© Кузнецов А.Г., 2004. Все права защищены
Произведение публикуется с письменного разрешения автора
Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования
Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 31 октября 2008 года
Андрей Кузнецов
ДЕВЯНОСТО ДНЕЙ В АМЕРИКЕ
Путевой дневник
Книга написана известным в республике музыковедом, заслуженным деятелем культуры Кыргызской Республики А.Кузнецовым. В ее основу положены личные наблюдения автора, в 2002-2003 годах дважды посетившего США – семь штатов и ряд крупных городов: Нью-Йорк, Чикаго, Детройт, Канзас-Сити, Филадельфию и др. Особое внимание автор уделил культуре и искусству страны – памятникам архитектуры, музеям, театрам, библиотекам, паркам. Несомненный интерес представляют и страницы дневника, посвященные встречам с земляками-кыргызстанцами, наблюдения об особенностях уклада жизни американцев, их менталитета. Издание адресовано широкому кругу читателей
Публикуется по книге: Кузнецов А.Г. Девяносто дней в Америке. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2004. – 230 с.
К 89
ISBN 5-8355-1384-6
Рецензент: академик НАН КР, заслуженный деятель науки Кыргызской Республики А.Салиев
Моему сыну Виталию и друзьям,
познакомившим меня с
Соединенными Штатами Америки,
посвящаю
О Нью-Йорке и об Америке написаны тысячи книг и статей, сняты сотни фильмов. Их авторы, не жалея красок и вдохновения, прославляли «столицу мира» и страну, на земле которой она находится. Однако русская традиция иная: больше ругать, чем хвалить. Ругали во все времена, не только при советском строе – и до него, и после него. Америку бранил пианист и композитор Антон Рубинштейн (1873), поливал грязью «буревестник революции» Максим Горький (1906), чернил поэт Владимир Маяковский (1926), мягко поругивали писатели-сатирики Ильф и Петров (1936). Эстафету приняли аккредитованные в США журналисты-международники, собкоры «Правды», «Комсомолки» и других советских изданий: клеймили, осуждали, хулили. Некоторые из них были честными и отдавали должное достижениям далекой заморской державы, но не забывали капнуть ложку дегтя в бочку меда – иначе бы их просто не публиковали, а то бы и вовсе лишили права выезда за границу.
Более всех преуспел Максим Горький – он так облил грязью «Город Желтого Дьявола», что возмущенные владельцы манхэттенских гостиниц отказали ему в постое, и пришлось бедному Алеше Пешкову поселиться на частной квартире на отдаленном острове Стейтен-Айленд. Интересно, что в частной переписке основоположник социалистического реализма беззастенчиво восторгался: «Америка! Это не всякому удается видеть. Интересно здесь – изумительно. И чертовски красиво, чего я не ожидал». Или: «Ах, интересная страна! Что они, черти, делают, как они работают, сколько в них энергии, невежества, самодовольства, варварства… Ей богу, – это чудесная страна для человека, который может и хочет работать!»
Однако не все ругали Америку – среди русских было немало людей, которые не скрывали своих чувств и искренне восхищались ею. В их числе – П. Чайковский, В. Короленко, Н. Смеляков, С. Довлатов и многие другие. Петр Ильич Чайковский, приехавший в Нью-Йорк в 1891 году на открытие концертного зала «Карнеги-холл», по достоинству оценил и город, и его людей. В своем дневнике он отметил чудесный вид, открывавшийся с крыши одного из небоскребов, свежесть листвы и ухоженность газонов Сентрал-парка, «необыкновенно эффектный и грандиозный вид» нового концертного зала, умные лица рабочих фортепианной фабрики. В свою очередь, американцы оказали русскому композитору исключительно теплый прием, а его выступление на концерте в «Карнеги-холле» вызвало настоящую сенсацию.
Писать однозначно о Нью-Йорке и о Соединенных Штатах невозможно – этот факт признан многими. «Об Америке писать невозможно. Все, что напишешь, покажется тусклым и убогим. Мы живем здесь три года и все еще удивляемся» (С. Довлатов). «Нью-Йорк можно самозабвенно любить, либо ненавидеть. Середины тут не бывает» (К. Метцгер. Путеводитель по Нью-Йорку). «Нью-Йорк может вызвать страх. Ненависть. Но может – и любовь» (Е. Русаков. Америка без стереотипов). В любви и ненависти к городу на Гудзоне признавался и Владимир Маяковский: «Я люблю Нью-Йорк в осенние деловые дни, в будни. Я ненавижу Нью-Йорк в воскресенье».
Я Нью-Йорк полюбил. Город очаровал меня своим гордым видом, своей непредсказуемостью, своей многоликостью. Своими устремленными ввысь домами, музеями, театрами, парками, скверами, улицами, мостами… И, конечно же, людьми – жителями этого огромного многонационального города. Образ американца – высокого, доброго, элегантно одетого мужчины – живет во мне с детских лет. В далеком голодном 1946 или 1947 году именно такой американец остановил меня – тогда еще ребенка – на Дерибасовской улице в Одессе. Он ласково погладил меня по головке, улыбнулся и подарил большую плитку шоколада. От неожиданности я опешил – никогда мне еще не дарили на улице шоколад. Пролепетав непослушными губами «Спасибо», я с изумлением смотрел на незнакомого «дядю», а он, присев на корточки, что-то говорил мне на незнакомом языке. Позже мама объяснила мне, что у «дяди» такой же сын в Америке, и он скучает по нему. И кто знает, может, он живет сейчас в Нью-Йорке или в другом городе, мой ровесник – сын американца, который когда-то подарил мне плитку шоколада…Путешествуя по Америке, я встречался с различными людьми – многие из них напоминали мне о том красивом, элегантном мужчине.
Я побывал в семи штатах и во многих больших и малых городах (Нью-Йорк, Джерси-Сити, Ньюарк, Принстон, Атлантик-Сити, Филадельфия, Канзас-Сити, Детройт, Дирборн и др.). Посетил около двадцати музеев и выставок, был в театрах, на концертах, в круизах, кино. Прошел пешком десятки миль по улицам и площадям американских городов. Часто приходилось обращаться за помощью к людям – полицейским, продавцам, стюардессам, работникам аэропортов, служащим музеев, просто, прохожим. И не было случая, чтобы кто-то отказал мне.
Собираясь в дорогу, я не думал о написании каких-либо очерков или путевых заметок – просто решил вести дневник. Однако впечатления, накопленные в результате трехмесячной поездки – яркие, удивительные, насыщенные – настойчиво требовали какого-то выхода, вызывали желание поделиться ими с кем-то. Так появился этот «Дневник». Я старался писать искренне. Что из этого вышло – судить не мне.
Автор выражает искреннюю благодарность посольству Соединенных Штатов Америки в Кыргызстане, атташе по связям с общественностью госпоже Рейчел Кук и координатору Камиле Кожокматовой за их помощь в издании настоящей книги, а также журналисту Валерию Сандлеру, прочитавшему книгу в рукописи и высказавшему ряд ценных советов.
Автор
Может быть, Нью-Йорк – кривое зеркало Америки.
Но без этого зеркала трудно понять душу страны.
Достарыңызбен бөлісу: |