Тема I: Народы Латинской Америки накануне европейской колониальной экспансии.
Высокоразвитые индейские культуры и цивилизации : общее и особенное.
Мифология, письменность и устное творчество народов Мезоамерики.
Архитектура, изобразительное искусство, астрономические знания майя, ацтеков.
В Новом Свете до появления европейцев сложилось несколько культурно-исторических ареалов, из которых зонами наиболее высокоразвитых культур были Мезоамерика и Андская область.
Мезоамерика охватывала территории современных Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Белиза и западных областей Гондураса и Сальвадора, частично Никарагуа и Коста-Рику. Эта территория отличается разнообразием природных условий и пестрым этническим составом. Археологические, этноисторические и литературные исследования говорят о том, что история Мезоамерики есть история городов и символов городов, то есть тщательно спланированных в виде городов ритуальных центров.
Древнейшие цивилизации: ольмеки, майя, теотиуаканцы, тотонаки, тольтеки, сапотеки , ацтеки ( теночки или науа) и другие.
Три периода истории Мезоамерики:
доклассический (20 в. до н.э. – 1-й век н.э.),
классический ( 1-9 вв),
постклассический ( 10-16 вв).
В первый период на побережье Мексиканского залива ( Табаско, Веракрус) сформировалась культура ольмеков, (праматерь всех древних мексиканских культур).
Расцвет ее относится к 12-5 вв до н.э. Главные центры – Сан-Лоренцо, Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас. Важнейшие проявления ольмекской культуры - монументальная архитектура и скульптура, первые стелы, иероглифическое письмо, календарь, развитая мифология и сложившиеся на ее основе сложные ритуалы, культ ягуара.
Население этих областей в начале 1 тысячелетия до н.э. достигло высокого уровня культуры : в это время появляются первые ритуальные центры, сооружаются пирамиды из адобов (самана) и глины, устанавливаются резные каменные монументы с сюжетами мифологического и религиозного содержания.
Среди последних выделяются каменные антропоморфные головы в шлемах, вес которых иногда достигает двадцати тонн. Для ольмекского стиля искусства характерна низкорельефная резьба по базальту и нефриту. Основным мотивом была фигура плачущего пухлого ребенка с приданными ему чертами ягуара. Эти «младенцы-ягуары» украшали и изящные нефритовые амулеты, и массивные топоры-кельты, и гигантские базальтовые стелы.
Первые известные нам образцы письменности и календаря появляются на ольмекских памятниках только с 1 в.до н.э. (стела С в Трес-Сапотес ).
В классический период на Мексиканском нагорье складываются города-государства Теотиуакан, Чолула, Шочикалко; в Оахане (Южная Мексика) – Монте-Альбан и Ньюинье; на побережье Мексиканского залива – Тахин; в Чиапасе ( юго-восток Мексики) и на тихоокеанском побережье Гватемалы – Бильбао, Исапа, Чиапа-дель-Корсо; в горной Гватемале – Каминальгуйю.
Цивилизация ольмеков была разрушена миграционными потоками новых этносов с севера. Ольмекское наследие оказало глубокое воздействие на другие мексиканские цивилизации, особенно на культуру майя.
Теотиуакан.
Руины Теотиуакана находятся в 50 км к северо-востоку от Мехико. Это была столица древнейшей цивилизации Центральной Мексики, важнейший культурный, политико-административный, экономический и культовый центр всей Мезоамерики в 1 тысячелетии н.э. К 600 году , моменту наивысшего расцвета, общая территория города составляла 18 кв. км, а население – от 60 до 120 тысяч человек. Ритуально-административное ядро Теотиуакана, сложившееся уже к 1 веку н.э., было тщательно спланировано вокруг двух пересекающихся под прямым углом и ориентированных по сторонам света широких улиц-осей: с севера на юг – проспект «Дорога Мертвых» длиной свыше 5 км, а на восток – безымянный проспект длиной до 4 км.
На северном конце Дороги Мертвых находится гигантский массив Пирамиды Луны (высота 42 м), сложенный из сырцового кирпича и облицованный неотесанным вулканическим камнем. По конструкции – это точная копия Пирамиды Солнца, расположенной на левой стороне проспекта и представляющей собой грандиозное пятиярусное сооружение с плоской вершиной, на которой когда-то стоял храм. Высота сооружения – 64,5 м, длина сторон основания – 211, 207,217 и 209 метров.
У пересечения с поперечным проспектом Дорога Мертвых упирается в обширный комплекс построек, возведенных на одной гигантской низкой платформе и объединенных под общим названием «цитадель». В этом ансамбле построек выделяется храм в честь бога Кецалькоатля – Пернатого Змея, покровителя культуры и знаний, бога воздуха и ветра, одного из главных богов пантеона. Многие стены оштукатурены, окрашены в яркий цвет либо имеют (особенно внутри) красочные фресковые росписи. Фрески изображают людей, богов и животных. Имеются также антропоморфные маски из камня и глины. В 3-7 вв. широкое распространение получает оригинальный стиль керамики (цилиндрические сосуды-вазы на ножках с фресковой росписью или резным орнаментом и лощением) и терракотовых статуэток.
В архитектуре города преобладают постройки на пирамидальных основаниях различной высоты, при сочетании вертикальных и наклонных поверхностей. Ритуальный центр был окружен со всех сторон жилыми кварталами в виде скоплений домов-блоков, спланированных по сторонам света вдоль узких прямых улиц. Каждый блок состоял из жилых и хозяйственных помещений, разбитых вокруг прямоугольных внутренних двориков и служивших местом обитания родственных семей.
Теотиуакан был крупнейшим центром ремесла и торговли. Культурное влияние города в период его наивысшего расцвета распространилось на большую часть Мезоамерики. В конце 7 века огромный город внезапно гибнет в пламени гигантского пожара.
Майя.
На полуострове Юкатан и прилегающих районах Мексики, Гватемалы , Белиза и Гондураса на рубеже нашей эры складываются города-государства майя: Альтун-Ха, Яшчилан, Яшха, Киригуа, Копан, Мирадор, Пьедрас-Неграс, Тикаль и другие.
Майя изобрели точный солнечный календарь, создали единственную в Америке развитую иероглифическую письменность, использовали в математике понятие нуля, умели точно предсказывать солнечные и лунные затмения. В основе счета у них лежала двадцатиричная система, позволявшая оперировать астрономическими цифрами. Они достигли поразительного совершенства в архитектуре, скульптуре и оригинальной настенной живописи. В городах была распространена монументальная каменная архитектура со ступенчатым сводом, культ стел с запечатленными на них историческими событиями, специфический стиль полихромной расписной керамики и терракотовых статуэток.
Архитектура центральной части любого города майя представлена пирамидальными холмами и платформами различных размеров и высоты, на плоских вершинах которых стоят каменные здания: храмы, дворцы, резиденции знати. В конце классического периода у майя появляются площадки для ритуальной игры в мяч. Основной единицей планировки были прямоугольные площади, окруженные монументальными зданиями.
Майя не знали металлов, плуга, они имели представление о колесе, но не использовали его, хотя строили великолепные мощеные дороги.
Классический период отмечен высшим расцветом культуры мезоамериканских народов. Совершенствуются и приобретают широкое распространение рисуночное письмо и иероглифическая письменность.
Но в 9 – 10 вв период расцвета закончился внезапной катастрофой. Города на юге страны были заброшены, население резко сократилось. После 10 века развитие культуры майя испытало влияние со стороны завоевателей (тольтеков) и продолжилось на севере (полуостров Юкатан) и на юге ( в горах Гватемалы).
Ацтеки.
В 1427 году ацтеки организовали союз городов Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана и приступили к завоеванию сопредельных областей. К началу 16 века Ацтекская империя охватывала огромную территорию около 200 тыс. кв. км с населением в 5-6 млн человек. Столица Теночтитлан превратилась в огромный город на 1200 га, а количество жителей достигало 120-130- тысяч.
Этот островной город был связан с материком тремя большими дорогами-дамбами и был прорезан правильной сетью каналов и улиц. Ядро города образовывал ритуально-административный центр – обнесенный стенами квадрат со стороной 400 м, внутри которого находились главные городские храмы, жилища жрецов, школы, площадка для игры в мяч. Рядом располагались ансамбли дворцов правителей. Дворец правителя Монтесумы насчитывал до 300 комнат, имел большой сад, зоопарк, купальни.
Мезоамериканцы связывали историю своего происхождения с главными стадиями земледелия в течение года и в течение всей жизни того или иного этноса. Земледелие сыграло определяющую роль в формировании самоидентификационного сознания народов Мезоамерики. Интенсивное земледелие служило базисом для подъема урбанистических цивилизаций в регионе. Аборигены сравнивали сотворение человеческой жизни с созданием злака: человеческое тело, по их мнению, состояло из желтого и белого маиса. Все культурные растения воспринимались как наделенные божественной силой и играли важную роль в мифологии, календаре, ритуалах, одежде, поклонении предкам и религиозной практике. Археологи открыли, что в заключительной стадии этого земледельческого периода у людей развились некоторые виды ритуального отношения к человеческому телу, которое затем стало центральным моментом в религиях различных мезоамериканских народов. Это явление включало шаманизм, специальные приношения духам предков, расчленения людей, жертвоприношения и сжигание. Особое значение ритуал человеческих жертвоприношений приобрел у ацтеков, считавших, что человеческая кровь предотвращает угасание Солнца и тем спасает жизнь на земле.
Позднее, в период формирования ( между 1800 г. до н.э. и 200 г н.э.) стали создаваться постоянные ритуальные центры с монументальной ритуальной архитектурой, включающей пирамиды, дворцы, гробницы, астрономические «обсерватории» , мощеные камнем дороги и просторные ритуальные площадки на открытом воздухе. Именно на этих священных площадках исполнялись ритуальные представления, которыми руководили жрецы, сосредоточившие экономическую и политическую власть и ведающие художественной, астрономической и духовной сферами.
На территории Мезоамерики одна культура сменяла другую, внося свой вклад в развитие архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства, письменности, мифологии и религиозных воззрений.
Достарыңызбен бөлісу: |