приводят к нарушению моральных норм и краху нравственных ценностей. Однако оба они путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарованию в Наполеоне. Их спасла одна и та же сила - любовь и соединение с вечным. Лежа на Аустерлицком поле, князь Андрей перед лицом "высокого неба" освобождается от своей тайной веры в Бонапарта, раскаивается. "Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с этим высоким бесконечным небом, с бегущими по нем облаками". Он вернулся к вечному - семье, дому.

Так и любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечным нравственным ценностям. Оба молодых человека приходят к признанию нравственного закона, как общеобязательного и объективно существующего, что приводит к разочарованию в кумире. "В отличие от плеяды выдающихся западноевропейских поэтов-романтиков, в восприятии которых образ Наполеона был еще окружен героическим или высоким трагическим ореолом. Толстой и Достоевский показали, что сама идея "наполеонизма" глубоко бесчеловечна, эгоистична, буржуазна и антидемократична по своей сущности"

Постепенно в произведениях писателей-реалистов появилась новая тенденция: борьба с идеализацией образа Наполеона, развенчание кумира.

Достоевский в своем романе "Преступление и наказание" подводит читателя к выводу, что идея Раскольникова о разделении людей на "наполеонов" и "тварей дрожащих" преступна. Ведь именно Наполеон и является, по этой теории, тем "право имеющим " человеком, который может пойти на убийство ради достижения своей цели. Именно на Наполеона хочет быть похожим Раскольников: не чувствовать угрызений совести после содеянного. Раскольников не осуждает Бонапарта, наоборот, он считает, что так и должно быть: великие люди должны переступать через других, достигая в конце концов своей цели. Всем своим существованием после убийства Раскольников опровергает свою теорию: человек не может жить спокойно после убийства. Достоевский в "Преступлении и наказании" утверждает, что нет оправдания для убийства. Тем самым он как бы говорит, что Наполеон не имел никакого права на убийство людей, какая бы цель у него ни была.

У Толстого же Наполеон выступает не в роли личности, иллюстрирующей что-то (например, теорию, как у Достоевского) , а как одно из действующих лиц произведения. Никакая, даже самая гениальная личность не может управлять миром, исходя только из собственных желаний и прихотей, такая личность будет сметена в истории. Именно такой личностью считал Толстой Наполеона.

Свое отношение к Наполеону, как и к другим героям, он выражает на уровне портретных характеристик: " Он был в мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног...", "на моложавом полном лице его с выступающем подбородком...","...белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника..", "лицо его ...опухшее и желтое", "он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью". Уже по описанию внешности Наполеона понятно негативное отношение Толстого к нему. Кроме того, Наполеон показан в самых разных ситуациях, но их объединяет то, что везде этот человек играет, позирует: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь,- это то, чтобы он с своим величием, вследcтвие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он высказал... самую простую отеческую нежность".

Развенчание Наполеона как кумира Толстой показывает на примере Андрея. Образ кумира для Андрея рушится на поле Аустерлица, когда он встречается с ним лицом к лицу. Тогда Андрей понимает, насколько далек реальный человек от его кумира. У Толстого Наполеон неприятный, отталкивающий, тщеславный человек, то у Достоевского Наполеон олицетворяет собой бесчеловечную и жестокую теорию о праве сильной личности распоряжаться жизнями других людей.



-Как вы считаете, есть ли место наполеонизму в нашей жизни? В чём он проявляется? Чем опасен?

( Примерные ответы: Политика, власть(все вертикали), проявление терроризма…)

Подведение итогов. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»,-писал Л.Н.Толстой. Гордыня,»Я»явились причиной краха умного и хитрого Наполеона. И Андрей Болконский, и Родион Раскольников, последовавшие его жизненному кредо , заранее обрекли себя на поражение. Но их правда и сила в том, что они смогли обрести веру в человека, веру в себя. В этом им помогла ЛЮБОВЬ.(Любовь к человеку, человечеству, к Богу)

Домашнее задание :Как повторился наполеонизм в нашей истории? Какие писатели затрагивали эту тему?

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет